Дело № 2-1090/2013
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Шатура Московской области
резолютивная часть решения вынесена и оглашена 28 ноября 2013 года
мотивированное решение изготовлено 02 декабря 2013 года
Шатурский городской суд Московской области в составе:
председательствующего Давыдовой Ю.С.,
при секретаре Осиповой С.А.,
с участием представителя истца Константинова А.Н. по доверенности Семикова О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Константинова АН к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области об обязании предоставить в собственность земельный участок,
установил:
Константинов А.Н. обратился в суд с иском к Территориальному Управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области об обязании предоставить государственную услугу «продажа (приватизация) земельных участков, находящихся в федеральной собственности, на которых расположены объекты недвижимости», указывая следующее. Он является собственником сооружения - железнодорожный путь, назначение нежилое, протяженность 511,4 м, по адресу <адрес>. 13.12.2012 Константинов А.Н. обратился к ответчику с заявлением об оформлении в собственность земельного участка, на котором расположен указанный объект. В предоставлении указанной государственной услуги было отказано в связи с недостаточностью представленных на регистрацию документов. Считает отказ государственного органа незаконным, поскольку им соблюдены порядок и процедура подачи документов, установленные Административным регламентом, утвержденным Приказом Минэкономразвития РФ от 07.11.2011 №. С учетом уточнений от 23.09.2013 просит признать отказ от 01.03.2013 № ИИ/04-1492 в предоставлении государственной услуги «продажа (приватизация) земельных участков, находящихся в федеральной собственности, на которых расположены объекты недвижимости», действий по возвращению документов незаконными; возложить обязанность по принятию документов, утверждению схемы расположения земельного участка, оформления и получения кадастрового паспорта на земельный участок площадью по расчетным показателям 0,41 га, с расположенным на нем сооружением - железнодорожный путь (тупик), принять решение о предоставлении государственной услуги.
Определением суда от 26.08.2013 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, администрация городского округа Рошаль.
В судебное заседание истец Константинов А.Н. не явился, о времени и месте судебного слушания извещен надлежащим образом. Его представитель по доверенности Семиков О.В. иск поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Просит исковые требования удовлетворить.
Представитель ответчика Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области, представитель третьего лица администрации городского округа Рошаль в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения гражданского дела извещены надлежащим образом.
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения представителя истца, суд приходит к следующему.
На основании договора купли-продажи недвижимого имущества от 27.10.2008 Константинов А.Н. является сооружения - железнодорожный путь, назначение нежилое, протяженность 511,4 м, по адресу <адрес> (л.д. 16).
В силу ч. 1 ст. 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
При этом, согласно пункту 2 статьи 35 ЗК РФ предельные размеры площади части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, определяются в соответствии с пунктом 3 статьи 33 ЗК РФ исходя из утвержденных в установленном порядке норм отвода земель для конкретных видов деятельности или правил землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документации.
Таким образом, действующим законодательством императивно установлено безусловное право собственника строений на право приватизации земельного участка находящегося под этим строением и участок, необходимый для его использования.
В соответствии со ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
В случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости». Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка (ч. 7 ст. 36 ЗК РФ).
13.12.2012 Константинов А.Н. обратился в ТУ Росимущества по Московской области с заявлением о приобретении права собственности на земельный участок, на котором расположены находящиеся в собственности заявителя здания, строения, сооружения. К заявлению приложены: копия свидетельства о государственной регистрации права на железнодорожный путь, уведомление об отсутствии в государственном кадастре недвижимости запрашиваемых сведений, уведомление об отсутствии в ЕГРП запрашиваемых сведений на земельный участок, выписка из ЕГРП на склад, план запрашиваемого земельного участка, копия паспорта Константинова А.Н., копия паспорта представителя, копия доверенности.
Приказом Минэкономразвития РФ от 07.11.2011 № 622 в соответствии с пунктом 4 Правил разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 г. № 373, утвержден Административный регламент по предоставлению Федеральным агентством по управлению государственным имуществом государственной услуги по продаже (приватизации) земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости, в силу п. 1.2 которого государственная услуга предоставляется юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, в собственности которых находятся строения, здания и сооружения.
Государственную услугу предоставляет Росимущество, а также территориальные органы Росимущества (п. 2.2. Регламента).
В соответствии с п. 2.5. Административного регламента результатом предоставления государственной услуги является заключение договора купли-продажи.
Перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления государственной услуги, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственной услуги, подлежащих представлению заявителем, способы их получения, в том числе в электронной форме, порядок их представления предусмотрены п. 2.8. Регламента.
Сообщением от 01.03.2013 № ИИ/04-1493 ТУ Росимущества в Московской области Константинову А.Н. отказано в предоставлении государственной услуги по предоставлению земельного участка в собственность, поскольку не представлено документов, подтверждающих отнесение земельного участка к собственности Российской Федерации, государственный кадастровый учет испрашиваемого земельного участка не осуществлен.
В силу ст. 11.1 ЗК РФ земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами. В случаях и в порядке, которые установлены федеральным законом, могут создаваться искусственные земельные участки.
Частью второй статьи 9 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).
Основания для отказа в предоставлении государственной услуги предусмотрены п. 2.15. Административного регламента по предоставлению Федеральным агентством по управлению государственным имуществом государственной услуги по продаже (приватизации) земельных участков.
Суд на основании материалов дела, в том числе заявления Константинова А.Н. от 13.12.2012, приходит к выводу, что истцом представлен полный пакет документов, необходимых для предоставления испрашиваемой государственной услуги, в соответствии с требованиями п. 2.8. Административного регламента. Иное ответчиком не указано и доказательства не представлены.
Ответчиком в установленные сроки распоряжение об утверждении схемы расположения земельного участка принято не было, утвержденная схема не выдана заявителю.
Между тем, по смыслу п. 7 ст. 36 ЗК РФ утверждение схемы расположения земельного участка под зданием, принадлежащем на праве собственности истцу, является безусловной обязанностью государственного органа и необходимой предпосылкой для подачи документов на оформление земельного участка в собственность или аренду.
Кроме того, указанные в отказе ТУ Росимущества в Московской области обстоятельства не могут являться основанием для ограничения гарантированного федеральным законодательством права лица на постановку земельного участка на кадастровый учет (п. 7 ст. 36 ЗК РФ), поскольку не предусмотрены в качестве таковых ЗК РФ.
Оценив представленные доказательства по правилам ст. ст. 56, 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований частично, поскольку ответчиками не представлено доказательств наличия спора о праве на земельный участок, обременения земельного участка, а также, что земельный участок зарезервирован или изъят из гражданского оборота. Оспариваемым отказом препятствуют истцу в осуществлении прав, предоставленных последнему земельным законодательством. В связи с чем, отказ в предоставлении государственной услуги, а также возращение поданных документов не может быть признан законным. Ответчики обязаны принять документы, представленные истцом в соответствии с требованиями п. 2.8. Административного регламента, утвердить схему расположения земельного участка.
В удовлетворении требований о выполнении необходимых действий для постановки на кадастровый учет земельного участка суд считает необходимым отказать, поскольку данные требования противоречат п. 7 ст. 36 ЗК РФ в той части, что лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости». Довод стороны истца, касающийся предоставления в дальнейшем земельного участка Константинову А.Н. на праве собственности преждевременен, данный вопрос на этой стадии земельных правоотношений не разрешается, является предметом отдельных административных процедур. В связи с чем, оснований для удовлетворения требований о возложении обязанности по принятию решения о предоставлении государственной услуги и совершении необходимых для этого действий, в настоящее время не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования Константинова АН удовлетворить частично.
Признать отказ в предоставлении государственной услуги по продаже (приватизации) земельных участков и действия Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области по возвращению документов незаконными.
Обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области принять документы, поданные Константиновым АН, принять решение об утверждении и выдаче Константинову АН схемы расположения земельного участка по адресу: г. Рошаль Московской области, ул. Коммунаров, д. 11.
В удовлетворении требований о выполнении действий по постановке земельного участка на кадастровый учет, возложении обязанности по принятию решения о предоставлении государственной услуги по продаже (приватизации) земельных участков, совершению необходимых действий отказать.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Шатурский городской суд в течение месяца со дня его составления в окончательном виде.
Судья Ю.С. Давыдова