Решение по делу № 33-14216/2019 от 16.07.2019

Судья Сарманова Э.В.

Дело № 33-14216/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Екатеринбург

23 августа 2019 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе

председательствующего

Ольковой А.А.

судей

Некрасовой А.С.

Мехонцевой Е.М.

при секретаре Делягиной С.В. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Устюжаниной Галины Николаевны к Никищенковой Вере Ильиничне и Пархачевой Елене Викторовне о признании несогласованными границ земельных участков и их установлении, устранении препятствий в пользовании участком, по встречному иску Пархачевой Елены Викторовны к Устюжаниной Галине Николаевне об устранении нарушений права владения земельным участком, возложении обязанности по сносу объекта капитального строительства, возмещении морального вреда по апелляционным жалобам истца Устюжаниной Галины Николаевны и ответчика Пархачевой Елены Викторовны на решение Североуральского городского суда Свердловской области от 26.04.2019.

Заслушав доклад судьи Ольковой А.А., объяснения истца Устюжаниной Г.Н., ее представителя Шумилова А.В., представителя ответчиков Никищенковой В.И. и Пархачевой Е.В. – Лебедева С.Ю., судебная коллегия

установила:

истец Устюжанина Г.Н. является собственником земельного участка площадью 784 кв.м с кадастровым номером :120 по ул....

Ответчик Никищенкова В.И. является собственником смежного земельного участка по ... площадью 760 кв.м с кадастровым номером :119.

Пархачева Е.В. является собственником другого смежного с истцом участка площадью 1147 кв.м с кадастровым номером :121, расположенного по ....

Границы участков установлены по результатам кадастровых работ в 2003-2004 гг.

Ссылаясь на то, что кадастровые работы в отношении всех указанных земельных участков проведены с нарушением требований земельного законодательства, в отсутствие согласования, истец просила признать границы не согласованными и не установленными. Настаивая на том, что границы ее участка должны проходить с отступом в 1 м от расположенных хозяйственных построек в сторону участков ответчиков, просила установить границы земельных участков сторон с учетом плана границ, утвержденного начальником территориального отдела № 1 Управления Роснедвижимости по г. Североуральску - С.М.С. 06.03.2006. Также просила обязать Пархачеву Е.В. не чинить препятствия в пользовании участком.

Ответчик Никищенкова В.И. против удовлетворения требований возражала, ссылаясь на законность установленных границ.

Ответчик Пархачева Е.В. обратилась с самостоятельным иском к Устюжаниной Г.Н. об устранении препятствий в пользовании земельным участком. Просила демонтировать гараж, ссылаясь на то, что он построен с нарушением строительных норм и правил, без установленного законом отступа от смежной границы, с нарушением противопожарных разрывов. Также просила взыскать компенсацию морального вреда в размере 5000 руб.

Устюжанина Г.Н. против удовлетворения требований о сносе гаража возражала, указав, что строительство всех построек согласовано, необходимые разрешения получены.

Определением суда от 30.01.2019 гражданские дела соединены в одно производство.

Решением суда от 26.04.2019 в удовлетворении всех исков отказано.

Не согласившись с таким решением, стороны обратились с апелляционными жалобами.

Устюжанина Г.Н. в обоснование своей жалобы настаивает на нарушении процедуры согласования смежных границ, повлекшее незаконное уменьшение площади ее земельного участка. Просит решение суда в части отказа в удовлетворении заявленных ею требований отменить, иск удовлетворить.

Представитель Пархачевой Е.В. – Лебедев С.Ю. просит решение в части отказа в удовлетворении требований Пархачевой Е.В. отменить, вынести по делу в этой части новое решение. В своей жалобе указывает на нарушение судом норм процессуального права, выразившихся в отказе в назначении судебной строительно-технической экспертизы на предмет наличия угрозы жизни и здоровью близостью постройки Устюжаниной Г.Н., необоснованном отклонении представленного на этот счет стороной ответчика заключения специалиста. Считает неверным вывод суда о несоразмерности выбранного способа защиты последствиям нарушения права. Настаивает на том, что расположенный на участке истца гараж несет угрозу жизни и безопасности, нарушает градостроительные и строительные нормы и правила, что было установлено решением Североуральского городского суда Свердловской области от 05.03.2018 по делу № 2-3/2018. План расположения жилого дома и надворных построек, представленный истцом, содержит лишь разрешение на их строительство с учетом соблюдения градостроительных и противопожарных норм. Однако эти нормы соблюдены не были.

В суде апелляционной инстанции истец Устюжанина Г.Н., ее представитель Шумилов А.В., представитель ответчиков Никищенковой В.И. и Пархачевой Е.В. – Лебедев С.Ю. доводы своих жалоб поддержали, против удовлетворения жалобы противоположной стороны возражали.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились.

Заслушав объяснения явившихся участников процесса, исследовав материалы дела, а также дел № 2-332/2016, 2-10/2019, обсудив доводы апелляционных жалоб и проверив в их пределах обжалуемое решение, судебная коллегия не находит оснований к его отмене, при этом исходит из следующего.

Как верно указал суд первой инстанции, оспаривая имеющиеся в межевых делах акты согласования и требуя установления новых границ, истец фактически оспаривает результаты кадастровых работ по мотиву нарушения процедуры согласования границ.

Разрешая указанные требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статьи 17 Федерального закона от 18.06.2001 № 78-ФЗ «О землеустройстве», Инструкцией по межеванию земель, утвержденной Роскомземом 08.04.1996, пунктами 14.1, 14.2, 14.4 Методических рекомендаций по проведению межевания объектов землеустройства, утвержденными Росземкадастром 17.02.2003 (действующими на период проведения оспариваемых кадастровых работ), частью 3 статьи 61 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости», пришел к выводу об отсутствии оснований для их удовлетворения, поскольку факт нарушения прав Устюжаниной Г.Н. при установлении оспариваемых границ не доказан.

Судебная коллегия с такими выводами суда соглашается, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и совокупности собранных доказательств.

Как верно указал суд, отсутствие подписи истца (подписи ее мужа У.В.И..) в актах согласования границ участков и наличие мотивированного отказа в таком согласовании, сами по себе не свидетельствуют о нарушении ее прав.

Согласно разъяснениям Верховного Суда Российской Федерации в пункте 2.9 Обзора судебной практики по вопросам, возникающим при рассмотрении дел, связанных с садоводческими, огородническими и дачными некоммерческими объединениями, за 2010-2013 гг., утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 02.07.2014, отсутствие подписи смежного землепользователя в акте согласования границ при проведении кадастровых работ является основанием для признания результатов межевания недействительными только в случае нарушения прав и законных интересов смежного землепользователя.

Судебной защите в силу статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации подлежит только нарушенное право, в связи с чем суд первой инстанции правильно проверял то, в какой мере установление границ спорных земельных участков при проведении кадастровых работ без соответствующего согласования могло нарушить права и законные интересы истца.

Необходимость соблюдения процедуры согласования не должна носить формального характера, исходя из чего истцом должны быть представлены достаточные доказательства, подтверждающие несоответствие установленных в ходе кадастровых работ смежных границ их действительному положению и нарушение ее прав.

Как видно из материалов дела, таких доказательств истцом Устюжаниной Г.Н. не представлено.

Ссылаясь на то, что границы участка должны проходить на расстоянии 1 м от ее хозяйственных построек вглубь участков ответчиков, истец доказательств этому не представляет. Сведений о том, что границы ее участка на момент проведения кадастровых работ и длительное время до этого соответствовали указанному местоположению, в материалах дела отсутствуют, равно как и доказательства использования спорной части Устюжаниной Г.Н. или кем-либо из ее правопредшественников.

В планах границ от 06.03.2006 (л.д. 70, 223 т.1), на которые ссылается Устюжанина Г.Н., не содержится сведений о том, что границы ее участка проходят на расстоянии 1 м от хозяйственных построек. Напротив, по данному плану границы проходят по стене расположенных на нем строений – жилого дома и гаража. Аналогичное местоположение границ следует из плана БТИ от 1992 г. (межевое дело № 1577), выкопировки для согласования хозяйственных построек от 2001 г. (л.д. 71 дело № 2-10/2019). Согласно схеме 2003 г. в межевом деле № 1577 границы участка также проходили по деревянному забору и стенам жилого дома и гаража, что соответствуют их текущему местоположению.

В решении Североуральского городского суда от 01.12.2003 по иску Устюжаниной Г.Н. к О.А.Л., О.Н.Г. (прежние собственники участка ответчика Пархачевой Е.В.) зафиксировано, что оспариваемые истцом границы существуют как минимум с 2000 г. Ее доводы о том, что ответчики заняли часть участка и границы необходимо перенести на 1 м от построек проверялись судом в рамках этого дела и факт частичного занятия участка истца не нашел своего подтверждения. Ссылки в подтверждение неверного установления границ на уменьшение ширины участка (16,73 м вместо 20 м) также были предметом судебного рассмотрения в этом гражданском деле. Судом было установлено, что с 1962 г. по 2003 г. ширина участка Устюжаниной Г.Н. по фасаду варьировалась от 16,73 м до 17,11 м. При этом наложение съёмок 1999 г. и 2003 г. свидетельствует о том, что изменение произошло за счет нарушения истцом общей границы с участками домов № 20 и № 16.

Коллегия не находит оснований для иных выводов в рамках настоящего дела, приходя к выводу, что все собранные доказательства свидетельствуют об обратном.

Разрешая требования Пархачевой Е.В. о сносе гаража, суд первой инстанции, руководствуясь статьей 304 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 45 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», пришел также к обоснованному выводу об отсутствии оснований для их удовлетворения.

В соответствии с пунктом 6.7 Свода Правил «СНиП 30-02-97 «Планировка и застройка территории садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения», утвержденных Приказом Министерства регионального развития России от 30.12.2010 № 849, минимальное расстояние до границы соседнего участка по санитарно- бытовым условиям должно составлять: для хозяйственной постройки – не менее 1 м, для стволовых высокорослых деревьев – не менее 4 м.

В силу статьи 2 Федерального закона 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» свод правил определяется как документ, применяемый на добровольной основе в целях соблюдения требований технических регламентов.

Таким образом, положения Свода правил носят рекомендательный характер, а потому их несоблюдение само по себе не может являться основанием для удовлетворения иска. На истце в данном случае лежит бремя доказывания того факта, что несоблюдение строительных норм повлекло существенное нарушение ее прав.

В данном случае, с учетом заявленного ответчиком способа защиты в виде демонтажа постройки (гаража), который является крайней мерой, ответчик должна была доказать, что выявленное нарушение является существенным и не может быть устранено иными способами.

Пархачева Е.В. указала, что возведение гаража Устюжаниной Г.Н. в непосредственной близости к смежной границе влечет угрозу нарушения ее прав возможностью причинения вреда ее постройкам в случае пожара. Вместе с тем достаточных тому доказательств ею не представлено. Заключение специалиста ООО Независимая экспертиза» - С.Г.А. от 22.04.2019, представленное стороной ответчика, не может быть признано в качестве такового.

Из заключения видно, что противопожарное расстояние между постройками истца и ответчика составляет менее 15 м, что не соответствует требованиям пожарной безопасности. Основываясь исключительно на данном факте, специалист сделал вывод о том, что гараж несет угрозу жизни и здоровью граждан. Однако конкретные обстоятельства, обосновывающие данный вывод, соответствующие расчеты в заключении не приведены. Не обосновано специалистом и то, почему демонтаж строения является единственно возможным способом устранения нарушения прав. Следовательно, указанный вывод правильно был отвергнут судом.

Ссылка в жалобе на необоснованный отказ суда в назначении судебной строительно-технической экспертизы основанием для отмены решения не является. В заседании суда апелляционной инстанции ответчик ходатайства о ее назначении не заявляла.

Руководствуясь частью 1 статьи 328, статьей 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Североуральского городского суда Свердловской области от 26.04.2019 оставить без изменения, апелляционные жалобы Устюжаниной Галины Николаевны и Пархачевой Елены Викторовны – без удовлетворения.

Председательствующий Олькова А.А.

Судьи Некрасова А.С.

Мехонцева Е.М.

33-14216/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Устюжанина Г.Н.
Ответчики
Пархачёва Е.В.
Никищенкова В.И.
Другие
Управление Росреестра по Свердловской области Североуральский отдел
Администрация Североуральского ГО
Суд
Свердловский областной суд
Судья
Олькова Анастасия Анатольевна
Дело на странице суда
oblsud.svd.sudrf.ru
23.08.2019Судебное заседание
30.08.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее