Дело № 2-39-2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
25 февраля 2019 г. г.Шумерля
Шумерлинский районный суд Чувашской Республики
В составе:
Председательствующего Сливницыной Н.В.
При секретаре Игнатьевой Е.В.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Савельевой Маргариты Николаевны к Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации в ........................ Республики – Чувашии (межрайонное) о признании незаконным решения № ___________ от 09.07.2018г. в части следующих периодов, включенных в специальный стаж работы в календарном исчислении: периодов работы с "___" ___________ г. по "___" ___________ г. ( календарный 04г.01м. 20дн.) и с 23.03.1994г. по "___" ___________ г..(05л.09м.09дн.) в должности медсестры в 3 терапевтическом отделении в Шумерлинской ЦРБ (итого календарный 9л.10м.29дн); в части следующих периодов, не включенных в специальный стаж работы, а также в части отказа в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения с 29.06.18г; периодов нахождения на курсах повышения квалификации в должности медицинской сестры в 3 терапевтическом отделении в Шумерлинской ЦРБ с "___" ___________ г. по "___" ___________ г..( календарный 1м.01дн.) и в должности медсестры в БУ ЧР « Шумерлинский межтерриториальный медицинский центр» МЗ ЧР с 10.02.2014г. по 12.03.2014г. (календарный( 01м.03дн.); периодов нахождения в частично оплачиваемом отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет в должности медсестры в 3 терапевтическом отделении в Шумерлинской ЦРБ с 06.01.93г по "___" ___________ г., с 21. 04.2002 г. по "___" ___________ г. ( календарный 1г. 2м. 17 дн.); обязании в специальный медицинский стаж,, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости: периоды работы с 15.11.88г. по 05.01.1993г (04г.01м. 20дн.) и с 23.03.1994г. по "___" ___________ г..(05л.09м.09дн.) в должности медсестры в 3 терапевтическом отделении в Шумерлинской ЦРБ в льготном исчислении, как 1 год работы за 1 год 3 мес. (льготный 2г.5м.22 дн.); периоды нахождения на курсах повышения квалификации должности медицинской сестры в 3 терапевтическом отделении в Шумерлинской ЦРБ с "___" ___________ г. по "___" ___________ г. в льготном исчислении, как 1год работы за 1 год 3 мес. (льготный 8дн.); периоды нахождения в частично оплачиваемом отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет в должности медицинской сестры в 3 терапевтическом отделении в Шумерлинской ЦРБ с "___" ___________ г. по "___" ___________ г., с 21. 04.2002 г. по "___" ___________ г., в льготном исчислении, как 1 год работы за 1 год 3 мес. (льготный 3м. 19дн.) ; обязании назначить страховую пенсию по старости с момента обращения за пенсией - с 29.06.2018г. в связи наличием требуемого медицинского стажа 30 лет и возникновения права на досрочную пенсию по старости; взыскании в ее пользу судебных издержек в соответствии ст, 94-103 ГПК за распечатку и ксерокопирование судебных документов в сумме 224 рубля, судебных расходов по оплате госпошлины в соответствии с п.п.3 ч.1 ст.333,19 НК РФ в сумме 900 рублей,
У С Т А Н О В И Л :
Савельева М.Н. обратилась в суд с указанным выше иском по тем основаниям, что она обратилась с заявлением № ___________ "___" ___________ г. в Государственное учреждение - Управление Пенсионного Фонда РФ в городе Шумерля Чувашской Республики - Чувашии о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с ч. 1 п. 20 ст.ЗО Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа, и не менее 30 лет в городах, в сельской местности и в поселках городского типа, либо только в городах, независимо от их возраста. Согласно ст. 8 Федерального закона от "___" ___________ г.г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. На 2018 год страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 9 лет страхового стажа и при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 13,8 баллов.
По волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, в рамках правовой позиции Конституционного Суда РФ, сформулированной в Постановлении от 29.01. 2004 года № ___________-П и Определении от "___" ___________ г. № ___________-О, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального Закона от "___" ___________ г., органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, могут произвести исчисление стажа на соответствующих видах работ по оптимальному варианту: правом выбора в применении тех положений закона, которые действовали в период его деятельности, или тех положений, которые действуют на момент его обращения за пенсией.
Ч.1 п.п.20 ст. 30 Закона № ___________-Ф3 связывает право на досрочное пенсионное обеспечение медицинских работников с длительным осуществлением именно лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. Согласно пункту 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утверждённых Постановлением Правительства РФ от 11.07. 2002 года № ___________, периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами. При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
В период ее профессиональной деятельности действовали: законы о пенсиях: от "___" ___________ г. (ст.58); от "___" ___________ г. № ___________ (ст.81, 83); от "___" ___________ г. № 173-ФЗ (п.п.20 п.1 ст. 27); №400-ФЗ от 28.12.2013г., списки должностей и учреждений и Правил исчисления стажа, утв. постановлением СМ СССР от "___" ___________ г. № ___________; постановлением СМ РСФСР от "___" ___________ г. № ___________; постановлением Правительства РФ от "___" ___________ г. № ___________; постановление Правительства РФ от "___" ___________ г. № ___________, Правила № ___________,утвержденными постановлениями Правительства РФ от 11.07.2002г.
Согласно части 1 статьи 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии по старости), но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Решением Государственного учреждения - Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в ........................ Республики - Чувашии (далее ПФ ЧР в ........................) от "___" ___________ г. № ___________. в назначении досрочной страховой пенсии по старости было отказано ввиду отсутствия требуемого 30 - летнего специального медицинского стажа работы. В соответствии с указанным решением на дату обращения ее специальный медстаж составил 27 лет 8 мес. бесспорно зачтённых в специальный медицинский стаж периодов работы, которые она оспаривает, кроме периодов работы с 15.11.88г. по 31.12.1999г. ( 11л.01м.16дн.) в должности медицинской сестры в 3 терапевтическом отделении в Шумерлинской центральной районной больнице (далее Шумерлинской ЦРБ), из них период с 15.11.1988г. по 05.01.93г. (04г.01м. 20 дн. ) и 23.03.94г по 31.12.99г.(05л. 09м.09дн.) всего 9лет 10 мес. 29дн. зачтённых в календарном исчислении без учета льготного исчисления (льготный составляет 2г. 5 мес.22 дней.); в части отказа во включении периодов повышения квалификации с "___" ___________ г. по "___" ___________ г..(00л1м.01дн.) и "___" ___________ г. по "___" ___________ г. (00л.01м.03дн.) в должности медсестры «Шумерлинской ЦРБ»; а также в части отказа во включении в специальный медицинский стаж из указанного периода с "___" ___________ г. по "___" ___________ г. периода нахождения в отпуске по уходу за ребёнком до 1,5 лет с 06.01.93г. по 22.03.94г.(01г 02м 17дн.). Она не согласна с оспоримой частью решения с учётом которой у нее есть более 30 лет требуемого медстажа и возникло право на досрочную пенсию по старости по следующим основаниям.
Периоды работы в Шумерлинской центральной районной больнице с 15.11.1988г. по 05.01.93г. (04г.01м. 20 дн. ) и 23.03.94г по 31.12.99г.(05л. 09м.09дн.) всего 9лет 10мес. 29дн. в должности медицинской сестры в 3 терапевтическом отделении в Шумерлинской центральной районной больницы зачтены в календарном порядке, вместо применения льготного правила исчисления.
Письмом Минтруда РФ и Пенсионного фонда России от "___" ___________ г. NN 3948/1-17, 06-25/8625 О порядке исчисления специального стажа, имевшего место до "___" ___________ г. и дающего право на пенсию за выслугу лет, при исчислении специального стажа, имевшего место до "___" ___________ г. и дающего право на пенсию за выслугу лет в соответствии со статьей 81 Закона Российской Федерации от "___" ___________ г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", применяется Номенклатура должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, утвержденная Приказом Минздрава России от "___" ___________ г. N 377, Номенклатура учреждений здравоохранения, утвержденная Приказом Минздрава России от "___" ___________ г. N 395(зарегистрирован в Минюсте России "___" ___________ г., регистрационный N 1965)( далее Приказ МЗ РФ № ___________) с изменениями и дополнениями, внесенными Приказом Минздрава России от "___" ___________ г. N 73 и № ___________ от 04.06.2001г., принятого в целях приведения наименования учреждений здравоохранения в соответствии с номенклатурой. С принятием Приказа Минздрава России от "___" ___________ г. № ___________(зарегистрирован Минюсте 25.06.2003г.), и его вступлением в силу утратил силу Приказ МЗ РФ № ___________, которым утверждена новая номенклатура государственных и муниципальных учреждений здравоохранения. Руководителям органов управления здравоохранением и фармацевтической службой субъектов РФ, руководителям учреждений здравоохранения федерального подчинения приказано привести наименования учреждений здравоохранения в соответствие с номенклатурой, утвержденной настоящим Приказом. Неисполнение руководителями учреждений обязанности по приведению их в соответствие с номенклатурой и неправильное предоставление сведений в ПФ РФ не может служить основанием для отказа в реализации прав на досрочную пенсию по старости.
Из п.п. 1.1.1 Единой номенклатуры государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава РФ № ___________ от 03.06.2003г., Центральная (городская, окружная, районная) больница является больничным учреждением, относящимся к лечебно-профилактическим учреждениям. Пунктом 8 приказа Минздрава РФ № ___________ от 03.11.1999г. «Об утверждении номенклатуры учреждений здравоохранения» (в ред. приказа Минздрава РФ № ___________ от 28.02.2000г.), было предусмотрено, что лечебно-профилактические учреждения, предусмотренные настоящей Номенклатурой, могут добровольно объединяться на функциональной основе по территориальному признаку в Территориальные медицинские организации (ТМО), при этом учреждения здравоохранения, входящие в ТМО, сохраняют свою самостоятельность и статус юридического лица. В предыдущей редакции указанного пункта ТМО признано комплексом лечебно-профилактических и других учреждений и подразделений, функционально и организационно между собой связанных, объединившихся на добровольных началах по территориальному отраслевому принципу, головной организацией которой является поликлиника или больница.
Примечанием Номенклатуры учреждений здравоохранения, утверждённая Приказом Минздрава России № ___________ от "___" ___________ г. «Об утверждении номенклатуры учреждений здравоохранения», принятой в целях приведения наименования учреждений здравоохранения в соответствие с номенклатурой, утвержденной данным Приказом (в ред. приказа Минздрава РФ № ___________ от 04.06.2001г.) определено, что ........................ной больницей является районная больница, на которую возложены функции органа управления здравоохранением сельского административного района или одновременно функции органа управления здравоохранением сельского административного района и функции органа управления здравоохранением города, не имеющих органов управления здравоохранением в городских районах.
Согласно вышеуказанного приказа № ___________ МЗ РФ ........................ поликлиника организуется в сельском административном районе при отсутствии центральной районной больницы и выполняет функции органа управления здравоохранением района. ........................ные больницы или центральные районные поликлиники в городских районах не организуются. П.2 указанного приказа руководителям органов управления здравоохранением и фармацевтической службой субъектов Российской Федерации, руководителям учреждений здравоохранения федерального подчинения предписано привести наименования учреждений здравоохранения в соответствие с номенклатурой и предписанной структурной организацией, утвержденной настоящим приказом.
Между тем, постановлением главы ........................ной администрации от16.04. 92г. № ___________ Шумерлинская центральная районная больница переименована в Территориальное медицинское объединение « Шумерлинская центральная районная больница»(ТМО Шумерлинская ЦРБ). Устав ТМО «Шумерлинская ЦРБ» зарегистрирован постановлением главы ........................ной администрации от 01.05. 1992г., устав ТМО Шумерлинская ЦРБ» 1999г. зарегистрирован постановлением главы администрации ........................ от 13.08.1999г № ___________ в состав учреждения входят его подразделения без образования юридического лица согласно списка сельские врачебные амбулатории и фельдшерско -акушерские пункты (ФАП) сел и деревень района. Так как юридический и фактический адрес не менялся, между тем, согласно П. 1.4 Устава МУЗ «Шумерлинская ЦРБ» от "___" ___________ г. № ___________ в нарушение Приказа МЗ РФ № ___________ организована в городском районе( адрес : Шумерля, ........................). Из чего следует и подтверждается, что головной (центральной) больницей сельских амбулаторий и ФАПов является районное ТМО «Шумерлинская ЦРБ». Указанные нарушения организации не могут являться основанием отказа в реализации прав на льготное исчисление стажа в соответствии с законом составляет 2г. 5 мес.22 дней. Таким образом, на день обращения за страховой пенсией с учётом бесспорно календарно зачтённых периодов работы из 27л. 08 м.16 дн. +льготных 2г.5мес.22дн. у нее специальный медицинский стаж составляет, 30 лет 2 м.08дн.
Медицинские работники обязаны повышать свою квалификацию согласно ст. 63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22.07.1993 № 5487-1 (далее -Основы законодательства об охране здоровья). Согласно ст. 196 ТК РФ необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд определяет работодатель. В случаях предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ, работодатель обязан проводить повышение квалификации работников, если это является условием выполнения работником определенных видов деятельности (ч.4ст.196 ТК РФ).). Подзаконные акты конкретизируют эту обязанность. В частности, приказ Минздрава России от 05.06 1998 № 186 «О повышении квалификации специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием» и приказа Минздрава РФ №66н от 03.08.2012 года устанавливает периодичность повышения квалификации для специалистов - не реже чем раз в пять лет. Период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом медицинской работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель производил отчисление страховых взносов в ПФР. В силу ст. 187 ТК РФ при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Поскольку, период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы с которой уплачивались страховые взносы в ПФ РФ, подлежит включению как в общий страховой, так и в специальный медицинский стаж, а исключение этих периодов из специального стажа противоречит закону. В спорный период она осуществляла трудовую деятельность, что подтверждено трудовой книжкой, где отсутствуют сведения о прекращении трудовых правоотношений в спорный период, данные периоды подлежат включению в специальный стаж в силу положений п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 г. № 516, в соответствии с которыми периоды нахождения в учебных отпусках являются периодами работы с сохранением заработной платы. Поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации с 04.05.2009 г. по 04.06.2009 г.(00л1м.01дн.) и 10.02.2014г по 12.03.2014г (00л.01м.03дн.) является периодом работы с сохранением средней заработной платы и подлежит включению как в общий страховой, так и в специальный медицинский стаж, причём период 04.05.2009 г. по 04.06.2009 г.(календарный 00л1м.01дн.) с учётом работы в Шумерлинской ЦРБ в порядке льготного исчисления ( льготный 7,75 дн.=8 дн).Таким образом, на день обращения за страховой пенсией с учётом бесспорно зачтённых периодов работы из 27л. 08 м.16 дн. + из календарного 9л 10м.29дн. с 15.11.1988г. по 05.01.93г. (04г.01м. 20 дн.) и23.03.94г по 31.12.99г.(05л. 09м.09дн.), не включён льготный 2г.5м. 22дн. по п.2 Правил №464 и п.2 Правил №1066. + повышение квалификации не включён 1м 01 дн, льготных -8дн. дн.+1м.03дн. у нее специальный медицинский стаж составляет 30 лет 4мес. 20дн.
Ею также использовался частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до 1,5 летнего возраста с 06.01.93г по 22.03.94г.( 1г. 2м. 17 дн.) в виде пособия по социальному страхованию, который неправомерно исключен из стажа по следующим основаниям. Указанный период отпуска по уходу за ребенком до достижения им 1,5 лет подлежит зачету в медицинский стаж, причем он должен исчисляться в льготном порядке, поскольку она состояла в трудовых отношениях в должности медсестры терапевтического отделения Шумерлинской ЦРБ, обслуживающей сельское население. Работа в упомянутом учреждении подлежит к исчислению согласно п.2-постановления СМ РСФСР № 464 в льготном исчислении за 1год как 1г и 3 месяца.
Так, в п.7 Разъяснений Госкомтруда СССР м-Секретариата ВЦСПС от 29 ноября 1989г. № 23/24-11 «О порядке предоставления женщинам частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет» (утверждены постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВСЦПС от 29 ноября 1989г. № 375/24-11), действовавшего в период нахождения ею в отпуске по уходу за ребенком, установлено, что время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет засчитывается как в общий, так и в непрерывный стаж работы и в стаж работы по специальности, в т.ч. при назначении пособий по государственному социальному страхованию, при назначении пенсии, в других случаях, когда от стажа зависит получение каких-либо льгот.
Правилами, утвержденными постановлениями Правительства РФ от 11 июля 2002г. № 516 и от 29 октября 2002г. № 781, не предусмотрено включение в стаж работы, дающей право на досрочно назначаемую трудовую пенсию по старости, периода нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком.
Вместе с тем, с учетом Постановления Конституционного Суда РФ от 29 января 2004г. № 2-П, если на момент вступления в силу Закона № 173-ФЗ застрахованное лицо имеет стаж на соответствующих видах работ, то его исчисление может производиться по нормам действовавшего на 31 декабря 2001г. правового регулирования (независимо от продолжительности такого стажа).. Учитывая, что отпуск по уходу за ребенком начался у нее до вступления в законную силу ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» № 173-Ф3,(01.01.2002г. дата вступления в силу Закона № 173-ФЗ), то отпуск по уходу за ребенком засчитывается в общий, непрерывный трудовой стаж, а также в стаж работы по специальности
Между тем, в правоприменительной практике дата 06.10.92г. время вступления в силу Закона РФ от 25.09.1992 № 3543-1 О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации в ст.167 КЗоТ( в ред. Закона РФ от 25.09.1992), с принятием которого названный период в правоприменительной практике перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях, т.е. до даты подлежал включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости, признана как не позволяющий включению в специальный стаж. Но сложившая правоприменительная практика, не позволяющая включать в специальный медстаж периоды отпуска по уходу за ребёнком до 1,5 лет после 06.10.92г., связан с произвольным и неправильным истолкованием конституционно-правового смысла закона, что исключение указанных периодов после 06.10.92 г. из специального медстажа_ противоречит положениям Конституции РФ по следующим основаниям.
Важнейшим элементом социального обеспечения является пенсионное обеспечение. Государственные пенсии, как закреплено в ст.39 (часть 2) Конституции РФ, устанавливаются законом, поэтому определение правовых оснований назначения пенсий, их размеров, порядка исчисления и выплаты - компетенция федерального законодателя, который вправе предусматривать как общие условия назначения пенсий, так и особенности приобретения права на пенсию для некоторых категорий граждан, в том числе исходя из характера выполняемой профессиональной деятельности, включая льготные условия назначения пенсии. Осуществляя дифференциацию пенсионного обеспечения, федеральный законодатель должен исходить из Требований Конституции РФ, в том числе ее ст.55 (часть 2), согласно которой в РФ не допускается издание законов, отменяющих или умаляющих права и свободы граждан, и учитывать правовые позиции Конституционного Суда РФ, выраженные в сохраняющих свою силу Постановлениях от 24 февраля 1998 года N 7-П, от 3 июня 2004 года N 11-П, определениях от 6 марта 2003 года N 107-О, от 12 апреля 2005 года N 164-0, от 27 июня 2005 года N 231-0 и других решениях.
Конституционно правовой смысл, изложенный в Постановлении КС РФ от 15;06.1998 N 18-П применим по аналогии права, и исключение указанных периодов фактически направлено на необоснованные и несправедливые различия(дифференциации) в праве о зачёте указанных «нестраховых периодов отпуска по уходу за ребёнком до 1,5 лет» от даты начала отпуска 06.10.92г. Провозглашение РФ правовым и социальным государством, в котором человек, его права и свободы являются высшей ценностью; каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь: каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 1. часть 1; статья 2; статья 7, часть 1; статья 21, часть 1; статья 39. часть 1; статья 41. часть 1. Конституции РФ), обязывает государство разработать эффективный механизм реализации указанных конституционных прав. Обязательное социальное страхование, представляющее собой часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование как работающих, так и иных категорий граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам (ст. Федерального закона от 16 июля 1999 года N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования"), выступает в качестве основной организационно-правовой формы реализации указанных прав граждан. Гарантии также закреплены и в ч. 2 ст. 55 Конституции РФ, предусматривающей, что в РФ не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. В связи с чем не допускается необоснованное ограничение объема прав и возможностей, сокращение гарантий и механизмов правовой защиты. Законодатель в силу ч.1 ст.15 Конституции РФ обязан исходить из верховенства Конституции РФ и высшей юридической силы ее принципов и норм.
Период получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности по беременности и родам начался до 06.10.91г.и послеродовый отпуск продолжался после ограничительной даты 06.10.91 г.,(роды 28.10.92г), а отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет начался с 06.01.93г, т.е. в период после вступления в силу изменений в ст. КЗоТ. Согласно ст. 167 КЗоТ РСФСР (в редакции 1971 г.) отпуск по уходу за ребенком без сохранения заработной платы засчитывался в общий и непрерывный стаж работы, а также в стаж работы по специальности, но между тем (ред. Закона РФ от 25.09.1992 г. № 3543-1 частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет осуществлялся с выплатой за этот период также пособия по государственному социальному страхованию. Период получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности в связи с беременностью и родами засчитаны ответчиком в спецстаж в бесспорном порядке, а период отпуска по уходу за ребёнком до1,5 лет также с получением пособия по государственному социальному страхованию (1г2м.17дн.), неправомерно исключён из медицинского стажа.
Между тем, в соответствии со ст.4 ГК РФ «О действии закона во времени», а также ряда решений Конституционного Суда РФ (определения КС РФ от 05.11.2002 № 320-О; 06.03.2003 № 107-О; постановление КС РФ от 29.11.2004 № 2-П) при рассмотрении вопроса о назначении досрочной трудовой пенсии по старости должны применяться нормативные акты, действовавшие во время трудовых отношений. Доверие по отношению к установленному правопорядку - важная ценность правового государства, которая связана с достоинством личности, с признанием человека и его прав и свобод высшей ценностью. Так Конституционный Суд РФ в Постановлении от 29 января 2004 г. N 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 г. N 8-П и Определение от 5 ноября 2002 г. N 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами пенсионного законодательства РФ, действовавшего на момент приобретения права и принятыми в соответствии с ними подзаконными актами, и подтвердил, что по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального Закона №173 от 17.12.2001 г. органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, могут произвести исчисление стажа на соответствующих видах работ по оптимальному варианту(П.58 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа, утв. ПП №1015. п. 19 постановления Пленума Верховного Суда РФ "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" от 11.12.2012 № 30) и с учетом положений ст. 6 (ч.2). 15 (ч.4У 17 (ч.1). 18. 19 и 55 (ч.1) Конституции РФ, предполагающих правовую определенность недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм и предсказуемость законодательной политики с тем, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения (разумной стабильности правового регулирования) и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты (Определение от 5 ноября 2002 г. N 3201 О), а также с учётом правовых позиций, изложенных в Постановлениях и Определениях Конституционного Суда РФ, в частности в Определении Конституционного Суда РФ от 4 марта 2004 г. N 81-0, что соответствие тем работам (должностям, профессиям, учреждениям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости определяется на основании решения органов пенсионного обеспечения при оценке общего и специального трудового стажа по представленным в ПФ РФ документам, а в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет, как периода фактической выполняемой работы согласно Правил исчисления специального медстажа работникам, осуществляющим лечебную и иную работу по охране здоровья населения, дающую право на указанную пенсию, может быть установлена судами общей юрисдикции в соответствии ст.56 ГПК РФ и ст.46 Конституции РФ, поскольку исключение такой возможности привело бы к нарушению конституционных принципов справедливости, равенства и к ограничению конституционного права на пенсионное обеспечение по старости; в Постановлении Конституционного Суда от 03.06.2004 № 11-П. который признал не соответствующими Конституции РФ, ее ст. 19 (ч.1 и 2), 39 (ч. 1 и 2) и 55 (ч. 2 и 3), взаимосвязанных нормативных положений п.п. 10, 11, 12 п. 1 ст.28 и п.1 и 2 ст.31 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ", в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования пенсионного обеспечения данные положения не позволяют засчитывать в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, занимавшимся лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, периоды осуществления ими этой деятельности в учреждениях, не являющихся государственными или муниципальными, которые включались в соответствующий стаж ранее действовавшим законодательством и форма собственности как таковая не может служить достаточным основанием для дифференциации условий назначения трудовых пенсий по старости, аналогия как и от даты 06.10.92г. начала отпуска по уходу за ребенком до 1.5 лет, при том, что законодательное регулирование порядка сохранения и реализации пенсионных прав, уже приобретенных указанными лицами в результате длительной профессиональной деятельности, до настоящего времени отсутствует, и что в сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает помимо прочего запрет вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях), критерии (признаки), лежащие в основе установления специальных норм пенсионного обеспечения, должны определяться исходя из преследуемой при этом цели дифференциации в правовом регулировании, т.е. сами критерии и правовые последствия дифференциации - быть сущностно взаимообусловлены; ( Постановление КС РФ от 03.06.2004 N 11-П); правовой позиции в Постановлении от 24 мая 2001 года N 8-П, Конституционного Суда РФ, в соответствии с которой внесение изменений в действующее правовое регулирование, оказывающее неблагоприятное воздействие на правовое положение граждан, должно сопровождаться соблюдением принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности" правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также - в случае необходимости - предоставление гражданам возможности в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям; Определение КС РФ от 06.03.2003 № 107-О, что содержание норм ФЗ «О трудовых пенсия в РФ» гарантирует сохранение права на назначение трудовой пенсии по старости досрочно в равной степени всем категориям граждан, указанным в законе и что законодатель при осуществлении полномочий связан законодательными нормами, устанавливающими основания возникновения и порядок реализации прав граждан РФ на трудовые пенсии, в том числе регламентирующими порядок сохранения и преобразования ранее приобретенных прав в сфере пенсионного обеспечения, но и обязан учитывать предписания статьи 15 (ч. 1), ст.55 (ч.2) Конституции РФ, в соответствии с которой законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ, отменять и умалять права и свободы человека и гражданина. Законодатель обязан следовать не только конституционным принципам правового регулирования и предписаниям общего характера, а также как указал Конституционный Суд РФ, что дифференциация должна осуществляться законодателем с соблюдением требований принципов справедливости и равенства, гарантированных государством прав и свобод, соблюдения баланса прав и свобод субъектов соответствующих отношений, в силу которых различия в условиях приобретения прав, объеме прав и возможностей в сфере социального обеспечения допустимы, если они объективно оправданы, обоснованы и преследуют конституционно значимые цели( чЗ.ст.55), а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им.
Позиции Постановления Конституционного Суда РФ от 10.07.2007 N 9-П, исходя из принципа непосредственного действия Конституции РФ и с учетом особенностей отношений между государством и ПФ РФ и между государством, страхователями и застрахованными лицами - право застрахованных лиц, работавших по трудовому договору, на получение трудовой пенсии с учетом предшествовавшей ее назначению (перерасчету) трудовой деятельности при неуплате или ненадлежащей уплате их страхователями (работодателями) страховых взносов в ПФ РФ должно обеспечиваться государством в порядке исполнения за страхователя обязанности по перечислению ПФ РФ необходимых средств в пользу тех застрахованных лиц, которым назначается трудовая пенсия (производится ее перерасчет), за счет средств федерального бюджета, что закреплено в п.п.13 п.2 ст. 6 федерального закона №27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" от 01.04.1996г. "
Таким образом, единственный критерий - зависимость от даты использования отпуска до 06.10.82 г. и после 06.10.92 г. и его правовые последствия не включения правоприменителем истолкованы как действие во времени и определяющее круг лиц использующих отпуска по уходу за ребенком до 1,5 лет после 06.10.92 г, как исключающих из специального стажа, объективно и разумно не взаимообусловлены, не оправданы и не могут служить достаточным основанием для дифференциации условий (критерием) и исключения указанных периодов работы из стажа для назначения трудовых пенсий по старости досрочно в связи с лечебной деятельностью т.к. нарушает конституционные принципы справедливости, равенства и ограничивает конституционного права (ст.15,19.39,55 Конституции РФ) на пенсионное обеспечение по старости и является одним из форм дискриминации при осуществлении прав и свобод и не преследует конституционно значимым целям. Установленные Законом РФ изменения в ст.167 КЗоТ (в ред. Закона РФ от 25.09.1992 г. № 3543-1 О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации" ), с введением которых отпуск по уходу за ребенком не подлежал включению в спецстаж - данное ограничение несовместимо с указанными целями и потому противоречит статье 55 (часть 2, 3) Конституции РФ.
Приведенные законоположения, в том числе ст. 167 КЗоТ являются отсылочными и сами по себе не регулируют условия пенсионного обеспечения медицинских работников после 06.10.92г. Между тем они регламентированы и конкретизированы в Правилах исчисления стажа, утв. Постановлением №464, действовавшим в спорный период. Возможность произвольного его толкования и применения приводят к нарушению гарантированного Конституцией РФ равенства всех перед законом и судом (статья 19, часть 1), так как фактически устанавливаются необоснованные и несправедливые различия в праве на получение трудовых пенсий между пенсионерами, реализовавшими социально значимый для государства страховой период отпуск по уходу за ребенком до 06 октября 1992 года и после этой даты. Эти различия обусловлены исключительно датой, что не соответствует статье 19 (часть 2) Конституции РФ, согласно которой государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств.
Между тем, сфера пенсионного обеспечения определяет соблюдение принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, и зачёт периода ухода за ребёнком до 1,5 лет, имевшего место(с06.01.93г по 22.03.94г.= 1г.2м.17дн) до вступления в силу(до 01.01.2002г.) №173-Ф3 « О трудовых пенсиях в РФ» на основании закона №340-1 « О государственных пенсиях в РСФСР и РФ» от 20.11.1990г. (ст. 81 и 83) в рамках и на основании вышеуказанных конституционно правовых позиций (смыслов) и конституционно правового смысла пенсионного законодательства позволяет включать в специальный стаж, что является общеобязательным, исключает любое иное ее истолкование в правоприменительной практике.
Исходя из конституционно правового смысла приведенных законодательных актов, а также высшей юридической силы в иерархии Конституции РФ, а также учитывая, что отпуск по уходу за ребенком с 06.01.93г по 22.03.94г. начался до вступления в законную силу ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» № 173-ФЗ период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения ребенком 1,5 лет с 06.01 93г по 22.03.94г. во время действия приведенных выше Законов подлежит включению в стаж, дающий право на досрочную пенсию независимо от времени ее обращения за назначением пенсии и времени возникновения у нее права на досрочное назначение пенсии по старости. Таким образом, действующее правовое положение не препятствует правоприменительным органам учитывать при исчислении стажа работы указанного социально значимого нестрахового периода отпуска по уходу за ребёнком до 1,5 лет, и отпуск по уход за ребенком подлежит зачёту в общий, непрерывный трудовой стаж, а также в стаж работы по специальности.
Трудовое соглашение (договор )заключен с ней в период действия законов, позволяющих включать указанные периоды ухода за ребенком в специальный стаж. В период внесения изменений в действовавшее правовое регулирование она состояла в трудовых отношениях в должности медсестры терапевтического отделения Шумерлинской ЦРБ. Трудовой договор с ней не расторгался и внесение изменений в правовое регулирование с 06.10.92 г. не могло повлиять на сохранение и реализацию пенсионных прав, уже приобретенных ею в результате длительной профессиональной деятельности на основании трудового договора, заключенного до ограничительной даты 06.10.92г. и до 1 января 2002 года ( вступление в силу №173-Ф3) на основании Закона Российской Федерации №340-1 "О государственных пенсиях в РФ», что позволяет зачесть период ухода за ребёнком до 1,5 лет в спецстаж.
Истолкование названных норм, как позволяющих не включать время выполнения указанных работ в специальный стаж в зависимости начала отпуска по уходу за ребенком от даты 06.10.92г, противоречило бы их действительному смыслу и предназначению, но и создавало бы неравенство при реализации права на досрочное назначение трудовой пенсии, что недопустимо сточки зрения требований ст. 19 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации, а также привело бы к неправомерному ограничению права граждан на социальное обеспечение (статья 39, часть 1, Конституции РФ), к нарушению конституционных принципов справедливости, равенства и к ограничению конституционного права на пенсионное обеспечение по старости и -противоречит -принципу,-провозглашенному в Резолюции N 41/117 Генеральной Ассамблеи ООН от 4 декабря 1986 года "Неделимость и взаимосвязь экономических, социальных, культурных, гражданских и политических прав", согласно которому все права человека и основные свободы неделимы и взаимосвязаны; развитие и защита одной категории прав никогда не могут служить предлогом или оправданием для освобождения государства от развития и защиты других прав.
Эти периоды подлежат включению в ее спецстаж еще и в связи со вступлением в силу Федеральных законов от 21.03.2005 года N 18-ФЗ "О средствах федерального бюджета, выделяемых ПФ РФ на возмещение расходов по выплате страховой части трудовых пенсий отдельным категориям граждан», для уплаты страховых взносов за период ухода за ребенком до достижения им возраста полутора лет и период прохождения военной службы по призыву и с 01.01. 2009 года Федерального закона от 22.07.2008 года № 146-ФЗ, в соответствии с которым производится выделение ПФ РФ средств федерального бюджета на возмещение расходов по выплате страховой части трудовых пенсий, в связи с зачетом, в страховой и общий трудовой стаж «нестраховых» периодов.
С учетом изложенного, указанные периоды нахождения в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет подлежат зачету в специальный стаж для назначения трудовой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста (досрочно в льготном исчислении как 1 год за 1 год и 3 мес.) в соответствии п.2 Постановления № 464, подлежит учету в стаж в льготном порядке без ограничений из расчёта календарных 01г.02м.17дн., льготных Зм.19дн. Таким образом, на день обращения за страховой пенсией с учётом бесспорно зачтённых периодов работы из 27л. 08 м.16 дн. + льготных п.2 Правил №464 и п.2 Правил №1066 -2г.4мес.7д. + периодов повышения квалификации(календарных 1м.01дн, льготных 8дн +1м.03дн.+ периода отпуска по уходу за ребёнком календарных 01г.02м.17дн., льготных Зм 19дн. у нее специальный медицинский стаж составляет 31 год 10 мес. 26 дн.
Просит:
1. Признать незаконным решение ГУ - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Шумерля Чувашской Республики - Чувашии № ___________ от 09.07.2018г. в части следующих периодов, включенных в специальный стаж работы в календарном исчислении:
- периодов работы с 15.11.88г. по 05.01.1993г ( календарный 04г.01м. 20дн.) и с "___" ___________ г. по "___" ___________ г. (05л.09м.09дн.) в должности медсестры в 3 терапевтическом отделении в Шумерлинской ЦРБ (итого календарный - 9л.10м.29дн);
в части следующих периодов, не включенных в специальный стаж работы, а также в части отказа в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения с 29.06.18г:
- периодов нахождения на курсах повышения квалификации в должности медицинской сестры в 3 терапевтическом отделении в Шумерлинской ЦРБ с "___" ___________ г. по "___" ___________ г. ( календарный 1м.01дн.) и в должности медсестры в БУ ЧР « Шумерлинский межтерриториальный медицинский центр» МЗ ЧР с "___" ___________ г. по "___" ___________ г. (календарный 01м.03дн.);
- периодов нахождения в частично оплачиваемом отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет в должности медсестры в 3 терапевтическом отделении в Шумерлинской ЦРБ с 06.01.93г по 22.03.94г. ( календарный 1г. 2м. 17 дн.).
2. Обязать ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Шумерля Чувашской Республики - Чувашии включить в ее специальный медицинский стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости: периоды работы с 15.11.88г. по "___" ___________ г. (04г.01м. 20дн.) и с "___" ___________ г. по "___" ___________ г. (05л.09м.09дн.) в должности медсестры в 3 терапевтическом отделении в Шумерлинской ЦРБ в льготном исчислении, как 1 год работы за 1 год 3 мес. (льготный - 2г.5м.22 дн.)
- периоды нахождения на курсах повышения квалификации должности медицинской сестры в 3 терапевтическом отделении в Шумерлинской ЦРБ с "___" ___________ г. по "___" ___________ г. в льготном исчислении, как 1год 3 мес. (льготный 8дн.)
- периоды нахождения в частично оплачиваемом отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет в должности медицинской сестры в 3 терапевтическом отделении в Шумерлинской ЦРБ с "___" ___________ г. по "___" ___________ г. в льготном исчислении, как 1 год работы за 1 год 3 мес. (льготный - 3м. 19дн.)
3. Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Шумерля Чувашской Республики - Чувашии назначить ей страховую пенсию по старости с момента обращения за пенсией - с 29.06.2018г. в связи наличием требуемого медицинского стажа 30 лет и возникновением права на досрочную пенсию по старости.
4. Взыскать с ГУ - Управления Пенсионного фонда РФ г. Шумерля в ее пользу судебные издержки в соответствии со ст. 94-103 ГПК за распечатку и ксерокопирование судебных документов в сумме 224 рубля, судебные расходы по оплате госпошлины в соответствии с п.п.3 ч.1 ст.333,19 НК РФ в сумме 900 рублей.
В ходе судебного разбирательства Савельева М.Н. неоднократно уточняла свои требования, с учетом уточнения просит:
1. Признать незаконным решение ГУ - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Шумерля Чувашской Республики - Чувашии № ___________ от 09.07.2018г. в части следующих периодов, включенных в специальный стаж работы в календарном исчислении:
- периодов работы с "___" ___________ г. по "___" ___________ г. ( календарный 04г.01м. 20дн.) и с "___" ___________ г. по "___" ___________ г. (05л.09м.09дн.) в должности медсестры в 3 терапевтическом отделении Шумерлинской ЦРБ (итого календарный 9л.10м.29дн);
в части следующих периодов, не включенных в специальный стаж работы, а также в части отказа в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения с 29.06.18г:
- периодов нахождения на курсах повышения квалификации в должности медицинской сестры в 3 терапевтическом отделении Шумерлинской ЦРБ с "___" ___________ г. по "___" ___________ г. ( календарный 1м.01дн.) и в должности медсестры в БУ ЧР « Шумерлинский межтерриториальный медицинский центр» МЗ ЧР с "___" ___________ г. по "___" ___________ г. (календарный 01м.03дн.);
- периодов нахождения в частично оплачиваемом отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет в должности медсестры в 3 терапевтическом отделении Шумерлинской ЦРБ с "___" ___________ г. по "___" ___________ г., с 21. 04.2002 г. по "___" ___________ г. ( календарный 1г. 2м. 17 дн.).
2. Обязать ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Шумерля Чувашской Республики - Чувашии включить в ее специальный медицинский стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости:
- периоды работы с "___" ___________ г. по "___" ___________ г. (04г.01м. 20дн.) и с "___" ___________ г. по "___" ___________ г. (05л.09м.09дн.) в должности медсестры в 3 терапевтическом отделении Шумерлинской ЦРБ в льготном исчислении, как 1 год работы за 1 год 3 мес. (льготный 2г.5м.22 дн.)
- периоды нахождения на курсах повышения квалификации в должности медицинской сестры в 3 терапевтическом отделении Шумерлинской ЦРБ с "___" ___________ г. по "___" ___________ г. в льготном исчислении, как 1год работы за 1 год 3 мес. (льготный 8дн.)
- периоды нахождения в частично оплачиваемом отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет в должности медицинской сестры в 3 терапевтическом отделении Шумерлинской ЦРБ с "___" ___________ г. по "___" ___________ г., с 21. 04.2002 г. по "___" ___________ г., в льготном исчислении, как 1 год работы за 1 год 3 мес. (льготный 3м. 19дн.)
3. Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Шумерля Чувашской Республики - Чувашии назначить ей страховую пенсию по старости с момента обращения за пенсией - с 29.06.2018г. в связи наличием требуемого медицинского стажа 30 лет и возникновения права на досрочную пенсию по старости.
4. Взыскать с ГУ - Управления Пенсионного фонда РФ г. Шумерля в ее пользу судебные издержки в соответствии ст. 94-103 ГПК за распечатку и ксерокопирование судебных документов в сумме 224 рубля, судебные расходы оплаты госпошлины с п.п.3 ч.1 ст.333,19 НК РФ в сумме 900 рублей.
Истец – Савельева М.Н. и ее представитель – Назаров А.Ю. в судебном заседании свои требования поддержали в полном объеме по мотивам, изложенным в исковом заявлении, и вновь привели их суду.
Ответчик – представитель Государственного учреждения - Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в г.Шумерля Чувашской Республики – Чувашии (межрайонное) - Якимов С.А. в судебном заседании требования Савельевой М.Н. не признал по мотивам, изложенным в решении № ___________ от "___" ___________ г..
Третьи лица:
Представитель БУ «Шумерлинский межтерриториальный медицинский центр» Минздравсоцразвития Чувашии в судебное заседание не явился.
Представитель администрации Шумерлинского района Чувашской Республики в судебное заседание не явился.
Выслушав пояснения сторон, исследовав представленные в суд письменные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона N 400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют женщины, достигшие возраста 55 лет.
Согласно п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 назначается лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Согласно положениям частей 2, 3, 4 статьи 30 Федерального закона Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 статьи 30, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 30 ФЗ "О страховых пенсиях").
Согласно пп. "н" п. 1 Постановления Правительства РФ от 16 июля 2014 г. N 665, при определении стажа на соответствующих видах работ при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяются:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 01 января 1992 г.
Как следует из материалов дела, истица находилась в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет с "___" ___________ г. по "___" ___________ г.; с "___" ___________ г. по "___" ___________ г..
До введения в действие Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" статья 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 года N 677 "Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей" с 1 декабря 1989 года повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.
Законом СССР от 22 мая 1990 года N 1501-1 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства" внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утвержденные Законом СССР от 15 июля 1970 года, статья Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
В соответствии с Законом Российской Федерации N 3543-1 от 25 сентября 1992 года "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР", вступившим в силу 6 октября 1992 года, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком не включается в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях (статья 167 КЗоТ РФ).
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 27 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 30 от 11.12.2012 г. "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", при разрешении споров, возникших в связи с включением женщинам в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода нахождения их в отпуске по уходу за ребенком, судам следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 года (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации", с принятием которого период нахождения в отпуске по уходу за ребенком не включается в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, независимо от момента его окончания (до или после этой даты).
Таким образом, учитывая, что отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 года начался у истца после "___" ___________ г., суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для включения указанного спорного периода в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Савельева М.Н. просит также включить в ее специальный трудовой стаж периоды нахождения ее на курсах повышения квалификации с "___" ___________ г. по "___" ___________ г. и с "___" ___________ г. по "___" ___________ г..
Согласно п.4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 516 от 11 июля 2002 года, в льготный стаж засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный Фонд Российской Федерации.
В соответствии со ст.187 ТК РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.
Поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель производит отчисление страховых взносов в Пенсионный Фонд Российской Федерации.
Согласно представленных суду письменных доказательств, направление истицы на курсы повышения квалификации, действительно инициировано администрацией лечебного учреждения, в периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации за Савельевой М.Н. сохранялась средняя заработная плата и производились страховые отчисления.
Таким образом, суд считает, что в указанные периоды сохранился страховой стаж Савельевой М.Н. и эти периоды подлежат включению в ее трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии.
В части требований о льготном исчислении, как 1 год работы за 1 год 3 мес., периодов нахождения истицы на курсах повышения квалификации с "___" ___________ г. по "___" ___________ г. и с "___" ___________ г. по "___" ___________ г., а также периодов ее работы : с "___" ___________ г. по "___" ___________ г. и с "___" ___________ г. по "___" ___________ г. в должности медсестры 3 терапевтического отделения Шумерлинской ЦРБ, суд приходит к следующему.
В соответствии с подпунктом «а» пункта 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 №781 (далее Постановление №781), в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 ФЗ №400-ФЗ лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городе, сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы как 1 год и 3 месяца
Ранее действовавшее законодательство также предусматривало льготное исчисление стажа работы в учреждениях здравоохранения в сельской местности или в поселке городского типа.
В силу пункта 2 Постановления Совмина РСФСР от 06.09.1991 №464, которым был утвержден Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет (далее - Список №464), установлено, что работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, указанным в прилагаемом Списке (Врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно - профилактических и санитарно -эпидемиологических учреждений всех форм собственности), 1 год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) считать за 1 год и 3 месяца.
Согласно пункту 2 Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066, врачам и среднему медицинскому персоналу, работавшим как в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке), так и в городах, пенсия устанавливалась при выслуге не менее 30 лет. При этом один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывался за один год и 3 месяца.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 (далее - Правила), периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением, в частности, следующего случая: лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы как год и 3 месяца.
Разъяснения относительно применения указанного подпункта Правил содержатся в абзаце втором пункта 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", в котором указано, что в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Правил, если работа осуществлялась как в городе, так и в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), период работы в сельской местности исчисляется в льготном порядке (1 год работы за 1 год и 3 месяца). В таком случае досрочная трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее 30 лет стажа. Если работа имела место только в сельской местности и (или) в поселке городского типа, то вышеназванные правила не предусматривают возможности применения льготного порядка исчисления таких периодов работы, поскольку в данном случае право на досрочную пенсию по старости связано со стажем меньшей продолжительности - не менее 25 лет.
При этом в стаж работы в льготном порядке (за 1 год и 3 месяца) независимо от того, проходила ли работа только в сельской местности или также и в городе, может быть засчитан период работы в сельской местности до 1 ноября 1999 г. (абзац седьмой пункта 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30).
Таким образом, после 1 ноября 1999 г. льготное исчисление специального стажа работы медицинских работников допустимо только при наличии смешанного стажа, то есть при выполнении соответствующей работы и в городе, и в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке). (Позиция изложена в Определении Верховного Суда РФ от 06.06.2016 г. № 13-КГ16-1)
Исходя из изложенного, поскольку вся трудовая деятельность истицы в спорные периоды проходила в городе, суд приходит к выводу, что требования Савельевой М.Н. о льготном исчислении, как 1 год работы за 1 год 3 мес., периодов нахождения истицы на курсах повышения квалификации с "___" ___________ г. по "___" ___________ г. и с "___" ___________ г. по "___" ___________ г., а также периодов ее работы : с "___" ___________ г. по "___" ___________ г. и с "___" ___________ г. по "___" ___________ г. в должности медсестры 3 терапевтического отделения Шумерлинской ЦРБ, подлежат отказу.
Доводы Савельевой М.Н. и ее представителя о том, что, не смотря на то, что ........................ больница (ныне БУ «Шумерлинский ММЦ») всегда располагалась и располагается в г.Шумерля до настоящего времени, спорные периоды должны быть засчитаны в специальный трудовой стаж истицы в льготном исчислении, как 1 год работы за 1 год и 3 месяца, суд считает несостоятельными, исходя из следующего.
Частью 4 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" предусмотрено, что правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, в пункте 8 которых определено, что периоды работы и (или) иной деятельности, имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона "О страховых пенсиях", могут подтверждаться в порядке, установленном соответствующими нормативными правовыми актами, действовавшими в период выполнения работы и (или) иной деятельности.
Подпунктом 20 пункта 2 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 31 марта 2011 г. N 258н (далее - Порядок), предусмотрено подтверждение периода работы по осуществлению лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городах, сельской местности и поселках городского типа.
В соответствии с пунктом 3 Порядка, периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, подтверждаются до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" документами, выдаваемыми работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
Согласно пункту 4 Порядка в случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), например, о занятости на подземных работах, о выполнении работ определенным способом, о работе с вредными веществами определенных классов опасности, о выполнении работ в определенном месте (местности) или структурном подразделении, о статусе населенного пункта, о выполнении нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки) и др., для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
В соответствии со статьей 60 ГПК РФ обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
Так, в справке от 29 июня 2018 г.. N 1000, выданной БУ ЧР «Шумерлинский межмуниципальный медицинский центр», отсутствуют сведения о том, что указанное лечебное учреждение в 1988 - 1999 годы находилось в сельской местности. В исторической справке от "___" ___________ г. № ___________, в дополнении к исторической справке, сведения о принадлежности Шумерлинской центральной районной больницы к сельской местности за 1988 - 1999 годы не обнаружены.
Каких-либо иных письменных доказательств нахождения Шумерлинской ЦРБ в сельской местности суду не представлено
Факт обслуживания Шумерлинской центральной районной больницей сельского населения ........................, отраженный в представленных суду тарификационных списках, не означает, что истица осуществляла свою трудовую деятельность в сельской местности.
С учетом включения в специальный трудовой стаж Савельевой М.Н. периода нахождения на курсах повышения квалификации: с "___" ___________ г. по "___" ___________ г. и с "___" ___________ г. по "___" ___________ г., ее специальный трудовой стаж составил менее 30 лет.
Согласно ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, … но не ранее, чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
В связи с тем, что специальный стаж Савельевой М.Н. составляет менее установленного Законом, ее требование о назначении досрочной страховой пенсии с "___" ___________ г. подлежит отказу.
В силу части 1 статьи 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
Согласно части 1 статьи 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 96 ГПК РФ.
Согласно п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21 января 2016 года N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела" Положения процессуального законодательства о пропорциональном возмещении (распределении) судебных издержек (статьи 98, 102, 103 ГПК РФ, статья 111 КАС РФ, статья 110 АПК РФ) не подлежат применению при разрешении:
иска неимущественного характера, в том числе имеющего денежную оценку требования, направленного на защиту личных неимущественных прав (например, о компенсации морального вреда);
иска имущественного характера, не подлежащего оценке (например, о пресечении действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения);
требования о взыскании неустойки, которая уменьшается судом в связи с несоразмерностью последствиям нарушения обязательства, получением кредитором необоснованной выгоды (статья 333 ГК РФ);
требования, подлежащего рассмотрению в порядке, предусмотренном КАС РФ, за исключением требований о взыскании обязательных платежей и санкций (часть 1 статьи 111 указанного Кодекса).
Исходя изложенного выше, положения о пропорциональном распределении судебных расходов не применяются к требованиям неимущественного характера.
Таким образом, учитывая изложенное выше, а также то, что иск Савельевой М.Н. подлежит частичному удовлетворению, ее требование о взыскании с ответчика государственной пошлины в сумме 900 руб. суд находит подлежащим удовлетворению.
На основании статьи 94 ГПК РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся, в том числе, расходы на оплату услуг представителей, а также другие признанные судом необходимые расходы
Согласно п.10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21 января 2016 года N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела" лицо, заявляющее о взыскании судебных издержек, должно доказать факт их несения, а также связь между понесенными указанным лицом издержками и делом, рассматриваемым в суде с его участием. Недоказанность данных обстоятельств является основанием для отказа в возмещении судебных издержек.
Суду истицей представлены кассовый и товарный чек от "___" ___________ г. на сумму 224 руб., оплаченных за распечатывание иска и ксерокопирование судебных документов, соответственно, данная сумма подлежит взысканию с ответчика.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Иск Савельевой Маргариты Николаевны удовлетворить частично.
Признать незаконным Решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в г.Шумерля Чувашской Республики – Чувашии (межрайонное) № ___________ от "___" ___________ г. в части отказа во включении в специальный трудовой стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации с "___" ___________ г. по "___" ___________ г. и с "___" ___________ г. по "___" ___________ г..
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г.Шумерля и Шумерлинском районе Чувашской Республики – Чувашии (межрайонное) включить в стаж работы Савельевой Маргариты Николаевны, дающей право на назначение досрочной страховой пенсии в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения периоды периоды нахождения на курсах повышения квалификации с "___" ___________ г. по "___" ___________ г. и с "___" ___________ г. по "___" ___________ г. в календарном исчислении.
В удовлетворении требований об обязании включить в специальный медицинский стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периоды: периоды работы с "___" ___________ г. по "___" ___________ г. (04г.01м. 20дн.) и с "___" ___________ г. по "___" ___________ г. (05л.09м.09дн.) в должности медсестры в 3 терапевтическом отделении Шумерлинской ЦРБ в льготном исчислении, как 1 год работы за 1 год 3 мес. (льготный 2г.5м.22 дн.) ; периоды нахождения в частично оплачиваемом отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет в должности медицинской сестры в 3 терапевтическом отделении Шумерлинской ЦРБ с "___" ___________ г. по "___" ___________ г., с 21. 04.2002 г. по "___" ___________ г., в льготном исчислении, как 1 год работы за 1 год 3 мес. (льготный 3м. 19 дн.), назначении досрочной страховой пенсии по старости с момента обращения за пенсией - с 29.06.2018г., Савельевой М.Н. в иске отказать.
Взыскать с Государственного учреждения - Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в г.Шумерля и Шумерлинском районе Чувашской Республики – Чувашии (межрайонное) судебные издержки в сумме 224 рубля, в также расходы по оплате госпошлины сумме 900 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики в месячный срок со дня вынесения мотивированного решения.
Председательствующий Н.В.Сливницына
Мотивированное решение изготовлено 7 марта 2019 года.