УИД: 19RS0001-02-2022-007128-58
Председательствующий: Берш А.Н.
№ 33-184/2023
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия в составе:
председательствующего Топоева А.С.,
судей Прониной А.В., Хлыстак Е.В.,
при ведении протокола помощником судьи Ахпашевым Н.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 26 января 2023 года гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ответчика Министерства внутренних дел по Республике Хакасия Шулбаева И.В. на решение Абаканского городского суда Республики Хакасия от 12 октября 2022 года, которым удовлетворены исковые требования Попцева Евгения Александровича к Министерству внутренних дел по Республике Хакасия о признании незаконными действий по изменению очередности получения единовременной социальной выплаты на строительство или приобретение жилья, возложении обязанности поставить на учет для получения единовременной социальной выплаты с момента подачи заявления.
Заслушав доклад судьи Прониной А.В., объяснения представителей ответчика Шулбаева И.В. и Сапарова А.А., поддержавших доводы апелляционной жалобы, истца Попцева Е.А., выразившего согласие с решением суда, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Попцев Е.А. обратился в суд с иском к Министерству внутренних дел по Республике Хакасия (далее - МВД по Республике Хакасия) о признании незаконными действий по изменению очередности получения единовременной социальной выплаты на строительство или приобретение жилья, возложении обязанности поставить на учет для получения единовременной социальной выплаты с момента подачи заявления. Требования мотивировал тем, что в период с 14.08.2002 по 06.07.2021 проходил службу в МВД по Республике Хакасия. В соответствии с частью 4 статьи 4 Федерального закона от 19.07.2011 № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 247-ФЗ) 22.01.2013 он подал заявление о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты на строительство или приобретение жилья. Согласно сведениям МВД России в декабре 2021 года он стоял в очереди для получения социальной выплаты под номером 2826, вместе с тем 04.01.2022 данный номер был изменен на 11992, а датой подачи заявления было указано 07.03.2013, что считал незаконным. Просил признать действия МВД по Республике Хакасия об изменении очередности получения единовременной социальной выплаты на строительство или приобретение жилья незаконным, возложить на МВД по Республике Хакасия обязанность поставить его на учет с даты подачи заявления – 22.01.2013, в том числе с изменением уникального номера в книге учета очередников органов внутренних дел.
В судебном заседании истец Попцев Е.А. исковые требования поддержал по изложенным в иске основаниям.
Представитель ответчика Шулбаев И.В. исковые требования не признал, поскольку решение о принятии сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты принимается комиссией не позднее чем через 2 месяца после подачи сотрудником заявления и необходимых документов. Кроме того, решение комиссии о принятии сотрудника на учет оформляется протоколом комиссии и в течение 14 рабочих дней утверждается правовым актом. В связи с тем, что истец уволен со службы на основании пункта 9 части 3 статьи 82Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 342-ФЗ) в связи с совершением проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел, а также в связи с достижением его сыном Попцевым И.Е. совершеннолетнего возраста, он утратил преимущественное право на получение единовременной социальной выплаты, очередность ее получения была пересмотрена.
Дело на основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрено в отсутствие привлеченных определением суда от 19.09.2022 в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца - Попцевой Ю.А., Попцевой А.Е., Попцева И.Е.
Суд постановил решение об удовлетворении исковых требований. Признал незаконными действия МВД по Республике Хакасия по принятию Попцева Е.А. на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с 07.03.2013. Установил очередность и право Попцева Е.А. на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с даты подачи им заявления и документов – 22.01.2013. Возложил на МВД по Республике Хакасия обязанность внести соответствующие изменения в книгу учета очередников органов внутренних дел, принятых на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в части даты принятия на учет, то есть с 22.01.2013 путем изменения уникального номера в базе данных.
С решением суда не согласен представитель ответчика Шулбаев И.В.
В апелляционной жалобе он просит решение суда отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает на то, что процедура постановки Попцева Е.А. на учет для получения единовременной социальной выплаты проведена в сроки, установленные Федеральным законом № 247-ФЗ, а также соответствующими правилами ее предоставления. В связи с тем, что Попцев Е.А. подал заявление 22.01.2013, его требования рассмотрены на заседании комиссии 06.03.2013, решение которого утверждено распоряжением МВД по Республике Хакасия от 07.03.2013. Обращает внимание, что действующее законодательство различает дату подачи заявления сотрудником и дату принятия на учет. Вместе с тем, при предоставлении единовременной социальной выплаты учитывается дата подачи заявления, в связи с чем указание в информационной базе о принятии Попцева Е.А. на учет с 07.03.2013 не нарушает прав истца на получение спорной выплаты. Полагает, что при принятии решения об изменении уникального номера в базе данных судом не учтены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, а также иным лицам, имеющим право на получение такой выплаты, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 № 1223 (далее – Правила предоставления единовременной социальной выплаты), поскольку материалы дела не содержат доказательств того, что обратившиеся позднее истца лица не имеют преимущество перед истцом на получение единовременной социальной выплаты.
В письменных возражениях относительно доводов апелляционной жалобы истец Попцев Е.А. выражает согласие с решением суда.
Выслушав лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы и письменных возражений относительно нее, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, Попцев Е.А. проходил службу в органах внутренних дел с 14.08.2002 по 06.07.2021.
22.01.2013 Попцев Е.А. обратился в МВД по Республике Хакасия с заявлением о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, приложив необходимые документы.
Согласно протоколу № 2 от 06.03.2013 заседания жилищно-бытовой комиссии истец принят на учет для получения единовременной социальной выплаты в составе четырех человек (Попцев Е.А., его <данные изъяты> Попцева Ю.А. № г.р., <данные изъяты> Попцев И.Е. № г.р., <данные изъяты> Попцева А.Е. № г.р.), которое утверждено распоряжением МВД по Республике Хакасия № 83р от 07.03.2013 «О рассмотрении вопросов предоставления единовременной социальной выплаты».
Из протокола заседания жилищно-бытовой комиссии МВД по Республике Хакасия № 2 от 11.02.2016, утвержденного распоряжением № 60р от 19.02.2016, следует, что внесено изменение в учетное дело Попцева Е.А. в части состава семьи Попцева Е.А. в количестве пятерых человек.
Протоколом заседания жилищно-бытовой комиссии МВД по Республике Хакасия № 31 от 06.08.2021 внесены изменения в учетное дело Попцева Е.А. в связи с выходом на пенсию и достижением его сыном восемнадцатилетнего возраста. Постановлено считать состоящим на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения Попцева Е.А. как пенсионера МВД России с семьей в составе 4-х человек.
Обращаясь в суд с настоящим иском истец указал, что МВД по Республике Хакасия необоснованно указало на постановку его и членов его семьи с 07.03.2013, а не с 22.01.2013, то есть с момента подачи заявления на получение единовременной социальной выплаты.
Суд первой инстанции, разрешая спор при указанных обстоятельствах, пришел к выводу, что учет сотрудников носит заявительный характер и очередность зависит от даты постановки сотрудника на учет, определяемой по дате приема заявления сотрудника с необходимыми документами, в связи с чем принятие ответчиком истца на данный учет с 07.03.2013 противоречит требованиям законодательства и создает угрозу нарушения прав истца на своевременное получение единой социальной выплаты.
Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции ввиду существенных нарушений норм материального и процессуального права.
Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона № 247-ФЗ данный закон регулирует отношения, связанные с денежным довольствием и пенсионным обеспечением сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, обеспечением жилыми помещениями, медицинским обеспечением сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий.
В соответствии с положениями части 1 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2012 № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
Частью 4 статьи 4 Федерального закона № 247-ФЗ предусмотрено, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.
Правила предоставления единовременной социальной выплаты, порядок расчета ее размера и порядок исчисления стажа службы в органах внутренних дел для предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации (часть 5 статьи 4 Федерального закона № 247-ФЗ).
В соответствии с пунктом 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты дата приема заявления сотрудника и документов, указанных в пункте 5 настоящих Правил, отражается в регистрационном журнале комиссии.
Сотруднику выдается справка о дате приема его заявления и документов (пункт 11 Правил предоставления единовременной социальной выплаты).
Согласно пункту 15 Правил предоставления единовременной социальной выплаты решение о принятии (об отказе в принятии) сотрудника на учет для получения единовременной выплаты принимается комиссией не позднее чем через 2 месяца после подачи сотрудником заявления и документов, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил.
Решения комиссии о принятии (об отказе в принятии) сотрудников на учет для получения единовременной социальной выплаты и о снятии их с учета оформляются протоколами комиссии и утверждаются правовыми актами федерального органа исполнительной власти, органа.
Выписка из правового акта органа о принятии сотрудника на учет для получения единовременной выплаты направляется или выдается сотруднику, в отношении которого принято соответствующее решение, в недельный срок с даты принятия этого решения (пункт 18 Правил предоставления единовременной социальной выплаты).
В соответствии с пунктом 20 Правил предоставления единовременной социальной выплаты сведения о сотруднике, принятом на учет для получения единовременной выплаты, заносятся в книгу учета в порядке очередности с учетом стажа службы сотрудника и даты подачи заявления.
Пунктом 31 Правил предоставления единовременной социальной выплаты предусмотрено, что единовременная выплата предоставляется сотрудникам в порядке очередности принятия на учет.
Таким образом, при определении порядка очередности получения выплаты учитываются дата подачи заявления и стаж службы, при этом преимущество по стажу службы может быть предоставлено только среди сотрудников, подавших заявление в эту же дату.
В приложении к Правилам предоставления единовременной социальной выплаты приведена форма книги учета, в которой в графе 5 указано, что датой принятия сотрудника на учет является дата правового акта, утверждающего решение о принятии на учет.
Анализ норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, позволяет сделать вывод, что законодательство различает дату подачи заявления сотрудника и дату принятия на учет (дата правового акта, утверждающего решение о принятии на учет), поскольку из анализа вышеприведенных положений Правил предоставления единовременной социальной выплаты следует, что дата принятия правового акта федерального органа исполнительной власти и является датой постановки на учет.
Согласно пункту 25 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для целей распределения по органам бюджетных ассигнований, выделяемых на предоставление единовременной выплаты, уполномоченное подразделение формирует единую очередь лиц, принятых на учет для получения единовременной выплаты, согласно дате подачи заявления и году принятия на учет, а также с учетом положений частей 3, 8, 10 статьи 4 и части 10 статьи 20 Федерального закона № 247-ФЗ.
Порядок формирования и ведения базы данных о лицах, состоящих на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения, а также снятия с такого учета утвержден приказом МВД России от 30.03.2012 № 207 (далее - Порядок), действовавшим на момент возникновения спорных правоотношений.
Согласно пункту 6 Порядка формирование базы данных осуществляется путем внесения в нее информации о лицах, состоящих на учете для получения единовременной выплаты, а также снятых с данного учета, по форме согласно приложению к Порядку.
Пунктом 8 Порядка установлено, что первичная информация в базу данных вносится на основании правовых актов с присвоением восемнадцатизначного уникального номера, в котором 1 символ - код федерального округа Российской Федерации, 2 и 3 - код субъекта Российской Федерации, с 4 по 6 - код уполномоченного подразделения или органа, с 7 по 12 - день, месяц и две последние цифры года постановки на учет, с 13 по 18 - номер учетного дела. При этом из Приложения к Порядку следует, что в электронную базу данных о лицах, состоящих на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения, вносятся уникальный номер, сведения о сотруднике и членах его семьи, специальное звание, также в обязательном порядке стаж службы в ОВД, дата подачи заявления и дата принятия на учет (номер, дата правового акта, утверждающего решение о принятии на учет).
Суд первой инстанций пришел к выводу, что требования вышеприведенных правовых актов при принятии истца на учет были соблюдены, поскольку постановка истца на учет для получения единовременной социальной выплаты с 07.03.2013 создает угрозу нарушения права истца на своевременное получение единовременной социальной выплаты в соответствии с очередностью по стажу работы и дате приема заявления – 22.01.2013.
При этом вышеуказанные правовые нормы относительно порядка постановки на учет для получения единовременной выплаты и присвоения уникального номера в базе данных, судом первой инстанции при разрешении заявленных исковых требований во внимание не были приняты.
Судом первой инстанции не было учтено, что из системного толкования вышеприведенных правовых норм следует, что дата принятия правового акта федерального органа исполнительной власти и является датой постановки на учет истца.
В связи с тем, что протокол № 2 от 06.03.2013 заседания жилищно-бытовой комиссии о принятии истца на учет для получения единовременной социальной выплаты утверждено распоряжением МВД по Республике Хакасия 07.03.2013, требования истца об изменении даты постановки на учет на дату подачи заявления не подлежали удовлетворению.
На основании изложенного решение суда нельзя признать законным, оно подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Абаканского городского суда Республики Хакасия от 12 октября 2022 года по настоящему делу отменить, принять новое решение.
В удовлетворении исковых требований Попцева Евгения Александровича к Министерству внутренних дел по Республике Хакасия о признании незаконными действий по изменению очередности получения единовременной социальной выплаты на строительство или приобретение жилья, возложении обязанности поставить на учет для получения единовременной социальной выплаты с момента подачи заявления, отказать.
Председательствующий А.С.Топоев
Судьи А.В.Пронина
Е.В.Хлыстак
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 27.01.2023