УИД №03RS0014-01-2024-005606-52
№2-3484/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 ноября 2024 г. город Октябрьский
Октябрьский городской суд Республики Башкортостан в составе председательствующей судьи Алексеевой О.В., с участием прокурора Маннановой Р.М.,
при секретаре Ибрагимовой Г.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Октябрьский Республики Башкортостан, заявленного <данные изъяты> Акуленко В.А. к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Республики Башкортостан Городская больница №1 города Октябрьский Республики Башкортостан, Министерству здравоохранения Республики Башкортостан об обеспечении лекарственными препаратами, медицинскими изделиями,
у с т а н о в и л:
Прокурор <адрес> Республики Башкортостан в интересах <данные изъяты> Акуленко В.А. обратился в суд с иском к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Республики Башкортостан Городская больница № <адрес> Республики Башкортостан, Министерству здравоохранения Республики Башкортостан об обеспечении лекарственными препаратами, указывая, что прокуратурой города проведена проверка по обращению Акуленко В.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в ходе которой установлено, что Акуленко В.А. состоит на диспансерном учете в ГБУЗ РБ Городская больница № <адрес> с диагнозом «<данные изъяты> и «<данные изъяты> является <данные изъяты>, нуждается в льготном обеспечении лекарственными препаратами <данные изъяты>», тест полосками для определения содержания глюкозы в крови и этиловым спиртом в объеме, установленном в соответствии с медицинскими показаниями. Акуленко В.А. своевременно и в полном объеме названным жизненным лекарственным препаратом не обеспечивается, по информации ГБУЗ РБ Городская больница № <адрес> лекарственный препарат «<данные изъяты> с 26.03.2024г. находился на отсроченном обслуживании (обеспечен 03.06.2024г., 14.06.2024г. не выдавался, с 18.09.2024г. рецепты на лекарственные препараты <данные изъяты>». Рецепты на медицинские изделия <данные изъяты> в 2024г. Акуленко В.А. не выписывались.
Истец просит суд обязать Министерство здравоохранения Республики Башкортостан, бесперебойно бесплатно обеспечивать Акуленко В.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, жизненно необходимыми лекарственными препаратами <данные изъяты> тест полосками для определения содержания глюкозы в крови и этиловым спиртом в объеме, установленном в соответствии с медицинскими показаниями, до момента отсутствия показаний к применению препарата.
Обязать ГБУЗ РБ Городская больница № <адрес> бесперебойно обеспечивать Акуленко В.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, рецептами на лекарственные препараты <данные изъяты> тест полосками для определения содержания глюкозы в крови и этиловый спирт в объеме, установленном в соответствии с медицинскими показаниями, до момента отсутствия показаний к применению препарата.
В судебном заседании помощник прокурора <адрес> Маннанова Р.М. иск поддержала по изложенным в нем доводам, просила суд удовлетворить.
Представитель ответчика ГБУЗ РБ Городская больница № <адрес> по доверенности Тюллис Т.Ю. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, пояснив, что Акуленко В.А. является льготником, состоит на диспансерном учете с диагнозом «<данные изъяты>» и «<данные изъяты>», является <данные изъяты>, с 2015г. пациент отказался от набора социальных услуг в пользу денежной выплаты и по состоянию на 21.11.2024г. обеспечивается по региональной льготе, в период с 19.08.2024г. по 28.08.2024г. находился на стационарном лечении в эндокринологическом отделении. С 18.09.2024г. выписаны льготные рецепты на лекарственные препараты: <данные изъяты>. № в количестве 3 упаковок, рецепт отоварен 04.10.2024г., обеспечен до 04.04.2025г.; <данные изъяты>. № в количестве 3 упаковок, рецепт отоварен 04.10.2024г., обеспечен до 04.01.2025г. ДД.ММ.ГГГГг. выписаны льготные рецепты на лекарственные препараты: Джимэйт Лайф тест-полоски для определения уровня глюкозы в крови №, система контроля уровня глюкозы в крови тест – полоски, система контроля уровня глюкозы в крови № (<данные изъяты>. Рецепт отоварен 14.11.2024г., <данные изъяты> тест-полоски № в количестве 4 упаковок, рецепт отоварен 14.11.2024г., обеспечен до 14.01.2025г., <данные изъяты>. № в количестве 3 упаковок. 21.11.2024г. рецепт поставлен на отсроченное обеспечение.
Представитель ответчика Минздрава РБ в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом.
Истец Акуленко В.А. в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом.
Суд, выслушав участников процесса, изучив и исследовав материалы гражданского дела, приходит к следующим выводам.
Конституция Российской Федерации, провозглашая права и свободы человека высшей ценностью, признание, соблюдение и защита которых - обязанность государства (статья 2), относит к числу конституционно защищаемых ценностей здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, гарантируя каждому право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст.41); при этом регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина находятся в ведении Российской Федерации (ст.71), а защита прав и свобод человека и гражданина, координация вопросов здравоохранения, социальная защита, включая социальное обеспечение, - в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (ст.72). По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации; по предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (ст.76).
В соответствии со ст. 151 ГК РФ установлено, что если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
В силу ст. 1067 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 21.11.2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» основными принципами охраны здоровья являются: соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья и др.
В силу ст.10 указанного закона, доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются, в том числе: применением порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи; предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Согласно ст.11 того же отказ в оказании медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и взимание платы за ее оказание медицинской организацией, участвующей в реализации этой программы, и медицинскими работниками такой медицинской организации не допускаются.
Статьей 19 данного закона, предусмотрено право каждого на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Согласно ст.37 закона, медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи. Порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.
Пунктом 3 ст.80 данного закона установлено, что при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан: оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, включенных в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям на основе клинических рекомендаций и с учетом стандартов медицинской помощи; назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, не входящих в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, - в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям по решению врачебной комиссии.
Согласно п.4 этой же статьи, Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи утверждается сроком на три года (на очередной финансовый год и на плановый период) Правительством Российской Федерации, которое ежегодно рассматривает представляемый уполномоченным федеральным органом исполнительной власти доклад о ее реализации.
В рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи устанавливаются, в том числе: перечень форм и условий медицинской помощи, оказание которой осуществляется бесплатно; перечень заболеваний и состояний, оказание, медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно; категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно (п.5 ст.80).
В соответствии со ст.26.1 Федерального закона от 06.10.1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» полномочия, осуществляемые по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями, а также законами субъектов Российской Федерации.
Подпунктом 21 п.2 ст.26.3 указанного закона к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемыми органами самостоятельно за счет средств бюджета Российской Федерации относится решение вопросов организации медицинской помощи на территории субъекта Российской Федерации в соответствии с территориальной программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
В письме Минздрава РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О недопустимости отказа гражданам, страдающим редкими заболеваниями, в лекарственном обеспечении за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации», указано, что стандарт медицинской помощи содержит усредненные показатели частоты предоставления и кратности применения, в том числе медицинских услуг-, зарегистрированных па территории Российской Федерации лекарственных препаратов, медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, компонентов крови, видов лечебного питания, включая специализированные продукты лечебного питания и иного исходя из особенностей заболевания (состояния), в связи с чем не является алгоритмом лечения конкретного заболевания (состояния) пациента, а служит инструментом для планирования объемов и стоимости медицинской помощи при формировании программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Статьей 13 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите населения в Российской Федерации» предусмотрено, что оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, к которому отнесены в том числе инвалиды 1 группы, неработающие инвалиды 2 группы, дети инвалиды в возрасте до 18 лет, лица, страдающие гематологическими заболеваниями и диабетом.
Указанным категориям граждан льготное лекарственное обеспечение представляется также за счет средств бюджета Республики Башкортостан в соответствии с Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в <адрес> на 2024г. и на плановый период 2025 и 2026гг., утвержденной постановлением Правительства Республики Башкортостан от 25.12.2023г. №.
Порядком назначения лекарственных препаратов, форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, утвержденным Приказом Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ №н установлено, что назначение лекарственных препаратов для медицинского применения осуществляется лечащим врачом, фельдшером, акушеркой в случае возложения на них полномочий лечащего врача, при оказании медицинской помощи в медицинских организациях.
Пунктом 14 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного Приказами Минтруда России №н, Минздрава России №н от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что при обращении гражданина в медицинскую организацию лечащий врач по результатам осмотра пациента назначает лекарственные препараты, оформляет рецепт на бумажном носителе за своей подписью и (или) с согласия пациента или его законного представителя рецепт в форме электронного документа с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи медицинского работника.
Судом установлено, подтверждается материалами дела, что Акуленко В.А. состоит на диспансерном учете в ГБУЗ РБ Городская больница № <адрес> с диагнозом <данные изъяты> является инвали<адрес> группы.
Согласно ответу ГБУЗ РБ Городская больница № <адрес> от 28.11.2024г. пациенту Акуленко В.А. в виду отсутствия препарата Гозерелин выписан аналогичный препарат Бусерелин. Обеспечен рецептами от 26.03.2024г., препарат получен 03.06.2024г., обеспечен 1 уп. до 05.07.2024г.; от 13.05.2024г. препарат получен 13.05.2024г., обеспечен 1 уп. до 08.06.2024г.; от 14.06.2024г. препарат получен 14.06.2024г., обеспечен 1 уп. до 01.08.2024г.; от 13.09.2024г., препарат получен 19.09.2024г., обеспечен 4 уп. до 06.01.2025г.
В материалах дела имеется протокол № от 02.09.2024г., по которому решением комиссии указано, что у Акуленко В.А. отсутствуют медицинские показания для назначения и выписки рецептов на этиловый спирт, в связи с тем, что пациент принимает сахароснижающие лекарственные препараты перорально.
Кроме того, ГБУЗ РБ Городская больница № <адрес> приложены дубликаты электронных документов на названные препараты.
Таким образом, по настоящее время истец Акуленко В.А. лекарственными препаратами не обеспечивается.
Ненадлежащее обеспечение пациента жизненно необходимыми лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения создает угрозу причинения вреда его здоровью.
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении мер социальной поддержки отдельным группам и категориям граждан в части обеспечения лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения при оказании амбулаторно-поликлинической помощи установлено, что порядок взаимодействия участников обеспечения граждан лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения утверждается Минздравом Республики Башкортостан.
Приказом Министерства здравоохранения Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ №-Д утвержден Регламент взаимодействия участников реализации программ льготного лекарственного обеспечения на территории Республики Башкортостан.
В нарушении положений пп. 3.4.1, ДД.ММ.ГГГГ Регламента, предусматривающих, что руководитель медицинской организации несет ответственность за организацию работы по программам льготного лекарственного обеспечения, при невозможности перераспределения необходимого лекарственного препарата, не включенного в заявку или необходимого сверх заявленной потребности, в прикрепленный к лечебному учреждению пункт отпуска, незамедлительно решает вопрос оказания медицинской помощи гражданину путем, в том числе, обеспечения лекарственным препаратом при оказании амбулаторно-поликлинической помощи за счет других источников финансирования, ГБУЗ РБ ГБ № <адрес> РБ указанные меры по обеспечению указанными лекарственными препаратами и медицинскими изделиями не приняты.
В соответствии с Порядком организации предоставления мер социальной поддержки за счет средств бюджета Республики Башкортостан отдельным группам и категориям граждан в части обеспечения лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения по рецептам врачей при оказании амбулаторно-поликлинической помощи, утвержденного постановлением Правительства РБ от ДД.ММ.ГГГГ №, отсутствие лекарственных препаратов и медицинских изделий в аптеке не является основанием для отказа в выдаче рецепта пациенту.
Согласно п. 4 постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» Правительство РФ постановило органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации:
осуществлять меры по контролю за наличием в аптечных учреждениях независимо от форм собственности лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, вошедших в обязательный ассортиментный перечень. При отсутствии в аптечных учреждениях лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, входящих в обязательный ассортиментный перечень, - принимать соответствующие меры;
своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой.
В силу требований п.3.24., 4.1. Положения о Министерстве здравоохранения Республики Башкортостан, утвержденного постановлением Правительства РБ от ДД.ММ.ГГГГ №, Министерство здравоохранения республики формирует заявку на получение бюджетных средств на очередной финансовый год, осуществляет в установленном порядке экономический анализ и финансирование деятельности организаций, находящихся в ведении Министерства, объектов капитального строительства для нужд здравоохранения, а также финансирование мероприятий, проводимых в сфере здравоохранения; организовывает обеспечение населения лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам, и др.
Приказом Минздрава РБ от 18.06.2019№-Д утвержден Регламент взаимодействия участников реализации программ льготного лекарственного обеспечения на территории Республики Башкортостан. Согласно данному регламенту, после проведения врачебной комиссии ГБУЗ РБ ГБ № <адрес> направляет в Минздрав РБ заявку в электронной форме на необходимый лекарственный препарат или медицинское изделие. После его закупки названные объекты поступают в аптеку, при обращении пациента к врачу, организация выписывает рецепт.
Таким образом, на Министерство здравоохранения РБ возложена обязанность по бесплатному обеспечению отдельных категорий граждан лекарственными препаратами в соответствии с медицинскими показаниями.
В судебном заседании бездействие ответчика ГБУЗ «Городская больница №» <адрес> не доказано.
Учитывая изложенное, исковые требования подлежат удовлетворению частично.
Поскольку у истца имеется необходимость непрерывного применения указанных выше медицинских препаратов по жизненным показаниям, суд обращает данное решение к немедленному исполнению.
Руководствуясь ст.ст. 12, 193-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск прокурора <адрес> Республики Башкортостан действующего в интересах Акуленко В.А. (№) к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Республики Башкортостан Городская больница № <адрес> Республики Башкортостан (№ Министерству здравоохранения Республики Башкортостан (ИНН № об обеспечении лекарственными препаратами, медицинскими изделиями, удовлетворить частично.
Обязать Министерство здравоохранения Республики Башкортостан, бесперебойно бесплатно обеспечивать Акуленко В.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, лекарственными препаратами «Гозерелин», «Метформин», «Глибенкламид», «Эмпаглифлозин», тест полосками для определения содержания глюкозы в крови в объеме, установленном в соответствии с медицинскими показаниями, до момента отсутствия показаний к применению.
Решение суда в части бесперебойного бесплатного обеспечения Акуленко В.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения указанными лекарственными препаратами и тест полосками обратить к немедленному исполнению
В удовлетворении исковых требований, заявленных к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Республики Башкортостан Городская больница № 1 города Октябрьский Республики Башкортостан, отказать.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Октябрьский городской суд Республики Башкортостан.
Судья О.В. Алексеева
Мотивированное решение изготовлено 02.12.2024г.