дело № 2а-2275/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
09 ноября 2021 года |
город Севастополь |
Ленинский районный суд города Севастополя в составе:
председательствующего – судьи Прохорчук О.В.,
помощник судьи – Саматова М.А.,
с участием:
административного истца – ФИО7,
административного истца – ФИО2,
заинтересованного лица – ФИО6,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административным исковым заявлениям ФИО7, ФИО8, ФИО2 к Управлению государственной регистрации права и кадастра Севастополя, государственному регистратору Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя ФИО3, заинтересованные лица: ФИО4, ФИО5, кадастровый инженер ФИО6, о признании незаконными уведомлений, понуждении совершить определенные действия,
установил:
ФИО7, ФИО8, ФИО2 обратилась в суд с административными исками к Управлению государственной регистрации права и кадастра Севастополя, государственному регистратору Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя ФИО3, в которых, с учетом заявлений об уточнении исковых требований, просят признать незаконными уведомления об отказе государственного кадастрового учета и государственной регистрации от ДД.ММ.ГГГГ № КУВД-001/2021-11910930/4, № КУВД-001/2021-11910930/5, КУВД-001/2021-11910930/6, обязать административного ответчика в установленном законом порядке повторно рассмотреть заявления ФИО7, ФИО8, ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ о государственной регистрации права на объекты недвижимости.
Исковые требования мотивированы нарушением прав собственников ФИО7, ФИО8, ФИО2 на государственный кадастровый учет и регистрацию права собственности на принадлежащие им объекты недвижимости, созданные в результате выдела на основании судебного постановления, обязательного для исполнения на всей территории Российской Федерации.
В судебном заседании административные истцы и заинтересованное лицо заявленные требования поддержали, просили административные иски удовлетворить.
Остальные участники процесса в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили.
С учетом положений части 2 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, урегулированы Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Согласно части 3 статьи 1 Федерального закона № 218-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости (часть 4 статьи 1Закона № 218-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи29Закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя:
1) прием заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов;
2) возврат прилагаемых к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав документов без рассмотрения при наличии оснований, установленных статьей 25 настоящего Федерального закона;
3) проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
4) внесение в Единый государственный реестр недвижимости установленных настоящим Федеральным законом сведений, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, либо уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав при наличии оснований, установленных настоящей главой, либо уведомление об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав при наличии оснований, установленных настоящей главой, либо уведомление о прекращении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
5) выдачу документов после осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, либо после отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, либо после прекращения государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Частью 4 статьи 29 Федерального закона о государственной регистрации установлено, что орган регистрации прав при отсутствии оснований для возврата представленных заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов без рассмотрения осуществляет одно из следующих действий:
1) государственный кадастровый учет и (или) государственную регистрацию прав - в случае отсутствия оснований для отказа в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав, в том числе после устранения причин, которые препятствовали осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и наличие которых послужило основанием для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
2) уведомляет о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав - при наличии оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
3) уведомляет об отказе в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав - в случае неустранения причин, которые препятствовали осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и наличие которых послужило основанием для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
4) уведомляет о прекращении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав - при наличии заявления о прекращении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 26 Федерального закона № 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.
На основании части 1 статьи 27 Закона о регистрации в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
ФИО7 и ФИО8 ДД.ММ.ГГГГ обратились в Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя (далее - Севреестр) с заявлением о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на жилое здание площадью 31,6 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, предоставив, в том числе, решение Ленинского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ и технический план здания от ДД.ММ.ГГГГ.
ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ также обратилась в Севреестр с заявлением о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на жилое здание площадью 32,2 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, предоставив, в том числе, решение Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу № и технический план здания от ДД.ММ.ГГГГ.
Уведомлениями №№ КУВД-001/2021-11910930/1, КУВД-001/2021-11910930/2, КУВД-001/2021-11910930/3 от ДД.ММ.ГГГГ Севреестр в соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» приостановил государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав.
Уведомлениями Севреестра от ДД.ММ.ГГГГ № КУВД-001/2021-11910930/4, № КУВД-001/2021-11910930/5, № КУВД-001/2021-11910930/6 в государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав отказано на основании статьи 27 Закона о государственной регистрации.
В качестве оснований для приостановления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав государственный регистратор указал на: обращение с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав в результате раздела здания, находящегося в общей долевой собственности, не всех собственников; невозможность осуществить раздел жилого дома, не имеющего статуса многоквартирного, на квартиры или «части жилого дома»; несоответствие вида объекта недвижимости в решениях суда и техническом плане; несоответствие технического паспорта здания техническому плану; отсутствие деклараций в приложении предоставленного технического плана.
В ходе рассмотрения дела установлено, что решением Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу № выделено в собственность ФИО7, действующей в своих интересах, и в интересах несовершеннолетнего ФИО8, в соответствии с принадлежащими им 11/50 долей в праве общей долевой собственности на домовладение, расположенное по адресу: <адрес>, состоящее из помещений: в жилом доме литера «А» с пристройкой лит.А2: общей площадью 31,6 кв.м., которая состоит из следующих помещений: в жилом доме лит.А: помещение 3-1 пл.10,0 кв.м.; помещение 302 пл.16,0 кв.м.; в пристройке лит.А2: помещение 3-6 пл.4,7 кв.м., навеса лит. И – собственники ФИО7 27/100, ФИО8 - 73/100.
Право общей долевой собственности ФИО7, ФИО8 в домовладении по адресу: <адрес> прекращено.
В ходе рассмотрения указанного гражданского дела судом была назначена судебная строительно-техническая экспертиза, по результатам которой экспертом было предложено выделить в собственность истцов самостоятельный объект недвижимого имущества – домовладение, состоящее из помещений: в жилом доме литера «А» с пристройкой лит.А2: общей площадью 31,6 кв.м., которая состоит из следующих помещений: в жилом доме лит.А: помещение 3-1 пл.10,0 кв.м.; помещение 302 пл.16,0 кв.м.; в пристройке лит.А2: помещение 3-6 пл.4,7 кв.м., навеса лит. И – собственники ФИО7 27/100, ФИО8 - 73/100.
Решением Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу № выделено в натуре ФИО2 19/50 долей домовладения, расположенного по адресу: <адрес>, а именно: часть жилого дома литера «А», состоящую из: помещений второго этажа – помещение № площадью 9,3 кв.м., помещение № площадью 16,4 кв.м., общей площадью 25,7 кв.м.; пристройку литера «а», состоящую из: помещение №-IV площадью 4,0 кв.м., помещение №-VI площадью 3,4 кв.м., общей площадью 7,5 кв.м.
В решении суда также указано, что оно является основанием для внесения соответствующих сведений в ЕГРН о прекращении права общей долевой собственности в отношении домовладения, расположенного по адресу: <адрес>, постановки на кадастровый учет и регистрации права собственности ФИО2 на отдельные объекты недвижимости – часть жилого дома литера «А», состоящую из: помещений второго этажа – помещение № площадью 9,3 кв.м., помещение № площадью 16,4 кв.м., общей площадью 25,7 кв.м.; пристройку литера «а», состоящую из: помещение №-IV площадью 4,0 кв.м., помещение №-VI площадью 3,4 кв.м., общей площадью 7,5 кв.м.
В ходе рассмотрения данного гражданского дела судом также была назначена судебная строительно-техническая экспертиза, по результатам которой эксперт пришел к выводу, что предложенный вариант раздела домовладения, предусматривающий выдел ФИО2 19/50 долей домовладения № по <адрес> в <адрес>, соответствует требованиям СП 55.13330.2016 «Дома жилые одноквартирные».
Вышеуказанные судебные постановления вступили в законную силу.
Статьей 24 Федерального закона № 218-ФЗ установлены требования к техническому плану.
В соответствии с пунктом 1 указанной статьи Технический план представляет собой документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения о здании, сооружении, помещении, машино-месте, объекте незавершенного строительства или едином недвижимом комплексе, необходимые для государственного кадастрового учета такого объекта недвижимости, а также сведения о части или частях здания, сооружения, помещения, единого недвижимого комплекса либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения об объектах недвижимости, которым присвоены кадастровые номера.
В связи с образованием 4 зданий в результате раздела здания с кадастровым номером 91:03:002003:91, расположенных по адресу: <адрес>, кадастровым инженером ФИО6 ДД.ММ.ГГГГ составлен технический план здания.
В соответствии с частью 1 статьи 41 Федерального закона № 218-ФЗ в случае образования двух и более объектов недвижимости в результате раздела объекта недвижимости государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно в отношении всех образуемых объектов недвижимости.
Согласно пунктам 2, 3 части 3 статьи 14 указанного Закона государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно при образовании объекта недвижимости и/или прекращением существования объекта недвижимости, права на который зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости.
Так, снятие с государственного кадастрового учета и государственная регистрация прекращения прав на исходные объекты недвижимости осуществляются одновременно с государственным кадастровым учетом и государственной регистрацией прав на все объекты недвижимости, образованные из таких объектов недвижимости (часть 3 статьи 41 Закона).
Согласно пункту 3 части 1 статьи 15 Закона о государственной регистрации государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на образованные новые объекты недвижимости осуществляются по заявлению собственника исходного объекта недвижимости.
В соответствии со статьей 131Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество и основания отказа в регистрации этих прав устанавливаются в соответствии с настоящим Кодексом законом о регистрации прав на недвижимое имущество.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 8Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе вступившие в законную силу судебные акты (пункта 5 части 2 статьи 14Закона № 218-ФЗ).
В соответствии с пунктом 4 части 8 статьи 41 Закона о государственной регистрации основанием для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на образуемые объекты недвижимости соответственно является судебное решение, если образование объектов недвижимости осуществляется на основании такого судебного решения.
В то же время статьей 58 указанного Федерального закона предусмотрены особенности осуществления государственной регистрации прав на недвижимое имущество на основании решения суда.
В частности, частью 3 этой статьи установлено, что в случае, если решением суда предусмотрено прекращение права на недвижимое имущество у одного лица или установлено отсутствие права на недвижимое имущество у такого лица и при этом предусмотрено возникновение этого права у другого лица или установлено наличие права у такого другого лица, государственная регистрация прав на основании этого решения суда может осуществляться по заявлению лица, у которого право возникает на основании решения суда либо право которого подтверждено решением суда. При этом не требуется заявление лица, чье право прекращается или признано отсутствующим по этому решению суда, в случае, если такое лицо являлось ответчиком по соответствующему делу, в результате рассмотрения которого признано аналогичное право на данное имущество за другим лицом.
Анализ приведенных положений Федерального закона № 218-ФЗ позволяет сделать вывод о том, что при осуществлении государственной регистрации права (государственного кадастрового учета) на основании решения суда, такая государственная регистрация (государственный кадастровый учет) может быть осуществлена не только по заявлению (заявлениям) всех лиц, участвовавших в споре, в отношении которых судебный актом установлено возникновение и (или) прекращение прав на имущество, подлежащее регистрации, но и по заявлению любого из этих лиц, у которого на основании судебного акта возникает право собственности или прекращается право собственности.
Статьей 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Неисполнение судебного постановления, а равно иное проявление неуважения к суду влечет за собой ответственность, предусмотренную федеральным законом.
Согласно правовой позиции, изложенной в абзаце 2 пункта 52 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕГРП. В частности, если в резолютивной части судебного акта решен вопрос о наличии или отсутствии права либо обременения недвижимого имущества, о возврате имущества во владение его собственника, о применении последствий недействительности сделки в виде возврата недвижимого имущества одной из сторон сделки, то такие решения являются основанием для внесения записи в ЕГРП.
Иное толкование приведенных правовых норм, означало бы игнорирование предписаний части 2 статьи13Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации об обязательности вступивших в законную силу судебных постановлений, поскольку в случае отсутствия заявления о государственной регистрации (государственном кадастровом учете) одной из сторон, разрешенного судом спора, исполнение решения суда ставилось бы в зависимость от желания этой стороны исполнять судебный акт, что не допускает названная норма Кодекса.
Представленные административными истцами судебные акты являются одним из оснований для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации права выделенных им долей жилого дома.
В решениях Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу № и от ДД.ММ.ГГГГ по делу № в ясной и понятной форме указано, каким образом произведен раздел объектов недвижимости, разрешен вопрос о правах в отношении образуемых объектов недвижимости, в том числе о прекращении права общей долевой собственности.
Также, нормы части 7 статьи 70 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», которыми наряду с вышеупомянутым, обосновывал приостановление и отказ в государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав административный ответчик, Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 340-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», признаны утратившими силу со дня официального опубликования закона; на дату обращения административных истцов в регистрирующий орган и принятия оспариваемых решений не действовали; а потому их нарушением административный ответчик не мог обосновывать принятое решение.
Кроме того, основанием для обращения в регистрирующий орган административных истцов явились судебные акты, которыми произведен раздел уже существующего жилого дома на самостоятельные объекты недвижимости, а не его возведение.
Таким образом, обжалуемые решения Севреестра являются незаконными, поскольку они противоречат положениям действующего законодательства.
Судебный акт о разделе имущества влечет за собой прекращение и возникновение прав собственности и истца, и ответчика на объекты недвижимости, и в силу статьи13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерацииявляется обязательным к исполнению для всех. В этой связи государственная регистрация прав и государственный кадастровый учет в соответствии с таким судебным актом могут осуществляться на основании заявления любой из сторон рассмотренного спора.
С учетом вышеизложенного суд удовлетворяет административный иск полностью.
Руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административные иски удовлетворить.
Признать незаконными уведомления Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя об отказе государственного кадастрового учета и государственной регистрации от ДД.ММ.ГГГГ № КУВД-001/2021-11910930/4, № КУВД-001/2021-11910930/5, КУВД-001/2021-11910930/6.
Обязать Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя повторно рассмотреть заявления ФИО7, ФИО8, ФИО2 о государственном кадастровом учете и государственной регистрации права.
Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд через Ленинский районный суд <адрес> в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья
В окончательной форме решение принято ДД.ММ.ГГГГ.