Решение по делу № 2а-2275/2021 от 23.06.2021

дело № 2а-2275/2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

09 ноября 2021 года

город Севастополь

Ленинский районный суд города Севастополя в составе:

председательствующего – судьи Прохорчук О.В.,

помощник судьи – Саматова М.А.,

с участием:

административного истца – ФИО7,

административного истца – ФИО2,

заинтересованного лица – ФИО6,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административным исковым заявлениям ФИО7, ФИО8, ФИО2 к Управлению государственной регистрации права и кадастра Севастополя, государственному регистратору Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя ФИО3, заинтересованные лица: ФИО4, ФИО5, кадастровый инженер ФИО6, о признании незаконными уведомлений, понуждении совершить определенные действия,

установил:

ФИО7, ФИО8, ФИО2 обратилась в суд с административными исками к Управлению государственной регистрации права и кадастра Севастополя, государственному регистратору Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя ФИО3, в которых, с учетом заявлений об уточнении исковых требований, просят признать незаконными уведомления об отказе государственного кадастрового учета и государственной регистрации от ДД.ММ.ГГГГ № КУВД-001/2021-11910930/4, № КУВД-001/2021-11910930/5, КУВД-001/2021-11910930/6, обязать административного ответчика в установленном законом порядке повторно рассмотреть заявления ФИО7, ФИО8, ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ о государственной регистрации права на объекты недвижимости.

Исковые требования мотивированы нарушением прав собственников ФИО7, ФИО8, ФИО2 на государственный кадастровый учет и регистрацию права собственности на принадлежащие им объекты недвижимости, созданные в результате выдела на основании судебного постановления, обязательного для исполнения на всей территории Российской Федерации.

В судебном заседании административные истцы и заинтересованное лицо заявленные требования поддержали, просили административные иски удовлетворить.

Остальные участники процесса в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили.

С учетом положений части 2 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, урегулированы Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Согласно части 3 статьи 1 Федерального закона № 218-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.

Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости (часть 4 статьи 1Закона № 218-ФЗ).

В соответствии с частью 1 статьи29Закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя:

1) прием заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов;

2) возврат прилагаемых к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав документов без рассмотрения при наличии оснований, установленных статьей 25 настоящего Федерального закона;

3) проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;

4) внесение в Единый государственный реестр недвижимости установленных настоящим Федеральным законом сведений, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, либо уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав при наличии оснований, установленных настоящей главой, либо уведомление об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав при наличии оснований, установленных настоящей главой, либо уведомление о прекращении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;

5) выдачу документов после осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, либо после отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, либо после прекращения государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

Частью 4 статьи 29 Федерального закона о государственной регистрации установлено, что орган регистрации прав при отсутствии оснований для возврата представленных заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов без рассмотрения осуществляет одно из следующих действий:

1) государственный кадастровый учет и (или) государственную регистрацию прав - в случае отсутствия оснований для отказа в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав, в том числе после устранения причин, которые препятствовали осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и наличие которых послужило основанием для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;

2) уведомляет о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав - при наличии оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;

3) уведомляет об отказе в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав - в случае неустранения причин, которые препятствовали осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и наличие которых послужило основанием для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;

4) уведомляет о прекращении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав - при наличии заявления о прекращении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 26 Федерального закона № 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.

На основании части 1 статьи 27 Закона о регистрации в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.

ФИО7 и ФИО8 ДД.ММ.ГГГГ обратились в Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя (далее - Севреестр) с заявлением о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на жилое здание площадью 31,6 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, предоставив, в том числе, решение Ленинского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ и технический план здания от ДД.ММ.ГГГГ.

ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ также обратилась в Севреестр с заявлением о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на жилое здание площадью 32,2 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, предоставив, в том числе, решение Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу и технический план здания от ДД.ММ.ГГГГ.

Уведомлениями №№ КУВД-001/2021-11910930/1, КУВД-001/2021-11910930/2, КУВД-001/2021-11910930/3 от ДД.ММ.ГГГГ Севреестр в соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» приостановил государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав.

Уведомлениями Севреестра от ДД.ММ.ГГГГ № КУВД-001/2021-11910930/4, № КУВД-001/2021-11910930/5, № КУВД-001/2021-11910930/6 в государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав отказано на основании статьи 27 Закона о государственной регистрации.

В качестве оснований для приостановления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав государственный регистратор указал на: обращение с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав в результате раздела здания, находящегося в общей долевой собственности, не всех собственников; невозможность осуществить раздел жилого дома, не имеющего статуса многоквартирного, на квартиры или «части жилого дома»; несоответствие вида объекта недвижимости в решениях суда и техническом плане; несоответствие технического паспорта здания техническому плану; отсутствие деклараций в приложении предоставленного технического плана.

В ходе рассмотрения дела установлено, что решением Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу выделено в собственность ФИО7, действующей в своих интересах, и в интересах несовершеннолетнего ФИО8, в соответствии с принадлежащими им 11/50 долей в праве общей долевой собственности на домовладение, расположенное по адресу: <адрес>, состоящее из помещений: в жилом доме литера «А» с пристройкой лит.А2: общей площадью 31,6 кв.м., которая состоит из следующих помещений: в жилом доме лит.А: помещение 3-1 пл.10,0 кв.м.; помещение 302 пл.16,0 кв.м.; в пристройке лит.А2: помещение 3-6 пл.4,7 кв.м., навеса лит. И – собственники ФИО7 27/100, ФИО8 - 73/100.

Право общей долевой собственности ФИО7, ФИО8 в домовладении по адресу: <адрес> прекращено.

В ходе рассмотрения указанного гражданского дела судом была назначена судебная строительно-техническая экспертиза, по результатам которой экспертом было предложено выделить в собственность истцов самостоятельный объект недвижимого имущества – домовладение, состоящее из помещений: в жилом доме литера «А» с пристройкой лит.А2: общей площадью 31,6 кв.м., которая состоит из следующих помещений: в жилом доме лит.А: помещение 3-1 пл.10,0 кв.м.; помещение 302 пл.16,0 кв.м.; в пристройке лит.А2: помещение 3-6 пл.4,7 кв.м., навеса лит. И – собственники ФИО7 27/100, ФИО8 - 73/100.

Решением Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу выделено в натуре ФИО2 19/50 долей домовладения, расположенного по адресу: <адрес>, а именно: часть жилого дома литера «А», состоящую из: помещений второго этажа – помещение площадью 9,3 кв.м., помещение площадью 16,4 кв.м., общей площадью 25,7 кв.м.; пристройку литера «а», состоящую из: помещение -IV площадью 4,0 кв.м., помещение -VI площадью 3,4 кв.м., общей площадью 7,5 кв.м.

В решении суда также указано, что оно является основанием для внесения соответствующих сведений в ЕГРН о прекращении права общей долевой собственности в отношении домовладения, расположенного по адресу: <адрес>, постановки на кадастровый учет и регистрации права собственности ФИО2 на отдельные объекты недвижимости – часть жилого дома литера «А», состоящую из: помещений второго этажа – помещение площадью 9,3 кв.м., помещение площадью 16,4 кв.м., общей площадью 25,7 кв.м.; пристройку литера «а», состоящую из: помещение -IV площадью 4,0 кв.м., помещение -VI площадью 3,4 кв.м., общей площадью 7,5 кв.м.

В ходе рассмотрения данного гражданского дела судом также была назначена судебная строительно-техническая экспертиза, по результатам которой эксперт пришел к выводу, что предложенный вариант раздела домовладения, предусматривающий выдел ФИО2 19/50 долей домовладения по <адрес> в <адрес>, соответствует требованиям СП 55.13330.2016 «Дома жилые одноквартирные».

Вышеуказанные судебные постановления вступили в законную силу.

Статьей 24 Федерального закона № 218-ФЗ установлены требования к техническому плану.

В соответствии с пунктом 1 указанной статьи Технический план представляет собой документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения о здании, сооружении, помещении, машино-месте, объекте незавершенного строительства или едином недвижимом комплексе, необходимые для государственного кадастрового учета такого объекта недвижимости, а также сведения о части или частях здания, сооружения, помещения, единого недвижимого комплекса либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения об объектах недвижимости, которым присвоены кадастровые номера.

В связи с образованием 4 зданий в результате раздела здания с кадастровым номером 91:03:002003:91, расположенных по адресу: <адрес>, кадастровым инженером ФИО6 ДД.ММ.ГГГГ составлен технический план здания.

В соответствии с частью 1 статьи 41 Федерального закона № 218-ФЗ в случае образования двух и более объектов недвижимости в результате раздела объекта недвижимости государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно в отношении всех образуемых объектов недвижимости.

Согласно пунктам 2, 3 части 3 статьи 14 указанного Закона государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно при образовании объекта недвижимости и/или прекращением существования объекта недвижимости, права на который зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости.

Так, снятие с государственного кадастрового учета и государственная регистрация прекращения прав на исходные объекты недвижимости осуществляются одновременно с государственным кадастровым учетом и государственной регистрацией прав на все объекты недвижимости, образованные из таких объектов недвижимости (часть 3 статьи 41 Закона).

Согласно пункту 3 части 1 статьи 15 Закона о государственной регистрации государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на образованные новые объекты недвижимости осуществляются по заявлению собственника исходного объекта недвижимости.

В соответствии со статьей 131Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

Порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество и основания отказа в регистрации этих прав устанавливаются в соответствии с настоящим Кодексом законом о регистрации прав на недвижимое имущество.

Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 8Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности.

В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

Основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе вступившие в законную силу судебные акты (пункта 5 части 2 статьи 14Закона № 218-ФЗ).

В соответствии с пунктом 4 части 8 статьи 41 Закона о государственной регистрации основанием для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на образуемые объекты недвижимости соответственно является судебное решение, если образование объектов недвижимости осуществляется на основании такого судебного решения.

В то же время статьей 58 указанного Федерального закона предусмотрены особенности осуществления государственной регистрации прав на недвижимое имущество на основании решения суда.

В частности, частью 3 этой статьи установлено, что в случае, если решением суда предусмотрено прекращение права на недвижимое имущество у одного лица или установлено отсутствие права на недвижимое имущество у такого лица и при этом предусмотрено возникновение этого права у другого лица или установлено наличие права у такого другого лица, государственная регистрация прав на основании этого решения суда может осуществляться по заявлению лица, у которого право возникает на основании решения суда либо право которого подтверждено решением суда. При этом не требуется заявление лица, чье право прекращается или признано отсутствующим по этому решению суда, в случае, если такое лицо являлось ответчиком по соответствующему делу, в результате рассмотрения которого признано аналогичное право на данное имущество за другим лицом.

Анализ приведенных положений Федерального закона № 218-ФЗ позволяет сделать вывод о том, что при осуществлении государственной регистрации права (государственного кадастрового учета) на основании решения суда, такая государственная регистрация (государственный кадастровый учет) может быть осуществлена не только по заявлению (заявлениям) всех лиц, участвовавших в споре, в отношении которых судебный актом установлено возникновение и (или) прекращение прав на имущество, подлежащее регистрации, но и по заявлению любого из этих лиц, у которого на основании судебного акта возникает право собственности или прекращается право собственности.

Статьей 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Неисполнение судебного постановления, а равно иное проявление неуважения к суду влечет за собой ответственность, предусмотренную федеральным законом.

Согласно правовой позиции, изложенной в абзаце 2 пункта 52 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕГРП. В частности, если в резолютивной части судебного акта решен вопрос о наличии или отсутствии права либо обременения недвижимого имущества, о возврате имущества во владение его собственника, о применении последствий недействительности сделки в виде возврата недвижимого имущества одной из сторон сделки, то такие решения являются основанием для внесения записи в ЕГРП.

Иное толкование приведенных правовых норм, означало бы игнорирование предписаний части 2 статьи13Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации об обязательности вступивших в законную силу судебных постановлений, поскольку в случае отсутствия заявления о государственной регистрации (государственном кадастровом учете) одной из сторон, разрешенного судом спора, исполнение решения суда ставилось бы в зависимость от желания этой стороны исполнять судебный акт, что не допускает названная норма Кодекса.

Представленные административными истцами судебные акты являются одним из оснований для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации права выделенных им долей жилого дома.

В решениях Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу и от ДД.ММ.ГГГГ по делу в ясной и понятной форме указано, каким образом произведен раздел объектов недвижимости, разрешен вопрос о правах в отношении образуемых объектов недвижимости, в том числе о прекращении права общей долевой собственности.

Также, нормы части 7 статьи 70 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», которыми наряду с вышеупомянутым, обосновывал приостановление и отказ в государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав административный ответчик, Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 340-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», признаны утратившими силу со дня официального опубликования закона; на дату обращения административных истцов в регистрирующий орган и принятия оспариваемых решений не действовали; а потому их нарушением административный ответчик не мог обосновывать принятое решение.

Кроме того, основанием для обращения в регистрирующий орган административных истцов явились судебные акты, которыми произведен раздел уже существующего жилого дома на самостоятельные объекты недвижимости, а не его возведение.

Таким образом, обжалуемые решения Севреестра являются незаконными, поскольку они противоречат положениям действующего законодательства.

Судебный акт о разделе имущества влечет за собой прекращение и возникновение прав собственности и истца, и ответчика на объекты недвижимости, и в силу статьи13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерацииявляется обязательным к исполнению для всех. В этой связи государственная регистрация прав и государственный кадастровый учет в соответствии с таким судебным актом могут осуществляться на основании заявления любой из сторон рассмотренного спора.

С учетом вышеизложенного суд удовлетворяет административный иск полностью.

Руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административные иски удовлетворить.

Признать незаконными уведомления Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя об отказе государственного кадастрового учета и государственной регистрации от ДД.ММ.ГГГГ № КУВД-001/2021-11910930/4, № КУВД-001/2021-11910930/5, КУВД-001/2021-11910930/6.

Обязать Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя повторно рассмотреть заявления ФИО7, ФИО8, ФИО2 о государственном кадастровом учете и государственной регистрации права.

Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд через Ленинский районный суд <адрес> в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья

В окончательной форме решение принято ДД.ММ.ГГГГ.

2а-2275/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Барабанова Ирина Викторовна
Полунец (Цыбульник) Оксана Владимировна
Барабанов Денис Владимирович
Ответчики
Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя
государственный регистратор Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя Криволуцкая Ирина Владимировна
Другие
Желудева Людмила Михайловна
Полунец (Цибульник) Оксана Владимировна
Руденко Юрий Александрович
Кадастровый инженер Уланов Дмитрий Александрович
Суд
Ленинский районный суд Севастополя
Судья
Прохорчук Ольга Владимировна
Дело на странице суда
leninskiy.sev.sudrf.ru
23.06.2021Регистрация административного искового заявления
24.06.2021Передача материалов судье
24.06.2021Решение вопроса о принятии к производству
12.07.2021Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
12.07.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.07.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.07.2021Судебное заседание
17.08.2021Судебное заседание
23.08.2021Судебное заседание
22.09.2021Судебное заседание
04.10.2021Судебное заседание
13.10.2021Судебное заседание
09.11.2021Судебное заседание
23.11.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.12.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.11.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее