Решение по делу № 33-10348/2017 от 03.10.2017

Судья Астанина Т.В. Дело № 33-10348/2017

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

15 ноября 2017 года город Барнаул

Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:

председательствующего Секериной О.И.

судей     Решетниковой И.Ф., Алешко О.Б.

при секретаре Поздняковой А.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу истца Чернышева В. В. на решение Октябрьского районного суда <адрес> Алтайского края от ДД.ММ.ГГ по делу

по иску Чернышева В. В. к Федеральному государственному казенному учреждению «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации о признании нуждающимися в получении жилого помещения по договору социального найма, обязании принять на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.

Заслушав доклад судьи Решетниковой И.Ф., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Чернышев В.В. обратился в суд с иском к ответчику о признании нуждающимся в получении жилого помещения по договору социального найма, включении в список военнослужащих, уволенных из рядов ВС РФ для получения жилой площади (переселения) по избранному месту постоянного жительства <адрес> или любой город областного значения России в форме предоставления жилого помещения в собственность или выделении денежных средств на приобретение жилого помещения по избранному месту жительства с ДД.ММ.ГГ, обязании принять на учет нуждающихся в жилых помещениях в порядке, определенным приказом МО РФ *** от ДД.ММ.ГГ.

В обоснование заявленных требований истец указал, что приказом командующего ракетными войсками стратегического назначения от ДД.ММ.ГГ *** уволен с военной службы в запас и приказом командира войсковой части 29562 от ДД.ММ.ГГ *** исключен из списков личного состава части с ДД.ММ.ГГ по достижению предельного возраста пребывания на военной службе (пп. «а» п.1 ст.51 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе») с последующим убытием к избранному месту жительства. Выслуга лет в календарном исчислении составила 22 года.

Перед увольнением в запас им был подан рапорт с приложением необходимых документов на имя командира части с просьбой включить его в список военнослужащих, изъявивших желание на переселение по избранному месту жительства в <адрес> или любой город областного значения России. Данный рапорт утрачен. В листе беседы также отсутствует аналогичная просьба и не стоит его подпись. Истец полагает, что на момент увольнения должен был быть включен в список нуждающихся в получении жилого помещения, т.к. имел право на обеспечение жильем. Свое право на получение жилого помещения по избранному месту жительства не реализовал.

Обратившись к ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ с заявлением о признании его нуждающимся в жилом помещении и принятии на учет для обеспечения жилым помещением получил отказ, который оформлен решением *** от ДД.ММ.ГГ.

В судебном заседании истец поддержал заявленные требования в части признания его нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, обязав ответчика принять его на учет нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма по избранному месту жительства <адрес>, в остальной части на требованиях не настаивал. При этом пояснил, что нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, он признан ДД.ММ.ГГ, с этого времени у него возникло право состоять на учете.

Представитель ответчика ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации Отделение (территориальное <адрес>) Поронько Е.Н., действующая по доверенности, с заявленными требованиями не согласилась, пояснила, что на момент обращения с заявлением о постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях истец утратил статус военнослужащего, заявление подано по истечении 14 лет с момента увольнения. На момент увольнения Чернышев В.В. с военной службы он нуждающимся в получении жилого помещения не признавался. В настоящее время таковым не является, т.к. имеет жилье по норме. Полагает, что гражданин, уволенный с военной службы, не принятый на учет нуждающихся в сроки и в порядке, определенном приказом Министра обороны Российской Федерации, правом состоять на учете по линии Министерства обороны Российской Федерации не обладает.

Решением Октябрьского районного суда <адрес> Алтайского края от ДД.ММ.ГГ исковые требования Чернышева В.В. оставлены без удовлетворения.

В апелляционной жалобе истец просит отменить решение суда, удовлетворить исковые требования в полном объеме.

В обоснование доводов жалобы, повторно излагая обстоятельства, послужившие основанием к обращению с заявленными требованиями, заявитель выражает несогласие с выводом суда о не предоставлении документов, подтверждающих принятие на учет нуждающихся в жилых помещениях в установленном на период увольнения порядке. Подавая рапорт при увольнении, истец имел намерение получить жилплощадь за пределами военного городка. На учет граждан, желающих выехать на новое место жительства в администрации ЗАТО Сибирский в 2005 году встал с целью «где быстрее дадут жилплощадь». С момента увольнения в запас с 2003 года по 2017 год квартиры военным пенсионерам на отселение из военного городка ЗАТО Сибирский по линии Министерства Обороны не предоставлялись. По линии администрации ЗАТО Сибирский предоставлялись только уволенным в запас командирам войсковых частей и заместителям командира дивизии в порядке отдельной очереди, в которою истец не входил. Полагает, что имеет право быть принятым на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, и быть включенным в список военнослужащих, уволенных из рядов ВС Российской Федерации, для получения жилой площади по избранному месту жительства –<адрес> в соответствии с приказом Министра Обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ ***, постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ *** и статьи 15 п.2.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих».

Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежаще, об уважительности причин неявки не уведомили, что в силу ч.3 ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для рассмотрения гражданского дела в их отсутствие.

Проверив материалы дела, законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы на основании ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, выслушав лиц, участвующих в деле, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

В соответствии с положениями ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Обязывая органы государственной власти создавать для этого условия, Конституция Российской Федерации вместе с тем закрепляет, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за достойную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В соответствии с действующим законодательством ни одно имущественное право, провозглашенное Конституцией Российской Федерации, в том числе и право на жилище, не является безусловным. Данное право регламентировано и реализуется в соответствии с действующим законодательством.

По смыслу ст. 59 и пункта "т" ст. 71 Конституции Российской Федерации жилищное обеспечение военнослужащих ввиду их особого правового статуса осуществляется на основе специального законодательства и по специальным правилам.

Государство рассматривает военнослужащих как специальных субъектов жилищных правоотношений. Право на обеспечение жилыми помещениями военнослужащих- специальное право военнослужащих на жилище, обусловленное действием норм специального (военного) законодательства в области обеспечения жилищных прав военнослужащих, установлением в законодательстве (в том числе и на конституционном уровне) в отношении военнослужащих особого (специального) порядка реализации права на жилище, распространяющегося только на них, наличием у военнослужащего особого правового положения (статуса), заключающегося в снабжении данной категории граждан жильем на условиях и в порядке, предусмотренном законодательством.

Как указал Конституционный суд Российской Федерации в Постановлении от ДД.ММ.ГГ ***-П, государство взяло на себя соответствующие публично-правовые обязательства в отношении граждан, увольняющихся с военной службы и выполнивших условия контракта, а также имеющего публично-правовой характер.

Вместе с тем, законодатель установил критерии, которым должен отвечать уволившийся военнослужащий, а также определенный порядок постановки на учет и обеспечения жилыми помещениями.

Федеральный закон от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» устанавливает основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, а также граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей, а также предусматривает, как ряд государственных гарантий и компенсаций, так и ряд ограничений, в том числе реализации жилищных прав указанных лиц.

Право на жилище военнослужащих закреплено статьей 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих». В соответствии с указанной статьей данного Закона «государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативно правовыми актами Российской Федерации».

Как установлено судом и следует из материалов дела, Чернышев В.В. с ДД.ММ.ГГ проходил военную службу.

В период службы на основании ордера *** от ДД.ММ.ГГ Чернышеву В.В. на состав семьи 1 человек была предоставлена 1-комнатная квартира по адресу: ЗАТО Сибирский, <адрес>18, общей площадью 34,00 кв.м., жилой- 18,70 кв.м.

Приказом командующего ракетными войсками стратегического назначения от ДД.ММ.ГГ *** Чернышев В.В. уволен с военной службы с зачислением в запас по достижении предельного возраста пребывания на военной службы и приказом командира войсковой части 29562 от ДД.ММ.ГГ *** исключен из списков личного состава части с ДД.ММ.ГГ по достижению предельного возраста пребывания на военной службе (пп. «а» п.1 ст.51 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе») с последующим убытием к избранному месту жительства. Выслуга лет в календарном исчислении составила 22 года 7 месяцев 17 дней. ДД.ММ.ГГ Чернышев В.В. в соответствии со ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации обратился к ответчику с заявлением о принятии на учет для обеспечения жилым помещением в избранном месте жительства <адрес>.

Решением ФГКУ «ЦРУЖО» МО РФ *** от ДД.ММ.ГГ Чернышеву В.В. отказано в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, поскольку не представлены документы, подтверждающие принятие на учет нуждающихся в жилых помещениях согласно порядку, действовавшему на момент увольнения с военной службы (рапорт о постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях по избранному месту жительства, решение жилищной комиссии войсковой части о признании военнослужащего нуждающимся в получении жилого помещения по договору социального найма, данные о нахождении военнослужащего в базе «Учет» по ФГКЭУ КЭЧ района), а также в связи с тем, что заявление о постановке на учет нуждающихся подано по истечении 14 лет после даты исключения из списков личного состава войсковой части.

Обращаясь в суд с настоящими требованиями, истец ссылается на то, что перед увольнением обращался с рапортом на имя командира с приложением необходимых документов для включения в список военнослужащих, изъявивших желание на переселение по избранному месту жительства.

Разрешая спор, суд первой инстанции, установив фактические обстоятельства, оценив представленные доказательства в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.

При этом исходил из того, что истцом не представлено доказательств соблюдения установленного законом порядка постановки на учет нуждающихся в получении жилого помещения, в том числе не представлено доказательств того, что истец в установленном порядке признавался нуждающимся в получении жилого помещения либо, что он состоит в списке военнослужащих (уволенных со службы), нуждающихся в получении жилого помещения в избранном постоянном месте жительства (то есть до увольнения с военной службы Чернышев В.В. обращался к командованию войсковой части с рапортом о признании его нуждающимся в получении жилого помещения по договору социального найма или о постановке в очередь для предоставления постоянного жилого помещения и что такой рапорт рассматривался на заседании жилищной комиссии, которая по результатам его рассмотрения приняла решение о признании истца нуждающимся в улучшении жилищных условий, и это решение жилищной комиссии, оформленное протоколом, было утверждено военным комиссаром).

Не будучи признанным нуждающимся в предоставлении жилого помещения до увольнения с военной службы, истец не вправе претендовать на предоставление ответчиком жилых помещений в соответствии с Инструкцией от ДД.ММ.ГГ *** и приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ ***.

Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции правильными, основанными на правильном применении к спорным правоотношениям норм материального права и соответствующими установленным судом обстоятельствам дела.

В соответствии с п. 2.1 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более независимо от даты увольнения с военной службы и которые до ДД.ММ.ГГ были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления:

жилого помещения в собственность бесплатно;

жилого помещения по договору социального найма;

единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.

Порядок реализации уволенными военнослужащими права на получение жилья на момент увольнения Чернышева В.В. с военной службы был урегулирован Правилами учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ ***.

Согласно пункту 12 Правил ведение учета военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, осуществляется отделами по учету и распределению жилой площади (жилищными отделами) органов местного самоуправления или специально назначенными должностными лицами и военными комиссариатами.

Данные об очередности и постановке на учет военнослужащих обобщаются и представляются в органы местного самоуправления в отношении военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, - Министерством обороны Российской Федерации на основе данных военных комиссариатов.

Пунктом 13 Правил предусмотрено, что военнослужащие подают рапорт по команде не более чем за 3 года до увольнения с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе либо в год увольнения с военной службы по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями с просьбой ходатайствовать перед органами местного самоуправления избранного ими постоянного места жительства о постановке на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий.

На основе рапорта и представленных в соответствии с пунктом 13 настоящих Правил документов командир (начальник) воинской части принимает решение о ходатайстве перед органом местного самоуправления о постановке военнослужащего на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий.

Ходатайство и документы направляются в военный комиссариат по избранному военнослужащим постоянному месту жительства для последующего направления в соответствующий орган местного самоуправления.

Военный комиссариат включает военнослужащего в список очередников на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий и направляет копию списка и подлинники документов, полученных от командира (начальника) воинской части, в соответствующий орган местного самоуправления.

Согласно пункту 16 Правил органы местного самоуправления регистрируют и ставят на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий военнослужащих на основании документов и списков, представленных военным комиссариатом.

Ходатайства с приложенными к ним документами рассматриваются в созданных при органах местного самоуправления общественных комиссиях по жилищным вопросам в течение месяца.

О принятом решении органы местного самоуправления в письменной форме сообщают военнослужащим через командиров (начальников) воинских частей в 3-месячный срок.

Таким образом, реализация гражданином права на обеспечение жильем по избранному после увольнения месту жительства носит не абсолютный характер, поскольку необходимым условием реализации такого права являлось обращение военнослужащего в установленном порядке с заявлением о постановке на очередь на получение жилья или на улучшение жилищных условий и постановка военнослужащего на учет нуждающихся в получении жилых помещений или улучшение жилищных условий.

В силу ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Вместе с тем, данных о постановке истца на такой учет или об обращении истца с соответствующим рапортом и необходимыми документами к командованию части либо в орган местного самоуправления по избранному месту жительства для постановки его на учет как нуждающегося в получении жилого помещения либо для признания нуждающимся в улучшении жилищных условий, материалы дела не содержат.

Приведенные в апелляционной жалобе доводы об обратном направлены на переоценку доказательств и установленных судом обстоятельств дела. Между тем несогласие заявителя с выводами суда, основанными на установленных фактических обстоятельствах дела и оценке доказательств, не свидетельствует о неправильном применении судами норм материального и процессуального права, повлиявшем на исход дела.

При этом, судебная коллегия также учитывает, что истец на протяжении длительного времени с момента увольнения (2002 год) не проявлял должной заинтересованности и не предпринимал попыток выяснить вопрос о постановке его на очередь на получение жилья или на улучшение жилищных условий в установленном порядке.

Вопреки доводам жалобы разрешая заявленные требования, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.

Как верно отмечено судом первой инстанции для реализации права на предоставление жилого помещения в собственность необходимо наличие совокупности юридически значимых фактов, таких как: признание в установленном порядке нуждающимся в предоставлении жилого помещения, обращение в предусмотренном законом порядке к уполномоченному лицу, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении жилья.

Поскольку наличия совокупности необходимых условий, свидетельствующих о соблюдении определенной законом процедуры обеспечения жильем, судом первой инстанции не установлено, оснований для удовлетворения исковых требований не имелось.

Доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований для отмены решения суда, сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования суда первой инстанции, к выражению несогласия с произведенной судом оценкой доказательств и не могут быть положены в основу отмены по существу правильного судебного решения.

При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы у судебной коллегии не имеется.

Процессуальных нарушений, являющихся безусловным основанием к отмене решения суда по ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судом при рассмотрении дела не допущено.

Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Октябрьского районного суда <адрес> Алтайского края от ДД.ММ.ГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу Чернышева В. В. –без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

33-10348/2017

Категория:
Гражданские
Истцы
Чернышев В.В.
Ответчики
ФГКУ "ЦРУЖО" МИНОБОРОНЫ РФ
ФГКУ Центррегионжилье
Суд
Алтайский краевой суд
Дело на сайте суда
kraevoy.alt.sudrf.ru
18.10.2017Судебное заседание
15.11.2017Судебное заседание
16.11.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее