Дело № 2-149/2022
55RS0007-01-2021-007534-81
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 февраля 2022 года город Омск
Центральный районный суд г. Омска в составе председательствующего судьи Покричук О.Г., при секретаре судебного заседания ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению исполняющего обязанности прокурора г. Омска в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к Территориальному Управлению Росимущества по Омской области, ОАО «Российские железные дороги» о возложении обязанности ликвидировать место несанкционированного складирования отходов на земельном участке,
установил:
Исполняющий обязанности прокурора г. Омска в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к Территориальному Управлению Росимущества по Омской области, ОАО «Российские железные дороги» о возложении обязанности ликвидировать место несанкционированного складирования отходов на земельном участке.
В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой г. Омска 09.09.2021 в ходе проведения проверки соблюдения законодательства об обращении с отходами производства и потребления установлен факт очагового несанкционированного размещения строительных, коммунальных и иных отходов на пересечении улиц 1-я Комсомольская и Новосортировочная в г. Омске. Отходы не размещены на специально оборудованных площадках, располагаются на открытом грунте, тем самым допускается загрязнение почвы вредными веществами, что подтверждается фотоматериалами, представлением прокуратуры г. Омска от ДД.ММ.ГГГГ №, ответом Первого заместителя мэра г. Омска от ДД.ММ.ГГГГ № Исх-ДГХ/01-11/4348.
Указано также, что не проведение мер по очистке территории от отходов приводит к ухудшению санитарно-эпидемиологической обстановки на территории муниципального образования, негативно влияет на состояние природной среды, создает реальную угрозу эпидемиологической обстановке, нарушает гарантированное государством право на санитарно-эпидемиологическое благополучие населения. Тем самым, нарушаются права неопределенного круга лиц, граждан Российской Федерации, населения г. Омска, а также лиц, временно находящихся на указанной территории.
Согласно сведениям ЕГРН земельный участок с кадастровым номером №, является обособленным земельным участком, входящим в состав единого землепользования – земельного участка, входящим в состав земельного участка с кадастровым номером №, находящегося в федеральной собственности. ДД.ММ.ГГГГ был заключен договор аренды земельного участка (№-ТУ), находящегося в федеральной собственности (кадастровый №), между Территориальным управлением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Омской области (арендодатель, собственник) и ОАО «Российские железные дороги» (арендатор). Срок аренды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Учитывая изложенное и представленные уточнения требований, административный истец просит суд обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Омской области и ОАО «Российские железные дороги» в срок до ДД.ММ.ГГГГ ликвидировать места несанкционированного складирования отходов на земельном участке с кадастровым номером № (юго-восточная часть площадью 1 га).
Определениями суда к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечено Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области, департамента городского хозяйства Администрации г. Омска, Администрации г. Омска, ООО «Омская областная газовая компания», ООО «Магнит».
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ на основании ходатайства представителя прокуратуры города Омска об изменении вид судопроизводства, в котором подлежат рассмотрению заявленные требования, судопроизводство определено, как гражданское.
В судебном заседании представитель истца помощник прокурора г. Омска ФИО3 заявленные требования с учетом их уточнения поддержала по основаниям, изложенным в иске. Просила установить срок исполнения заявленных требований, в случае их удовлетворения до ДД.ММ.ГГГГ с конкретизацией места размещения отходов на земельном участке с кадастровым номером № (юго-восточная часть площадью 1 га), а также самостоятельным указанием о возложении обязанности на каждого из ответчиков, поскольку в отношении земельного участка зарегистрировано право собственности Российской Федерации Территориальное Управление Росимущества по Омской области обязано нести бремя содержания указанного земельного участка, а ОАО «Российские железные дороги» отвечает в рамках заключенного договора аренды.
Представитель ответчика Территориального Управления Росимущества по Омской области ФИО4, действующий на основании доверенности (т. 1 л.д. 82), с учетом представленных уточненных требований поддержал доводы, изложенные в письменных возражениях на исковое заявление, настаивая на том, что обнаруженные отходы не являются отходами от хозяйственной или какой-либо иной деятельности ТУ Росимущества в Омской области (т. 1 л.д. 214-216), полагал, надлежащими ответчиками по настоящему делу Администрацию г. Омска и ООО «Магнит», поскольку не было осуществлено обязанности по организации места складирования отходов.
Представитель ответчика ОАО «Российские железные дороги» ФИО5, действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения заявленных требований, полагала, что ОАО «Российские железные дороги» является ненадлежащим ответчиком по делу. Просила привлечь к участию в деле в качестве ответчика ООО «Омская областная газовая компания». Поддержала доводы, изложенные в возражениях на исковое заявление и уточненных возражениях на исковое заявление, в котором просила в случае удовлетворения требования продлить срок для исполнения решения суда до 31.12.2023(т. 1 л.д. 217-222, 231-232).
Представители третьих лиц департамента городского хозяйства Администрации г. Омска ФИО6 и Администрации г. Омска ФИО7 после определения рассмотрения дела в рамках гражданского судопроизводства, согласно определения суда от 01.02.2022, участия в судебном заседании не принимали, извещены, ходатайств об отложении дела слушанием не представлено. Ранее при участии в судебном заседании вопрос о разрешении заявленных требований оставили на усмотрение суда (т. 1. л.д. 228, т. 2 л.д. 159). В материалы дела представлены заявления о рассмотрении дела без участия представителей (т. 1 л.д. 236, т. 2 л.д. 155).
Третьи лица ООО «Омская областная газовая компания», ООО «Магнит» о времени и месте рассмотрения дела извещены, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявлено.
Принимая во внимание имеющиеся в деле сведения об извещении лиц, участвующих в деле, отсутствие ходатайств об отложении рассмотрения дела, мнение лиц, участвующих в судебном заседании, судом принято решение о рассмотрении дела при данной явке.
Информация о принятии искового заявления к производству, о времени и месте судебного заседания размещена судом на официальном сайте Центрального районного суда г. Омска в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в порядке, предусмотренном ст. 113 ГПК РФ.
Заслушав лиц, участвующих в судебном заседании, изучив материалы дела, письменный отзыв и возражения на исковое заявление, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.
В силу ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
Из материалов дела следует, что прокуратурой г. Омска 09.09.2021 в ходе проведения проверки соблюдения законодательства об обращении с отходами производства и потребления установлен факт очагового несанкционированного размещения строительных, коммунальных и иных отходов на пересечении улиц 1-я Комсомольская и Новосортировочная в г. Омске. Отходы не размещены на специально оборудованных площадках, располагаются на открытом грунте, тем самым допускается загрязнение почвы вредными веществами, что подтверждается фотоматериалами (т. 1 л.д. 14-15, л.д. 32-41), представлением прокуратуры г. Омска от ДД.ММ.ГГГГ № (т. 1 л.д. 8-10), ответом Первого заместителя мэра г. Омска от 08.10.2021 № Исх-ДГХ/01-11/4348 (т. 1 л.д. 11-13) и ответом от ДД.ММ.ГГГГ (т. 1 л.д. 16). Данные обстоятельства сторонами по делу не оспаривались.
Во исполнение указанного предписания департаментом городского хозяйства Администрации г. Омска были осуществлены работы по ограничению доступа заезда большегрузной техники на территорию несанкционированного размещения и складирования мусора на пересечении улиц 1-й Комсомольский и Новосортировочной путем перекопки проезда и установки бетонных блоков, информационных знаков «Свалка мусора запрещена», о чём указано в возражениях на исковое заявление (т.1 л.д. 61-63), а также в подтверждение чего представлены фотоматериалы (т. 1 л.д. 71-72).
Вместе с тем, стороной ответчиков сведений о ликвидации места несанкционированного складирования отходов в материалах дела не имеется.
Принимая во внимание, что дальнейшее бездействие ответчиков нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, прокурор с учетом уточнений в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в суд.
В ходе рассмотрения дела ДД.ММ.ГГГГ представителем Управления Росреестра по Омской области ФИО8 в присутствии помощника прокурора города Омска ФИО9, представителя Администрации г. Омска ФИО10, представителя департамента городского хозяйства Администрации г. Омска ФИО11, представителя Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области ФИО12 проведен осмотр территории, на которой размещена несанкционированная свалка строительных, коммунальных и иных отходов (ориентировочно на пересечении улиц 1-я Комсомольская и Новосортировочная в г. Омске). По результатам осмотра определены координаты характерных точек границ земельного участка, в пределах которого расположена несанкционированная свалка, установлено в каких границах какого земельного участка (земельных участков) расположена несанкционированная свалка и установлен правообладатель земельного участка. Таким образом, было установлено, что определенные точки н1, н2, н3, н4, н5, н6, н7, н8, н9, н10, н11, н12 расположены в границах земельного участка с кадастровым номером №. (т. 1 л.д. 134-141, т. 1 л.д. 156-163).
Согласно представленной в материалы дела выписке из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым номером № (единое землепользование) принадлежит правообладателю России и имеет ограничение прав и обременение объекта недвижимости согласно раздела № 5 выписки. Вид ограничения прав и обременение объекта недвижимости «Аренда» за государственным номером № с датой государственной регистрации ДД.ММ.ГГГГ. Срок, на который установлено ограничение прав и обременение объекта недвижимости с ДД.ММ.ГГГГ. Лицо, в пользу которого установлено ограничение прав и обременение объекта недвижимости: Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295. Основание: договор аренды земельного участка, находящегося в федеральной собственности, № 98-ТУ, выдан ДД.ММ.ГГГГ, дата государственной регистрации ДД.ММ.ГГГГ, номер государственной регистрации № (т. 1 л.д. 42-54).
При этом в соответствии со сведениями, содержащимися в выписке из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым номером № имеет местоположение – относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир Ленинский административный округ. Почтовый ориентир: Ленинский АО (т. 1 л.д. 84-92). Указанный земельный участок является обособленным земельным участком, входящим в состав единого землепользования - земельного участка с кадастровым номером № площадью 6 154 500 кв. м., имеющего вид разрешенного использования «для размещения полос отвода железнодорожных путей», находящегося в федеральной собственности. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № 432 «О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом» полномочным по управлению, распоряжению, использованием по назначению и сохранностью земельных участков, находящихся в федеральной собственности, наделено Территориальное Управление Росимущества в Омской области, что так же следует из ответа департамента имущественных отношений Администрации г. Омска в адрес первого заместителя прокурора города Омска от ДД.ММ.ГГГГ (т. 1 л.д. 100) и подтверждено сведениями из публичной кадастровой карты (т. 1 л.д. 101-103).
В отношении земельного участка с кадастровым номером № в Едином государственном реестре недвижимости записей о зарегистрированных правах на объект недвижимости отсутствуют, правопритязания отсутствуют, данные по заявленным в судебном порядке требованиям, арестам (запрещениям) отсутствуют, что подтверждено уведомлением об отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости указанных сведений от ДД.ММ.ГГГГ (т. 1 л.д. 104).
Материалы дела содержат копию договора аренды земельного участка, находящегося в федеральной собственности № 101-ТУ от 27.10.2005 согласно которого между Территориальным управлением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Омской области (арендодатель) и ОАО «Российские железные дороги» (арендатор) заключен данный договор о том, что арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок из земель поселений, с кадастровым номером №, расположенный в юго-восточной части кадастрового района № г. Омска, участок полосы отвода Западно-Сибирской железной дороги для использования под фактически расположенными объектами недвижимого имущества, принадлежащего на праве собственности арендатору, в границах указанных на плане участка, прилагаемом к договору и являющимся его неотъемлемой частью, общей площадью 765 992,00 кв. м. Срок аренды участка установлен с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (т. 1 л.д. 105-115, т. 2 л.д. 160-179).
Пунктами 4.1.2 и 4.1.4. предусмотрено, что арендодатель имеет право требовать досрочного расторжения договора при использовании земельного участка не по целевому назначению, а также при использовании способами, приводящими к его порче, при просрочке внесения арендной платы более чем за 6 месяцев, в случае отказа от изменений размера арендной платы в соответствии с п. 3.2 Договора; на возмещение убытков, причиненных ухудшением качества Участка и экологической обстановки в результате хозяйственной деятельности арендатора, а также по иным основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации (л.д. 161).
В соответствии со ст.ст. 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Пунктом 4 ст. 421 ГК РФ предусмотрено, что условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
В силу п. 1 ст. 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивными нормами), действующими в момент его заключения.
Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42 Конституции Российской Федерации).
Правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности определены в положениях Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Данный Федеральный закон регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.
Одним из принципов хозяйственной и иной деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающей воздействие на окружающую среду, является обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц (ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ).
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» земля, недра, почвы являются объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности.
Пунктами 1 и 2 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ установлено, что отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. В частности, запрещаются сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
В соответствии с положениями ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
В ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» даны понятия, такие как: отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом; обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.
Отходы производства и потребления должны размещаться исключительно на объектах размещения отходов, то есть на специально оборудованном сооружении, предназначенном для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающим в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов.
Согласно положениям ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Применительно к изложенным положениям, на основании абз. 2, 7, 8 ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
Пунктом 18 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156, предусмотрено, что собственник земельного участка обязан самостоятельно обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с региональным оператором.
Статья 616 ГК РФ обязывает арендатора поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом или договором аренды.
В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра объектов недвижимости, собственником земельного участка с кадастровым номером №, находящегося в составе единого землепользования - земельного участка с кадастровым номером №, является Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области. Указанный земельный участок находится в аренде у ОАО «Российские железные дороги». Следовательно, полномочиями в отношении земельного участка, на которых выявлено место несанкционированного размещения (свалки) твердых коммунальных отходов, обладают указанные юридические лица.
Факт наличия несанкционированного складирования отходов на указанном земельном участке на момент проверки, а также в период рассмотрения дела судом, ответчиками не оспаривался.
Вместе с тем, оценивая требования истца об обязании Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области и ОАО «Российские железные дороги» в срок до 01.09.2022 ликвидировать места несанкционированного складирования отходов на земельном участке, суд учитывает, что несанкционированный очаг представляет собой разновидность строительных, коммунальных и иных отходов и поиск специализированной организации, готовой принять отходы, документальное оформление ликвидации несанкционированного складирования отходов потребует значительного количества времени.
При установлении лица, осуществляющего землепользование участка и на которого возлагается обязанность по ликвидации несанкционированной свалки, суд учитывает правовые позиции, выработанные Конституционным Судом Российской Федерации, который, в частности, в постановлении от 13.10.2015 № 26-П помимо общего вывода о том, что положение пункта 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не предполагает возложение на органы местного самоуправления обязанности по ликвидации несанкционированного складирования бытовых и промышленных отходов на лесных участках в составе земель лесного фонда без их наделения соответствующими государственными полномочиями, указал на то, что в системе действующего правового регулирования вопрос о возложении обязанности по непосредственному устранению захламления на расположенных на территории муниципального образования земельных участках в случае, если виновное в причинении вреда лицо не установлено, должен разрешаться на основе определения правообладателя соответствующего земельного участка вне зависимости от вида отходов, которые несанкционированно размещены на земельном участке.
Таким образом, поддерживать земельный участок в надлежащем состоянии обязан собственник, землепользователь, землевладелец. Судом установлено, что землепользователем земельного участка на основании договора аренды от 27.10.2005, заключенного между ТУ Росимущества в Омской области и ОАО «Российские железные дороги» является ОАО «Российские железные дороги», которому земельный участок был выделен для использования под фактически расположенными объектами недвижимого имущества, принадлежащего на праве собственности арендатору.
Суд, оценивая доводы ответчика ОАО «Российские железные дороги» о том, что на спорном земельном участке без наличия на то правовых оснований располагалась самовольно размещенная заправочная станция ООО «Омская областная газовая компания» и решением Арбитражного суда Омской области № А46-11985/2020 от ДД.ММ.ГГГГ удовлетворены требования ОАО «Российские железные дороги» об обязании в течение 1 месяца после вступления в законную силу решения суда освободить и привести в первоначальное состояние земельный участок, занятый под газозаправочную станцию, являющийся частью земельного участка с кадастровым номером № расположенный в южной части кадастрового района № г. Омска, участок полосы отвода Западно-Сибирской железной дороги, а так же доводы ответчика о том, в результате чего подтверждается, что обнаруженный очаг несанкционированного размещения строительных, коммунальных и иных отходов не является результатом хозяйственной деятельности ответчика ОАО «Российские железные дороги», полагает необходимым указать, что совокупность установленных судом фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, ссылка ответчика ОАО «Российские железные дороги» на данные обстоятельств не позволяет принять указанное в качестве доказательства, являющегося достаточным и согласующимся с иными данными между собой для привлечения ООО «Омская областная газовая компания» в качестве ответчика.
Таким образом, в ходе рассмотрения дела установлено, что земельный участок с кадастровым номером № находится в пользовании на праве аренды у ОАО «Российские железные дороги».
Статьей 42 ЗК РФ предусмотрено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны не допускать порчу, загрязнение земель и иное негативное воздействие на почвы.
Статья 616 ГК РФ обязывает арендатора поддерживать имущество в исправном состоянии, нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом или договором аренды.
Статьей 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Сброс отходов на почвы запрещается.
В целях охраны земель положения ст. 13 ЗК РФ обязывают собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия; защите земель от захламления отходами производства и потребления, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель; ликвидация последствий загрязнения земель.
Как стороной истца, так и стороной ответчиков в ходе рассмотрения дела было указано, что размещение несанкционированного места складирования отходов на данной территории носит стихийный характер. При этом установить виновных лиц в загрязнении указанной территории не представилось возможным.
Суд также полагает необходимым указать, что помимо этого, на основании пункта 7.8 ГОСТа 30772-2001 «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», введенного постановлением Госстандарта России от 28.12.2001 № 607-ст, собственником отходов является юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которых они находятся, которые намерены осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение.
Если это лицо не установлено, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся (Примечание к пункту 7.8 ГОСТа 30772-2001).
Таким образом, обязанность арендатора по проведению санитарно-оздоровительных мероприятий на арендуемом участке предписана законом и иными правовыми актами. Однако доказательств того, что арендатор надлежащим образом исполнял свои обязанности, материалы дела не содержат.
Как установлено судом и следует из материалов дела, договор аренды земельного участка, заключенный между Территориальным управлением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Омской области (арендодатель) и ОАО «Российские железные дороги» (арендатор) содержит в себе пункт 4.4.7 предусматривающий со стороны арендатора обеспечение благоустройства, содержание в надлежащем санитарном состоянии и озеленение прилегающей территории, в соответствии с объемами, графиками работ, в границах и на условиях, согласованных с администрацией округа (иным уполномоченным органом).
Пункт 4.4.10 указанного договора содержит требование не нарушать прав соседних землепользователей, не допускать действий, приводящих к ухудшению экологической обстановки на арендуемом земельном участке и прилегающих к нему территориях, а также выполнять работы по благоустройству Участка.
Исходя из системного толкования положений закона, поскольку зафиксированное несанкционированное размещение отходов расположено на территории, арендуемой ОАО «Российские железные дороги», то указанное несанкционированное размещение подлежит ликвидации в рамках санитарных мероприятий по очистке территории и не допущению действий, приводящих к ухудшению экологической обстановки на арендуемом земельном участке и прилегающих к нему территориях ОАО «Российские железные дороги».
При этом в данном случае определяются не меры гражданско-правовой ответственности арендатора за причинение вреда, непременным условием которой является наличие вины, а выполнение им установленной законом обязанности по содержанию арендуемого земельного участка.
Кроме того, по сведениям ООО «Магнит», изложенным в представленном отзыве, ООО «Магнит», являющийся региональным оператором, не выявлял спорное место. О факте размещения данного места несанкционированного складирования твердых коммунальных отходов, узнал после привлечения к участию в деле. Кроме того, одним из совокупности условий, возложения обязанности по ликвидации места несанкционированного складирования отходов на регионального оператора, кроме установления данного места региональным оператором, является то, что место несанкционированного размещения отходов должно располагаться на земельном участке, не предназначенном для этих целей и объем отходов должен превышать 1 куб. метр., а также вид размещенных отходов с указанием кодов отходов ФККО и их классов опасности, морфологический и компонентный состав. Данной совокупности условий в ходе рассмотрения дела не установлено.
В силу п. 1 ст. 12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом (ч. 1 ст. 56 ГПК РФ).
Между тем, доказательств о принятии мер к устранению выявленных прокуратурой города Омска нарушений федерального законодательства ответчиками не представлено, в ходе судебного заседания было установлено и не отрицалось представителями ответчиков что, меры к ликвидации несанкционированного складирования отходов на земельном участке с кадастровым номером № (юго-восточная часть площадью 1 га) не приняты, поскольку отсутствует возможность определения объема отходов, их вид, морфологический состав, учитывая зимний период, нахождение обходов под снежным покровом, при таких обстоятельствах суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований истца в части возложении на ОАО «Российские железные дороги» обязанности по ликвидации места несанкционированного складирования отходов на земельном участке с кадастровым номером № (юго-восточная часть площадью 1 га).
Также суд полагает заслуживающими внимание указание представителя ответчика в обоснование ходатайства о необходимости установления оптимального срока для исполнения решения суда в случае удовлетворения исковых требований. Принимая во внимание доводы представителя ОАО «Российские железные дороги», учитывая необходимость соблюдения правил и порядка осуществления ликвидации места несанкционированного складирования отходов, учитывая принцип разумности, суд полагает возможным установление срока исполнения решения до 31.12.2022.
Проанализировав представленные доказательства, суд приходит к выводу об обоснованности требований истца, о том, что наличие выявленного места несанкционированного складирования отходов и не принятие мер к его ликвидации приводит к ухудшению санитарно-эпидемиологической обстановки на территории муниципального образования, негативно влияет на состояние природной среды, создает реальную угрозу эпидемиологической обстановки, нарушает гарантированное государством право на санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, что в свою очередь обуславливает необходимость возложения судом на ОАО «Российские железные дороги», ответственное за территорию, на которых эти отходы находятся исполнить обязанность по ликвидации места несанкционированного складирования отходов на земельном участке с кадастровыми номерами № (юго-восточная часть площадью 1 га) в срок не позднее 31.12.2022.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования исполняющего обязанности прокурора города Омска удовлетворить в части.
Обязать открытое акционерное общество «Российские железные дороги» ликвидировать место несанкционированного складирования отходов на земельном участке с кадастровым номером № (юго-восточная часть площадью 1 га) в срок не позднее 31 декабря 2022 года.
В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд в течение месяца со дня вынесения судом решения в окончательной форме через Центральный районный суд г. Омска.
Судья О.Г. Покричук
Решение в окончательной форме изготовлено 11 февраля 2022 года.