Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
03 июля 2015 года Красноярский краевой суд в составе:
председательствующего Войты И.В.
при секретаре Богдановой Н.Н.
с участием заявителя Седова <данные изъяты> и его представителя Евменовой <данные изъяты>, представителя Законодательного Собрания Красноярского края Зверевой <данные изъяты>, представителя Губернатора Красноярского края Куренева <данные изъяты>, прокурора отдела прокуратуры Красноярского края Моргун <данные изъяты>,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Седова <данные изъяты> о признании недействующим и не подлежащим применению Закона Красноярского края от 03.03.2015 № 8-3182 «О внесении изменений в статью 2 Закона Красноярского края «О некоторых вопросах организации органов местного самоуправления в Красноярском крае»,
У С Т А Н О В И Л:
Седов В.С. обратился в Красноярский краевой суд с заявлением о признании недействующим и не подлежащим применению Закона Красноярского края от 03.03.2015 № 8-3182 «О внесении изменений в статью 2 Закона Красноярского края «О некоторых вопросах организации органов местного самоуправления в Красноярском крае».
В обоснование заявленных требований сослался на то, что оспариваемый нормативный правовой акт противоречит Федеральному закону от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Уставу Красноярского края, поскольку нарушает его избирательное право избирать и быть избранным в органы местного самоуправления в Красноярском крае.
Заявитель считает, что установленный Законом Красноярского края порядок избрания глав муниципальных образований исключает участие граждан Российской Федерации, проживающих на территории Красноярского края, в осуществлении местного самоуправления через выборные и иные органы местного самоуправления на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Этим же Законом ограничиваются права представительного органа муниципального образования на изменение порядка избрания глав муниципальных образований по инициативе представительного органа, если решение об этом будет принято простым большинством голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования.
Кроме того, заявитель ссылается на нарушение порядка принятия Закона, предусмотренной пунктом 1 статьи 22 Регламента рассмотрения проектов законов края, внесенных в Законодательное Собрание Красноярского края.
В судебном заседании Седов В.С. и его представитель Евменова Е.В. поддержали заявленные требования по тем же основаниям.
Представители Законодательного Собрания Красноярского края Зверева А.И. и Губернатора Красноярского края Куренев Д.С., требования, изложенные в заявлении, не признали, ссылаясь на соответствие оспариваемого Закона Красноярского края действующему законодательству.
Выслушав объяснения заявителя и его представителя, выслушав возражения представителей Законодательного Собрания Красноярского края и Губернатора Красноярского края, исследовав представленные доказательства, заслушав заключение прокурора отдела прокуратуры Красноярского края Моргуна О.В., полагавшего необходимым в удовлетворении заявления отказать, суд считает, что заявление не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Пунктом «н» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актам, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Согласно пункту 2 статьи 1 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» органы государственной власти субъекта Российской Федерации обеспечивают реализацию прав граждан на участие в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, в том числе путём законодательного закрепления гарантий своевременного назначения выборов в органы государственной власти субъекта Российской Федерации и органы местного самоуправления и гарантий периодического проведения указанных выборов.
Законом субъекта Российской Федерации в пределах полномочий, определенных федеральным законом, устанавливается порядок проведения выборов в органы местного самоуправления на территории субъекта Российской Федерации (подпункт «в» пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ).
Таким образом, вопросы установления общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления, в том числе в части установления порядка проведения выборов в органы местного самоуправления на территории субъекта Российской Федерации, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. При этом субъектам Российской Федерации в пределах полномочий, определённых федеральным законом, предоставлено право принимать по указанным вопросам законы субъектов Российской Федерации.
Специальным законом, устанавливающим общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяющим государственные гарантии его осуществления, является Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее по тексту – Федеральный закон № 131-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 6 указанного нормативного правового акта к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления отнесено, в том числе правовое регулирование вопросов организации местного самоуправления в субъектах Российской Федерации в случаях и порядке, которые установлены данным Федеральным законом.
Частями 1 и 3 статьи 34 Федерального закона № 131-ФЗ, установлено, что структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.
Согласно абзацу семнадцатому части 1 статьи 2 Федерального закона № 131-ФЗ выборным должностным лицом местного самоуправления является должностное лицо местного самоуправления, избираемое на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, либо на сходе граждан, осуществляющем полномочия представительного органа муниципального образования, и наделенное собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 36 Федерального закона № 131-ФЗ глава муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования избирается на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса. В поселении, в котором полномочия представительного органа муниципального образования осуществляются сходом граждан, глава муниципального образования избирается на сходе граждан и исполняет полномочия главы местной администрации.
Статьёй 157 Устава Красноярского края предусмотрено, что организация местного самоуправления осуществляется в соответствии с общими принципами, установленными федеральным законом.
В силу пункта 2 статьи 161 Устава Красноярского края органы государственной власти края вправе осуществлять правовое регулирование местного самоуправления только в случаях и порядке, установленных федеральными законами, а исполнительно-распорядительные и контрольные полномочия - только в случаях и порядке, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними законами края.
Участие органов государственной власти края и их должностных лиц в формировании органов местного самоуправления, назначении на должность и освобождении от должности должностных лиц местного самоуправления допускается только в случаях и порядке, установленных федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами края (пункт 2 статьи 161 Устава Красноярского края).
Из смысла названных выше норм следует, что законодательному (представительному) органу государственной власти субъекта Российской Федерации предоставлено право определять не только порядок формирования (избрания) главы муниципального образования, но и способ (вариант) избрания глав муниципальных образований, расположенных на территории субъекта Российской Федерации.
03 марта 2015 года Законодательным Собранием Красноярского края принят и 16 марта 2015 года подписан Губернатором Красноярского края Закон Красноярского края № 8-3182 «О внесении изменений в статью 2 Закона Красноярского края «О некоторых вопросах организации органов местного самоуправления в Красноярском крае» (далее по тексту – Закон Красноярского края № 8-3182).
Согласно статье 2 названного Закона он вступает в силу в день, следующий за днем его официального опубликования.
Документ опубликован 16 марта 2015 года в Официальном интернет-портале правовой информации Красноярского края (www.zakon.krskstate.ru), а 20 марта 2015 года в издании «Ведомости высших органов государственной власти Красноярского края», № 10 (690).
Статьёй 1 оспариваемого Закона Красноярского края № 8-3182 предусмотрено внести изменения в статью 2 Закона края от 1 декабря 2014 года № 7-2884 «О некоторых вопросах организации органов местного самоуправления в Красноярском крае», изложив их в следующей редакции:
«Статья 2
1. Глава муниципального образования в Красноярском крае, за исключением муниципальных образований, указанных в пунктах 2 - 5 настоящей статьи, избирается представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, и возглавляет местную администрацию.
2. В городском округе закрытого административно-территориального образования края глава муниципального образования избирается представительным органом муниципального образования из своего состава и исполняет полномочия его председателя с правом решающего голоса.
3. В сельском поселении края с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 500 человек глава муниципального образования избирается на муниципальных выборах, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4, 5 настоящей статьи.
4. В сельском поселении края, в котором полномочия представительного органа муниципального образования осуществляются сходом граждан, глава муниципального образования избирается на сходе граждан и исполняет полномочия главы местной администрации.
5. В поселении края, являющемся административным центром муниципального района, в котором полномочия местной администрации поселения исполняет местная администрация муниципального района, глава муниципального образования избирается представительным органом поселения из своего состава и исполняет полномочия его председателя с правом решающего голоса".
По утверждению заявителя, указанные положения Закона края № 8-3182 ограничивают права населения формировать органы местного самоуправления на муниципальных выборах, нарушают его права, гарантированные Конституцией Российской Федерации, избирать и быть избранными в органы местного самоуправления.
Федеральным законом от 3 февраля 2015 года № 8-ФЗ «О внесении изменений в статьи 32 и 33 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ, в том числе в абзац семнадцатый части 1 статьи 2, пункт 1 статьи 36, внесены изменения, касающиеся порядка избрания главы муниципального образования, согласно которым предусмотренные способы (варианты) избрания главы муниципального образования на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, определяются законом субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования.
С учётом изложенного, суд считает, что оспариваемый Закон Красноярского края от 03 марта 2015 года № 8-3182 принят в пределах полномочий субъекта Российской Федерации, а установленные им порядок и способы избрания главы муниципального образования, соответствуют приведенным выше требованиям законодательства, имеющего большую юридическую силу, и не нарушают права и законные интересы заявителя, так как установленный в законе порядок не лишает заявителя гарантированного Конституцией Российской Федерации права быть избранным главой муниципального образования и реализовать свои права через депутатов избранных на муниципальных выборах.
Доводы заявителя о том, что в нарушение порядка, установленного пунктом 5 статьи 22 Регламента Законодательного Собрания Красноярского края, оспариваемый закон, касающийся вопросов местного самоуправления, принят в один и тот же день в двух чтениях, суд находит необоснованными.
В соответствии со статьёй 58 Устава Красноярского края Законодательное Собрание края является постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти края.
Полномочия, организация Законодательного Собрания края, правовое положение депутатов Законодательного Собрания края, иные вопросы, связанные с деятельностью Законодательного Собрания края, регулируются федеральными законами, настоящим Уставом, законами края, Регламентом Законодательного Собрания края.
Аналогичные положения закреплены в статье 1 Уставного закона Красноярского края от 29 января 2009 года № 8-2864 «О Законодательном Собрании Красноярского края» (далее по тексту – Уставной закон).
Пунктом 2 статьи 6 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» предусмотрено, что законопроекты, внесенные в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), рассматриваются по его предложению в первоочередном порядке.
В силу пункта 5 статьи 140 Устава Красноярского края законопроекты, которые вносятся в Законодательное Собрание Губернатором края или поддерживаются им в качестве срочных, подлежат обсуждению и голосованию в первоочередном порядке и с соблюдением ускоренной процедуры. Законы о внесении поправок в Устав края, уставные законы края, а также законы, которыми утверждается краевой бюджет, не могут вноситься и поддерживаться Губернатором края в качестве срочных.
Согласно пункту 2 статьи 21 Уставного закона рассмотрение проектов законов, внесенных в Законодательное Собрание, осуществляется в двух чтениях, проводимых, как правило, в различные дни. Рассмотрение проектов законов в двух чтениях в один день допускается в случаях, предусмотренных настоящим Уставным законом, Регламентом Законодательного Собрания.
Аналогичные положения закреплены в пункте 1 статьи 22 Регламента Законодательного Собрания Красноярского края, утвержденного Постановлением Законодательного Собрания Красноярского края от 19.02.2009 № 8-2963 (далее по тексту - Регламент).
В соответствии с пунктом 1 статьи 22 Уставного закона срочные законопроекты - законопроекты, которые вносятся в Законодательное Собрание Губернатором края или поддерживаются им в качестве срочных.
Срочные законопроекты подлежат первоочередному рассмотрению в первом чтении во время следующего заседания Законодательного Собрания при условии их внесения за 7 рабочих дней до начала данного заседания (пункт 2 статьи 22 Уставного закона).
Второе чтение по срочным законопроектам должно быть проведено в день, когда они были рассмотрены в первом чтении. По требованию группы депутатов Законодательного Собрания, насчитывающей не менее одной четвертой части от их общего установленного для Законодательного Собрания числа, или Губернатора края второе чтение по таким законопроектам переносится один раз на следующий рабочий день (пункт 3 статьи 22 Уставного закона).
В судебном заседании установлено, что распоряжением Губернатора Красноярского края от 18.02.2015 № 57-рг на рассмотрение Законодательного Собрания Красноярского края в качестве срочного внесен проект закона Красноярского края «О внесении изменения в статью 2 Закона края «О некоторых вопросах организации органов местного самоуправления в Красноярском крае». Указанный проект закона внесен в Законодательное Собрание Красноярского края 18 февраля 2015 года вход. № 1046-26ПЗ и рассмотрен на заседании Законодательного Собрания края 3 марта 2015 года в двух чтениях, принят большинством голосов при необходимом для принятия закона кворуме депутатов. Требований группы депутатов или Губернатора Красноярского края о переносе рассмотрения законопроекта во втором чтении на следующий рабочий день не поступало.
Указанные обстоятельства заявителем не опровергаются.
Поскольку проект оспариваемого закона был внесен Губернатором Красноярского края в качестве срочного с соблюдением установленных статьёй 22 Уставного закона порядка и сроков, суд не находит нарушений при принятии этого закона Законодательным Собранием Красноярского края в один день 3 марта 2015 года в двух чтениях.
Кроме того, Устав Красноярского края и Уставной закон имеют большую юридическую силу, поэтому установленный в пункте 5 статьи 22 Регламента запрет на принятие в двух чтениях в один и тот же день законопроектов, внесенных органами местного самоуправления или касающихся вопросов местного самоуправления, в данном случае, не мог быть применим.
Не могут служить основанием для удовлетворения заявления и иные доводы, на которые ссылался заявитель и его представитель в обоснование заявленных требований в судебном заседании.
В силу изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 199, 253 ГПК РФ, Красноярский краевой суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявления Седова Владимира Сергеевича о признании недействующим и не подлежащим применению Закон Красноярского края от 03.03.2015 № 8-3182 «О внесении изменений в статью 2 Закона Красноярского края «О некоторых вопросах организации органов местного самоуправления в Красноярском крае», отказать.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий: И.В. Войта