Решение по делу № 33-9368/2023 от 11.09.2023

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

Дело № 33-9368/2023                                        судья-докладчик суда апелляционной инстанции Подлесная И.А.

        № 2-988/2023                              председательствующий судья суда первой инстанции Каменькова И.А.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

03 октября 2023 года                                                             гор. Симферополь

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:

председательствующего судьи: Подлесной И.А.
судей: Бондарева Р.В., Матвиенко Н.О.
при секретаре: Плескун А.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Симферополе гражданское дело по исковому заявлению Департамента труда и социальной защиты населения администрации г.Евпатории Республики Крым к Хлипенко Эльме Энверовне, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Государственное казенное учреждение Республики Крым «Центр социальных выплат, модернизации - технической базы учреждений социального обеспечения и занятости в Республике Крым», Хлипенко Сергей Викторович, действующий в своих интересах и интересах несовершеннолетних детей – Хлипенко Виктора Сергеевича, Хлипенко Павла Сергеевича, Хлипенко Леи Сергеевны, Хлипенко Ханны Сергеевны, о взыскании излишне выплаченных сумм государственной социальной помощи, по апелляционным жалобам Департамента труда и социальной защиты населения администрации г.Евпатории Республики Крым и Хлипенко Эльмы Энверовны на решение Евпаторийского городского суда Республики Крым от 13 июля 2023 года

УСТАНОВИЛА:

    Департамент труда и социальной защиты населения администрации города Евпатории Республики Крым предъявил к Хлипенко Э.Э., третье лицо ГКУ РК «Центр социальных выплат, модернизации и укрепления материально – технической базы учреждений социального обслуживания и занятости в Республике Крым», иск о взыскании суммы необоснованно полученных мер социальной поддержки – «государственной социальной помощи (ГСП)» за период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ в сумме 212971, 32 руб., «ежемесячной денежной выплаты для приобретения социально значимых сортов хлеба» за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 7421,16, а всего 220 392,48 руб. Требования мотивированы тем, что ответчик при обращении в Департамент с заявлениями о предоставлении мер социальной поддержки от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, предоставила недостоверные сведения о наличии в собственности членов ее семьи нескольких автотранспортных средств. ДД.ММ.ГГГГ Департаментом был направлен межведомственный запрос в отделение МРЭО ГИБДД МВД по РК и с учетом информации, поступившей в Департамент ДД.ММ.ГГГГ, выявлен тот факт, что на имя супруга ответчицы - ФИО2 зарегистрированы: с ДД.ММ.ГГГГ автомобиль <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ – автомобиль <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты>. Исходя из этих сведений, в силу требований Закона РК от 27.11.2014 года № 10-ЗРК/2014, Порядка предоставления ГСП в виде социального пособия, утвержденного постановлением СМ РК от ДД.ММ.ГГГГ , Порядка от ДД.ММ.ГГГГ , семья ФИО1 не подпадает под категорию лиц, которым могут быть назначены МСП. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ ответчик в добровольном порядке частично погасила долг - в сумме 90 900 рублей; невозвращенная сумма неосновательного обогащения- 129 492, 48 руб.

    Определением Евпаторийского городского суда Республики Крым от 24 мая 2023 года к участию в деле привлечены в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора - Государственное казенное учреждение Республики Крым «Центр социальных выплат, модернизации и укрепления материально- технической базы учреждений социального обеспечения и занятости в Республике Крым», Хлипенко С.В., действующий в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей - ФИО16 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО17 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

    Решением Евпаторийского городского суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ иск Департамента труда и социальной защиты населения Администрации города Евпатории Республики Крым к Хлипенко Эльме Энверовне, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора - Государственное казенное учреждение Республики Крым «Центр социальных выплат, модернизации и укрепления материально-технической базы учреждений социального обеспечения и занятости в Республике Крым», Хлипенко Сергея Викторовича, действующего в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей - ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, о взыскании излишне выплаченных сумм государственной социальной помощи - удовлетворен частично.

Взыскано с Хлипенко Эльме Энверовны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес> Узбекистан, в доход бюджета Республики Крым излишне выплаченные денежные средства в виде государственной социальной помощи за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 117 980,88 руб. и ежемесячной денежной выплаты для приобретения социально значимых сортов хлеба за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 4 504,59 руб., с перечислением денежных средств по следующим реквизитам: получатель платежа: УФК по Республике Крым (ГКУ РК «Центр социальных выплат», л/с 04752D56700), ИНН получателя 9102219045, КПП получателя 910201001, Банк получателя: Отделение Республики Крым Банка России/УФК по Республике Крым г. Симферополь, БИК получателя 013510002, № казначейского счета 03100643000000017500, ЕКС 40102810645370000035, КБК 80811302992020200130, ОКТМО (для платежного поручения) 35000000, назначение платежа: возврат средств прошлых лет за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Хлипенко Эльме Энверовна.

В остальной части исковых требований отказано.

Взыскано с Хлипенко Эльме Энверовны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес> Узбекистан, в пользу Департамента труда социальной защиты населения Администрации города Евпатории Республики Крым судебные издержки на почтовое отправление копий искового заявления с приложенными документами в размере 366 (триста шестьдесят шесть) рублей 96 копеек с перечислением денежных средств по следующим реквизитам: получатель: УФК по Республике Крым (ДТСЗН АГЕ РК л/с 04753253140), БИК 013510002, Отделение Республика Крым Банка России//УФК по Республике Крым г. Симферополь, казначейский счет 03231643357120007500, КБК 90711302994040000130, ЕКС 40102810645370000035, код ОКТМО 35712000, ИНН 9110087089, КПП 911001001, назначение платежа: возврат судебных расходов Хлипенко Эльме Энверовна.

Взыскано с Хлипенко Эльме Энверовны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес> Узбекистан, в доход местного бюджета

государственную пошлину в сумме 3 649 (три тысячи шестьсот сорок девять) рублей 71 копейку.

    В апелляционной жалобе Департамент труда и социальной защиты населения администрации города Евпатории РК просит решение суда первой инстанции изменить, удовлетворив заявленные требования о возврате суммы неосновательного обогащения в полном объеме. Суд первой инстанции отказал во взыскании излишне выплаченных денежных средств в виде ГСП за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 4090, 44 руб. и ЕДВ для приобретения социально значимых сортов хлеба за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 2 <данные изъяты> в связи с истечением срока исковой давности. Однако, о факте сокрытия ответчиком данных, влияющих на право назначения МСП Департамент узнал только ДД.ММ.ГГГГ, когда был из МРЭО ГИБДД получен ответ на межведомственный запрос. В соответствии с пунктом 4 4 Порядка предоставления государственной социальной помощи в виде социального пособия", утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым от 23.12.2014 N 587,. пункта 4 Порядка назначения и выплаты ежемесячной денежной выплаты для приобретения социально значимых сортов хлеба", утвержденного Постановление Совета министров Республики Крым от 25.08.2015 N 480, государственная социальная помощь в виде пособия и ежемесячная денежная выплата для приобретения социально значимых сортов хлеба, не назначаются в случае, когда в собственности или владении малоимущей семьи (малоимущего одиноко проживающего гражданина) есть вторая квартира (дом) при условии, что общая площадь жилья превышает: 33 квадратных метра на одиноко проживающего гражданина, 21 квадратный метр на одного члена семьи в семье из двух человек и 18 квадратных метров на одного члена семьи в семье из трех и более человек, или больше одного транспортного средства. Учитывая, что пунктом 40 Порядка №587, в редакции, действовавшей до 29.04.2021года), на органы социальной защиты населения возлагалась обязанность проведения выборочной, а не сплошной, проверки правильности предоставленных заявителем документов, Департамент только в декабре 2020года при очередном обращении Хлипенко Э.Э за назначением МСП, были проверены сообщенные ею сведения об отсутствии у нее и членов семьи более одного транспортного средства. При таких обстоятельствах, срок исковой давности должен исчисляться со дня, когда Департамент узнал о нарушении своего права, то есть ДД.ММ.ГГГГ с момента получения ответа на свой запрос.

ФИО1 в апелляционной жалобе просит отменить решение суда и постановить новое - об отказе Департаменту в иске в полном объеме. Суд не дал должной оценки тому, что она не имела намерений скрыть сведения, влияющие на установление МСП. Автомобиль ВАЗ был продан, но не снят с учета. Микроавтобус Мерседес использовался для работ, Поэтому, она предполагала, что в семье имеется одно транспортное средство. Меры социальной поддержки предоставлялись с 2018 года и, при этом, Департамент не пытался выяснить наличие/отсутствие оснований для выплаты пособий. Взыскание суммы в размере 122 486,47 руб. поставит ее семью, в состав которой входят четверо несовершеннолетних детей, в трудное материальное положение. Учитывая положения ст. 1109 ГК РФ, исковые требования Департамента не подлежат удовлетворению.

Исследовав материалы гражданского дела, выслушав пояснения ответчика ФИО1, третьего лица – ФИО2, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает решение суда подлежащим отмене.

В соответствии со ст. 1 Закона Республики Крым от 27.11.2014 N 10-ЗРК/2014 "О государственной социальной помощи в Республике Крым", государственная социальная помощь в соответствии с настоящим Законом предоставляется малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам, проживающим на территории Республики Крым.

Согласно ст. 6 названного закона (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений), регулирующей порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи, государственная социальная помощь назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо по месту пребывания получателя государственной социальной помощи в Республике Крым (часть 1). Государственная социальная помощь назначается на основании заявления гражданина в электронной либо письменной форме от себя лично (для малоимущих одиноко проживающих граждан) или от имени своей семьи, заявления в письменной форме опекуна, попечителя, другого законного представителя гражданина (за исключением случаев оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта) в органы социальной защиты населения либо через многофункциональный центр, в котором заявителем указываются сведения о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности(часть 2). При необходимости представленные заявителем сведения могут быть подтверждены посредством дополнительной проверки (комиссионного обследования), проводимой органом социальной защиты населения самостоятельно путем направления межведомственных запросов в органы государственной власти, органы местного самоуправления и подведомственные государственным органам или органам местного самоуправления организации, в распоряжении которых находятся соответствующие документы, копии документов, сведения, необходимые для принятия решения об оказании государственной социальной помощи (часть 3).

Пособие не назначается в случае, когда:

в собственности или владении малоимущей семьи (малоимущего одиноко проживающего гражданина) есть вторая квартира (дом) при условии, что общая площадь жилья превышает: 33 квадратных метра на одиноко проживающего гражданина, 21 квадратный метр на одного члена семьи в семье из двух человек и 18 квадратных метров на одного члена семьи в семье из трех и более человек, или больше одного транспортного средства (часть 4)

Согласно пунктов 6,7,9 Порядка предоставления государственной социальной помощи в виде социального пособия", утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым от 23.12.2014 N 587, пособие назначается на основании заявления гражданина в письменной форме от себя лично (для малоимущих одиноко проживающих граждан), или от имени своей семьи (для малоимущей семьи), или опекуна, попечителя, другого законного представителя гражданина в орган социальной защиты населения (пункт 6).

Согласно пунктов 40,41 Порядка( в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений), органы социальной защиты населения вправе произвести выборочную проверку правильности представленных заявителем документов.

Получатель государственной социальной помощи обязан известить орган социальной защиты населения, назначивший государственную социальную помощь, об изменениях, являвшихся основанием для назначения либо продолжения оказания ему (его семье) государственной социальной помощи, сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности в течение двух недель со дня наступления указанных изменений.

Органы социальной защиты населения вправе запрашивать и безвозмездно получать необходимую информацию у получателей пособия, а также органов и организаций независимо от организационно-правовой формы, владеющих такой информацией.

В случае установления органом социальной защиты населения факта недостоверности предоставленных заявителем сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности или несвоевременности извещения об изменении указанных сведений выплата пособия прекращается, а получатель (его семья) может быть лишен (лишена) права на получение государственной социальной помощи на период, устанавливаемый органами социальной защиты населения, но не более чем на период, в течение которого указанная помощь получателю незаконно оказывалась (пункт 40).

Суммы пособия, выплаченные вследствие представления документов, содержащих заведомо недостоверные сведения, сокрытия данных, влияющих на право назначения пособия, возмещаются гражданами в добровольном порядке. При отказе от добровольного возврата суммы пособия взыскиваются в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 41).

Постановлением Совета министров Республики Крым от 25.08.2015 N 480 утвержден Порядок назначения и выплаты ежемесячной денежной выплаты для приобретения социально значимых сортов хлеба.

Согласно пункта 4 Порядка № 480, ежемесячная денежная выплата не назначается в случае, когда:

в собственности или владении малоимущей семьи (малоимущего одиноко проживающего гражданина) есть вторая квартира (дом) при условии, что общая площадь жилья превышает: 33 квадратных метра на одиноко проживающего гражданина, 21 квадратный метр на одного члена семьи в семье из двух человек и 18 квадратных метров на одного члена семьи в семье из трех и более человек, или больше одного автомобиля, транспортного средства (механизма);

В соответствии с пунктом 25 Порядка назначения и выплаты ежемесячной денежной выплаты для приобретения социально значимых сортов хлеба, суммы ежемесячной денежной выплаты, выплаченные вследствие представления документов, содержащих заведомо недостоверные сведения, сокрытия данных, влияющих на право назначения ежемесячной денежной выплаты, возмещаются гражданами в добровольном порядке. При отказе от добровольного возврата суммы ежемесячной денежной выплаты взыскиваются в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно статьи 12 Закона Республики Крым от 27.11.2014 N 10-ЗРК/2014 "О государственной социальной помощи в Республике Крым", выплата государственной социальной помощи, в том числе в виде пособия на основании социального контракта, осуществляется за счет средств бюджета Республики Крым.

Выплата ежемесячной денежной выплаты для приобретения социально значимых сортов хлеба осуществляется также за счет средств бюджета Республики Крым, предусмотренных на соответствующий финансовый год (пункт 26 Порядка № 480).

Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что Хлипенко Э.Э, зарегистрированная в <адрес>, и имеющая в составе своей семьи: супруга ФИО2, четверых несовершеннолетних детей, в период с 2018 - 2020г.г. обращалась в Департамент с заявлением о назначении ГСП в виде социального пособия в соответствии с ЗРК от 27.11.2014 года № 10-ЗРК/2014 и ЕДВ на приобретение социально значимых сортов хлеба. По итогам рассмотрения заявления Департаментом назначены указанные меры социальной поддержки.

В заявлениях о предоставлении указанных мер социальной поддержки, в том числе в письменных обязательствах, прилагаемых к заявлениям, Хлипенко Э.Э. разъяснялось то, что социальные пособия не назначаются, если в собственности или владении семьи имеются более одного автомобиля, транспортного средства (механизма). Хлипенко Э.Э. указала, что более одного транспортного средства семья не имеет.

При обращении в Департамент с указанными заявлениями о предоставлении МСП, Хлипенко Э.Э. дала письменное согласие на обработку в установленном порядке ее персональных данных в целях назначения государственной помощи.

Таким образом, Хлипенко Э.Э.., не препятствовала органам, предоставляющим и участвующим в предоставлении мер социальной поддержки, проверить и истребовать, относящиеся к ее персональным данным.

Несмотря на то, что Хлипенко Э Э.А. впервые обратилась с заявлением о предоставлении МСП в 2018 году, Департаментом только ДД.ММ.ГГГГ, то есть спустя 2 года, был сделан запрос в отделение МРЭО о наличии в собственности ответчика или членов ее семьи транспортных средств. Несмотря на отсутствие ответа на запрос до ДД.ММ.ГГГГ, Департамент не предпринимал дополнительные меры (не направил повторный запрос) для получения необходимых сведений, влияющих на предоставление МСП за счет бюджетных средств.

Доводы Департамента о том, что вся ответственность за полноту предоставленных сведений должна полностью возлагаться на заявителя, претендующего на получение МСП, а Департамент лишь выборочно имеет право проверить сообщенные сведения, не могут быть приняты в качестве достаточного и безусловного основания для взыскания с ответчика денежной суммы. Помимо вышеизложенных обстоятельств, относящимся к действиям ответчика, юридически значимым является также наличие /отсутствие взаимосвязи между фактом необоснованного получения гражданином (заявителем) средств к существованию, с одной стороны, и ненадлежащим исполнением уполномоченным органом государственной власти или органом местного самоуправления своих полномочий (функциональных обязанностей), с другой стороны. Представитель Департамента не обосновал, какие именно обстоятельства повлияли на определение объекта выборочной проверки и исключили в течении более 2 лет необходимость проведения Департаментом проверки достоверности сведений по заявлениям Хлипенко Э.Э.

Согласно правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 14 января 2016 г. N 1-П, принципы правовой определенности и поддержания доверия граждан к закону и действиям государства гарантируют гражданам, что решения принимаются уполномоченными государством органами на основе строгого исполнения законодательных предписаний, а также внимательной и ответственной оценки фактических обстоятельств, с которыми закон связывает возникновение, изменение, прекращение прав.

В постановлении от 22 июня 2017 г. N 16-П Конституционный Суд Российской Федерации обратил внимание на существенное значение, которое при разрешении споров по искам публично-правовых образований имеет в том числе оценка действий (бездействия) органов, уполномоченных действовать в интересах граждан, в частности ненадлежащего исполнения ими своих обязанностей, совершения ошибок, разумности и осмотрительности в реализации ими своих правомочий.

Таким образом, приведенные нормативные положения в их взаимосвязи с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации о надлежащем исполнении органами государственной власти и органами местного самоуправления своих обязанностей при осуществлении ими своих полномочий и об ответственности этих органов и должностных лиц в случае ненадлежащего исполнения таких обязанностей не предполагают взыскания с физических лиц денежных средств в качестве неосновательного обогащения, если таковое было обусловлено ненадлежащим исполнением уполномоченными государственными органами своих должностных обязанностей и не связано с противоправными действиями самого физического лица.

Хлипенко Э.Э пояснила, что указав при обращении в Департамент об отсутствии во владении более одного транспортного средства, принимала во внимание, что микроавтобус Мерседес используется супругом для работы, а не в интересах семьи, а автомобиль ВАЗ 21093 был продан по письменному договору от ДД.ММ.ГГГГ ФИО12 Обязанность по перерегистрации автомобиля в соответствии с условиями договора возлагалась на покупателя ФИО13 Право собственности у приобретателя вещи по договору возникает (а у продавца – утрачивается) с момента ее передачи (ст. 223 ГК РФ). Если бы Департамент своевременно запросил сведения о наличии в собственности семьи транспортных средств, ее заблуждения относительно необходимости сообщения о тех транспортных средствах, которые зарегистрированы в МРЭО на имя ее супруга, а не просто используются в интересах семьи, не повлекли бы необоснованные выплаты. В настоящее время возврат полученных пособий поставит семью, содержащую четверых несовершеннолетних детей, в сложное материальное положение. Она (ответчик) пытается трудоустроится, доход работающего на неполную ставку супруга менее размера прожиточного минимума.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 данного кодекса.

Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения, в частности: заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки (подпункт 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации).

По смыслу положений подпункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина и т.п., то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение. Закон устанавливает исключения из этого правила, а именно: излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки.

Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу об обоснованности апелляционной жалобы ответчика. Решение суда первой инстанции подлежит отмене в полном объеме и отказа в иске не в связи с пропуском срока исковой давности, а по существу спора.

На основании п. 2 ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.

Руководствуясь статьей 328, статьями 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Евпаторийского городского суда Республики Крым от 13 июля 2023 года отменить, в иске Департаменту труда и социальной защиты населения администрации г.Евпатории Республики Крым – отказать.

Председательствующий:

Судьи:

33-9368/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Департамент труда и социальной защиты населения администрации г. Евпатория РК
Ответчики
Хлипенко Эльма Энверовна
Другие
Хлипенко Сергей Васильевич
ГКУ РК «Центр социальных выплат, модернизации и укрепления материально-технической базы учреждений социального обслуживания и занятости в Республике Крым»
Суд
Верховный Суд Республики Крым
Судья
Подлесная Ирина Анатольевна
Дело на странице суда
vs.krm.sudrf.ru
11.09.2023Передача дела судье
03.10.2023Судебное заседание
24.10.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.10.2023Передано в экспедицию
03.10.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее