судья Самофалова Л.П. дело № 33-14411/2019
дело № 2- 1934/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
«14» ноября 2019 г. судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего: Ванюхина Н.Н.,
судей: Марчукова А.В., Грымзиной Е.В.,
при секретаре: Ярцевой И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску А к ГУ УПФР в <адрес> об оспаривании решения, возложении обязанности по включению периодов работы в специальный стаж, по назначению досрочной страховой пенсии по старости,
по апелляционной жалобе А
на решение Краснооктябрьского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, которым:
было отказано в удовлетворении вышеуказанных исковых требований А.
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Марчукова А.В., выслушав представителя ГУ УПФР в <адрес> по доверенности Квочкину Д.И., полагавшую, что решение является законным, обоснованным и отмене не подлежит, судебная коллегия
установила:
А обратился с иском к ГУ УПФР в Краснооктябрьском районе г. Волгограда об оспаривании решения, возложении обязанности по включению периодов работы в специальный стаж, по назначению досрочной страховой пенсии по старости.
В обоснование заявленных требований истец указал, что решением ГУ УПФР в Краснооктябрьском районе г. Волгограда от 21 марта 2019 г. ему было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» по причине отсутствия специального стажа не менее 10 лет на работах в горячих цехах по достижению возраста 50 лет.
По мнению истца, ответчиком необоснованно было отказано во включении в специальный стаж периодов работы с 6 июля 1987 г. по 9 декабря 1987 г. в должности ученика подручного сталевара в АО «Волгоградский металлургический комбинат «Красный Октябрь», так как должность не поименована Списками, утвержденными постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. № 1173 и постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10, а также с 1 мая 1991 г. по 31 декабря 1997 г. в должности слесаря-ремонтника металлургического оборудования на МРП «Мастер» со ссылкой на отсутствие документального подтверждения соответствия характера работы и условий труда, выполняемых работником, характеру и условиям труда, дающим право на льготное пенсионное обеспечение.
Истец полагал, что оспариваемое решение является незаконным и необоснованным, нарушающим его права и законные интересы в области пенсионного обеспечения, так как совокупность представленных им доказательств, в том числе записи в трудовой книжке и копии справок, свидетельствует об обоснованности заявленных требований.
На основании изложенного, истец просил признать незаконным решение ГУ УПФР Краснооктябрьском районе г. Волгограда от 21 марта 2019 г., возложить на ответчика обязанность по включению в специальный стаж периодов работы с 6 июля 1987 г. по 9 декабря 1987 г. в должности ученика подручного сталевара в АО «Волгоградский металлургический комбинат «Красный Октябрь», с 1 мая 1991 г. по 31 декабря 1997 г. в должности слесаря-ремонтника металлургического оборудования на МРП «Мастер», а также по назначению досрочной страховой пенсии по старости с даты обращения.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе А оспаривает законность и обоснованность решения суда и просит его отменить, приняв по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований в полном объеме. Полагает, что представленные им доказательства в своей совокупности свидетельствуют об обоснованности иска.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с требованиями закона и фактическими обстоятельствами дела.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ, страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, мужчинам до достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 10 лет на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж не менее 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, на один год за каждый полный год такой работы.
Согласно ч. 2 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ, Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с ч. 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 16 июля 2014 г. № 665, при досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ к лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда, могут применяться:
Список № 1 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. № 1173 «Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах», - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 г.
Список № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение» - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место с 1 января 1992 г.;
Согласно п. 5 разъяснения Министерства труда РФ от 22 мая 1996 г. № 29 «О порядке применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, работ, дающих право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет», право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных списками, в течение полного рабочего дня.
Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных списками, не менее 80 % рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций.
Согласно п. 14 разъяснения Министерства труда РФ от 22 мая 1996 г. № 29, работникам специализированных ремонтных организаций, цехов и участков, постоянно полный день занятым на работах, дающих право на пенсию в связи с особыми условиями труда, специальный трудовой стаж исчисляется по общим правилам. Если же указанные работники постоянно на этих работах не заняты, то специальный трудовой стаж исчисляется им по фактически отработанному времени. При этом минимальной расчетной величиной может быть только рабочий день, в течение которого работник был занят в особых условиях труда.
В силу п. 11 постановления Правительства РФ от 2 октября 2014 г. № 1015 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий» документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая, книжка установленного образца.
В случае, если сведения об условиях труда не содержатся в трудовой книжке, администрация предприятия (организации) представляет в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, уточняющую справку, выданную на основании первичных документов того периода, когда производились работы, а также подтверждает, что указанные работы выполнялись в течение полного рабочего дня, что закреплено п. «а» ч. 12 Перечня документов, необходимых для установления досрочной страховой пенсии по старости, утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 28 ноября 2014 г. № 958н, а также приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31 марта 2011 г. № 258н «Об утверждении порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости».
В рамках возникшего спора юридически значимыми обстоятельствами, подлежащими доказыванию при разрешении вопроса о праве работника на досрочное назначение страховой пенсии по старости, являются: документальное подтверждение занятости в профессиях и в должностях, а также в тех производствах, на работах или условиях, которые предусмотрены Списками, в том числе с предоставлением доказательств постоянной занятости в течение полного рабочего дня с 1 января 1992 г.
Как следует из материалов дела, истцом оспаривалась законность решения пенсионного органа об отказе во включении в специальный стаж периодов работы с 6 июля 1987 г. по 9 декабря 1987 г. в должности ученика подручного сталевара в АО «Волгоградский металлургический комбинат «Красный Октябрь», с 1 мая 1991 г. по 31 декабря 1997 г. в должности слесаря-ремонтника металлургического оборудования на МРП «Мастер».
В этой связи, при разрешении возникшего спора подлежат применению: Список № 1, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. № 1173 и Список № 1, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10.
Обязательным условием для включения в специальный стаж периодов работы, имевших место с 1 января 1992 г., является предоставление доказательств постоянной занятости, не менее 80 % рабочего времени на соответствующих видах работ.
Отказывая во включении в специальный стаж истца периода работы с 6 июля 1987 г. по 9 декабря 1987 г. в должности ученика подручного сталевара в АО «Волгоградский металлургический комбинат «Красный Октябрь» суд правильно указал, что замещаемая истцом должность ученика подручного не поименована Списком № 1, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. № 1173.
Справка, уточняющая особые условия труда за оспариваемый период времени у истца отсутствует.
Выданные ЗАО «Волгоградский металлургический завод «Красный Октябрь» справки подтверждают право истца на льготное пенсионное обеспечение лишь с 10 декабря 1987 г., то есть после перевода с должности ученика подручного сталевара на должность подручного сталевара.
Проверяя обоснованность требований истца о включении в специальный стаж периода работы с 1 мая 1991 г. по 31 декабря 1997 г. в должности слесаря-ремонтника металлургического оборудования на МРП «Мастер», суд правильно указал, что правом на льготное пенсионное обеспечение по Списку № 1, утвержденному постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10, пользуются рабочие ремонтных служб, занятые ремонтом оборудования в местах его установки на участках (рабочих местах) действующих производств, где основные рабочие, ведущие технологический процесс, пользуются правом на льготное пенсионное обеспечение по Списку № 1: слесари-ремонтники, электрогазосварщики, электросварщики ручной сварки, электромонтеры по ремонту и обслуживанию электрооборудования.
Из представленной истцом архивной справки ГКУВО «Государственный архив документов социально-правовой защиты граждан Волгоградской области» № 11037 от 30 сентября 2014 г. следует, что с 1 мая 1991 г. по 15 декабря 1993 г. истец работал в должности слесаря-ремонтника по ремонту металлургического оборудования 4 разряда в сталеплавильных цехах МРП «Мастер», с 15 декабря 1993 г. по 31 декабря 1997 г. в должности слесаря-ремонтника по ремонту металлургического оборудования 5 разряда в сталеплавильных цехах МРП «Мастер».
Иные сведения о характере и условиях труда истца, в том числе о выполнении должностных обязанностей постоянно, в течение полного рабочего дня, в справке не указаны.
Работа в должности истца не предусмотрена Списком № 1, утвержденным постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10 в соответствии с его буквальным толкованием.
Для персонала специализированных ремонтных цехов и организаций необходимо документальное подтверждение постоянной занятости в течение полного рабочего дня на работах в профессиях и должностях, предусмотренных Списком № 1, то есть в тех цехах и производствах, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Вместе с тем, по представленным в пенсионном деле документам невозможно установить какое оборудование ремонтировал истец, в каких цехах и производствах оно располагалось - в основном или во вспомогательном, продолжительность занятости истца на ремонте соответствующего оборудования, выполнялись ли им такие работы в течение полного рабочего дня.
Иные доказательства в порядке ст. 59, 60 ГПК РФ, свидетельствующие об обоснованности данных требований, истцом не представлены.
Принимая во внимание отсутствие документального подтверждения соответствия характера работы и условий труда, выполняемых истцом, характеру и условиям труда, дающим право на льготное пенсионное обеспечение, суд правомерно пришел к выводу об отсутствии предусмотренных законом оснований для включения в специальный стаж периода работы с 1 мая 1991 г. по 31 декабря 1997 г. в должности слесаря-ремонтника металлургического оборудования на МРП «Мастер».
Так как на дату обращения к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости истцом не выработан специальный стаж не менее 10 лет, руководствуясь ст. 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ, суд обоснованно отказал в назначении досрочной страховой пенсии по старости с даты обращения с заявлением.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда, основанными на законе и фактических обстоятельствах дела.
Доводы апелляционной жалобы о незаконности решения суда первой инстанции об отказе во включении в специальный стаж оспариваемых периодов работы, являются несостоятельными, так как должность ученика подручного сталевара не поименована Списком № 1, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. № 1173, в отношении периода работы в должности слесаря-ремонтника металлургического оборудования на МРП «Мастер», истцом не представлено доказательств занятости на работах в профессиях и должностях, предусмотренных Списком № 1, утвержденным постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10.
Иных доводов, свидетельствующих о незаконности оспариваемых решения, в апелляционной жалобе не указано.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия,
определила:
решение Краснооктябрьского районного суда г. Волгограда от 26 августа 2019 года по гражданскому делу по иску А к ГУ УПФР в <адрес> об оспаривании решения, возложении обязанности по включению периодов работы в специальный стаж, по назначению досрочной страховой пенсии по старости оставить без изменения, апелляционную жалобу А оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
судья Самофалова Л.П. дело № 33-14411/2019
дело № 2- 1934/2019
(резолютивная часть)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
«14» ноября 2019 г. судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего: Ванюхина Н.Н.,
судей: Марчукова А.В., Грымзиной Е.В.,
при секретаре: Ярцевой И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску А к ГУ УПФР в <адрес> об оспаривании решения, возложении обязанности по включению периодов работы в специальный стаж, по назначению досрочной страховой пенсии по старости,
по апелляционной жалобе А
на решение Краснооктябрьского районного суда г. Волгограда от 26 августа 2019 года, которым:
было отказано в удовлетворении вышеуказанных исковых требований А.
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Марчукова А.В., выслушав представителя ГУ УПФР в <адрес> по доверенности Квочкину Д.И., полагавшую, что решение является законным, обоснованным и отмене не подлежит, судебная коллегия
На основании изложенного, и руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия,
определила:
решение Краснооктябрьского районного суда г. Волгограда от 26 августа 2019 года по гражданскому делу по иску А к ГУ УПФР в <адрес> об оспаривании решения, возложении обязанности по включению периодов работы в специальный стаж, по назначению досрочной страховой пенсии по старости оставить без изменения, апелляционную жалобу А оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: