Судья Айбатов М.М.
Дело №
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Махачкала 16 февраля 2015 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего – Устаевой Н.Х.
судей - Магамедова Ш.М. и Магадовой А.В.
при секретаре судебного заседания Джамалдиновой С.А.
с участием прокурора отдела прокуратуры РД Исмаиловой С.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах Тарикулиева А. А. (в порядке ст. 45 ГПК РФ) к администрации MP «<адрес>» и отделу опеки и попечительства администрации MP «<адрес>» об обязании обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилой площадью по апелляционной жалобе главы администрации <адрес> на решение Сулейман-Стальского районного суда РД от <дата>.
Заслушав доклад судьи Магамедова Ш.М., объяснения представителя ответчика – администрации MP «<адрес>» - Исмаилова М.М. (доверенность от <дата>.), просившего решение суда отменить по доводам жалобы, прокурора Исмаиловой С.А., просившей решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Прокурор <адрес> РД в интересах Тарикулиева А.А., в порядке ст. 45 ГПК РФ, обратился в суд с исковым заявлением к администрации MP «<адрес>» и отделу опеки и попечительства администрации MP «<адрес>» об обязании обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилой площадью.
Иск обоснован тем, что при проверке работы отдела опеки и попечительства MP «<адрес>» установлено, что в настоящее время на учете находятся 46 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на представление жилища.
Выделение жилой площади по договору социального найма указанным социально незащищенным категориям граждан производится со значительным опозданием, когда проходят сроки острой в нем нужды, чем нарушаются права граждан на получение жилой площади вне очереди.
Так, Тарикулиев А.А., <дата> года рождения, социальный сирота, находится на учете в отделе опеки и попечительства MP «<адрес> с 2004 года.
В нарушение требований федерального и республиканского законодательства по настоящее время Тарикулиев А.А. не обеспечен жильем во внеочередном порядке.
В связи с этим просил суд обязать администрацию MP «<адрес>» и отдел опеки и попечительства администрации MP «<адрес>» обеспечить жилой площадью Тарикулиева А. А., <дата> года рождения, в пределах социальных норм и обязать выделить администрацию MP «<адрес>» на приобретение жилья Тарикулиева А.А. в 33 кв.м., 570 тыс. рублей из расчета 16 тыс.рублей за 1 кв.м. жилья.
По результатам рассмотрения дела судом постановлено:
«Иск прокурора <адрес>, в интересах Тарикулиева А. Э. (в порядке ст. 45 ГПК РФ) к администрации MP «<адрес>» и отделу опеки и попечительства администрации MP «<адрес>» об обязании обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилой площадью удовлетворить частично.
Обязать администрацию MP «<адрес>» Республики Дагестан и отдел опеки и попечительства администрации MP «<адрес>» Республики Дагестан обеспечить жилой площадью Тарикулиева А. Э., <дата> года рождения, уроженца <адрес>, жителя <адрес> Р.Дагестан, жилой площадью однократно в пределах социальных норм за счет специализированного фонда, заключив с ним договор социального найма.
В остальной части в удовлетворении исковых требований отказать.»
В апелляционной жалобе глава администрации района со ссылкой на недофинансирование программы обеспечения жилыми помещениями детей-сирот фактически ставит вопрос изменении решения суда, изложив его резолютивную часть в следующее редакции: «Обязать администрацию муниципального района «<адрес>» за счет средств республиканского бюджета, предоставляемых в виде субвенций, приобрести Тарикулиеву А.А. жилое помещение не ниже установленных социальных норм по месту его жительства в порядке очередности по мере поступления средств».
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, Судебная коллегия находит следующее.
В соответствии с ч.1 ст.327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Как видно из апелляционной жалобы, ответчик не оспаривает фактические обстоятельства дела, свою обязанность по обеспечению Тарикулиева А.А., как ребенка-сироту, специализированным жилым помещением по соответствующим нормам, указывая, однако, на необходимость соблюдения очередности, ссылаясь на изменения, внесенные в Федеральный закон №159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". Однако довод апелляционной жалобы судебная коллегия находит несостоятельным, толкование закона ответчиком – ошибочным.
Так, в соответствии с ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ (в ред. Закона N 15-ФЗ от <дата>) предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 8 Федерального закона от <дата> N 159-ФЗ (ред. от <дата>) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
В силу абз. 2 п. 1 ст. 8 названного закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Статья 8 закона также предусматривает, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ.
Согласно п. 9 ст. 8 закона право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Судом установлено и материалами дела подтверждается и не оспаривается сторонами, что Тарикулиев А.А. относится к категории детей-сирот, жилым помещением или социальной выплатой на его приобретение не обеспечен, жилья в собственности и закрепленного жилья не имеет, состоит на учете нуждающихся в жилых помещениях по категории "дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей".
Согласно справке № от <дата>, выданной отделом опеки и попечительства администрации MP «<адрес>», Тарикулиев А.А., 01.03.1992г.р., относится к категории социальной сироты и на него распространяются дополнительные социальные гарантии, предусмотренные ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". Место регистрации с. Эминхюр С.<адрес> РД, состоит на учете отдела опеки и попечительства администрации MP «<адрес>» для получения жилья.
Согласно спискам детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, имеющих право на обеспечение жильем в 2015 г. по <адрес>, Тарикулиев А. Э., <дата> года рождения (под №) – социальный сирота, проживающий в с. Эминхюр С.<адрес> РД, поставлен на учет 07.01.2004г. на основании Постановления № от <дата>.
Суд, применив положения вышеназванных правовых норм, пришел к выводу, что Тарикулиев А.А., являясь лицом, оставшимся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте, имеет право на гарантируемую государством дополнительную социальную поддержку в виде предоставления ему жилого помещения по договору социального найма.
При этом, вопреки доводу апелляционной жалобы, Законом "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" с <дата> исключена норма о внеочередном предоставлении жилых помещений детям-сиротам. При этом новая редакция статьи 8 Закона N 159-ФЗ не предполагает установления очередности при предоставлении жилых помещений детям-сиротам. Право детей на получение жилого помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилого помещения. Поэтому это право должно быть реализовано вне зависимости от времени включения их в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным, оснований, предусмотренных ст.330 ГПК РФ, для его отмены по доводам апелляционной жалобы, не имеется.
Вместе с тем, судебная коллегия считает необходимым исключить из второго абзаца резолютивной части решения суда слова «и отдел опеки и попечительства администрации МО «<адрес>»РД», поскольку ответчиком по делу является администрация муниципального района, подразделением которой является орган опеки и попечительства, не являющийся самостоятельным юридическим лицом, на которые возложены обязательства по возникшему спору.
На основании изложенного, руководствуясь ст.328 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан
о п р е д е л и л а:
решение Сулейман-Стальского районного суда РД от <дата> оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения, исключив из второго абзаца резолютивной части слова «и отдел опеки и попечительства администрации МО «<адрес>»РД».
Председательствующий:
Судьи: