Судья Идрисова М.А. УИД 16RS0046-01-2024-001371-66
Дело № 2а-2178/2024
Дело № 33-12215/2024
Учет № 078г
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
15 июля 2024 года город Казань
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Муртазина А.И.,
судей Новосельцева С.В., Сахиповой Г.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Азмухановым Р.Р.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Муртазина А.И. гражданское дело по апелляционной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан на решение Вахитовского районного суда города Казани Республики Татарстан от 11 марта 2024 года, которым постановлено:
административное исковое заявление Ахметзянова А.В. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан, начальнику отдела социальных программ № 2 Салахову Р.Р., начальнику управления реализации социальных программ Нигматзянову М.Д., удовлетворить.
Признать незаконными отказ в предоставлении компенсации за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя ответчика Масловой Е.В. в поддержку жалобы, пояснения истца Ахметзянова А.В., возражавшего против удовлетворения жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Ахметзянов А.В. (далее – истец) обратился в суд с административным иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан (далее – ОСФР по РТ, ответчик) о признании незаконным отказа в предоставлении компенсации за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации.
В обоснование административного иска указано, что 25 октября 2023 года посредством использования личного кабинета сайта госуслуг Российской Федерации Ахметзяновым А.В. было подано заявление .... на возмещение компенсации за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации (TCP). Однако, 21 ноября 2023 года Ахметзянов А.В. получил отказ ОСФР по РТ в возмещении компенсации с комментарием причины отклонения: Отсутствие рекомендаций по обеспечению TCP в ИПРА.
Ахметзянов А.В. просил суд, признать отказ ОСФР по РТ в возмещении компенсации за самостоятельно приобретенное TCP незаконным.
В ходе рассмотрения дела судом к участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены начальник отдела социальных программ № 2 Салахов Р.Р., начальник управления реализации социальных программ Нигматзянов М.Д.
В судебном заседании Ахметзянов А.В. и его представитель Зарипова Г.А. доводы, изложенные в исковом заявлении, поддержали в полном объеме.
Представитель ОСФР по РТ – Маслова Е.В. в удовлетворении требований просила отказать.
Суд иск удовлетворил, постановив решение в вышеприведенной формулировке.
В апелляционной жалобе ОСФР по РТ просит решение суда отменить и вынести новое решение, указывая на ненадлежащую оценку судом обстоятельств по делу и представленных доказательств. 25 октября 2023 года через единый портал Госуслуг Ахметзянов А.В. обратился в ОСФР по РТ с заявлением на выплату компенсации за самостоятельно приобретённое техническое средство реабилитации - ортопедическая обувь сложная на утеплённой подкладке, указав номер вида TCP 9-02-01, который не соответствует виду TCP, указанному в его ИПРА. К заявлению Ахметзянов А.В. приложил подтверждающий расходы на обувь кассовый чек, в котором указано такое же наименование товара, как в заявлении - ортопедическая обувь сложная на утеплённой подкладке, что также не соответствует его ИПРА. ОСФР по РТ произвело сопоставление заявления Ахметзянова А.В. от 25 октября 2023 года с информацией в прилагаемом к заявлению кассовом чеке и с рекомендациями, относящимися к ортопедической обуви, в ИПРА Ахметзянова А.В. и в соответствии с п.11 Порядка выплаты компенсации приняло решение об отказе в выплате компенсации: ортопедическая обувь сложная на утеплённой подкладке (9-02-01) не рекомендована в Индивидуальной программе реабилитации или абилитации Ахметзянова А.В. № 470.29.16/2019 (далее - ИПР); в графе четвёртой Классификации TCP ортопедическая обувь сложная на утеплённой подкладке соответствует номеру вида TCP 9-02-01, не указанному в ИПРА Ахметзянова А.В.; кассовым чеком не подтверждалось приобретение TCP, рекомендованного в ИПРА. Товарный чек на данную обувь, в котором указано полное наименование товара, Ахметзянов А.В. не приложил к заявлению, представил его только в суд. Апеллянт полагает, что решение об отказе в возмещении расходов на приобретение ТСР является законным.
Определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 4 июня 2024 года настоящее дело было передано для рассмотрения в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ОСФР по РТ Маслова Е.В. апелляционную жалобу поддержала, пояснив, что как только истец представил товарный чек, в котором было указано полное наименование товара, ему было предложено подать вновь заявление о возмещении расходов с приложением этого товарного чека, и оно было бы удовлетворено.
Истец Ахметзянов А.В. с жалобой не согласился, пояснив, что никогда проблем с возмещением расходов на приобретение ТСР у него не было, всегда подавал заявление с приложением таких же документов и вовремя получал возмещение.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов, изложенных в жалобе (часть 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
Согласно статье 4 Федеральный закон от 12 января 1995 года N 5-ФЗ (ред. от 28 апреля 2023 года) «О ветеранах» инвалиды, получившие инвалидность при исполнении обязанностей военной службы приравнены к инвалидам Великой Отечественной войны и инвалидам боевых действий.
В соответствии с частями 1-3 статьи 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида - комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных функций организма, формирование, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности. Федеральные учреждения медико-социальной экспертизы могут при необходимости привлекать к разработке индивидуальных программ реабилитации или абилитации инвалидов организации, осуществляющие деятельность по реабилитации, абилитации инвалидов. Порядок разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида и ее форма определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.
Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, технические средства реабилитации и услуги, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, технические средства реабилитации и услуги, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 7 апреля 2008 года N 240 (ред. от 23 ноября 2022 года) «О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями» обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется в соответствии с ИПРА инвалидов, разрабатываемыми федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Пункт 15 (1) вышеуказанного Постановления предусматривает обязанность компетентного органа возместить компенсацию инвалиду за самостоятельно приобретенное TCP.
Порядок выплаты компенсации регламентирован Приказом Минтруда России от 26 июля 2023 года N 603н «Об утверждении Порядка выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации» (далее -Приказ № 603н).
Размер компенсации за самостоятельно приобретенное за собственный счет инвалидом (ветераном) TCP устанавливается путем сопоставления характеристик, указанных в ИПРА, а в случае отсутствия таких характеристик в ИПРА инвалида, путем сопоставления наименования TCP, самостоятельно приобретенного инвалидом за собственный счет, и вида TCP, предусмотренных Классификацией.
Согласно пункту 5 Приказа №603н размер компенсации определяется уполномоченным органом ежегодно в срок до 1 марта текущего года на основании средневзвешенной цены однородного технического средства реабилитации (изделия) и (или) оказания однородной услуги, расчет которой осуществляется исходя из суммы всех государственных контрактов.
Компенсация инвалиду (ветерану) выплачивается на основании заявления инвалида (ветерана) либо лица, представляющего его интересы, о возмещении расходов по приобретению технического средства реабилитации (изделия) и (или) оказанию услуги (далее - заявление), поданного в уполномоченный орган однократно, а также иных документов, предусмотренных настоящим пунктом.
При подаче инвалидом (ветераном) или лицом, представляющим его интересы, заявления представляются документы, удостоверяющие личность инвалида (ветерана) или личность лица, представляющего интересы инвалида (ветерана), документ, подтверждающий полномочия лица, представляющего интересы инвалида (ветерана), на подачу заявления (доверенность, оформленная в простой письменной форме) или документ, подтверждающий статус законного представителя, а также документы, подтверждающие расходы по самостоятельному приобретению технического средства реабилитации (изделия) и (или) оказанию услуги инвалидом (ветераном) за собственный счет (далее - документы, подтверждающие расходы).
В случае подачи инвалидом (ветераном) заявления через личный кабинет федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" представление документов, удостоверяющих личность, не требуется.
Из материалов дела следует, что Ахметзянов А.В., является инвалидом 2 группы Советской Армии, травма получена при исполнении обязанностей военной службы, в связи с чем, в 1981 году установлена инвалидность 2 группы бессрочно.
На основании решения ФКУ «ГБ МСЭ по Республике Татарстан» Минтруд России - бюро №29 разработана индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида №470.29.16/2019.
В соответствии с ИПРА Ахметзянову А.В. установлен следующий перечень технических средств реабилитации предоставляемых за счет средств федерального бюджета:
- [6-01-02] Трость опорная, регулируемая по высоте, с устройством противоскольжения: 1 шт.;
- [6-04-01] Костыли с опорой под локоть с устройством противоскольжения: 1 пар.;
- [8-07-04], Протез голени для купания: 1 шт.;
- [8-07-09] Протез голени модульный, в том числе при недоразвитии: 1 шт.;
- [8-08-03] Чехол на культю голени шерстяной: 1 шт.;
- [8-08-05] Чехол на культю голени из полимерного материала (силиконовый): 1 шт.;
- [9-01-02] Ортопедическая обувь сложная на сохраненную конечность и обувь на протез без утепленной подкладки (пара): 1 пар.;
- [9-02-02] Ортопедическая обувь сложная на сохраненную конечность и обувь на протез на утепленной подкладке (пара): 1 пар.
Ахметзянов А.В. самостоятельно приобрел обувь на утепленной подкладке, рекомендованную ИПРА.
25 октября 2023 года посредством использования личного кабинета сайта госуслуг Ахметзяновым А.В. было подано заявление № 3503012653 на возмещение компенсации за самостоятельно приобретенное TCP.
21 ноября 2023 года Ахметзянов А.В. получил отказ ОСФР по РТ в возмещении компенсации с комментарием причины отклонения: Отсутствие рекомендаций по обеспечению TCP в ИПРА.
Полагая, что его права нарушены, истец обратился в суд с настоящим иском.
Разрешая данное дело, суд первой инстанции пришел к выводу о незаконности отказа в возмещении компенсации за самостоятельно приобретенное TCP.
Судебная коллегия соглашается с таким выводом районного суда, как соответствующим обстоятельствам дела и требованиям закона.
Доводы апелляционной жалобы, которые сводятся к тому, что первоначально представленные истцом документы не подтверждали приобретение истцом именно рекомендованного ТСР, не могут повлечь отмену обжалуемого судебного постановления.
Материалами дела подтверждается, что 25 октября 2023 года Ахметзянов А.В. приобрел ортопедическую обувь сложную на утепленной подкладке согласно квитанции кассового чека от 25 октября 2023 года. На основании данного кассового чека было подано заявление в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования на предоставление компенсации за самостоятельно приобретенное TCP. В поданном заявление была допущена опечатка в коде TCP, вместо 9-02-02 был указан код 9-02-01.
В соответствии с пунктом 3 приказа № 603н размер компенсации за самостоятельно приобретенное TCP определяется путем сопоставления характеристик, указанных в индивидуальной программе реабилитации (далее -ИПРА) с характеристиками, указанными в документах, подтверждающих расходы, то есть в кассовом чеке.
Суд первой инстанции правильно отметил, что заявление инвалида по своей правовой природе является лишь документом, выражающим волеизъявление инвалида на получение компенсации за самостоятельно приобретенное TCP, характеристики, которого указаны в квитанции (чеке). Само по себе заявление не имеет никакой юридической силы без документов, подтверждающих расходы за самостоятельно приобретенное TCP (квитанции), в котором указаны данные (характеристики) приобретенного TCP.
Истец в данном случае приобрел ортопедическую обувь сложную на утепленной подкладке, что в полной мере соответствует TCP, предусмотренную ИПРА истца. Данное обстоятельство подтверждается товарным чеком от 25 октября 2023 года выданного продавцом данной обуви, в котором содержится полное описание приобретенного TCP, а именно: ортопедическая обувь сложная на сохраненную конечность и обувь на протез на утепленной подкладке: 1 пара. Таким образом, характеристики TCP, указанные в чеке, соответствуют характеристикам, предусмотренным ИПРА истца. Ответчик ссылается на неполную информацию в кассовом чеке, однако вправе был в таком случае истребовать другой документ (товарный чек).
Судебная коллегия исходит из фактических обстоятельств, установленных судом, а именно, что характеристики TCP, указанные в товарном чеке от 25 октября 2023 года, соответствуют характеристикам, предусмотренным ИПРА истца. Следовательно, истец имеет право на возмещение расходов за самостоятельно приобретенное TCP.
При изложенных обстоятельствах судебная коллегия полагает, что оснований для отмены обжалуемого решения по доводам апелляционной жалобы не имеется, решение суда соответствует собранным по делу доказательствам и требованиям закона.
Доводы апелляционной жалобы ответчика направлены на иную оценку доказательств по делу, сводятся к несогласию с решением суда по существу, выражают иную позицию заявителя на то, как должен быть разрешен спор, направлены на изменение законного и обоснованного решения суда. Однако данные доводы не имеют правового значения, они аналогичны тем, которыми заявитель жалобы обосновывал свою позицию в суде первой инстанции.
Решение суда, проверенное по доводам апелляционной жалобы, является законным и обоснованным, соответственно, отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Вахитовского районного суда города Казани Республики Татарстан от 11 марта 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий трех месяцев, в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара) через суд первой инстанции.
Мотивированное определение изготовлено в окончательной форме 16 июля 2024 года.
Председательствующий
Судьи