РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 марта 2018 г г.Раменское
Раменский городской суд Московской области
В составе: председательствующего федерального судьи Федюкиной О.В.,
при секретаре Кондратьевой Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1371/18 по иску Раменского городского прокурора в интересах муниципального образования «Раменский муниципальный район Московской области» к Кузьминок А. В., Константинову А. Ю. о признании недействительными результаты межевания земельного участка, снятия земельного участка с кадастрового учета, прекращении зарегистрированного права собственности, истребования земельного участка из чужого незаконного владения,
установил:
Раменский городской прокурор обратился в суд с иском в интересах муниципального образования «Раменский муниципальный район Московской области» к Кузьминок А. В., Константинову А. Ю. о признании недействительными результаты межевания земельного участка, снятия земельного участка с кадастрового учета, прекращении зарегистрированного права собственности, истребования земельного участка из чужого незаконного владения. В обоснование требований в иске ссылается на то, что Раменской городской прокуратурой Московской области проведена проверка соблюдения земельного законодательства на территории сельского поселения Константиновское Раменского муниципального района Московской области. Установлено, что из земель неразграниченной государственной собственности незаконно изъят земельный участок с кадастровым номером <номер> расположенный по адресу: <адрес>, фактически относящийся к неразграниченной государственной собственности, распоряжение которой осуществляется администрацией Раменского муниципального района. В ходе проверки было установлено, что спорный земельный участок незаконно выбыл из неразграниченной государственной собственности. В результате проведения государственного кадастрового учета незаконно изъятому земельному участку присвоен кадастровый <номер> и адрес: <адрес> Право собственности на указанный земельный участок <дата> зарегистрировано за Кузьминок А.В. на основании свидетельства о праве собственности на землю МО-23-17-1259 от <дата> <номер>, выданного главой администрации <адрес> Раменского района Московской области на основании постановления главы администрации <адрес> от <дата> <номер>. Однако по сообщению администрации Раменского муниципального района Московской области в архивный фонд администрации Константиновского с/о свидетельства о праве собственности на землю и постановление главы <адрес> от <дата> <номер> на хранение не поступали. При этом на сегодняшний день собственником указанного земельного участка является Константинов А.Ю. Земельный участок был отчужден незаконно. Сведения о лицевых счетах на имя Кузьминок А.В. отсутствуют. Свидетельство о праве собственности на землю уполномоченным органом не выдавалось.
В судебном заседании ст. помощник прокурора поддержал заявленные требования, просил их удовлетворить.
Ответчики Кузьминок А.В., Константинов А.Ю. не явились, извещены.
Третье лицо- Управление Росреестра по Московской области не явились, извещены.
Третье лицо- Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» не явились, извещены.
Определением суда, занесенным в протокол судебного заседания, в силу ст. 167 ГПК РФ, дело постановлено рассмотреть в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Суд, выслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, полагает, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Предметом спора является земельный участок площадью 1300 кв.м., с кадастровым номером <номер> расположенный по адресу: <адрес> а, категория земель- земли населенных пунктов, разрешенное использование- для ведения личного подсобного хозяйства.
Согласно выписки из ЕГРН, дела правоустанавливающих документов от <дата>, на основании свидетельства о праве собственности на землю <номер>, выданного <дата> главой администрации Константиновского с/с <адрес> была произведена государственная регистрация права собственности Кузьминок А.В на указанный земельный участок. <дата> между Кузьминок А.В. и Верщагиным С.А. был заключен договор купли-продажи земельного участка. В связи с чем, было прекращено право собственности Кузьминок А.В и зарегистрировано за Верещагиным С.А. <дата> Верещагин С.А. заключил с Бобровой Е.А. договор купли-продажи земельного участка, право собственности Верещагина С.А. прекращено и <дата> зарегистрировано за Бобровой Е.А. и <дата> Боброва Е.А. и Константинов А.Ю. заключили договор купли-продажи земельного участка. Прав собственности Бобровой Е.А. прекращено и <дата> зарегистрировано за Константиновым А.Ю.
В соответствии со ст.8 ГК РФ в качестве одного из оснований возникновения гражданских прав и обязанностей ГК РФ называет акты государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей.
В обоснование заявленных требований Раменский городской прокурор ссылается на то, что земельный участок, расположенный на землях неразграниченной собственности, без согласия уполномоченного органа не мог быть предоставлен в собственность ответчика, согласия на постановку на государственный кадастровый учет собственник спорного участка не давал, сведения в государственный кадастр недвижимости внесены без учета мнения собственника земельного участка. Данный участок в собственность граждан не предоставлялся, следовательно, все последующие сделки в отношении данного объекта недвижимого имущества ничтожны.
Земля как объект гражданских прав вплоть до вступления в силу Закона РСФСР от 24 ноября 1990 года "О земельной реформе" могла находиться лишь в государственной собственности. Статьей 2 Закона РСФСР "О земельной реформе" была отменена монополия государства на землю, статьей 6 Закона РСФСР "О собственности в РСФСР" от 24 декабря 1990 года предусматривалось, что земельные участки могут находиться в частной, государственной, муниципальной собственности.
В силу п. 2 ст. 214 ГК РФ земля, не находящаяся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являлась государственной собственностью.
В соответствии со ст. 18 Земельного кодекса РСФСР от 25.04.1991г., который действовал на момент предоставления истцу спорного земельного участка (1993г.), к ведению сельских, поселковых Советов народных депутатов в области регулирования земельных отношений подлежало предоставление земельных участков в пожизненное наследуемое владение, бессрочное (постоянное) пользование и передача их в собственность и аренду в соответствии со статьей 23 настоящего Кодекса; регистрация права собственности на землю, права землевладения, землепользования, договоров на временное пользование и аренду земельных участков, организация ведения земельного кадастра.
Граждане, заинтересованные в предоставлении им земельного участка в собственность или пожизненное наследуемое владение, должны были подавать заявление в местный Совет народных депутатов, обладающий в соответствии со статьей 23 Кодекса правом изъятия и предоставления земельных участков с указанием цели использования участка, предполагаемые размеры и его местоположение (ст.30 ЗК РСФСР).
По поручению Совета народных депутатов местный комитет по земельной реформе и земельным ресурсам готовил необходимые материалы и представлял их на утверждение Совета народных депутатов. Принятое решение (либо выписка из него) о предоставлении земельного участка выдавалось гражданину в семидневный срок с момента его принятия.
При передаче земельного участка в собственность бесплатно решение Совета народных депутатов являлось основанием для отвода земельного участка в натуре и выдачи документов, удостоверяющих право собственности на землю.
Согласно приложениям N 1 и N 2 к постановлению Совета Министров РСФСР от 17 сентября 1991 г. N 493 в государственном акте на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей указывалось на предоставление названному в нем собственнику, владельцу или пользователю земельного участка соответствующего размера в границах, указанных на чертеже. Последний прилагался к государственному акту, поскольку заполнению государственного акта предшествовали установление и закрепление границ земельного участка на местности (п. п. 2.4, 2.5), составление чертежа границ земель, находящихся в собственности, владении, пользовании, составленного на основании натурных измерений, имеющихся планово-картографических материалов или при наличии планов границ землепользовании, прилагаемых к ранее выданным документам, удостоверяющим право на землю (п. п. 2.7, 2.8).
Границы земельных участков устанавливались в натуре (на местности) специалистами комитетов по земельной реформе и земельным ресурсам или по их поручению организациями, имеющими право на проведение указанных работ, с участием граждан или представителей собственников земли, землевладельцев или землепользователей, за которыми закрепляются земельные участки, и смежных землепользователей.
При определении границ на местности составлялся акт их установления (восстановления), в котором давалось описание положения границ на местности и делалась запись о передаче собственникам земли, землевладельцам и землепользователям межевых знаков под наблюдение за сохранностью и об их ответственности за уничтожение знаков.
Статьей 32 Земельного кодекса РСФСР также было предусмотрена возможность приступать к использованию земельных участков только после установления границ участков в натуре (на местности).
В силу пункта 2 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права (ФЗ "О государственной регистрации недвижимости").
Пунктом 9 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество. Признаются действительными и имеют равную юридическую силу с записями в ЕГРН, в частности, государственные акты на право пожизненного наследуемого владения земельными участками, праве постоянного (бессрочного) пользования земельными участками по форме, утвержденной постановлением Совета Министров РСФСР от 17 сентября 1991 г. N 493 "Об утверждении форм государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей".
Таким образом, из смысла указанных правовых норм в их взаимосвязи следует, что именно государственный акт на право бессрочного (постоянного) пользования землей, имевший равную юридическую силу с записями в ЕГРН, являлся единственным доказательством существования такого права на земельный участок, размер и границы которого должны были быть указаны в чертеже, прилагаемом к государственному акту на право бессрочного (постоянного) пользования.
Судом установлено, что ответчику Кузьминок А.В. государственный акт о предоставлении земельного участка, оформленный в установленном законом порядке, не выдавался.
Согласно ст.168 ГК РФ, сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
По смыслу указанных положений закона, и в силу ст. 168 ГК РФ, если право собственности на недвижимое имущество зарегистрировано в ЕГРН за одним лицом, а отчуждателем по сделке является другое лицо, то из самого этого факта следует, что содержание сделки противоречит положениям ст. 209 ГК РФ, в силу которой права владения, пользования и распоряжения имуществом принадлежат его собственнику.
Однако в данном случае, право собственности на спорное имущество было зарегистрировано за правопредшественником Константинова А.Ю. и прекращено в виду заключенной сделки, но первичные правоустанавливающие документы отсутствуют. В связи с чем, в предмет доказывания наряду с правоотношением, связанным с истребованием имущества из чужого незаконного владения, входит правоотношение, связанное с приобретением правопредшественником Константинова А.Ю. права собственности на спорное имущество. Поэтому прежде чем перейти к анализу доводов истца относительно истребования имущества из чужого незаконного владения ответчика, суд считает необходимым проанализировать доводы истца относительно первичной регистрации права и последующих сделок, и доказательства по этому вопросу.
Как указано выше, регистрация права собственности на спорный земельный участок за Кузьминок А.В. была произведена на основании свидетельства о праве собственности на землю МО-23-17-1259 от 25.03.1993 г № 1259, выданного главой администрации Константиновского с/с Раменского района Московской области на основании постановления главы администрации <адрес> от 25.03.1993 г № 25. Однако по сведениям администрации Раменского муниципального района Московской области в архивный фонд администрации Константиновского с/о свидетельства о праве собственности на землю и постановление главы <адрес> от <дата> <номер> на хранение не поступали.
Согласно ст. 64 Земельного кодекса от 25.04.91 г., земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства передавались по желанию граждан в собственность местными Советами народных депутатов в соответствии с их компетенцией.
Решением Малого Совета Мособлсовета N 9/20 от 16.09.92 г. был утвержден Примерный порядок изъятия и предоставления земельных участков в городах и поселках Московской области, на основании которого предоставление земельных участков в собственность, пользование, владение осуществляется администрацией города, района, поселка по предоставлению городского (районного) комитета по земельной реформе и земельным ресурсам. Согласно п. 2.7 данного Положения право собственности на землю удостоверяется государственным актом или свидетельством, которые выдаются и регистрируются местной администрацией.
Согласно п. 1.4 данного Положения свидетельство подписывалось главой администрации, постановлением которого предоставлен земельный участок, и скреплялось гербовой печатью.
В соответствии с п. 2.3 Постановление главы местной администрации о предоставлении земельного участка являлось основанием для выдачи свидетельств.
Пункт 2.2 решения N 9/27 от 09.12.92 г. Мособлдумы "О порядке регистрации, передачи и закрепления земель в собственность и пожизненное наследуемое владение гражданам в Московской области" возложил ответственность за проведение работ по перерегистрации и выдаче свидетельств гражданам на глав местной администрации и председателей районных, городских комитетов по земельной реформе и земельным ресурсам.
В данном случае ни постановление местной администрации о предоставлении земельного участка в собственность, ни подлинник свидетельства о праве собственности на землю суду представлены не были.
Исследованные судом доказательства подтверждают доводы истца о том, что спорный земельный участок никогда не предоставлялся Кузьминок А.В., что позволяет считать его право собственности на данный объект недвижимого имущества отсутствующим.
Поскольку Кузьминок А.В. земельный участок в установленном законом порядке не предоставлялся, следовательно, в силу ст. 209 ГК РФ, договор купли-продажи, заключенный с Кузьминок А.В. и все последующие заключенные договора, в силу ст. ст. 168, 209 ГК РФ являются ничтожными. Кузьминок А.В. не мог распоряжаться указанным земельным участком.
В силу ст. 167 ГПК РФ, недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения. В виду ничтожности сделки, Кузьминок А.В. не приобрел права собственности на спорный земельный участок. В связи с чем, нарушенное право собственности - РФ в лице муниципального образования «Раменский муниципальный район Московской области» подлежит восстановлению путем прекращения права собственности на спорный земельный участок, истребования участка из чужого незаконного владения, признания результатов межевания земельного участка недействительными и снятию его с кадастрового учета, поскольку сведения в государственный кадастр недвижимости были внесены не уполномоченным лицом, то есть без учета мнения собственника земельного участка.
При таких обстоятельствах, в виду отсутствия у Константинова А.Ю. права собственности на спорный участок, ничтожности договоров купли-продажи и выбытия этого имущества из владения собственника помимо его воли, спорное имущество может быть истребовано собственником, независимо от того, являются ли Константинов А.Ю. добросовестным приобретателем.
Руководствуясь ст. ст. 194- 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Раменского городского прокурора – удовлетворить.
Прекратить зарегистрированное за право собственности Константинова А. Ю. на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> с кадастровым номером <номер>
Признать недействительными результаты межевания земельного участка расположенного по адресу: <адрес> с кадастровым номером <номер> и снять указанный земельный участок с государственного кадастрового учета.
Истребовать у Константинова А. Ю. из незаконного владения земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> а с кадастровым номером <номер>, и возвратить в неразграниченную собственность.
Решение может быть обжаловано в Мособлсуд через Раменский городской суд путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 29.03.2018 г.
Федеральный судья