Дело № 2-303/2024
75 RS 0006-01-2024-000486-68
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
село Акша 03 декабря 2024 года
Акшинский районный суд Забайкальского края в составе председательствующего судьи Ленхобоева Ц.Г., при секретаре Турановой О.П., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению и.о. прокурора Акшинского района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Акшинского муниципального округа Забайкальского края о возложении обязанности по устранению нарушений требований законодательства о теплоснабжении,
У С Т А Н О В И Л:
И.о. прокурора Акшинского района обратился с вышеуказанным иском, указав в обоснование, что в ходе проведенной прокуратурой Акшинского района проверки соблюдения законодательства о теплоснабжении, установлено, что на водогрейных котлах КВм-1,5 БК 2013 года выпуска, КВр-1,5 2014 года выпуска, установленных в котельной <данные изъяты>» расположенной по адресу: <адрес>, а также на котле КВр-1,5 БК 2014 года выпуска, установленном в котельной, расположенной по адресу: <адрес> местах вальцовки и сварочных швах имеются трещины, коррозия. Кроме того, указанные водогрейные котлы не прошли гидравлические испытания давлением 6,5 кгс/см<данные изъяты> в течение 15 минут, наблюдалось падение давления.
Указанные водогрейные котлы предоставлены в пользование и владение Администрацией ООО УК «ИВА» в рамках концессионного соглашения № от ДД.ММ.ГГГГ. Вышеуказанные котлы являются муниципальным имуществом, находятся в собственности Администрации, соответственно.
С учетом уточнений истец обязать администрацию Акшинского муниципального округа Забайкальского края в срок до 01 сентября 2025 года осуществить замену водогрейного котла КВм-1,5 БК, 2013 года выпуска, на котел КВм-2,0, водогрейного котла КВр-1,5 БК, 2014 года выпуска, на котел КВр-1,5, расположенных в котельной <данные изъяты>» по адресу <адрес>; осуществить замену водогрейного котла КВр-1,5 БК, 2014 года выпуска, на котел КВр-1,5, расположенный в котельной по адресу <адрес>.
В отзыве на исковое заявление ответчик – Администрация Акшинского муниципального округа с исковыми требованиями согласна в части в части установления срока исполнения решения суда. Указывает, что водогрейные котлы – это дорогостоящее оборудование, за неимением собственных средств администрация принимает меры к получению денежных средств на замену котлов из бюджета Забайкальского края. С учетом того, в соответствии с Законом Забайкальского края от 27 декабря 2023 года № 2303-ЗЗК краевой бюджет распланирован на три года (2024-2026 г.г.), поступление денежных средств на замену всех трех котлов не возможно. Во избежание ЧС в первоочередном порядке требуется замена сразу двух котлов в котельной «Центральная». На котельной по адресу <адрес> достаточно имеющихся в настоящее время котлов КВм-1,74 2023 г.в. и КВм-2,0 2018 г.в. Котел, подлежащий замене, является резервным. Просит требования в части срока замены котлов определить следующим образом:
- водогрейный котел КВм-1,5 БК 2013 года выпуска заменить на водогрейный котел КВм-2,0, расположенный в котельной <данные изъяты>» по адресу <адрес>, до ДД.ММ.ГГГГ;
- водогрейный котел КВр-1,5 2014 года выпуска заменить на водогрейный котел КВр-1,5, расположенный в котельной <данные изъяты>» по адресу <адрес>, до ДД.ММ.ГГГГ;
- водогрейный котел КВр-1,5 БК 2014 года выпуска заменить на водогрейный котел КВм-1,5, расположенный в котельной ЦРБ по адресу <адрес>, до ДД.ММ.ГГГГ.
В отзыве на исковое заявление третье лицо – ООО «УК Ива» с исковыми требованиями согласно.
В судебном заседании помощник прокурора Акшинского района Ульзутуева Т.О. уточненные исковые требования поддержала.
Представитель Администрации Акшинского муниципального округа Забайкальского края Хуснулина Т.В. (на основании доверенности) с уточненными исковыми требованиями согласна в части по основаниям, изложенным в отзыве.
Представитель третьего лица ООО УК «ИВА» Иванкина Ю.В. (по доверенности) с уточненными исковыми требованиями прокурора согласна, суду пояснила что на котельной по адресу <адрес>, котлы 2018 года выпуска и 2023 года выпуска не могут в полном объеме удовлетворить потребности в теплоснабжении. В настоящее время котел 2023 года выпуска не совместим с имеющейся схемой электроснабжения, в связи с чем, каждые 20 минут отключается. Котел 2018 года выпуска не выдает требуемой мощности. Отложение замены котла на несколько лет не возможно, котел на Ленина, 1 также нуждается в срочной замене.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно п.3, п.4 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального, городского округа; организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального, городского округа, в числе прочего относится: участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах муниципального, городского округа.
Согласно пункту 4.2 части 1 статьи 17 указанного Федерального закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом "О теплоснабжении";
В силу п.1 и п.9 статьи 3 Федерального закона N 190-ФЗ от 27.07.2010 года "О теплоснабжении", общими принципами организации отношений в сфере теплоснабжения являются, в том числе обеспечение надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов, обеспечение безопасной эксплуатации объектов теплоснабжения.
Как следует из п.1 и п.4 ч.1 статьи 6 Федерального закона N 190-ФЗ от 27.07.2010 года "О теплоснабжении" к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных округов, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся: организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, муниципальных округов, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; выполнение требований, установленных правилами оценки готовности поселений, муниципальных округов, городских округов к отопительному периоду, и контроль за готовностью теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, отдельных категорий потребителей к отопительному периоду.
В силу ст.45 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" отношения, связанные с теплоснабжением потребителей, регулируются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 6.2.1 Приказа Министерства Энергетики РФ от 24.03.2003 N 115 "Об утверждении Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок" при эксплуатации систем тепловых сетей должна быть обеспечена надежность теплоснабжения потребителей, подача теплоносителя (воды и пара) с расходом и параметрами в соответствии с температурным графиком и перепадом давления на вводе.
При текущей эксплуатации тепловых сетей необходимо поддерживать в исправном состоянии все оборудование, строительные и другие конструкции тепловых сетей, проводя своевременно их осмотр и ремонт; наблюдать за работой компенсаторов, опор, арматуры, дренажей, воздушников, контрольно-измерительных приборов и других элементов оборудования, своевременно устраняя выявленные дефекты и неплотности; выявлять и восстанавливать разрушенную тепловую изоляцию и антикоррозионное покрытие. (п. 6.2.25 Приказа Минэнерго России от 24 марта 2003 N 115 "Об утверждении Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок").
В силу ст. 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Как следует из материалов дела, в результате проведения технического освидетельствования и гидростатического испытания тепловых энергоустановок, установлено, что на водогрейных котлах КВм-1,5 БК 2013года выпуска, КВр-1,5 2014года выпуска, установленных в котельной <данные изъяты>» расположенной по адресу: <адрес>, а также на котле КВр-1,5 БК 2014года выпуска, установленном в котельной, расположенной по адресу: <адрес> местах вальцовки и сварочных швах имеются трещины, коррозия. Кроме того, указанные водогрейные котлы не прошли испытание гидростатическим методом, наблюдалось падение давления. По результатам проведенных испытаний комиссией установлено, что данные водогрейные котлы не пригодны к дальнейшей эксплуатации, что подтверждается соответствующими Актами технического освидетельствования котлов от 02.09.2024 года и Актами гидротехнического испытания от 12.09.2024года.
На основании концессионного соглашения, заключенного 30.08.2024года между Администрацией Акшинского муниципального округа Забайкальского края и ООО УК «ИВА», объекты теплоснабжения, в том числе вышеуказанные водогрейные котлы предоставлены в пользование ООО УК «ИВА».
Согласно п.9.4.1 Соглашения на концессионера – ООО УК «ИВА» возложена обязанность по поддержанию объекта соглашения и иного имущества в исправном состоянии и производстве текущего ремонта.
Вместе с тем из предоставленного ООО УК «ИВА» отзыва следует, что вышеуказанные котлы неоднократно ремонтировались, производились сварочные работы, своевременно проводились промывки и прочистки, обслуживание котлов, что привело к продлению их срока эксплуатации. В настоящее время в связи с тем, что толщина металла изношена, невозможно проводить сварочные восстановительно-ремонтные работы, что в свою очередь подтверждается предоставленными Актами аварийной остановки водогрейных котлов КВМ-1,5БК на центральной котельной от 21.09.2015г., от 06.01.2016года, от 14.01.2016года, от 15.01.2016г., от 15.01.2017г., от 07.02.2017г., водогрейного котла КВР-1,5 КБ на котельной центральной районной больницы от 23.01.2016г., от 27.01.2017г. Также предоставлены Акты гидростатического испытания водогрейных котлов от 25.05.2023года, от 04.09.2023г. согласно которым водогрейные котлы КВМ-1,5 КБ 2013г., КВр-1,29БК 2014г., установленные в центральной котельной, котел водогрейный КВр-1,29 БК 2014г. расположенный в котельной по адресу <адрес> не выдержали рабочего давления, возможна эксплуатация до окончания отопительного сезона 2023-2024г. с учетом замены оборудования не прошедшего испытания гидростатическим методом.
Свидетель ФИО9 – заместитель генерального директора ООО «УК Ива» суду показал, что срок эксплуатации указанных в исковом заявлении котлов, который составляет 6-7 лет, в настоящее время истек, поскольку они эксплуатируются более десяти лет. Капитальному ремонту котлы не подлежат, отремонтировать их физически не возможно в связи с тем, что по истечении десяти лет эксплуатации металл котлов истончился до 1 мм, по этой причине металл котлов в теплообменнике не пригоден к проведению сварочных работ. Котлы могут остановиться в любой момент по причине их полной изношенности, что может привести к чрезвычайной ситуации в отопительный сезон.
Постановлением Администрации Акшинского муниципального округа № от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Перечень программных мероприятий по подготовке к отопительному периоду 2025-2026годов, согласно которому предусмотрено приобретение за счет средств краевого бюджета водогрейного котла КВР-1,5 БК для котельной по адресу <адрес>, а также замена водогрейных котлов КВм-1,5 на КВм-2,0, котла КВр-1,5 на КВр-1,5 для котельной по адресу <адрес>.
Выявленные в ходе проведения проверки нарушения не оспариваются ответчиком и на момент рассмотрения дела не устранены.
Поскольку непринятие своевременных мер для организации выполнения работ по замене водогрейных котлов может привести к созданию аварийной или чрезвычайной ситуации, что в свою очередь повлечет нарушение прав неопределенного круга лиц - жителей Акшинского муниципального округа в жилищно-коммунальной сфере и поставит под угрозу их жизнь и здоровье, суд полагает исковые требования прокурора подлежащими удовлетворению.
Исходя из установленных судом обстоятельств, пояснений представителя третьего лица, с учетом текущего состояния котлов, суд находит не возможным установление иных сроков их замены, в целях недопущения возникновения чрезвычайной ситуации.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Акшинского района в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Обязать Администрацию Акшинского муниципального округа (ИНН 7501000389 ОГРН 1027500507176) в срок до ДД.ММ.ГГГГ осуществить:
- замену водогрейного котла КВм-1,5 БК 2013 года выпуска на котел КВм-2,0, водогрейного котла КВр-1,5 БК 2014 года выпуска на котел КВр-1,5, расположенных в котельной «Центральная» по адресу <адрес>;
- замену водогрейного котла КВр-1,5 БК 2014 года выпуска на котел КВр-1,5, расположенный в котельной по адресу Забайкальский край, Акшинский район, с.Акша, ул.Ленина, 1.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Забайкальского краевого суда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционных жалобы, представления через Акшинский районный суд.
Судья:
Решение в окончательной форме изготовлено 03 декабря 2024 года.