Решение по делу № 33-16487/2018 от 14.09.2018

Судья Чибисова В.В.                                                              Дело № 33-16487/2018

                                                                                                  Учет № 072г

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е      О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

4 октября 2018 года                                                                            город Казань

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:

председательствующего Насретдиновой Д.М.,

судей Гаянова А.Р. и Мелихова А.В.,

при секретаре судебного заседания Глейдман А.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Насретдиновой Д.М. гражданское дело по апелляционной жалобе Садретдиновой Р.Н. на решение Приволжского районного суда г. Казани от 17 июля 2018 года, которым постановлено:

исковые требования Садретдиновой Р.Н. к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Приволжском районе города Казани о признании права на досрочную страховую пенсию, назначении пенсии оставить без удовлетворения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения истца Садретдиновой Р.Н. и ее представителя Верхова О.А. в поддержку жалобы, объяснения представителя ответчика Карымова А.С., возражавшего против удовлетворения жалобы, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Садретдинова Р.Н. обратилась с иском к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Приволжском районе г. Казани о возложении обязанности по включению периода работы в специальный стаж в льготном исчислении и назначению досрочной страховой пенсии по старости.

В обоснование своих требований истец указала, что 9 ноября 2016 года в связи с наличием стажа лечебной деятельности продолжительностью более 30 лет она подала в территориальный орган пенсионного фонда заявление о назначении досрочной страховой пенсии на основании пункта 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Однако в назначении пенсии на льготных основаниях ответчиком ей было отказано со ссылкой на отсутствие требуемого стажа на соответствующих видах работ.

С данным отказом истец не согласна, полагает, что исчисление данного стажа ответчиком произведено неверно. В частности, из специального стажа необоснованно были исключены периоды ее нахождения в командировках с 23 мая 2000 года по 31 мая 2000 года, с 6 ноября 2001 года по 10 декабря 2001 года, с 26 мая 2004 года по 6 июня 2004 года, с 12 мая 2008 года по 17 мая 2008 года. Кроме того, периоды ее работы в должности фельдшера-анестезиолога бригады интенсивной терапии станции скорой медицинской помощи с 1 февраля 1987 года по 5 сентября 1990 года и в должности медицинской сестры отделения анестезиологии и реанимации в военном госпитале с 6 сентября 1990 года по 24 августа 1992 года были включены в специальный стаж календарно, тогда как, по мнению истца, к данным периодам должен применяться льготный порядок исчисления – из расчета год работы за год и шесть месяцев трудового стажа.

В последующем вступившим в законную силу решением Приволжского районного суда г. Казани от 2 июня 2017 года указанные выше периоды нахождения истца в командировках были включены в стаж ее лечебной деятельности, а к периоду работы с 6 сентября 1990 года по 24 августа 1992 года в должности медсестры отделения анестезиологии и реанимации в военном госпитале применен указанный выше льготный порядок расчета специального стажа.

Как полагает Садретдинова Р.Н., период работы с 1 февраля 1987 года по 5 сентября 1990 года в должности фельдшера-анестезиолога бригады интенсивной терапии станции скорой медицинской помощи также подлежит включению в стаж лечебной деятельности в льготном исчислении. Поэтому, уточнив заявленные требования, она просила суд включить указанный выше спорный период ее работы в льготном порядке – год работы за год и шесть месяцев, возложив на ответчика обязанность по назначению ей досрочной страховой пенсию со дня обращения с соответствующим заявлением.

Представитель ответчика в суд не явился, в представленном отзыве заявленные требования не признал.

Суд в удовлетворении исковых требований отказал и вынес решение в приведенной выше формулировке.

В апелляционной жалобе истец, выражая несогласие с принятым по делу судебным постановлением, просит его отменить как незаконное и необоснованное и принять по делу новое решение. При этом в жалобе она приводит те же доводы, что и в обоснование предъявленного иска, настаивает на своей правовой позиции по делу, в силу которой считает, что заявленные ею требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец и ее представитель апелляционную жалобу поддержали по изложенным в ней основаниям.

Представитель ответчика просил оставит в силе решение суда первой инстанции.

Выслушав объяснения явившихся лиц, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного решения по правилам части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа.

Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.

Согласно пункту 20 части 1, частям 3, 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).

Судом установлено, что 9 ноября 2016 года Садретдинова Р.Н. обратилась в Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Приволжском районе г. Казани с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.

Решением ответчика от 22 ноября 2016 года № 1007659 в назначении досрочной пенсии истцу было отказано со ссылкой на отсутствие требуемого специального стажа – 30 лет, в который в бесспорном порядке пенсионным органом зачтено 27 лет 5 месяцев 21 день. При этом приведенные выше периоды работы с 1 февраля 1987 года по 5 сентября 1990 года в должности фельдшера-анестезиолога бригады интенсивной терапии станции скорой медицинской помощи и с 6 сентября 1990 года по 24 августа 1992 года в должности медсестры отделения анестезиологии и реанимации в военном госпитале были включены ответчиком в специальный стаж истца календарно, а периоды нахождения в командировках с 23 мая 2000 года по 31 мая 2000 года, с 6 ноября 2001 года по 10 декабря 2001 года, с 26 мая 2004 года по 6 июня 2004 года и с 12 мая 2008 года по 17 мая 2008 года в данный стаж включены не были.

Вступившим в законную силу решением Приволжского районного суда г. Казани от 2 июня 2017 года перечисленные выше периоды нахождения в командировках включены в стаж лечебной деятельности истца, а к периоду работы с 6 сентября 1990 года по 24 августа 1992 года в должности медсестры отделения анестезиологии и реанимации в военном госпитале применен льготный порядок исчисления – как год работы за год и шесть месяцев трудового стажа.

Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для применения льготного порядка исчисления из расчета год работы за год и 6 месяцев к периоду работы истца с 1 февраля 1987 года по 5 сентября 1990 года в должности фельдшера-анестезиолога бригады интенсивной терапии станции скорой медицинской помощи, в связи с чем, исходя из отсутствия у Садретдиновой Р.Н. на дату обращения в пенсионный орган специального стажа продолжительностью 30 лет, отказал в удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме.

Судебная коллегия, соглашаясь с указанным выводом суда первой инстанции, признает доводы апелляционной жалобы истца несостоятельными, исходя из следующего.

Так, в целях определения круга лиц, имеющих право на пенсию по рассматриваемому основанию, законодатель утвердил специальную норму в части 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», согласно которой списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Реализуя указанные законоположения Правительство Российской Федерации приняло постановление от 16 июля 2014 года № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение».

Подпунктом «н» пункта 1 названного постановления предусмотрено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения применяются список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее – Список), и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее – Правила), а также Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), – для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 года.

Согласно подпункту «б» пункта 5 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением случаев применения льготного порядка исчисления стажа лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложению, которым год работы засчитывается в указанный стаж работы как год и 6 месяцев.

Приложением к упомянутым Правилам является Перечень структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как 1 год и 6 месяцев (далее – Перечень).

Согласно пункту 2 данного Перечня среди наименований соответствующих структурных подразделений перечислены отделения (группы, палаты, выездные бригады скорой медицинской помощи) анестезиологии-реанимации, а также реанимации и интенсивной терапии учреждений, предусмотренных в пунктах 1 – 6, 8, 12, 15, 16, 20, 21, 27 – 30 Списка, а в числе наименований должностей медицинские сестры палатные, в том числе старшие, и медицинские сестры-анестезисты.

Как видно из записей в трудовой книжке истца, 1 сентября 1987 года она была зачислена студенткой Казанского медицинского института с вечерней формой обучения, 1 июля 1990 года переведена на дневное отделение данного образовательного учреждения, которое закончила 31 января 1994 года.

Осуществление Садретдиновой Р.Н. в спорный период с 1 февраля 1987 года по 5 сентября 1990 года лечебной деятельности в качестве фельдшера-анестезиолога бригады интенсивной терапии станции скорой медицинской помощи подтверждается справками ГБУЗ «Станция скорой медицинской помощи» г. Казани от 16 июля 2012 года № 0101/0791 и от 7 февраля 2018 года № 160/02/18. Из последнего документа, представленного истцом в ходе рассмотрения настоящего гражданского дела, следует, что штатными расписаниями за 1987 – 1990 годы в анестезиолого-реанимационной выездной бригаде интенсивной терапии скорой медицинской помощи должность фельдшера-анестезиолога предусмотрена не была. Фактически Садретдинова Р.Н. работала в должности медицинской сестры-анестезиста анестезиолого-реанимационной выездной бригады интенсивной терапии скорой медицинской помощи.

Между тем действующее правовое регулирование связывает право медицинских работников на назначение пенсии на льготных основаниях с осуществлением ими лечебной деятельности в определенных должностях и в определенных учреждениях (в структурных подразделениях учреждений), не предусматривая при этом возможности включения тех или иных периодов работы, либо их льготного исчисления исходя из фактически выполняемой работы лицом, претендующим на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста.

Исходя из этого, принимая во внимание, что исправление наименования занимаемой истцом должности работодателем в установленном порядке не произведено и доказательств, свидетельствующих о замещении ею штатной должности медицинской сестры-анестезиста не представлено, суд обоснованно отказал в удовлетворении требований Садретдиновой Р.Н. о применении к спорному периоду работы с 1 февраля 1987 года по 5 сентября 1990 года льготного порядка исчисления. При этом, как верно отмечено в обжалуемом решении, действующим в указанное время нормативно-правовым регулированием льготное исчисление стажа работы медицинскому персоналу из расчета год за год и 6 месяцев предусмотрено не было и впервые введено лишь постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464.

Поскольку без применения льготного порядка исчисления к указанному периоду специальный стаж истца на 9 ноября 2016 года составлял менее требуемых 30 лет, право на назначение пенсии с указанной даты у нее также не возникло.

В целом изложенные в апелляционной жалобе доводы не опровергают выводов суда и не содержат оснований к отмене решения, поскольку по своей сути направлены на иное толкование нормативных актов, регулирующих спорные правоотношения, и иную оценку установленных судом обстоятельств, для чего достаточных оснований не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Приволжского районного суда г. Казани от 17 июля 2018 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Садертдиновой Р.Н. – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.

Председательствующий

Судьи

33-16487/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Садретдинова Р.Н.
Ответчики
УПФ РФ в Приволжском районе г. Казани
Суд
Верховный Суд Республики Татарстан
Судья
Насретдинова Д. М.
04.10.2018Судебное заседание
15.10.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.10.2018Передано в экспедицию
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее