Дело №2а-223/2021
УИД24RS0005-01-2021-000465-53
Категория: 3.201
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Новобирилюссы Красноярского края 20 октября 2021 г.
Бирилюсский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Лайшевой Ю.И.,
при секретаре Франтовой А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Администрации Новобирилюсского сельсовета Бирилюсского района Красноярского края к УФССП России по Красноярскому краю, ОСП по Бирилюсскому району УФССП России по Красноярскому краю, заместителю старшего судебного пристава ОСП по Бирилюсскому району УФССП России по Красноярскому краю Кондратовой О.В. об освобождении от взыскании исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Новобирилюсского сельсовета Бирилюсского района Красноярского края в лице ее представителя, главы сельсовета, обратилась в суд с административным исковым заявлением к ОСП по Бирилюсскому району УФССП России по Красноярскому краю, заместителю старшего судебного пристава ОСП по Бирилюсскому району УФССП России по Красноярскому краю Кондратовой О.В., в котором просит освободить от взыскания исполнительского сбора, вынесенного на основании постановления заместителя старшего судебного пристава ОСП по Бирилюсскому району Кондратовой О.В. о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству №2628/21/24036-ИП от 27 сентября 2021 г.
Требования мотивированы тем, что 2 февраля 2016 г. решением Бирилюсского районного суда Красноярского края частично удовлетворены исковые требования Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края в интересах неопределенного круга лиц к администрации Новобирилюсского сельсовета Бирилюсского района Красноярского края о возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку твердых коммунальных отходов. Суд обязал администрацию Новобирилюсского сельсовета Бирилюсского района Красноярского края в течение двух лет с момента вступления настоящего решения в законную силу ликвидировать свалку твердых бытовых отходов, расположенную на северной окраине с. Новобирилюссы в координатах: N 56.97749 Е 090.68182; N 56.997812 Е 090.68214; N 56.97673 Е 090.68596; N 56.97720 Е 090.69048. 19 апреля 2021 г. заместителем старшего судебного пристава ОСП по Бирилюсскому району Кондратовой О.В. возбуждено исполнительное производство №2628/21/24036-ИП. В целях исполнения решения суда администрацией Новобирилюсского сельсовета был проведен ряд мероприятий: в адрес главы Бирилюсского района 17 июля 2017 г., 25 сентября 2017 г., 12 апреля 2018 г., 30 октября 2019 г., 19 апреля 2021 г. направлены письма с просьбой рассмотреть вопрос о выделении средств на ликвидацию несанкционированный свалки из бюджета Бирилюсского района. В связи с недостатком средств в бюджете в выделении финансирования был отказано; в адрес Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края 6 апреля 2018 г. направлено письмо с просьбой рассмотреть вопрос о выделении средств на ликвидацию несанкционированный свалки из краевого бюджета. 18 мая 2018 г. был получен ответ об отказе в выделении денежных средств. 22 июня 2018 г. поступил запрос специалиста Министерства по вопросу ликвидации несанкционированной свалки, в ответе на который была предоставлена исчерпывающая информация по данному вопросу, 11 мая 2021 г. было направлено повторное письмо с просьбой рассмотреть вопрос о выделении денежных средств из краевого бюджета, ответ на которое не получен; в июне 2018 г. было направлено обращение депутату Государственной Думы РФ Кармазинной Р.В. с просьбой оказать содействие в выделении денежных средств на ликвидацию несанкционированной свалки. 5 июля 2018 г. был получен ответ из Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края о том, что финансирования на ликвидацию свалок в краевом бюджете не предусмотрено; 20 апреля 2021 г. в адрес регионального оператора по обращению с ТБО ООО «Эко-транспорт» был направлен запрос о стоимости ликвидации свалки, а также о планируемом месте размещения отходов при ликвидации свалки. В своем ответе представитель ООО «Эко-транспорт» указал, что стоимость ликвидации 1 куб.м. свалки в 2021 г. составляет 2 500 руб., ориентировочная стоимость уборки свалки в 2021 г. составит 50 000 000 руб. Кроме того, в настоящее время не получен ответ от полигонов, расположенных на территории Ачинской технологической зоны о способности принять весь объем отходов с ликвидируемой свалки. 27 сентября 2021 г. заместителем старшего судебного пристава ОСП по Бирилюсскому району Кондратовой О.В. вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству №2628/21/24036-ИП неимущественного характера в размере 50 000 руб. и установлении нового срока исполнения. Для муниципального образования данная сумма и сам вид расходов значительны, поскольку администрация Новобирилюсского сельсовета является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, бюджет сельсовета строго лимитирован, в связи с чем, административный истец просит освободить его от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 руб. по исполнительному производству №2628/21/24036-ИП от 27 сентября 2021 г.
Определением судьи Бирилюсского районного суда Красноярского края от 7 октября 2021 г. к участию в деле в качестве административного соответчика привлечено УФССП Росси по Красноярскому краю, в качестве заинтересованных лиц - Администрация Бирилюсского района Красноярского края, Министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края.
Административный истец Администрация Новобирилюсского сельсовета Бирилюсского района Красноярского края о дате, месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, представителя в судебное заседание не направил, представитель административного истца заместитель главы сельсовета Макушева Е.В. ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие, заявленные требования поддержала.
Административные ответчики УФССП России по Красноярскому краю и ОСП по Бирилюсскому району УФССП России по Красноярскому краю извещены надлежащим образом. Административный ответчик заместитель старшего судебного пристава ОСП по Бирилюсскому району УФССП России по Красноярскому краю Кондратова О.В. о дате, месте и времени судебного заседания извещена надлежащим образом, участвовать в судебном заседании не желала, разрешение административного искового заявления оставила на усмотрение суда.
Заинтересованные лица Администрация Бирилюсского района Красноярского края, Министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края о дате, месте и времени судебного заседания извещены, в судебное заседание не явились. Представитель Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края Тимофеева К.В., действующая на основании доверенности №Д-305 от 30 декабря 2020 г., в письменно отзыве на административное исковое заявление указала на то, что при наличии доказательств, объективно свидетельствующих о принятии администрацией Новобирилюсского сельсовета мер, направленных на исполнение судебного решения, полагают возможным уменьшить сумму исполнительского сбора или освободить должника от его уплаты в полном объеме.
Судом принято решение о рассмотрении дела в отсутствии неявившихся сторон.
Исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что административный иск подлежит удовлетворению.
Из материалов дела следует, что решением Бирилюсского районного суда Красноярского края от 2 февраля 2016 г. частично удовлетворены исковые требования Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края в интересах неопределенного круга лиц к администрации Новобирилюсского сельсовета Бирилюсского района Красноярского края о возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку твердых коммунальных отходов. Суд обязал администрацию Новобирилюсского сельсовета Бирилюсского района Красноярского края в течение двух лет с момента вступления настоящего решения в законную силу ликвидировать свалку твердых бытовых отходов, расположенную на северной окраине с. Новобирилюссы в координатах: N 56.97749 Е 090.68182; N 56.997812 Е 090.68214; N 56.97673 Е 090.68596; N 56.97720 Е 090.69048.
19 апреля 2021 г. заместителем старшего судебного пристава ОСП по Бирилюсскому району Кондратовой О.В. вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства №2628/21/24036-ИП. Должнику Администрации Новобирилюсского сельсовета Бирилюсского района установлен пятидневный срок для добровольного исполнения решения суда.
27 сентября 2021 г. судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 руб.
В обоснование принятия мер по исполнению решения суда от 2 февраля 2016 г. административным истцом 17 июля 2017 г., 25 сентября 2017 г., 12 апреля 2018 г., 30 октября 2019 г., 19 апреля 2021 г. направлены письма в адрес главы Бирилюсского района с просьбой рассмотреть вопрос о выделении финансирования на ликвидацию несанкционированный свалки твердых бытовых отходов из бюджета Бирилюсского района Красноярского края; 6 апреля 2018 г. в адрес Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края направлено письмо с просьбой рассмотреть вопрос о выделении средств на ликвидацию несанкционированный свалки из краевого бюджета, а также определение места и способа вывоза твердых бытовых отходов в процессе ликвидации свалки, на которое 18 мая 2018 г. получен ответ о том, что в 2018 г. финансирование мероприятий по рекультивации и по ликвидации несанкционированных мест размещения отходов не предполагается за счет средств краевого бюджета; 22 июня 2018 г. в ответе на поступивший запрос главного специалиста - государственного инспектора отдела государственного экологического контроля Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края по вопросу ликвидации несанкционированной свалки твердых бытовых отходов, была предоставлена исчерпывающая информация по данному вопросу; 11 мая 2021 г. в адрес Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края направлено повторное письмо с просьбой рассмотреть вопрос о выделении денежных средств из краевого бюджета, ответ на которое не получен; в июне 2018 г. направлено обращение депутату Государственной Думы РФ Кармазинной Р.В. с просьбой оказать содействие в выделении денежных средств на ликвидацию несанкционированной свалки. из ответа Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края 5 июля 2018 г. следует, что финансирование мероприятий по ликвидации несанкционированных мест размещения отходов в краевом бюджете не предусмотрено; 20 апреля 2021 г. в адрес регионального оператора по обращению с ТБО ООО «Эко-транспорт» направлен запрос о стоимости ликвидации свалки, а также о планируемом месте размещения отходов при ликвидации свалки, в ответе на который представитель ООО «Эко-транспорт» указал, что стоимость ликвидации 1 куб.м. свалки в 2021 г. составляет 2 500 руб., запрос о размещении ликвидируемой несанкционированной свалки отправлен на полигон Ачинской технологической зоны, ответ на который в настоящее время не получен.
Также Администрацией Новобирилюсского сельсовета Бирилюсского района Красноярского края 23 января 2018 г. в адрес Бирилюсского районного суда Красноярского края было направлено заявление об отсрочке исполнения решения суда до 1 февраля 2020 г., которое определением Бирилюсского районного суда от 20 марта 2018 г. было удовлетворено частично, Администрации Новобирилюсского сельсовета предоставлена отсрочка исполнения решения суда от 2 февраля 2016 г. до 3 марта 2019 г.
26 февраля 2019 г. Администрация Новобирилюсского сельсовета Бирилюсского района Красноярского края вновь обратилась в Бирилюсский районный суд Красноярского края с заявлением об отсрочке исполнения вышеуказанного решения суда до 3 марта 2021 г. Определением Бирилюсского районного суда от 16 апреля 2019 г. заявление удовлетворено частично, предоставлена отсрочка исполнения решения суда до 3 марта 2020 г.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 2 октября 2007 г. №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Федеральный закон) задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.
Согласно п. 1 и п. 2 ст. 6 Федерального закона, законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации. В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные Федеральным законом.
Частью 11 ст. 30 Федерального закона предусмотрено, если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 Федерального закона.
Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено Федеральным законом (ч. 12 ст. 30 Федерального закона №229-ФЗ).
Положениями ч. 1 ст. 112 Федерального закона предусмотрено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (ч. 2 ст. 112 Федерального закона).
В соответствии с ч. 3 ст. 112 Федерального закона, исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.
Согласно п. 13 ч. 1 ст. 64 Федерального закона, в процессе исполнения требований исполнительных документов судебный пристав-исполнитель вправе взыскивать исполнительский сбор.
В соответствии со ст. 105 указанного Федерального закона, в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Из содержания вышеуказанных норм следует, что исполнительский сбор по сути, относится к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства и представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершением им правонарушения в процессе исполнительного производства.
Таким образом, судом установлено, что решением Бирилюсского районного суда Красноярского края от 2 февраля 2016 г. частично удовлетворены исковые требования Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края в интересах неопределенного круга лиц к администрации Новобирилюсского сельсовета Бирилюсского района Красноярского края о возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку твердых коммунальных отходов.
На основании исполнительного листа, выданного Бирилюсским районным судом Красноярского края, постановлением заместителя старшего судебного пристава ОСП по Бирилюсскому району УФССП России по Красноярскому краю Кондратовой О.В. от 19 апреля 2021 г. возбуждено исполнительное производство, должнику Администрации Новобирилюсского сельсовета Бирилюсского района Красноярского края установлен пятидневный срок для добровольного исполнения решения суда.
При наличии чрезвычайных, объективно непредотвратимых обстоятельств и других непредвиденных непреодолимых препятствий, находящихся вне контроля должника, могущих сделать невозможным добровольное исполнение исполнительного документа, должнику было предложено в срок, установленных для добровольного исполнения, надлежащим образом уведомить об этом судебного пристава-исполнителя. Кроме того, должник был предупрежден о том, что в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, предоставленный для добровольного исполнения, с него будет взыскан исполнительский сбор.
В пятидневный срок решение суда не было исполнено.
27 сентября 2021 г. заместителем старшего судебного пристава ОСП по Бирилюсскому району УФССП России по Красноярскому краю Кондратовой О.В. вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 руб.
Факт неисполнения администрацией в пятидневный срок, установленный для добровольного исполнения требования исполнительных документов не оспаривается.
До настоящего времени решение суда не исполнено.
В обоснование заявленных требований об освобождении от взыскания исполнительского сбора, административный истец, привел доказательства принятия мер по исполнению решения суда, что подтверждается перепиской с Администрацией Бирилюсского района Красноярского края, Министерством экологии и рационального природопользования Красноярского края, ООО «Эко-транспорт», а также обращениями в Бирилюсский районный суд Красноярского края с заявлениями о предоставлении отсрочки исполнения решения суда, которые были частично удовлетворены.
Исследовав представленные материалы административного дела, суд приходит к выводу о том, что, предъявляя настоящие требования, административным истцом предоставлены доказательства отсутствия вины в нарушении сроков для добровольного исполнения требований исполнительных документов, а также отсутствии оснований для привлечения к ответственности за нарушение обязательств.
Оценив указанные обстоятельства с точки зрения положений процессуального законодательства, регулирующего вопросы вступления в законную силу и исполнения решения суда, а также норм Федерального закона №229-ФЗ, суд приходит к выводу о наличии оснований для освобождения должника от исполнительского сбора, поскольку финансирование администрации осуществляется за счет средств местного бюджета, при этом учитывается, что административным истцом представлены доказательства совершения действий, направленных на исполнение решения суда, что указывает на отсутствие вины должника в неисполнении судебных актов в установленный судебным приставом-исполнителем срок.
Так, ст. 112 Федерального закона №229-ФЗ предусмотрено, что должник вправе в порядке, установленном Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора (часть 6). При отсутствии установленных Гражданским кодексом РФ оснований привлечения к ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (статья 7).
Основания ответственности за нарушение обязательства установлены в ст. 401 ГК РФ, согласно которой лицо, не исполнившее обязательство либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
Таким образом, по смыслу приведенных правовых норм освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков исполнения требований исполнительного документа.
В качестве уважительных причин неисполнения требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, рассматриваются различные фактические обстоятельства, сделавшие невозможным своевременное исполнение требований исполнительного документа. К таковым обстоятельствам относятся непреодолимая сила (если добровольному исполнению препятствовало чрезвычайное и непредотвратимое обстоятельство), предоставление должнику отсрочки, рассрочки исполнения требований исполнительного документа.
При этом правоприменитель во всяком случае обязан обеспечить должнику возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности, вытекающей из предписаний постановления о возбуждении исполнительного производства.
Кроме того, как следует из разъяснений, содержащихся в п. 75 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 ноября 2015 г. №50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» иные лица (не субъекты предпринимательской деятельности) могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.
В обоснование отсутствия вины в неисполнении требований исполнительных документов в срок, установленный судебным приставом-исполнителем, администрация указала, что ей предпринимались все зависящие от нее меры для надлежащего исполнения обязательства, представив в материалы административного дела соответствующие тому доказательства.
Установив, что в течение пятидневного срока реальное исполнение решения суда об обязании ликвидировать несанкционированную свалку твердых бытовых отходов невозможно вследствие объективных обстоятельств, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований об освобождении Администрации Новобирилюсского сельсовета Бирилюсского района Красноярского края от взыскания исполнительского сбора, установленного постановлением заместителя старшего судебного пристава ОСП по Бирилюсскому району УФССП России по Красноярскому краю от 27 сентября 2021 г.
Вместе с тем, суд отмечает, что при вынесении постановления о взыскании исполнительного сбора от 27 сентября 2021 г. судебный пристав-исполнитель действовала в точном соответствии с требованиями Федерального закона от 2 октября 2007 г. №229-ФЗ «Об исполнительном производстве». Постановление вынесено судебным приставом-исполнителем в рамках полномочий, предоставленных ему Федеральным законом, оно утверждено старшим судебным приставом.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 360 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление Администрации Новобирилюсского сельсовета Бирилюсского района Красноярского края к УФССП России по Красноярскому краю, ОСП по Бирилюсскому району УФССП России по Красноярскому краю, заместителю старшего судебного пристава ОСП по Бирилюсскому району УФССП России по Красноярскому краю Кондратовой О.В. об освобождении от взыскании исполнительского сбора, - удовлетворить.
Освободить Администрацию Новобирилюсского сельсовета Бирилюсского района Красноярского края от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 руб., установленного постановлением заместителя старшего судебного пристава ОСП по Бирилюсскому району УФССП России по Красноярскому краю Кондратовой О.В. от 27 сентября 2021 г.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд путем подачи жалобы через Бирилюсский районный суд Красноярского края в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий Ю.И. Лайшева
Мотивированное решение изготовлено 26 октября 2021 г.