Решение по делу № 2а-544/2019 от 31.01.2019

Дело № 2а-544/2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Печорский городской суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Сараевой Т.И.

при секретаре Филипповой Я.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании в ********** 06 мая 2019 года административное дело по административному исковому заявлению ********** транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального района “**********” о признании незаконными бездействие, обязании устранить нарушение,

У С Т А Н О В И Л:

********** транспортный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к административному ответчику с административным исковым заявлением о признании незаконным бездействие администрации муниципального района “********** выразившееся в непринятии административного регламента по предоставлению муниципальной услуги, предусмотренной пунктом 49 Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от **.**.** №.... Возложить обязанность на административного ответчика в срок до **.**.** разработать и утвердить административный регламент по предоставлению муниципальной услуги, предусмотренной пунктом 49 Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от **.**.** №..., включить информацию о предоставляемой услуге в реестр муниципальных услуг. В обоснование требований указал, что в **.**.** года ********** транспортной прокуратурой в администрации муниципального района **********” проведена проверка исполнения законодательства в сфере безопасности полетов. По результатам проверки установлено, что в нарушение требований федерального законодательства в муниципальном районе ********** не разработан и не принят административный регламент предоставления муниципальной услуги по выдаче пользователям воздушного пространства разрешения в случаях, предусмотренных п. 49 Федеральных правил использования воздушного пространства РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ №... от **.**.**, указанная услуга не включена в реестр муниципальных услуг. Органы местного самоуправления осуществляют разрешительную деятельность в рассматриваемой сфере общественных отношений, наделены полномочиями самостоятельно принимать решения о выдаче (об отказе выдачи) разрешений на выполнение деятельности, обозначенной п. 49 Федеральных правил использования воздушного пространства №.... При необходимости использования воздушного пространства над населенным пунктом в целях выполнения авиационных работ, парашютных прыжков, демонстративных полетов воздушных судов, полетов беспилотных летательных аппаратов, подъема привязных аэростатов, а также посадки (взлета) на расположенные в границах населенных пунктов площадки, сведения о которых не опубликованы в документах аэронавигационной информации, пользователю воздушного пространства (физическому, юридическому лицу) в соответствии с п. 49 Федеральных правил использования воздушного пространства №... дополнительно необходимо получить разрешение органа местного самоуправления такого населенного пункта. Административный регламент по предоставлению данной муниципальной услуги административным ответчиком не разработан. Выявленные нарушения недопустимы, поскольку нарушают права и законные интересы неопределенного круга лиц на получение услуги в виде разрешения на выполнение действий, предусмотренных п. 49 Федеральных правил, над населенным пунктом, создают предпосылки нарушения пользователем воздушного пространства законодательства и как следствие, угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, имуществу организаций.

Судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен ********** центр ОВД филиала “Аэронавигация Северного Урала” ФГУП “Государственная корпорация по организации воздушного движения в РФ”.

Помощник ********** транспортного прокурора Кекляк В.П. в судебном заседании на требованиях настаивал.

Представитель административного ответчика администрации муниципального района “********** требования не признала.

Суд, заслушав объяснения прокурора, представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии с частью 1 статьи 132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

Пунктом 2 ст. 2 Воздушного кодекса РФ предусмотрено, что воздушное законодательство Российской Федерации состоит из данного Кодекса, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, федеральных правил использования воздушного пространства, федеральных авиационных правил, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Федеральные правила использования воздушного пространства и федеральные авиационные правила - нормативные акты, регулирующие отношения в области использования воздушного пространства и в области авиации и принимаемые в порядке, определенном Правительством Российской Федерации (п. 2 ст. 2 ВК РФ).

Согласно ст. 11 Воздушного кодекса РФ использование воздушного пространства представляет собой деятельность, в процессе которой осуществляются перемещение в воздушном пространстве различных материальных объектов (воздушных судов, ракет и других объектов), а также другая деятельность (строительство высотных сооружений, деятельность, в процессе которой происходят электромагнитные и другие излучения, выброс в атмосферу веществ, ухудшающих видимость, проведение взрывных работ и тому подобное), которая может представлять угрозу безопасности воздушного движения (п. 1). Пользователями воздушного пространства являются граждане и юридические лица, наделенные в установленном порядке правом на осуществление деятельности по использованию воздушного пространства (п. 2).

В соответствии со ст. 13 Воздушного кодекса РФ все пользователи воздушного пространства обладают равными правами на его использование.

В силу пп.3 п. 1 ст. 14 Воздушного кодекса РФ организация использования воздушного пространства предусматривает обеспечение безопасного, экономичного и регулярного воздушного движения, а также другой деятельности по использованию воздушного пространства. Организация использования воздушного пространства включает в себя, в том числе обеспечение разрешительного или уведомительного порядка использования воздушного пространства.

Постановлением Правительства РФ от 11.03.2010 N 138 утверждены Федеральные правила использования воздушного пространства Российской Федерации, устанавливающие порядок использования воздушного пространства Российской Федерации в интересах экономики и обороны страны, в целях удовлетворения потребностей пользователей воздушного пространства, обеспечения безопасности использования воздушного пространства.

Пунктом 49 Федеральных правил предусмотрено, что авиационные работы, парашютные прыжки, демонстрационные полеты воздушных судов, полеты беспилотных летательных аппаратов, подъемы привязных аэростатов над населенными пунктами, а также посадка (взлет) на расположенные в границах населенных пунктов площадки, сведения о которых не опубликованы в документах аэронавигационной информации, выполняются при наличии у пользователей воздушного пространства разрешения соответствующего органа местного самоуправления, а в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе - разрешения соответствующих органов исполнительной власти указанных городов.

Согласно ст. 114 Воздушного кодекса РФ авиационные работы - работы, выполняемые с использованием полетов гражданских воздушных судов в сельском хозяйстве, строительстве, для охраны окружающей среды, оказания медицинской помощи и других целей, перечень которых устанавливается уполномоченным органом в области гражданской авиации.

Согласно п. 5 ст. 32 Воздушного кодекса РФ беспилотное воздушное судно - воздушное судно, управляемое, контролируемое в полете пилотом, находящимся вне борта такого воздушного судна (внешний пилот).

Согласно пп.10 п. 7 Федеральных авиационных правил "аэростат" - летательный аппарат, подъемная сила которого основана на аэростатическом или одновременно аэростатическом и аэродинамическом принципах. Аэростаты подразделяются на пилотируемые, автоматические, привязные и свободные.

Отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия (далее - органы местного самоуправления), регулируются Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (часть 1 статьи 1).

По смыслу пункта 1 статьи 2 данного закона, под государственной услугой, предоставляемой федеральным органом исполнительной власти, органом государственного внебюджетного фонда, исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органом местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее - государственная услуга), понимается деятельность по реализации функций соответственно федерального органа исполнительной власти, государственного внебюджетного фонда, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органа местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее - органы, предоставляющие государственные услуги), которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги.

Согласно пункту 4 ст. 2 ФЗ №210 от 27.07.2010 года предоставление государственных и муниципальных услуг осуществляется в соответствии с административным регламентом - нормативным правовым актом, устанавливающим порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги.

Разработку проекта административного регламента осуществляет орган, предоставляющий государственную услугу, или орган, предоставляющий муниципальную услугу (ст. 13 ФЗ).

В силу ч. 1 ст. 11 ФЗ № 210 от 27.07.2010 года государственные и муниципальные услуги подлежат включению соответственно в реестры государственных услуг и реестры муниципальных услуг.

Согласно ч. 6 ст. 11 ФЗ № 210 от 27.07.2010 реестр муниципальных услуг содержит сведения: о муниципальных услугах, предоставляемых органами местного самоуправления в соответствующем муниципальном образовании; об услугах, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления муниципальных услуг и включены в перечень, утвержденный в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона; об услугах, указанных в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона и оказываемых муниципальными учреждениями и иными организациями, в которых размещается муниципальное задание (заказ), выполняемое (выполняемый) за счет средств местного бюджета; иные сведения, состав которых устанавливается местной администрацией. Формирование и ведение реестра муниципальных услуг осуществляются в порядке, установленном местной администрацией.

Кроме того, пунктом 40.5. Федеральных авиационных правил "Организация планирования использования воздушного пространства Российской Федерации", утвержденных приказом Министерством транспорта Российской Федерации от 16.01.2012 N 6, установлено что разрешение и условия на использование воздушного пространства при выполнении авиационных работ и парашютных прыжков, а также демонстрационных полетов над населенными пунктами выдается соответствующими оперативными органами Единой системы на основании представленного плана полета воздушного судна, который должен быть подан на этапе предтактического планирования использования воздушного пространства, а также разрешения соответствующего органа местного самоуправления.

В соответствии со ст. 15 ФЗ № 131 от 06.10.2003 года “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”, статьей 9 Устава муниципального района “Печора” к вопросам местного значения муниципального района относятся, в том числе создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района; участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявления терроризма и экстремизма на территории муниципального района.

Согласно ст. 37 Устава муниципального района **********” следует, что администрация муниципального района - орган местного самоуправления, осуществляющий исполнительно-распорядительные функции.

Таким образом, на органы местного самоуправления, в данном случае администрацию муниципального района “**********” возложена обязанность по осуществлению разрешительной деятельности в области использования воздушного пространства, расположенного над населенным пунктом.

Между тем, как установлено судом и не оспаривается ответчиком, администрацией муниципального района “**********” не разработан административный регламент по предоставлению муниципальной услуги по использованию воздушного пространства.

Бездействие административного ответчика противоречит требованиям законодательства, регулирующего отношения по использованию воздушного пространства, нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, в связи с чем требования транспортного прокурора подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

    

    Признать незаконным бездействие администрации муниципального района “**********” в непринятии административного регламента по предоставлению муниципальной услуги, предусмотренной пунктом 49 Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ №... от **.**.**.

Обязать администрацию муниципального района “**********” в срок до **.**.** разработать и утвердить административный регламент по предоставлению муниципальной услуги, предусмотренной пунктом 49 Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации №... от **.**.**, включить информацию о предоставляемой услуге в реестр муниципальных услуг.

    Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Печорский городской суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий судья Т.И. Сараева

Мотивированное решение изготовлено 08.05.2019

2а-544/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Печорский транспортный прокурор
Ответчики
Администрация МР "Печора"
Другие
Печорский Центр ОВД филиала "Аэронавигация Северного Урала" ФГУП "Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации"
Суд
Печорский городской суд Республики Коми
Дело на странице суда
pechora.komi.sudrf.ru
26.03.2020Регистрация административного искового заявления
26.03.2020Передача материалов судье
26.03.2020Решение вопроса о принятии к производству
26.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.03.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.03.2020Судебное заседание
26.03.2020Судебное заседание
26.03.2020Судебное заседание
26.03.2020Судебное заседание
26.03.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее