Решение по делу № 12-463/2023 от 14.09.2023

Дело № 12-463/2023

27RS0003-01-2023-005115-37

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

г. Хабаровск 08 ноября 2023 года

Судья Железнодорожного районного суда г. Хабаровска Митин А.Л.,

с участием защитника Министерства природных ресурсов Хабаровского края – Железовской О.А.,

заместителя начальника отдела – заместителя старшего судебного пристава ОСП по Железнодорожному району г. Хабаровска – Долгова В.К.,

рассмотрев жалобу на постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Министерства природных ресурсов Хабаровского края, ОГРН <данные изъяты>, ИНН <данные изъяты>, расположенной по адресу: <адрес>,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением заместителя начальника отдела – заместителя старшего судебного пристава отдела судебных приставов по Железнодорожному району г. Хабаровска ГУФССП России по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области Долгова В.К. от ДД.ММ.ГГГГ Министерство природных ресурсов Хабаровского края (далее – Министерство) привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 30000 рублей.

Из содержания постановления следует, что ДД.ММ.ГГГГ в 00 час. 01 мин. Министерство не исполнило содержащиеся в исполнительном документе требования неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, а именно: не провело работы по увеличению пропускной способности русел рек (Полежаевка, Черная, Правая Березовая, Гнилая Падь) на всем их протяжении, по их расчистке, а также их дноуглубление в течении 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. Не провело послепаводковое обследование паводкоопасных территорий и малых рек района (Полежаевка, Черная, Правая Березовая, Гнилая Падь) в течении 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. Не осуществило мероприятия по противопаводковой защите на проблемных участках малых рек района (Полежаевка, Черная, Правая Березовая,Гнилая Падь) в течении 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, а так же по истечению указанного срока не предоставило судебному приставу-исполнителю документы, подтверждающие исполнение решения суда. Информация о невозможности выполнения требования по уважительным причинам или не зависящим от должника обстоятельствам, судебному приставу не предоставлялась.

Не согласившись с постановлением по делу, защитник Министерства Долгова Е.А. обратилась в суд с жалобой, в которой просит указанное постановление отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить. В обоснование жалобы приводит доводы о том, что событие вменяемого Министерству правонарушения отсутствует, поскольку Министерство приступило к выполнению законных требований судебного пристава-исполнителя, предприняло все зависящие от него меры, направленные на своевременное исполнение решение суда, но в силу объективных причин, не зависящих от воли Министерства, не может в установленный срок завершить их исполнение. Полагает, что у должностного лица отсутствовали достаточные данные, указывающие на наличие состава и события административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ. Указывает на то, что Министерство представило в материалы исполнительного производства и административного дела документы, свидетельствующие о направлении в установленном порядке и сроки заявок на выделение финансирования, однако бюджетные средства, необходимые для осуществления полномочий по исполнению решения в период с момента утверждения проектной и сметной документации по 2022 год в установленный срок не были выделены.

В судебном заседании 31.10.2023 защитник Министерства Железовская О.А. поддержала доводы жалобы в полном объеме и просила ее удовлетворить.

Защитник Министерства Железовская О.А. в судебном заседании 08.11.2023 поддержала ранее изложенную позицию по делу, а также дополнения к жалобе, из которых следует, что исполнение решения Центрального районного суда города Хабаровска от ДД.ММ.ГГГГ г. по делу № 2а-7789/2016 должно осуществляться Министерством в рамках переданных Хабаровскому краю Российской Федерации полномочий, средства на осуществление которых предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета, носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели. Решения о реализации и финансировании мероприятий по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов РФ, а также осуществлению мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территориях субъектов РФ, а также в отношении внутренних морских вод принимаются Федеральным агентством водных ресурсов. Самостоятельно органы государственной власти субъектов РФ указанные решения принимать не могут. На дату составления протокола № 3624/23/27003-АП от ДД.ММ.ГГГГ об административном правонарушении Министерством в адрес ОСП по Железнодорожному району г. Хабаровска письмом от ДД.ММ.ГГГГ были представлены документы, свидетельствующие о неоднократном направлении в адрес территориального органа Росводресурсов разрабатываемых Министерством Перечней, содержащих мероприятия по исполнению Решения суда, которые территориальным органом Росводресурсов не были согласованы. Перечни, разработанные Министерством в 2022 году, предусматривающие проведение в 2023 году мероприятий по расчистке и дноуглублению малых рек Железнодорожного района города Хабаровска, были согласованы Амурским бассейновым водным управлением (территориальным органом Росводресурсов) в октябре 2022 года. Вместе с тем, территориальным органом Росводресурсов выполнение мероприятий рекомендовано провести в период с 2023 года по 2025 год (копии подтверждающих документов также представлены в адрес ОСП по Железнодорожному району г. Хабаровска письмом от ДД.ММ.ГГГГ). Росводресурсами утвержден перечень мероприятий на 2023 - 2025 годы по Хабаровскому краю, включающий работы по расчистке русел рек Черная, Гнилая Падь, Полежаевка, Правая Березовая в период с 2023 по 2025 годы, который поступил в Министерство ДД.ММ.ГГГГ. (копия указанного документа представлена в адрес ОСП по Железнодорожному району г. Хабаровска сопроводительным письмом от ДД.ММ.ГГГГ). Таким образом, несмотря на все предпринимаемые Министерством меры, субвенции на выполнение работ по расчистке русел рек Черная, Гнилая Падь, Полежаевка, Правая Березовая из федерального бюджета в период до 2023 года не выделялись, решение о предоставлении субвенций, принятое уполномоченным федеральным органом исполнительной власти предусматривает выделение Хабаровскому краю финансирования на выполнение работ с разбивкой на 3 года с 2023 по 2025 годы. В мае 2023 года в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» Министерством с учетом утвержденного Росводресурсами поэтапного финансирования были заключены долгосрочные государственные контракты на выполнение работ по расчистке и дноуглублению русел рек Правая Березовая, Черная, Гнилая Падь и Полежаевка на территории г. Хабаровска со сроками выполнения: 1) по государственному контракту от ДД.ММ.ГГГГ № 06-05 на выполнение работ по расчистке и дноуглублению русла реки Правая Березовая: 1 этап - ДД.ММ.ГГГГ; 2 этап -ДД.ММ.ГГГГ; 2) по государственному контракту от ДД.ММ.ГГГГ № 09-05 на выполнение работ по расчистке и дноуглублению русел рек Черная, Гнилая Падь и Полежаевка: 1 этап - ДД.ММ.ГГГГ, 2 этап - ДД.ММ.ГГГГ, 3 этап - ДД.ММ.ГГГГ. Копии указанных контрактов также были представлены Министерством в адрес ОСП по Железнодорожному району до составления протокола об административном правонарушении. Таким образом, на дату составления протокола об административном правонарушении Министерством были представлены документы, подтверждающие принятие Министерством всех возможных мер по получению необходимого финансирования для исполнения решения суда, выполнение необходимых действий для исполнения решения суда, в том числе заключение государственных контрактов, а также недостаточность для исполнения решения суда в срок до ДД.ММ.ГГГГ объемов федеральных субвенций. Реальной возможности для исполнения содержащегося в исполнительном документе требования о проведении дноуглубления и расчистки русел рек у Министерства, принявшего для этого все зависящие от него меры, не имелось и обратное не доказано. Должностным лицом, вынесшим постановление не указано, какие реальные действия с учетом требований закона могло и должно было принять Министерство, однако не сделало этого, вследствие чего Решение суда не исполнено в срок до ДД.ММ.ГГГГ. В нарушение требований статей 24.1, 26.1, 26.11 КоАП РФ изложенные обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела, и приведенные в ходе производства по делу доводы предметом проверки и исследования заместителем старшего судебного пристава не являлись, оставлены без внимания и правовой оценки. В постановлении и протоколе об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ отсутствуют сведения, подтверждающие, что судебному приставу-исполнителю Министерством было представлено свидетельство о принятом федеральным органом исполнительной власти решении о выделении финансирования на исполнение решения суда на период с 2023 по 2025 годы, а также о заключении Министерством государственных контрактов с поэтапным исполнением. Таким образом, при вынесении постановления вина Министерства в совершении административного правонарушения отсутствовала. Данные выводы подтверждаются судебной практикой. Кроме того, в постановлении не указаны причины, по которым Министерство было освобождено от уплаты исполнительского сбора. В целях принятия всех возможных мер, направленных на исполнение требований исполнительного документа, Министерство пять раз обращалось за отсрочкой исполнения решения суда, в том числе в ноябре 2022 года после согласования территориальным органом федерального уполномоченного органа заявки на финансирование необходимых мероприятий в период с 2023 по 2025 г. В удовлетворении заявленных требований Министерству было отказано определением Центрального районного суда г. Хабаровска от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным в силе апелляционным определением Хабаровского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ, а также кассационным определением от ДД.ММ.ГГГГ. Об этом Министерство уведомляло службу судебных приставов письмами от ДД.ММ.ГГГГ № 08-10424, от ДД.ММ.ГГГГ б/н, от ДД.ММ.ГГГГ № 08-473, от ДД.ММ.ГГГГ № 08-6732. Вместе с тем в протоколе и в постановлении сведения об обращении Министерства за данной отсрочкой отсутствуют. Считает, что административное наказание, наложенное на Министерство обжалуемым постановлением, не приведет к достижению указанных в статье 3.1 КоАП РФ целей, поскольку не повлечет ускорение исполнения решения суда ввиду поступления полного объема субвенций и исполнения государственных контрактов только в 2025 году по обстоятельствам, не зависящим от воли Министерства, а приведет к несению должником новых трат при необоснованном наложении на него последующих штрафов.

В судебном заседании 08.11.2023 заместитель старшего судебного пристава Долгов В.К. пояснил, что письмо Министерства от 26.07.2023 № 08-6498 поступило в отдел судебных приставов и зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ. В данном письме указаны ряд объективных причин, по мнению Министерства, по которым не было исполнено решение Центрального районного суда г. Хабаровска от ДД.ММ.ГГГГ, которое вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ. Исполнительный лист был выписан ДД.ММ.ГГГГ. Министерство неоднократно обращалось в суд для предоставления отсрочки по исполнению решения. Данные ходатайства удовлетворялись. Только в 2020 году Центральным районным судом г. Хабаровска было вынесено определение об отказе в предоставлении отсрочки исполнения решения суда. Определением Хабаровского краевого суда указанное определение оставлено в силе. На сегодняшний день решение суда не исполнено. Основная причина неисполнения решения суда, указанная в письме - это отсутствие финансирования. Данный довод неоднократно учитывался судом при предоставлении отсрочки исполнения решения суда. В связи с чем, он (Долгов В.К.) не нашел оснований для удовлетворения указанных обстоятельств. Считает, что Министерство отдаляют реальную защиту нарушенных прав и охраняемых законом интересов взыскателя. Судом, было предоставлено достаточно времени для исполнения решения суда, в том числе в добровольном порядке, путем предоставления отсрочки, в том числе для соблюдения требований установленных ФЗ № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Также в своем письме Министерство ссылается на то, что на основании определения суда, оно было освобождено от взыскания исполнительского сбора, однако постановление не отменено и вступило в законную силу, что является обязательным признаком состава правонарушения по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ. Считает, что Министерство несвоевременно начало предпринимать меры по запросам о выделении денежных средств, поскольку решение вступило в законную силу в 2017, до ДД.ММ.ГГГГ данное решение не исполнено. Документы, которые перечислены в качестве приложений к письму, на момент рассмотрения дела отсутствовали и оценку данных документов он (Долгов В.К.) не производил. Предположил, что скорее всего соответствующие документы приложены к материалам исполнительного производства. Все документы, которые имелись на момент рассмотрения дела об административном правонарушении, были направлены в суд, для рассмотрения жалобы.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, жалобу на постановление по делу и дополнения к ней, выслушав защитника Министерства Железовскую О.А., заместителя старшего судебного пристава Долгова В.К., суд приходит к следующему:

В соответствии со ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяется на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления. При этом судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Частью 1 ст. 17.15 КоАП РФ предусмотрена ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.

В соответствии с положениями ст. 105 Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Закон об исполнительном производстве), в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливает новый срок для исполнения.

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ Центральным районным судом г. Хабаровска выдан исполнительный лист серия ФС № 013328038, в соответствии с которым Министерство обязано провести работы по увеличению пропускной способности русел рек (Полежаевка, Черная, Правая Березовая, Гнилая Падь) на всем их протяжении, по их расчистке, а также провести их дноуглубление в течении 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. Провести послепаводковое обследование паводкоопасных территорий и малых рек района (Полежаевка, Черная, Правая Березовая, Гнилая Падь) в течении 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. Осуществить мероприятия по противопаводковой защите на проблемных участках малых рек района (Полежаевка, Черная, Правая Березовая,Гнилая Падь) в течении 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

ДД.ММ.ГГГГ постановлением судебного пристава-исполнителя в отношении Министерства возбуждено исполнительное производство № 67651/17/27003-ИП.

ДД.ММ.ГГГГ в связи с неисполнением должником исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству.

ДД.ММ.ГГГГ Министерством получено требование судебного пристава-исполнителя, в котором установлен новый срок для исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе - до 01 августа 2023 года.

ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем установлено, что требования, содержащиеся в исполнительном документе, Министерством не исполнены, в связи с чем в отношении Министерства составлен протокол по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ.

Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ Министерство признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 30000 рублей.

Состоявшееся по настоящему делу постановление заместителя начальника отдела – заместителя старшего судебного пристава Долгова В.К. от ДД.ММ.ГГГГ не отвечает требованиям статей 24.1, 26.1, 26.2 КоАП РФ.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

В силу статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении в числе иных обстоятельств выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые названным кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Согласно части 1 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Данные обстоятельства устанавливаются на основании полученных административным органом в ходе производства по делу доказательств.

К таким доказательствам относятся протокол об административном правонарушении, иные протоколы, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показания потерпевшего, свидетелей, заключения эксперта, иные документы, а также показания специальных технических средств, вещественные доказательства (часть 2 ст.26.2 КоАП РФ).

Из представленных материалов дела усматривается, что выводы заместителя старшего судебного пристава Долгова В.К. о виновности Министерства во вмененном деянии не основаны на материалах дела, сделаны с существенным нарушением процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Так, согласно сопроводительному письму от ДД.ММ.ГГГГ № 08-6498 Министерством в адрес судебного пристава-исполнителя (получено отделом судебных приставов ДД.ММ.ГГГГ вх. № 180797/23) направлены документы, обосновывающие позицию Министерства по несвоевременному исполнению решения суда.

Вместе с тем, приложенным к письму от ДД.ММ.ГГГГ документам оценка заместителем начальника отдела Долговым В.К. при рассмотрении дела об административном правонарушении не дана, указанные документы в материалах дела об административном правонарушении отсутствуют. Надлежащая оценка доводам Министерства, изложенным в письму от ДД.ММ.ГГГГ, а также доводам защитников Министерства при рассмотрении дела, учитывая ссылки на приложенные к письму документы, заместителем старшего судебного пристава Долговым В.К. также не дана. Они ничем не опровергнуты.

Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела, а также пояснениями заместителя начальника отдела Долгова В.К., допрошенного в судебном заседании при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении.

Следовательно, событие правонарушения, и выводы заместителя начальника отдела Долгова В.К. о виновности в нем Министерства, приведенные в оспариваемом акте, преждевременны и не подтверждаются достаточной совокупностью доказательств. Тем самым, при рассмотрении дела допущено нарушение требований ст.ст. 24.1, 26.1 КоАП РФ о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела.

Указанные основания препятствуют возможности проверить обоснованность соответствующих доводов стороны защиты.

Данные нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, являются существенными, не могут быть устранены судом, в связи с чем постановление заместителя начальника отдела Долгова В.К. от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное в отношении Министерства по настоящему делу, не может быть признано законным и обоснованным.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении принимается решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания.

При таких обстоятельствах, учитывая, что установленный ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности не истек, постановление от 16.08.2023 подлежит отмене с возвращением дела на новое рассмотрение.

Все доводы, приведенные в жалобе и дополнении к ней, а также изложенные защитником в судебном заседании, подлежат оценке при новом рассмотрении дела.

Исходя из изложенного, руководствуясь п. 4 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд

РЕШИЛ:

Постановление заместителя начальника отдела – заместителя старшего судебного пристава отдела судебных приставов по Железнодорожному району г. Хабаровска ГУФССП России по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области Долгова В.К. от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении Министерства природных ресурсов Хабаровского края к административной ответственности по ч. 1 ст. 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – отменить.

Дело возвратить в отдел судебных приставов по Железнодорожному району г. Хабаровска ГУФССП России по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области на новое рассмотрение.

Настоящее решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения, в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судья А.Л. Митин

Дело № 12-463/2023

27RS0003-01-2023-005115-37

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

г. Хабаровск 08 ноября 2023 года

Судья Железнодорожного районного суда г. Хабаровска Митин А.Л.,

с участием защитника Министерства природных ресурсов Хабаровского края – Железовской О.А.,

заместителя начальника отдела – заместителя старшего судебного пристава ОСП по Железнодорожному району г. Хабаровска – Долгова В.К.,

рассмотрев жалобу на постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Министерства природных ресурсов Хабаровского края, ОГРН <данные изъяты>, ИНН <данные изъяты>, расположенной по адресу: <адрес>,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением заместителя начальника отдела – заместителя старшего судебного пристава отдела судебных приставов по Железнодорожному району г. Хабаровска ГУФССП России по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области Долгова В.К. от ДД.ММ.ГГГГ Министерство природных ресурсов Хабаровского края (далее – Министерство) привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 30000 рублей.

Из содержания постановления следует, что ДД.ММ.ГГГГ в 00 час. 01 мин. Министерство не исполнило содержащиеся в исполнительном документе требования неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, а именно: не провело работы по увеличению пропускной способности русел рек (Полежаевка, Черная, Правая Березовая, Гнилая Падь) на всем их протяжении, по их расчистке, а также их дноуглубление в течении 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. Не провело послепаводковое обследование паводкоопасных территорий и малых рек района (Полежаевка, Черная, Правая Березовая, Гнилая Падь) в течении 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. Не осуществило мероприятия по противопаводковой защите на проблемных участках малых рек района (Полежаевка, Черная, Правая Березовая,Гнилая Падь) в течении 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, а так же по истечению указанного срока не предоставило судебному приставу-исполнителю документы, подтверждающие исполнение решения суда. Информация о невозможности выполнения требования по уважительным причинам или не зависящим от должника обстоятельствам, судебному приставу не предоставлялась.

Не согласившись с постановлением по делу, защитник Министерства Долгова Е.А. обратилась в суд с жалобой, в которой просит указанное постановление отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить. В обоснование жалобы приводит доводы о том, что событие вменяемого Министерству правонарушения отсутствует, поскольку Министерство приступило к выполнению законных требований судебного пристава-исполнителя, предприняло все зависящие от него меры, направленные на своевременное исполнение решение суда, но в силу объективных причин, не зависящих от воли Министерства, не может в установленный срок завершить их исполнение. Полагает, что у должностного лица отсутствовали достаточные данные, указывающие на наличие состава и события административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ. Указывает на то, что Министерство представило в материалы исполнительного производства и административного дела документы, свидетельствующие о направлении в установленном порядке и сроки заявок на выделение финансирования, однако бюджетные средства, необходимые для осуществления полномочий по исполнению решения в период с момента утверждения проектной и сметной документации по 2022 год в установленный срок не были выделены.

В судебном заседании 31.10.2023 защитник Министерства Железовская О.А. поддержала доводы жалобы в полном объеме и просила ее удовлетворить.

Защитник Министерства Железовская О.А. в судебном заседании 08.11.2023 поддержала ранее изложенную позицию по делу, а также дополнения к жалобе, из которых следует, что исполнение решения Центрального районного суда города Хабаровска от ДД.ММ.ГГГГ г. по делу № 2а-7789/2016 должно осуществляться Министерством в рамках переданных Хабаровскому краю Российской Федерации полномочий, средства на осуществление которых предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета, носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели. Решения о реализации и финансировании мероприятий по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов РФ, а также осуществлению мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территориях субъектов РФ, а также в отношении внутренних морских вод принимаются Федеральным агентством водных ресурсов. Самостоятельно органы государственной власти субъектов РФ указанные решения принимать не могут. На дату составления протокола № 3624/23/27003-АП от ДД.ММ.ГГГГ об административном правонарушении Министерством в адрес ОСП по Железнодорожному району г. Хабаровска письмом от ДД.ММ.ГГГГ были представлены документы, свидетельствующие о неоднократном направлении в адрес территориального органа Росводресурсов разрабатываемых Министерством Перечней, содержащих мероприятия по исполнению Решения суда, которые территориальным органом Росводресурсов не были согласованы. Перечни, разработанные Министерством в 2022 году, предусматривающие проведение в 2023 году мероприятий по расчистке и дноуглублению малых рек Железнодорожного района города Хабаровска, были согласованы Амурским бассейновым водным управлением (территориальным органом Росводресурсов) в октябре 2022 года. Вместе с тем, территориальным органом Росводресурсов выполнение мероприятий рекомендовано провести в период с 2023 года по 2025 год (копии подтверждающих документов также представлены в адрес ОСП по Железнодорожному району г. Хабаровска письмом от ДД.ММ.ГГГГ). Росводресурсами утвержден перечень мероприятий на 2023 - 2025 годы по Хабаровскому краю, включающий работы по расчистке русел рек Черная, Гнилая Падь, Полежаевка, Правая Березовая в период с 2023 по 2025 годы, который поступил в Министерство ДД.ММ.ГГГГ. (копия указанного документа представлена в адрес ОСП по Железнодорожному району г. Хабаровска сопроводительным письмом от ДД.ММ.ГГГГ). Таким образом, несмотря на все предпринимаемые Министерством меры, субвенции на выполнение работ по расчистке русел рек Черная, Гнилая Падь, Полежаевка, Правая Березовая из федерального бюджета в период до 2023 года не выделялись, решение о предоставлении субвенций, принятое уполномоченным федеральным органом исполнительной власти предусматривает выделение Хабаровскому краю финансирования на выполнение работ с разбивкой на 3 года с 2023 по 2025 годы. В мае 2023 года в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» Министерством с учетом утвержденного Росводресурсами поэтапного финансирования были заключены долгосрочные государственные контракты на выполнение работ по расчистке и дноуглублению русел рек Правая Березовая, Черная, Гнилая Падь и Полежаевка на территории г. Хабаровска со сроками выполнения: 1) по государственному контракту от ДД.ММ.ГГГГ № 06-05 на выполнение работ по расчистке и дноуглублению русла реки Правая Березовая: 1 этап - ДД.ММ.ГГГГ; 2 этап -ДД.ММ.ГГГГ; 2) по государственному контракту от ДД.ММ.ГГГГ № 09-05 на выполнение работ по расчистке и дноуглублению русел рек Черная, Гнилая Падь и Полежаевка: 1 этап - ДД.ММ.ГГГГ, 2 этап - ДД.ММ.ГГГГ, 3 этап - ДД.ММ.ГГГГ. Копии указанных контрактов также были представлены Министерством в адрес ОСП по Железнодорожному району до составления протокола об административном правонарушении. Таким образом, на дату составления протокола об административном правонарушении Министерством были представлены документы, подтверждающие принятие Министерством всех возможных мер по получению необходимого финансирования для исполнения решения суда, выполнение необходимых действий для исполнения решения суда, в том числе заключение государственных контрактов, а также недостаточность для исполнения решения суда в срок до ДД.ММ.ГГГГ объемов федеральных субвенций. Реальной возможности для исполнения содержащегося в исполнительном документе требования о проведении дноуглубления и расчистки русел рек у Министерства, принявшего для этого все зависящие от него меры, не имелось и обратное не доказано. Должностным лицом, вынесшим постановление не указано, какие реальные действия с учетом требований закона могло и должно было принять Министерство, однако не сделало этого, вследствие чего Решение суда не исполнено в срок до ДД.ММ.ГГГГ. В нарушение требований статей 24.1, 26.1, 26.11 КоАП РФ изложенные обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела, и приведенные в ходе производства по делу доводы предметом проверки и исследования заместителем старшего судебного пристава не являлись, оставлены без внимания и правовой оценки. В постановлении и протоколе об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ отсутствуют сведения, подтверждающие, что судебному приставу-исполнителю Министерством было представлено свидетельство о принятом федеральным органом исполнительной власти решении о выделении финансирования на исполнение решения суда на период с 2023 по 2025 годы, а также о заключении Министерством государственных контрактов с поэтапным исполнением. Таким образом, при вынесении постановления вина Министерства в совершении административного правонарушения отсутствовала. Данные выводы подтверждаются судебной практикой. Кроме того, в постановлении не указаны причины, по которым Министерство было освобождено от уплаты исполнительского сбора. В целях принятия всех возможных мер, направленных на исполнение требований исполнительного документа, Министерство пять раз обращалось за отсрочкой исполнения решения суда, в том числе в ноябре 2022 года после согласования территориальным органом федерального уполномоченного органа заявки на финансирование необходимых мероприятий в период с 2023 по 2025 г. В удовлетворении заявленных требований Министерству было отказано определением Центрального районного суда г. Хабаровска от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным в силе апелляционным определением Хабаровского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ, а также кассационным определением от ДД.ММ.ГГГГ. Об этом Министерство уведомляло службу судебных приставов письмами от ДД.ММ.ГГГГ № 08-10424, от ДД.ММ.ГГГГ б/н, от ДД.ММ.ГГГГ № 08-473, от ДД.ММ.ГГГГ № 08-6732. Вместе с тем в протоколе и в постановлении сведения об обращении Министерства за данной отсрочкой отсутствуют. Считает, что административное наказание, наложенное на Министерство обжалуемым постановлением, не приведет к достижению указанных в статье 3.1 КоАП РФ целей, поскольку не повлечет ускорение исполнения решения суда ввиду поступления полного объема субвенций и исполнения государственных контрактов только в 2025 году по обстоятельствам, не зависящим от воли Министерства, а приведет к несению должником новых трат при необоснованном наложении на него последующих штрафов.

В судебном заседании 08.11.2023 заместитель старшего судебного пристава Долгов В.К. пояснил, что письмо Министерства от 26.07.2023 № 08-6498 поступило в отдел судебных приставов и зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ. В данном письме указаны ряд объективных причин, по мнению Министерства, по которым не было исполнено решение Центрального районного суда г. Хабаровска от ДД.ММ.ГГГГ, которое вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ. Исполнительный лист был выписан ДД.ММ.ГГГГ. Министерство неоднократно обращалось в суд для предоставления отсрочки по исполнению решения. Данные ходатайства удовлетворялись. Только в 2020 году Центральным районным судом г. Хабаровска было вынесено определение об отказе в предоставлении отсрочки исполнения решения суда. Определением Хабаровского краевого суда указанное определение оставлено в силе. На сегодняшний день решение суда не исполнено. Основная причина неисполнения решения суда, указанная в письме - это отсутствие финансирования. Данный довод неоднократно учитывался судом при предоставлении отсрочки исполнения решения суда. В связи с чем, он (Долгов В.К.) не нашел оснований для удовлетворения указанных обстоятельств. Считает, что Министерство отдаляют реальную защиту нарушенных прав и охраняемых законом интересов взыскателя. Судом, было предоставлено достаточно времени для исполнения решения суда, в том числе в добровольном порядке, путем предоставления отсрочки, в том числе для соблюдения требований установленных ФЗ № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Также в своем письме Министерство ссылается на то, что на основании определения суда, оно было освобождено от взыскания исполнительского сбора, однако постановление не отменено и вступило в законную силу, что является обязательным признаком состава правонарушения по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ. Считает, что Министерство несвоевременно начало предпринимать меры по запросам о выделении денежных средств, поскольку решение вступило в законную силу в 2017, до ДД.ММ.ГГГГ данное решение не исполнено. Документы, которые перечислены в качестве приложений к письму, на момент рассмотрения дела отсутствовали и оценку данных документов он (Долгов В.К.) не производил. Предположил, что скорее всего соответствующие документы приложены к материалам исполнительного производства. Все документы, которые имелись на момент рассмотрения дела об административном правонарушении, были направлены в суд, для рассмотрения жалобы.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, жалобу на постановление по делу и дополнения к ней, выслушав защитника Министерства Железовскую О.А., заместителя старшего судебного пристава Долгова В.К., суд приходит к следующему:

В соответствии со ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяется на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления. При этом судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Частью 1 ст. 17.15 КоАП РФ предусмотрена ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.

В соответствии с положениями ст. 105 Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Закон об исполнительном производстве), в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливает новый срок для исполнения.

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ Центральным районным судом г. Хабаровска выдан исполнительный лист серия ФС № 013328038, в соответствии с которым Министерство обязано провести работы по увеличению пропускной способности русел рек (Полежаевка, Черная, Правая Березовая, Гнилая Падь) на всем их протяжении, по их расчистке, а также провести их дноуглубление в течении 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. Провести послепаводковое обследование паводкоопасных территорий и малых рек района (Полежаевка, Черная, Правая Березовая, Гнилая Падь) в течении 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. Осуществить мероприятия по противопаводковой защите на проблемных участках малых рек района (Полежаевка, Черная, Правая Березовая,Гнилая Падь) в течении 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

ДД.ММ.ГГГГ постановлением судебного пристава-исполнителя в отношении Министерства возбуждено исполнительное производство № 67651/17/27003-ИП.

ДД.ММ.ГГГГ в связи с неисполнением должником исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству.

ДД.ММ.ГГГГ Министерством получено требование судебного пристава-исполнителя, в котором установлен новый срок для исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе - до 01 августа 2023 года.

ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем установлено, что требования, содержащиеся в исполнительном документе, Министерством не исполнены, в связи с чем в отношении Министерства составлен протокол по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ.

Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ Министерство признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 30000 рублей.

Состоявшееся по настоящему делу постановление заместителя начальника отдела – заместителя старшего судебного пристава Долгова В.К. от ДД.ММ.ГГГГ не отвечает требованиям статей 24.1, 26.1, 26.2 КоАП РФ.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

В силу статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении в числе иных обстоятельств выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые названным кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Согласно части 1 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Данные обстоятельства устанавливаются на основании полученных административным органом в ходе производства по делу доказательств.

К таким доказательствам относятся протокол об административном правонарушении, иные протоколы, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показания потерпевшего, свидетелей, заключения эксперта, иные документы, а также показания специальных технических средств, вещественные доказательства (часть 2 ст.26.2 КоАП РФ).

Из представленных материалов дела усматривается, что выводы заместителя старшего судебного пристава Долгова В.К. о виновности Министерства во вмененном деянии не основаны на материалах дела, сделаны с существенным нарушением процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Так, согласно сопроводительному письму от ДД.ММ.ГГГГ № 08-6498 Министерством в адрес судебного пристава-исполнителя (получено отделом судебных приставов ДД.ММ.ГГГГ вх. № 180797/23) направлены документы, обосновывающие позицию Министерства по несвоевременному исполнению решения суда.

Вместе с тем, приложенным к письму от ДД.ММ.ГГГГ документам оценка заместителем начальника отдела Долговым В.К. при рассмотрении дела об административном правонарушении не дана, указанные документы в материалах дела об административном правонарушении отсутствуют. Надлежащая оценка доводам Министерства, изложенным в письму от ДД.ММ.ГГГГ, а также доводам защитников Министерства при рассмотрении дела, учитывая ссылки на приложенные к письму документы, заместителем старшего судебного пристава Долговым В.К. также не дана. Они ничем не опровергнуты.

Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела, а также пояснениями заместителя начальника отдела Долгова В.К., допрошенного в судебном заседании при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении.

Следовательно, событие правонарушения, и выводы заместителя начальника отдела Долгова В.К. о виновности в нем Министерства, приведенные в оспариваемом акте, преждевременны и не подтверждаются достаточной совокупностью доказательств. Тем самым, при рассмотрении дела допущено нарушение требований ст.ст. 24.1, 26.1 КоАП РФ о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела.

Указанные основания препятствуют возможности проверить обоснованность соответствующих доводов стороны защиты.

Данные нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, являются существенными, не могут быть устранены судом, в связи с чем постановление заместителя начальника отдела Долгова В.К. от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное в отношении Министерства по настоящему делу, не может быть признано законным и обоснованным.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении принимается решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания.

При таких обстоятельствах, учитывая, что установленный ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности не истек, постановление от 16.08.2023 подлежит отмене с возвращением дела на новое рассмотрение.

Все доводы, приведенные в жалобе и дополнении к ней, а также изложенные защитником в судебном заседании, подлежат оценке при новом рассмотрении дела.

Исходя из изложенного, руководствуясь п. 4 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд

РЕШИЛ:

Постановление заместителя начальника отдела – заместителя старшего судебного пристава отдела судебных приставов по Железнодорожному району г. Хабаровска ГУФССП России по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области Долгова В.К. от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении Министерства природных ресурсов Хабаровского края к административной ответственности по ч. 1 ст. 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – отменить.

Дело возвратить в отдел судебных приставов по Железнодорожному району г. Хабаровска ГУФССП России по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области на новое рассмотрение.

Настоящее решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения, в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судья А.Л. Митин

12-463/2023

Категория:
Административные
Статус:
Отменено с возвращением на новое рассмотрение
Ответчики
Министерство Природных ресурсов Хабаровского края
Другие
Долгова Елена Александровна
Суд
Железнодорожный районный суд г. Хабаровск
Судья
Митин Андрей Леонидович
Дело на сайте суда
zheleznodorozhny.hbr.sudrf.ru
14.09.2023Материалы переданы в производство судье
15.09.2023Истребованы материалы
17.10.2023Поступили истребованные материалы
31.10.2023Судебное заседание
08.11.2023Судебное заседание
10.11.2023Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
14.11.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.11.2023Направленная копия решения (определения) ВРУЧЕНА
26.11.2023Вступило в законную силу
08.11.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее