Производство №2-911/2022
(уникальный идентификатор дела
91RS0024-01-2021-008067-76)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
02 марта 2022 года город Ялта
Ялтинский городской суд Республики Крым в составе председательствующего судьи Дацюка В.П., при помощнике Власенко О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Новожилова Олега Юрьевича к администрации города Ялты Республики Крым о признании права собственности на жилой дом, признании права на выкуп земельного участка в порядке наследования,
третьи лица: нотариус Ялтинского городского нотариального округа Республики Крым Вербицкая Татьяна Анатольевна, Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, Департамент имущественных и земельных отношений администрации города Ялты Республики Крым,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в Ялтинский городской суд Республики Крым с настоящим исковым заявлением, в котором просит признать за истцом право собственности в порядке наследования по закону на объект индивидуального жилищного строительства – жилой дом, площадью 22,1 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, после смерти ФИО-3, <дата> года рождения, умершего <дата>; признать за истцом право на выкуп земельного участка с кадастровым №<номер> площадью 203 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, на котором расположен объект индивидуального жилищного строительства – жилой дом, по цене – 25 % от кадастровой стоимости земельного участка.
Требования мотивированы тем, что истец является сыном и наследником ФИО-3, <дата> года рождения, умершего <дата>. Также наследником умершего являлась супруга (мать истца) ФИО-2, которая отказалась от права наследования и данный отказ удостоверен нотариусом. В 2004 г. ФИО-3 самовольно возвел одноэтажное строение с цокольным этажом общей площадью 22,1 кв.м, на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>. С целью с целью реализации своего права на предоставление земельного участка с расположенной на нем самовольной постройкой и выдачи заключения о возможности признания ее жилым домом, 29.12.2019 ФИО-3 обратился в администрацию города Ялта с заявлением о предоставлении земельного участка, на котором расположена постройка, возведенная самовольно до 18 марта 2014 года, и выдачи заключения о возможности признания ее объектом индивидуального жилищного строительства (заявление зарегистрировано под № 291). По результатам рассмотрения документов, администрация города Ялта пришла к выводу, что самовольная постройка, возведенная ФИО-3, соответствует условиям, указанным в п.15 Порядка, и ее возможно использовать в качестве объекта индивидуального жилищного строительства. Однако, постановление о выдаче ФИО-3 заключения о возможности признания постройки, возведенной самовольно до 18.03.2014, объектом индивидуального жилищного строительства и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 203 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, администрацией города Ялта принято после смерти ФИО-3, а именно 22.07.2021 (№ 2108-п). Таким образом, ФИО-3 предпринял меры, направленные на легализацию самовольной постройки, однако, по независящим от него причинам не смог зарегистрировать право на нее, а орган местного самоуправления выразил свое согласие на ее сохранение и оформление прав на нее ФИО-3 Вышеуказанным постановлением администрации города покойному ФИО-3 также предварительно согласовано предоставление в собственность за плату земельного участка площадью 203 кв.м, на котором расположена постройка. Земельный участок сформирован, поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера №<номер> и за муниципальным образованием на него зарегистрировано право собственности. Учитывая, что ФИО-3 имел право на выкуп земельного участка по цене 25 % от его кадастровой стоимости, полагаю, что данное право также подлежит наследованию. Нотариусом Ялтинского городского нотариального округа Вербицкой Т.А. 25.08.2021 разъяснено, что поскольку право собственности на объект самовольного строительства за ФИО-3 не было зарегистрировано, данный объект не может быть передан по наследству. После смерти ФИО-3 истец наследство принял, обратился к нотариусу в установленный законом срок.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, заблаговременно.
Истец в письменном заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие, исковые требования поддерживал.
Ответчиком в лице первого заместителя главы администрации города Ялты Республики Крым ФИО-1 представлено заявление о признании иска в части включения в состав наследства, последствия признания иска ответчику понятны.
Под надлежащим извещением суд также принимает возвращение почтовой корреспонденции за истечением срока хранения, в силу положений ст. 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, что свидетельствует о фактическом отказе от получения почтовой корреспонденции.
Информация о дате и месте судебного разбирательства также своевременно размещена на официальном сайте Ялтинского городского суда Республики Крым в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». В указанный способ дополнительно извещались ответчик, третьи лица.
В соответствии со ст. ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) суд считает возможным рассмотреть данное дело в отсутствие неявившихся в судебное заседание лиц, извещенных надлежащим образом и заблаговременно.
Исследовав материалы дела и представленные доказательства, оценив эти доказательства с учетом требований закона об их допустимости, относимости и достоверности как в отдельности, так и их взаимной связи в совокупности, а установленные судом обстоятельства с учетом характера правоотношений сторон и их значимости для правильного разрешения спора, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями пункта 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющими принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Судом установлено и следует из материалов дела, что <дата> умер ФИО-3, <дата> года рождения.
К имуществу ФИО-3 нотариусом Ялтинского городского нотариального округа Республики Крым Вербицкой Т.А. заведено наследственное дело №68/2021.
Из материалов наследственного дела следует, что 28 июля 2021 года Новожилов О.Ю. обратился с заявлением о принятии наследства.
Также, наследником умершего является ФИО-2, которая 28 июля 2021 года подала заявление, согласно которому не претендует на обязательную долю в наследственном имуществе.
Согласно завещанию ФИО-3 от 26 марта 2021 года последним всё принадлежащее ему имущество завещано Новожилову О.Ю.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 29 декабря 2019 года ФИО-3 обратился в администрацию города Ялты Республики Крым с заявлением №291, в котором о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства в границах населенного пункта, с расположенной на нём самовольной постройкой и выдачи заключения о возможности признания ее жилым домом.
Постановлением администрации города Ялты Республик Крым от 22 июля 2021 года №2108-п «О выдаче ФИО-3 заключения о возможности признания постройки, возведенной самовольно до <дата>, объектом индивидуального жилищного строительства и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 203 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, в границах кадастрового квартала №<номер>» выдано ФИО-3 заключение о возможности признания постройки, возведенной самовольно до <дата>, объектом индивидуального жилищного строительства (приложение №<номер>).
Утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 203 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, в территориальной зоне индивидуальной жилой застройки (ТЗ-01/2-35) из категории земель - «Земли населённых пунктов», с видом разрешенного использования - «Для индивидуального жилищного строительства (код 2.1)», при условии: соблюдения зоны с особой архитектурно-планировочной организацией территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, утверждённой постановлением Совета министров Республики Крым от 08.11.2017 № 582.
Включен земельный участок в Реестр муниципальной собственности и в состав имущества казны муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым.
Предварительно согласовано гражданину ФИО-3, <дата> г.р., паспорт серия <данные изъяты> №<номер>, выдан <дата> Федеральной миграционной службой, адрес регистрации по месту жительства: <адрес>, предоставление в собственность за плату земельного участка площадью 203 кв. м, из категории земель - «Земли населенных пунктов», с видом разрешенного использования - «Для индивидуального жилищного строительства» (код 2.1), расположенного по адресу: <адрес>, №<номер>, в зоне индивидуальной жилой застройки ТЗ-01/2-35.
То есть данное постановление принято уже после смерти ФИО-3
Данный земельный участок поставлен на кадастровый учет 11 октября 2021 года с присвоением кадастрового номера №<номер>, право собственности зарегистрировано за муниципальным образованием городской округ Ялта Республики Крым.
Из приложения №1 к приведенному выше постановлению следует, что самовольная постройка имеет прочный фундамент, завершено строительство стен, перегородок и перекрытий, крыши и отсутствуют нарушения строительных правил, которые могут повлечь за собой непроизвольное разрушение данной постройки; одноэтажное строение с цокольным этажом, его общая площадь составляет 22,1 кв. м, строительство осуществлено в 2004 году; самовольная постройка не расположена на земельном участке, находящемся в пользовании юридических или физических лиц; самовольная постройка не находится в границах зон размещения (планируемого размещения) объектов федерального, регионального или местного значения, предусмотренных утвержденными документами территориального планирования либо документацией по планировке территорий; самовольная постройка расположена за пределами стометровой зоны от береговой линии Черного и Азовского морей; размещение самовольной постройки не противоречит правовому режиму охранных зон водных объектов, установленному в соответствии с требованиями Водного кодекса Российской Федерации.
18 марта 2014 года подписан и 21 марта 2014 года ратифицирован договор между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов.
В соответствии с Договором между Российской Федерацией и Республикой Крым «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов» от 18 марта 2014 года Республика Крым считается принятой в Российскую Федерацию с даты подписания настоящего Договора.
В соответствии с п. «в» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Ч. 1 ст. 23 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» установлено, что законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.
Особенности регулирования земельных отношений на территории Республики Крым законодательно закреплены в Законе Республики Крым от 31 июля 2014 года № 38-ЗРК/2015 «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» (далее – Закон №38-ЗРК/2015), ст. 1 которого определено, что правовую основу регулирования на территории Республики Крым земельных и имущественных отношений составляют нормы федерального законодательства с учетом особенностей, установленных настоящим Законом.
Порядок предоставления земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым (далее - государственная собственность) или муниципальной собственности на территории Республики Крым, за исключением случаев размещения инженерных сооружений, имеющих государственное или местное значение, переоформления или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым в соответствии с Законом Республики Крым от 31 июля 2014 года N 38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» установлен Законом Республики Крым от 15.01.2015 №66-ЗРК/2015 «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений» (далее – Закона №66-ЗРК/2015).
В силу положений ст. 22 Закона №66-ЗРК/2015 гражданин вправе приобрести земельный участок в собственность при наличии нижеперечисленных условий:
1) земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности и не предоставлен иным лицам;
2) на земельном участке имеется объект капитального строительства, возведенный гражданином до 18 марта 2014 года;
3) имеется заключение органа местного самоуправления о возможности использования самовольной постройки в качестве объекта индивидуального жилищного строительства;
4) объект капитального строительства учтен исполнительными органами государственной власти Республики Крым или органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым;
5) на данном земельном участке в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и градостроительного зонирования допускается возведение жилого дома или жилого строения.
Правом на бесплатное получение в собственность земельного участка в соответствии с настоящей статьей обладают граждане Российской Федерации, указанные в части 1 статьи 4 настоящего Закона, в случае если соответствующий объект капитального строительства учтен исполнительными органами государственной власти Республики Крым или органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым в порядке, установленном Советом министров Республики Крым.
Иным гражданам земельные участки в порядке, предусмотренном настоящей статьей, предоставляются без проведения торгов в собственность за плату или в аренду.
Приобретение земельного участка в соответствии с настоящей статьей в собственность за плату или в аренду должно быть осуществлено в течение шести месяцев со дня подачи соответствующего заявления в уполномоченный орган. По истечении указанного срока земельный участок, занятый самовольной постройкой, подлежит освобождению в порядке, указанном в части 5 настоящей статьи.
Порядок предоставления земельных участков в соответствии с настоящей статьей, а также порядок выдачи заключения о возможности использования самовольной постройки в качестве объекта индивидуального жилищного строительства определяются нормативным правовым актом Совета министров Республики Крым.
Лица, создавшие самовольные постройки, обязаны подать до 1 января 2020 года заявление о предоставлении земельных участков в соответствии с требованиями настоящей статьи либо своими силами или за счет своих средств обеспечить снос самовольных построек.
После 1 января 2020 года при отсутствии заявления лиц, создавших самовольные постройки, или в случае отказа в предоставлении земельного участка, занятого самовольной постройкой, по основаниям, предусмотренным настоящим Законом, освобождение земельного участка осуществляется органами местного самоуправления за счет лиц, которые самовольно возвели объект капитального строительства или иную самовольную постройку. Органы местного самоуправления также вправе обратиться в суд с иском о понуждении к сносу самовольной постройки в порядке, установленном гражданским законодательством. В случае если лицо, создавшее самовольную постройку, не установлено, то орган местного самоуправления осуществляет освобождение земельного участка за свой счет.
Государственная регистрация права собственности на жилой дом или жилое строение, признанные таковыми на основании заключения органа местного самоуправления, осуществляется до 1 января 2023 года на основании документов, подтверждающих право собственности или право аренды на земельный участок, занимаемый соответствующим объектом недвижимости.
Постановлением Совета министров Республики Крым от 12.05.2015 №252 утвержден Порядок предоставления земельного участка гражданам, на котором расположена постройка, возведенная самовольно до 18 марта 2014 года, и выдачи заключения о возможности признания ее объектом индивидуального жилищного строительства.
В силу положений ч. 2 вышеуказанного Порядка предоставление земельного участка гражданину и выдача заключения о возможности признания самовольной постройки объектом индивидуального жилищного строительства (далее - Заключение) осуществляются органом местного самоуправления городского округа, городского или сельского поселения (далее - уполномоченный орган).
Пунктом 3 установлено, что гражданин с целью предоставления ему земельного участка в собственность или аренду подает в уполномоченный орган заявление о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта с расположенной на нем самовольной постройкой и выдаче Заключения о возможности признания ее объектом индивидуального жилищного строительства (далее - Заявление) по форме согласно приложению 1 к настоящему Порядку.
В соответствии с п. 8 Порядка заявление регистрируется уполномоченным органом в день его поступления с указанием даты в Книге регистрации заявлений о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта с расположенной на нем самовольной постройкой и выдаче Заключения о возможности признания ее объектом индивидуального жилищного строительства (далее - Книга регистрации заявлений).
Согласно пункту 18 Порядка в случае отсутствия оснований для возврата Заявления в течение пятнадцати дней со дня его поступления в уполномоченный орган комиссия, указанная в пункте 14 настоящего Порядка, рассматривает Заявление и проверяет документы на соответствие самовольной постройки условиям, указанным в пункте 15 настоящего Порядка.
Комиссия по результатам рассмотрения Заявления и проведения проверки на соответствие самовольной постройки условиям, указанным в пункте 15 настоящего Порядка, принимает решение о выдаче или об отказе в выдаче уполномоченным органом Заключения.
Решение комиссии оформляется в виде протокола.
На основании решения комиссии уполномоченный орган:
1) обеспечивает подготовку и выдачу Заключения в случае соответствия самовольной постройки условиям, указанным в пункте 15 настоящего Порядка;
2) принимает решение об отказе в выдаче Заключения и предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта с расположенной на нем самовольной постройкой в случае несоответствия самовольной постройки условиям, указанным в пункте 15 настоящего Порядка.
Уполномоченный орган в течение трех рабочих дней обеспечивает направление заявителю Заключения или решения об отказе в выдаче Заключения и предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта с расположенной на нем самовольной постройкой.
Пунктом 19 установлено, что в случае отсутствия оснований для возврата Заявления в течение тридцати дней со дня его поступления уполномоченный орган принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и предварительном согласовании предоставления земельного участка (в случае если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"). Подача гражданином дополнительного заявления для принятия такого решения не требуется.
Пунктом 20 установлено, что гражданин обеспечивает выполнение кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии со схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории, а также осуществление государственного кадастрового учета земельного участка и государственной регистрации права муниципальной собственности на земельный участок. Решение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать указание на право гражданина обращаться с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета испрашиваемого земельного участка и о государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на испрашиваемый земельный участок.
В силу п. 21 Порядка в течение пятнадцати дней со дня предоставления гражданином (при наличии) или получения уполномоченным органом в порядке межведомственного взаимодействия выписки из Единого государственного реестра недвижимости, содержащей сведения о характеристиках земельного участка и зарегистрированном праве муниципальной собственности на него, уполномоченный орган:
осуществляет проверку принадлежности заявителя к льготной категории и соответствия условиям предоставления земельного участка в соответствии с Порядком ведения очередности граждан на получение в собственность (аренду) земельного участка, находящегося в собственности Республики Крым или муниципальной собственности, утвержденным постановлением Совета министров Республики Крым от 10 февраля 2015 года N 41, в случае если гражданином подано заявление о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, и, при наличии оснований, принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно. В случае отсутствия оснований для предоставления испрашиваемого земельного участка в собственность бесплатно уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении такого земельного участка и разъясняет заявителю его право на предоставление земельного участка в аренду или в собственность за плату;
осуществляет подготовку проекта договора аренды земельного участка в трех экземплярах и обеспечивает его направление заявителю для подписания, в случае если гражданином подано заявление о предоставлении земельного участка в аренду.
осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи земельного участка в трех экземплярах и обеспечивает его направление заявителю для подписания, в случае если гражданином подано заявление о предоставлении земельного участка в собственность за плату. Решение о предоставлении земельного участка в собственность либо договор купли-продажи или аренды земельного участка в течение пяти дней уполномоченным органом направляется или выдается заявителю.
Как уже указывалось выше, 29 декабря 2019 года ФИО-3 обратился в администрацию города Ялты Республики Крым с заявлением №291, в котором о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства в границах населенного пункта, с расположенной на нём самовольной постройкой и выдачи заключения о возможности признания ее жилым домом.
Вместе с тем, указанное заявление в установленный срок рассмотрено не было, что лишило возможности ФИО-3 реализовать при жизни право на получение земельного участка в собственность за плату, поскольку ограничений к тому в ходе проверки его обращения не установлено.
Так, как ранее указывалось, постановлением администрации города Ялты Республик Крым от 22 июля 2021 года №2108-п «О выдаче ФИО-3 заключения о возможности признания постройки, возведенной самовольно до 18.03.2014, объектом индивидуального жилищного строительства и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 203 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, в границах кадастрового квартала №<номер>» выдано ФИО-3 заключение о возможности признания постройки, возведенной самовольно до 18.03.2014, объектом индивидуального жилищного строительства (приложение № 1). Утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 203 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, в территориальной зоне индивидуальной жилой застройки (ТЗ-01/2-35) из категории земель - «Земли населённых пунктов», с видом разрешенного использования - «Для индивидуального жилищного строительства (код 2.1)», при условии: соблюдения зоны с особой архитектурно-планировочной организацией территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, утверждённой постановлением Совета министров Республики Крым от 08.11.2017 № 582. Предварительно согласовано предоставление в собственность за плату земельного участка площадью 203 кв. м, из категории земель - «Земли населенных пунктов», с видом разрешенного использования - «Для индивидуального жилищного строительства» (код 2.1), расположенного по адресу: <адрес> №<номер>, в зоне индивидуальной жилой застройки ТЗ-01/2-35.
Основанием для принятия постановления послужили: заявление ФИО-3 о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, в границах населенного пункта, с расположенной на нём постройкой, возведенной самовольно до 18.03.2014, и выдачи заключения о возможности признания ее объектом индивидуального жилищного строительства; заключение Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Ялта Республики Крым от 22.03.2021 № МЕ/1263/1, рекомендации Комиссии по реализации прав граждан на предоставление земельных участков на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, на котором расположена постройка, возведенная самовольно до 18.03.2014, и выдачи заключения о возможности признания ее объектом индивидуального жилищного строительства (протокол заседания от 30.03.2021 № 14 п. 1.5)
Право наследования гарантируется ч. 4 ст. 35 Конституции Российской Федерации.
В силу ст. 1111 Гражданского кодекса Российской Федерации наследование осуществляется по закону и по завещанию. Наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием.
В соответствии со ст. 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации для приобретения наследства наследник должен его принять.
Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
Согласно ст. 1153 Гражданского кодекса Российской Федерации принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство (п. 1). Наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства (п. 1 ст. 1154 ГК РФ).
Установлено, что истец является сыном и наследником ФИО-3 по завещанию, в установленном законом порядке принял наследство после ее смерти, что подтверждается материалами наследственного дела. Иных наследников, претендующих на имущество умершего, не имеется.
Пунктом 82 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 г. № 9 «О судебной практике по делам о наследовании» разъяснено, что суд вправе признать за наследниками право собственности в порядке наследования на земельный участок, предоставленный наследодателю, являвшемуся членом садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, в случае, если составляющий его территорию земельный участок предоставлен данному некоммерческому объединению либо иной организации, при которой до вступления в силу Федерального закона от 15 апреля 1998 года № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» оно было создано (организовано), в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения либо другим устанавливающим в нем распределение земельных участков документом, при условии, что наследодателем в порядке, установленном пунктом 4 статьи 28 названного Федерального закона, было подано заявление о приобретении такого земельного участка в собственность бесплатно (если только федеральным законом не установлен запрет на предоставление земельного участка в частную собственность).
В соответствии с пунктом 1 ст. 1110, ст. 1112 и ст. 1181 Гражданского кодекса Российской Федерации при наследовании имущество умершего (наследство, наследственное имущество) переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, то есть в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент, если из правил Кодекса не следует иное.
В состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
В настоящем случае ФИО-3 выразил свою волю на получение земельного участка в собственность, обратился в орган местного самоуправления с соответствующим заявлением, препятствий в получении земельного участка в собственность не имеется, однако в установленный срок решение по его обращению своевременно принято не было, согласование выкупа земельного участка было осуществлена уже после его смерти.
Следовательно, суд полагает, что в настоящем случае данное право является имущественным и может передаваться по наследству.
Ответчиком в данной части исковые требования признаются, о чем представлено заявление.
Частью 3 ст. 173 ГПК РФ установлено, что при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований. В силу ст. 39 ГПК РФ суд не принимает отказ истца от иска, признание иска ответчиком и не утверждает мировое соглашение сторон, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
Суд полагает, что признание иска ответчиком не противоречит закону и не нарушает права и интересы других лиц. Оснований полагать, что признание иска совершено ответчиками с целью сокрытия действительных обстоятельств дела или под влиянием обмана, насилия, угрозы, добросовестного заблуждения у суда не имеется.
При таком положении суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований в части признания за Новожиловым Олегом Юрьевичем, <дата> года рождения, право на выкуп земельного участка с кадастровым номером №<номер> площадью 203 кв.м. по адресу: <адрес>, в порядке наследования по закону после смерти ФИО-3, <дата> года рождения, умершего <дата>.
Разрешая исковые требования о признании права на жилой дом в порядке наследования, суд исходит из следующего.
В силу положений ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.
Не является самовольной постройкой здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные с нарушением установленных в соответствии с законом ограничений использования земельного участка, если собственник данного объекта не знал и не мог знать о действии указанных ограничений в отношении принадлежащего ему земельного участка.
Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки.
Использование самовольной постройки не допускается.
Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий:
если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта;
если на день обращения в суд постройка соответствует установленным требованиям;
если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
В этом случае лицо, за которым признано право собственности на постройку, возмещает осуществившему ее лицу расходы на постройку в размере, определенном судом.
При этом в пункте 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29 апреля 2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» разъяснено, что рассматривая иски о признании права собственности на самовольную постройку, суд устанавливает, допущены ли при ее возведении существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил, создает ли такая постройка угрозу жизни и здоровью граждан. С этой целью суд при отсутствии необходимых заключений компетентных органов или при наличии сомнения в их достоверности вправе назначить экспертизу по правилам процессуального законодательства.
Отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку. В то же время суду необходимо установить, предпринимало ли лицо, создавшее самовольную постройку, надлежащие меры к ее легализации, в частности к получению разрешения на строительство и/или акта ввода объекта в эксплуатацию, а также правомерно ли отказал уполномоченный орган в выдаче такого разрешения или акта ввода объекта в эксплуатацию.
Если иное не установлено законом, иск о признании права собственности на самовольную постройку подлежит удовлетворению при установлении судом того, что единственными признаками самовольной постройки являются отсутствие разрешения на строительство и/или отсутствие акта ввода объекта в эксплуатацию, к получению которых лицо, создавшее самовольную постройку, предпринимало меры. В этом случае суд должен также установить, не нарушает ли сохранение самовольной постройки права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает ли угрозу жизни и здоровью граждан.
Пунктом 27 того же Постановления Пленума указано, что самовольная постройка не является имуществом, принадлежащим наследодателю на законных основаниях, в связи с чем она не может быть включена в наследственную массу. Вместе с тем это обстоятельство не лишает наследников, принявших наследство, права требовать признания за ними права собственности на самовольную постройку.
Однако такое требование может быть удовлетворено только в том случае, если к наследникам в порядке наследования перешло право собственности или право пожизненного наследуемого владения земельным участком, на котором осуществлена постройка, при соблюдении условий, установленных статьей 222 ГК РФ.
При таком положении спорный жилой дом не мог войти в состав наследственной массы ФИО-3, а, следовательно, на него не может быть признано право собственности за истцом в порядке наследования.
При этом в настоящее время истец не является и собственником земельного участка, на котором расположено спорное строение.
В тоже время, поскольку судом признано право за истцом на выкуп земельного участка с кадастровым номером №<номер> площадью 203 кв.м. по адресу: <адрес>, в порядке наследования по закону после смерти ФИО-3, <дата> года рождения, умершего <дата>, то истец после приобретения данного земельного участка в собственность не лишен возможности обратиться за признанием права на данную постройку в общем порядке при невозможности получения правоустанавливающих документов в административном порядке.
При таком положении исковые требования в данной части удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования Новожилова Олега Юрьевича к администрации города Ялты Республики Крым о признании права собственности на жилой дом, признании права на выкуп земельного участка в порядке наследования – удовлетворить частично.
Признать за Новожиловым Олегом Юрьевичем, <дата> года рождения, право на выкуп земельного участка с кадастровым номером №<номер> площадью 203 кв.м. по адресу: <адрес>, в порядке наследования по закону после смерти ФИО-3, <дата> года рождения, умершего <дата>.
В остальной части исковые требования – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ялтинский городской суд Республики Крым.
Председательствующий судья В.П. Дацюк
Мотивированное решение составлено в окончательной форме 10 марта 2022 года