Решение по делу № 2-275/2021 от 27.07.2021

                         Дело № 2-275/2021

77RS0016-02-2021-003496-60

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Лахденпохья Республика Карелия 13 октября 2021 года

    Лахденпохский районный суд Республики Карелия в составе судьи Сущевской Е.А., при секретаре Овчарове С.В.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия к Открытому акционерному обществу «ФИО1 железные дороги» о понуждении к действиям,

у с т а н о в и л:

Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия обратилось в суд с вышеназванным исковым заявление по тем основаниям, что в ходе проведения патрулирования полосы отвода железной дороги ОАО «ФИО1 железные дороги» на участке с км, протяженностью метров, прилегающему к лесу в квартале выдел в квартале выдел в квартале выдел ; в квартале выдел в квартале выдел и в квартале выдел лесничества, в 10-ти метровой полосы отвода ж/д, прилегающей к землям лесного фонда участкового лесничества, были выявлены нарушения лесного законодательства, в том числе нарушения требований противопожарного законодательства, по результатам которого был составлен акт патрулирования от ДД.ММ.ГГГГ и акт осмотра от ДД.ММ.ГГГГ . Нарушения выразились в том, что при производстве работ ОАО «РЖД» по расчистке полосы отвода железной дороги на участке не произведены очистки мест рубок от древесно-кустарниковой растительности, от сухой травянистой растительности и порубочных остатков. Требование об устранении нарушений лесного законодательства от ДД.ММ.ГГГГ , направленное в адрес ответчика, до настоящего времени не исполнено.

Ссылаясь на положения ст.ст. 8, 83, 96, 97 Лесного Кодекса Российской Федерации, п.п. 34-37 Федерального закона «О пожарной безопасности» № 69-ФЗ от 21.12.1994, п.п. 9(1), 27 Правил пожарной безопасности в лесах от ДД.ММ.ГГГГ , истец просит обязать ОАО «РЖД» выполнить противопожарные мероприятия по очистке полосы отвода железной дороги общей протяженностью метров на участке в местах прилегания их к лесным массивам не менее метров от леса в срок до ДД.ММ.ГГГГ;

- участка полосы отвода железной дороги от пикета км по пикет км, прилегающего к лесу в квартале участкового лесничества от древесно-кустарниковой растительности, сухой травянистой растительности, валежника и порубочных остатков;

- участка полосы отвода железной дороги от пикета участкового лесничества от древесно-кустарниковой растительности, сухой травянистой растительности;

- участка полосы отвода железной дороги от пикета км по пикет км. прилегающего к лесу в квартале участкового лесничества от древесно-кустарниковой растительности, сухой травянистой растительности и порубочных остатков.

В ходе судебного разбирательства представитель истца, по доверенности, ФИО4 увеличил исковые требования, а именно, кроме ранее заявленных, просил также обязать ОАО «РЖД» отделить полосы отвода железной дороги общей протяженностью метров на участке от опушки леса, в местах прилегания их к лесным массивам противопожарной опашкой шириной не менее 3 метров или противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 3 метров в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу на ранее указанных участках полосы отвода железной дороги, а именно:

- от пикета км по пикет км, прилегающего к лесу в квартале участкового лесничества;

- от пикета км по пикет км, прилегающего к лесу в квартале участкового лесничества;

- от пикета км по пикет км, прилегающего к лесу в квартале участкового лесничества от древесно-кустарниковой растительности.

В судебном заседании представитель истца, по доверенности, ФИО4, исковые требования с учетом их изменения поддержал в полном объеме по мотивам, изложенным в исковом заявлении. Пояснил, что до настоящего времени на участках ответчиком никаких работ не проведено. Полагал, что в срок 1 месяц после вступления решения суда в законную силу ответчик обязан выполнить указанные в иске мероприятия, поскольку их невыполнение со стороны ответчика нарушает требования действующего законодательства, в том числе в области противопожарной безопасности.

Ответчик при надлежащем извещении, в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствии. Направил в адрес суда отзыв, в котором просил отказать в удовлетворении исковых требований, полагая, что иск предъявлен за пределами установленных полномочий, учитывая, что полоса отвода железной дороги не относится к землям лесного фонда, а относится к землям транспорта, следовательно, Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия не наделено полномочиями по контролю за данной территорией.

Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В судебном заседании установлено следующее.

Приказами Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия от ДД.ММ.ГГГГ и приказом ГКУ РК «Лахденпохское центральное лесничество» от ДД.ММ.ГГГГ на территории Лахденпохского муниципального района начало пожароопасного сезона в году установлено с ДД.ММ.ГГГГ; приказами Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия от ДД.ММ.ГГГГ и приказом ГКУ РК «Лахденпохское центральное лесничество» от ДД.ММ.ГГГГ на территории Лахденпохского муниципального района начало пожароопасного сезона в году установлено с ДД.ММ.ГГГГ.

Распоряжением Главы Республики Карелия от ДД.ММ.ГГГГ р-П с ДД.ММ.ГГГГ на территории Республики Карелия установлен особый противопожарный режим.

Ответчик ОАО «РЖД» является лицом, ответственным за содержание полосы отвода железной дороги в месте, указанном истцом в исковом заявлении.

В соответствии с актом от ДД.ММ.ГГГГ , составленным государственным лесным инспектором ФИО5, проведено плановое патрулирование лесов на предмет выполнения предостережения от ДД.ММ.ГГГГ , распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ (О проведении патрулирований, во исполнение п.п. вопроса протокола заседания оперативного штаба по охране лесов от пожара, а также в целях соблюдения собственниками линейных объектов правил пожарной безопасности) с составлением актов осмотра от ДД.ММ.ГГГГ.

Из акта осмотра от ДД.ММ.ГГГГ следует, что проведен осмотр полосы отвода от метровой полосы, прилегающей к землям лесного фонда участкового лесничества, ГКУ РК «Лахденпохское центральное лесничество» в квартале выдела в квартале выдела в квартале выдела в квартале выдела в квартале выдела в квартале выдела

Согласно указанному акту, составленному государственным лесным инспектором ФИО5, установлено, что на участке отвода железной дороги от , десятиметровая полоса полосы отвода ж/д, примыкающая к лесному фонду, заросла древесно-кустарниковой растительностью, не очищена от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков. Полоса отвода не отделена противопожарной минерализованной полосой шириной не менее метра или иным противопожарным барьером, что является нарушением правил пожарной безопасности в лесах от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ за подписью начальника ГКУ РК «Лахденпохское центральное лесничество» в адрес ОАО «РЖД» направлено требование об устранении нарушений правил пожарной безопасности, зафиксированных в акте осмотра от ДД.ММ.ГГГГ , в срок до ДД.ММ.ГГГГ, которое было получено ОАО «РЖД» ДД.ММ.ГГГГ.

Актами осмотров с фототаблицами от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ , составленными и.о. лесничего ФИО5 и государственным лесным инспектором ФИО6, зафиксирован факт неисполнения ранее направленного требования об устранении нарушений правил пожарной безопасности от ДД.ММ.ГГГГ.

Федеральный закон от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее – ФЗ № 69-ФЗ от 21.12.1994) определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, регулирует в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями, юридическими лицами, должностными лицами и гражданами (физическими лицами), в том числе индивидуальными предпринимателями. В преамбуле названного Закона подчеркивается, что обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства.

Законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает названный Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности (ст. 2 ФЗ № 69-ФЗ от 21.12.1994).

Правительство Российской Федерации утверждает нормативный правовой акт, устанавливающий противопожарный режим (ст. 16 ФЗ № 69-ФЗ от 21.12.1994).

В соответствии со ст. 51 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – ЛК РФ) леса подлежат охране от пожаров (ч.1). Охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах (ч. 4).

Охрана лесов от пожаров осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами (ч. 7 ст. 51 ЛК РФ).

Согласно ст. 53 ЛК РФ меры пожарной безопасности в лесах включают в себя: предупреждение лесных пожаров; мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров; разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров; иные меры пожарной безопасности в лесах (ч. 1). Правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации (ч. 3).

В соответствии со ст. 82 ЛК РФ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относятся полномочия в области лесных отношений, в том числе, по организации осуществления мер пожарной безопасности в лесах, расположенных на земельных участках, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации.

Согласно положениям ст. 3 ФЗ № 69-ФЗ от 21.12.1994 в систему обеспечения пожарной безопасности входит совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами.

В соответствии со ст. 20 ФЗ № 69-ФЗ от 21.12.1994 к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.

В соответствии с п. 10 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.10.2020 № 1614, со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, организации, иные юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, крестьянские (фермерские) хозяйства, общественные объединения, индивидуальные предприниматели, должностные лица, граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся территорией, прилегающей к лесу (покрытые лесной растительностью земли), обеспечивают их очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, отходов производства и потребления и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от границ территории и (или) леса либо отделяют противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра или иным противопожарным барьером.

В соответствии с п.37 указанных Правил полосы отвода железных дорог в местах прилегания их к лесным массивам должны быть очищены от сухостоя, валежника, порубочных остатков и других горючих материалов, а границы полос отвода должны быть отделены от опушки леса противопожарной опашкой шириной от 3 до 5 метров или противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 3 метров.

Согласно п. 70 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 № 1479 в период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, организации, иные юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, крестьянские (фермерские) хозяйства, общественные объединения, индивидуальные предприниматели, должностные лица, граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся территорией, прилегающей к лесу, обеспечивают ее очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса либо отделяют лес противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра или иным противопожарным барьером.

В соответствии с п. 2 Порядка пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью и предоставленными открытому акционерному обществу «Российские железные дороги», утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.04.2006 № 264, пользование земельным участком осуществляется на основании договора аренды земельного участка, заключаемого Федеральным агентством по управлению государственным имуществом (его территориальным органом) с открытым акционерным обществом «Российские железные дороги», за исключением случая, если договор аренды заключен с собственником расположенного на земельном участке здания, строения, сооружения. Пользование земельным участком осуществляется с учетом требований Правил установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2006 г. № 611.

Согласно п.п. «в, г» п. 4 Порядка установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2006 № 611 в границах полосы отвода в целях обеспечения безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта заинтересованная организация обязана обеспечить следующий режим использования земельных участков не допускать в местах прилегания к сельскохозяйственным угодьям разрастание сорной травянистой и древесно-кустарниковой растительности; не допускать в местах прилегания к лесным массивам скопление сухостоя, валежника, порубочных остатков и других горючих материалов.

С учетом установленных по делу обстоятельств, вышеприведенных норм законодательства, а также, учитывая, что нарушения требований действующего законодательства о пожарной безопасности, допущенные и не устраненные ответчиком в течение длительного времени, создают угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц, увеличивая негативные последствия в случае возникновения пожара, и связаны с необходимостью защиты прав неопределенного круга лиц, суд приходит к выводу о том, что ответчиком при осуществлении деятельности допущены нарушения требований противопожарного законодательства.

В связи с этим, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных истцом требований о возложении на ответчика обязанности по устранению нарушений требований пожарной безопасности.

При этом, суд учитывает, что ответчиком каких-либо доказательств, свидетельствующих о невозможности устранения нарушений требований пожарной безопасности, указанных в актах осмотра, суду не представлено.

Доводы ответчика о том, что иск предъявлен ненадлежащим истцом, суд полагает не состоятельными, поскольку в соответствии с пп. 7 п.9 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Республики Карелия, утвержденных постановлением Правительства Республики Карелия от 23.10.2017 № 367-П, именно на указанное Министерство возложены полномочия в области лесных отношений, в том числе по организации осуществления мер пожарной безопасности и тушению лесных пожаров в лесах. При этом, установленное в судебном заседании бездействие ответчика в области соблюдения требований пожарной безопасности создает непосредственную угрозу пожарной безопасности в лесах.

Вопреки утверждениям ответчика, представленные истцом акты осмотра отвечают требованиям относимости, допустимости и достоверности. Указанные акты осмотра с достоверностью подтверждают факт неисполнения ответчиком обязанности по надлежащему содержанию полосы отвода железной дороги, возложенной на него законом. При этом, последний акт составлен 08.10.2021, то есть накануне судебного разбирательства. Доказательств обратного стороной ответчика не представлено. Представленные стороной истца доказательства свидетельствуют о том, что полоса отвода железной дороги не очищена от древесно-кустарниковой растительности, сухой травянистой растительности, валежника и порубочных остатков и не отделена противопожарной опашкой или противопожарной минерализованной полосой.

С учетом вида, характера и объема работ, а также необходимость обеспечения пожарной безопасности в период пожароопасного сезона, суд полагает необходимым установить срок для выполнения предстоящих работ в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ответчика в доход бюджета Лахденпохского муниципального района подлежат взысканию судебные расходы по оплате государственной пошлины, от уплаты которых истец при подаче иска был освобожден.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования удовлетворить.

Обязать Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу провести противопожарные мероприятия по очистке от древесно-кустарниковой растительности, сухой травянистой растительности, валежника и порубочных остатков десятиметровой полосы отвода участка железной дороги «Хийтола-Алхо», общей протяженностью 1800 метров,

от пикета км по пикет км, прилегающего к лесу в квартале участкового лесничества;

от пикета км по пикет км, прилегающего к лесу в квартале участкового лесничества;

от пикета км по пикет км. прилегающего к лесу в квартале участкового лесничества.

Обязать Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу отделить полосы отвода железной дороги общей протяженностью метров на участке от опушки леса, в местах прилегания их к лесным массивам противопожарной опашкой шириной не менее 3 метров или противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 3 метров на вышеуказанных участках полосы отвода железной дороги.

Взыскать с Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в доход бюджета Лахденпохского муниципального района государственную пошлину в размере 6000 (шесть тысяч) рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Лахденпохский районный суд Республики Карелия в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Е.А. Сущевская

Мотивированное решение принято 20.10.2021

2-275/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
ГКУ РК "Лахденпохское центральное лесничество"
Министерство природных ресурсов и экологии по Республике Карелия
Ответчики
ОАО "Российские железные дороги"
Суд
Лахденпохский районный суд Республики Карелия
Судья
Сущевская Е. А.
Дело на странице суда
lahdenpohsky.kar.sudrf.ru
27.07.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
27.07.2021Передача материалов судье
03.08.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
31.08.2021Судебное заседание
17.09.2021Судебное заседание
13.10.2021Судебное заседание
20.10.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.10.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.03.2022Дело оформлено
02.03.2022Дело передано в архив
13.10.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее