Решение по делу № 2-169/2015 от 20.04.2015

       Дело № 2-169/15

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

<адрес>                                                                                                                        05.05.2015

Фатежский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Феоктистова А.В.,

с участием заместителя прокурора <адрес> ФИО3,

представителя администрации <адрес> по доверенности ФИО6,

представителя администрации Молотычевского сельсовета <адрес> ФИО5,

при секретаре ФИО4,

рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора <адрес>, поданного в интересах неопределенного круга лиц о признании бездействия администрации <данные изъяты> сельсовета <адрес> незаконным,

установил:

прокурор <адрес> обратился в суд с заявлением, с учетом его уточнения, поданным в интересах неопределенного круга лиц, о признании бездействия администрации <данные изъяты> сельсовета <адрес>, выразившегося в непринятии мер по признанию права муниципальной собственности гидро-технического сооружения, при этом просит обязать администрацию <данные изъяты> сельсовета <адрес> принять меры по признанию права муниципальной собственности гидро-технического сооружения - пруда на <адрес>, расположенного в <адрес> сельсовета <адрес>.

В судебном заседании заместитель прокурора <адрес> от требований к администрации <адрес> и в части установления срока по принятию мер для устранения нарушения отказался, в остальной части заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель администрации <данные изъяты> сельсовета <адрес> ФИО5 не возражала против удовлетворения требований прокурора, при этом пояснила, что администрацией готовится пакет документов для регистрации права собственности на ГТС.

Представитель администрации <адрес> по доверенности ФИО6 в судебном заседании не возражала против удовлетворения уточненных требований прокурора.

Исследовав представленные материалы дела, выслушав лиц, участвующих в судебном заседании, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с исковым заявлением в защиту прав, свобод и интересов граждан, неопределенного круга лиц, в случае если основанием для заявления прокурора является обеспечение права на благоприятную окружающую среду.

В соответствии с п. 3 ст. 35 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона Российской Федерации от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» (далее по тексту - Закон о безопасности гидротехнических сооружений) к гидротехническим сооружениям относятся плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов в промышленных и сельскохозяйственных организациях; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов. Собственником гидротехнического сооружения может являться Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование, физическое лицо или юридическое лицо независимо от его организационно - правовой формы, имеющие права владения, пользования и распоряжения гидротехническим сооружением. Под безопасностью гидротехнических сооружений подразумевается свойство гидротехнических сооружений, позволяющее обеспечивать защиту жизни, здоровья и законных интересов людей, окружающей среды и хозяйственных объектов.

Собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация несет ответственность за безопасность гидротехнического сооружения.

Согласно п. 8 ч. 1 ст. 14 ФЗ РФ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.

Положением ст. 49 Закона об общих принципах организации местного самоуправления в РФ предусмотрено, что экономическую основу местного самоуправления составляют находящиеся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных бюджетов.

В ст. 51 Закона закреплено, что органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

По правилам ч. 1 ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

В силу ч. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.

ч. 2 ст. ФЗ от 21.07.1997 № 122 - ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» предусмотрено, что государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.

В силу ст. 210 ГК РФ бремя содержания имущества несет его собственник, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии с п. 1 и п. 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

Из нормы статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного. Иные органы данным правом не обладают, следовательно, органы местного самоуправления обязаны принимать меры по постановке бесхозяйного имущества на учет. Отсутствие на ГТС права собственности не освобождает органы местного самоуправления от обеспечения их безопасности.

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ гидро-техническое сооружение (ГТС) - пруд на <адрес>, расположенное в <адрес> принято на учет в Управлении Росреестра по Курской области как бесхозное в качестве бесхозяйных объектов недвижимости.

Отсутствие собственника гидро-технического сооружения, расположенного на территории МО, влечет неисполнение требований действующего законодательства об обязанности по обеспечению безопасности ГТС, созданию финансовых и материальных резервов, предназначенных для ликвидации аварии сооружения, организации его эксплуатации.

Таким образом установлено, что право собственности на вышеперечисленный объект недвижимости - гидро-техническое сооружение, не зарегистрировано. Доказательств обратного в силу ст. 56 ГПК РФ суду не представлено.

Так как указанный объект недвижимости - гидро-техническое сооружение расположено в границах муниципального образования «<данные изъяты> <адрес>, а собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация несет ответственность за безопасность гидротехнического сооружения, Администрация муниципального образования с заявлением в регистрирующий орган о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества указанных ГТС не обращалась, а неисполнение предусмотренных законом обязанностей по обеспечению безопасности ГТС, повреждения которого могут привести к возникновению чрезвычайной ситуации, нарушает право граждан на благоприятную окружающую среду, гарантированную ст. 42 Конституции Российской Федерации, следовательно, исковое заявление прокурора <адрес> о признании бездействия муниципального образования Молотычевский сельсовет <адрес> и обязании обратиться в регистрирующий орган с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества - гидро-технического сооружения подлежит удовлетворению.

При этом применение сроков исполнения судебного постановления не обосновано прокурором в заявлении, не указано в связи с какими обстоятельствами и руководствуясь какими нормами права необходимо установить указанные сроки.

На основании ст. 36 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" с изменениями, содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства, за исключением требований, предусмотренных частями 2 - 6 настоящей статьи.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

заявление прокурора <адрес> удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации <данные изъяты> сельсовета <адрес>, выразившееся в непринятии мер по признанию права муниципальной собственности гидро-технического сооружения - пруд на                              <адрес>, расположенного в <адрес>.

Обязать администрацию <данные изъяты> сельсовета <адрес> принять меры по признанию права муниципальной собственности данного гидро-технического сооружения.

Решение может быть обжаловано в Курский областной суд через Фатежский районный суд <адрес> в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме, то есть с 10.05.2015.

Судья

2-169/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Тепляков В. А.
Другие
Администрация Фатежского района
Администрация Молотычевского сельсовета
Суд
Фатежский районный суд Курской области
Дело на странице суда
fatezhsky.krs.sudrf.ru
20.04.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
21.04.2015Передача материалов судье
22.04.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
22.04.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.04.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.04.2015Судебное заседание
05.05.2015Судебное заседание
10.05.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.05.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.06.2015Дело оформлено
05.05.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее