Дело № 12-4/2018
РЕШЕНИЕ
Судья Интинского городского суда Республики Коми Румянцева И.М.,
с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Пономаревой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 16 января 2017 года в городе Инте Республики Коми дело по жалобе Пономаревой И. В. на постановление мирового судьи Центрального судебного участка г. Инты от 31.10.2017 по делу № 5-567/2017 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.11 Кодекса об административных правонарушениях РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением мирового судьи Центрального судебного участка г. Инты от 31.10.2017 по делу № 5-567/2017 Пономарева И.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.11 КоАП РФ, и ей назначено административное наказание в виде штрафа в размере 5000 руб.
Пономарева И.В. обратилась в Интинский городской суд РК с жалобой на указанное постановление, считает его незаконным, просит отменить, производство по делу прекратить. В обоснование незаконности обжалуемого постановления указала, что проверка была проведена с грубейшими нарушениями Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ. Результаты проверки, проведенной с такими нарушениями, не могут являться доказательствами совершения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований. Протокол об административном правонарушении 30.08.2017 составлен с многочисленными недостатками: неправильно указано место рождения заявительницы (вместо ____ указано ____). С постановлением мирового судьи не согласна, так как обвинение не считает административным правонарушением. При переносе баланса ф. 0503130 на бумажный носитель произошла описка, которая ошибочно отражена по строке 512 "Расчеты по страховым взносам на обязательное социальное страхование" 68957,77 руб. Такие ошибки не искажают экономической сущности хозяйственных операций. К таковым, в частности, относятся арифметические ошибки, описки, пропуски. В ходе ревизионного периода контролеру-ревизору контрольно-ревизионного отдела ФИО1 было предложено исправить данную неточность, на что был получен отказ. 16.10.2017 был направлен откорректированный отчет ф. 0503130 "Баланс главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета" за 2016 год на бумажном носителе, 16.11.2017 был получен ответ ФГКУ "УВО ВНГ России по Республике Коми" о принятии откорректированного отчета за 2016 год на бумажном носителе. Согласно принятым денежным обязательствам (Главной книги за декабрь 2016 года) по строке расходов №__ "начисление на оплату труда", распорядителю бюджетных средств ФГКУ УВО МВД по Республике Коми ОВО по г.Инте - филиалу ФГКУ УВО МВД по Республике Коми были доведены лимиты бюджетных обязательств в сумме 1535373,53 руб. "Расчеты по страховым взносам на медицинское и пенсионное страхование" составляют 68 957,77 руб., что соответствует 4,49 процента, то есть, менее 10%, что не является грубым нарушением требований к бухгалтерскому учету. Таким образом, данная описка, неточность, исправленная в текущем году, не повлечет за собой искажение бухгалтерского годового баланса за 2016 год и не изменит экономической сущности бухгалтерской отчетности за 2016 год. Так же просит учесть финансовое положение, нахождение на иждивении несовершеннолетней дочери __.__.__ <....>.
В дополнении к жалобе Пономарева И.В. указала, что ревизионная проверка проводилась на основании приказа №__ от 24.07.2017, в котором указано основание проведения выездной проверки – плановые контрольные мероприятия. На официальном сайте УФК по Республике Коми в январе 2017 года был размещен план контрольной работы на 2017 год, где п. 62 назначена выездная ревизия в ОВО по г. Инте в 1 квартале 2017 года. Обновлений после января 2017 года не было. Согласно Плану контрольной работы Управления Федерального казначейства по Республике Коми на 2017 год выездная ревизия была назначена в 1 квартале 2017 года. Приказ №__ от 24.07.2017 был представлен 08.08.2017, то есть, в день начала ревизионного периода без надлежащего уведомления. Иных изменений в приказ либо в план контрольной работы Управления Федерального казначейства по Республике Коми на 2017 год предоставлено не было.
Должностное лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Пономарева И.В. в судебном заседании поддержала доводы жалобы с дополнениями.
УФК по Республике Коми о месте и времени рассмотрения жалобы уведомлено надлежащим образом.
Заслушав объяснения Пономаревой И.В., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что в ходе выборочной ревизии образования кредиторской задолженности ОВО по г. Инте филиала ФГКУ УВО МВД по Республике Коми по состоянию на 01.01.2017 было установлено следующее: согласно оборотно-сальдовой ведомости за 2016 год, Главной книги за декабрь 2016 года по счету аналитического учета 1.30310000 "Расчеты по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой части трудовой пенсии" числится кредиторская задолженность в сумме 68957,77 руб.; согласно расчету по форме РСВ-1 ПФР остаток задолженности страховых взносов, подлежащих уплате на конец отчетного периода, составил 68957,77 руб.
При этом согласно данным, отраженным в Балансе главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (ф. 0503130) данная кредиторская задолженность (68957,77 руб.) отражена по строке 512, где указывается сумма остатков по счетам 030302000 "Расчеты по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" и 030306000 "Расчеты по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (п. 18 Приказа Минфина России от 28.12.2010 № 191н "Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации").
Согласно ст.13 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", ст. 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетный учет представляет собой упорядоченную систему сбора. Регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств РФ, субъектов РФ и муниципальных образований, а также об операциях, изменяющих указанные активы. Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна составляться на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета, а также информации, определенной федеральными и отраслевыми стандартами.
Порядок составления и представления бюджетной отчетности установлен Инструкцией о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы РФ, утвержденной приказом Минфина от 28.12.2010 № 191н (далее - Инструкция № 191н). Согласно п.7 Инструкции № 191н бюджетная отчетность составляется на основе данных регистров бухгалтерского учета. Пунктом 11 Инструкции № 191н предусмотрено, что в состав бюджетной отчетности включаются следующие формы отчетов: баланс главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (ф. 0503130). В разделе "Обязательства" отражаются остатки кредиторской задолженности получателя бюджетных средств, администратора источников финансирования дефицита бюджета по счетам бюджетного учета:
строка 516 - сумма остатков по счетам 030307000 "Расчеты по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный ФОМС", 030308000 "Расчеты по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Территориальный ФОМС", 030309000 "Расчеты по дополнительным страховым взносам на пенсионное страхование", 030310000 "Расчеты по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой части трудовой пенсии", 030311000 "Расчеты по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на выплату накопительной части трудовой пенсии".
Вопреки сведениям, указанным в оборотно-сальдовой ведомости, а также Главной книге за декабрь 2016 года о наличии кредиторской задолженности по аналитическому счету 1.30310000 на сумму 68957,77 руб., согласно данным Баланса ф. 0503130 по состоянию на 01.01.2017 по разделу "Обязательства", подразделу "расчеты по страховым взносам на медицинское и пенсионное страхование", строка 516, в графе 6 – "Бюджетная деятельность" задолженность на сумму 68957, 77 руб. отсутствует.
Мировой судья обоснованно пришел к выводу, что изложенные обстоятельства свидетельствуют о том, что Баланс ф. 0503130 по состоянию на 01.01.2017 составлен не на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета (Главная книга за декабрь 2016 года).
Баланс ф. 0503130 подписан главным бухгалтером ОВО по г. Инте Пономаревой И.В., назначенной на данную должность приказом от 14.10.2016 № 217. Таким образом, ответственность за достоверность и полноту сведений бухгалтерского и бюджетного учета несет главный бухгалтер ОВО по г. Инте Пономарева И.В.
Согласно приказу ФГКУ УВО МВД по Республике Коми срок предоставления бюджетной отчетности за 2016 год для ОВО по гор. Инте установлен 13.01.2017.
В соответствии с ч. 1 ст. 15.11 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее - КоАП РФ) грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Согласно примечанию к ст.15.11 КоАП РФ под грубым нарушением правил ведения бухгалтерского учета и представления отчетности понимается, в том числе составление бухгалтерской (финансовой) отчетности не на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета.
Мировой судья обоснованно пришел к выводу, что в действиях должностного лица ОВО по г. Инте Пономаревой И.В., допустившей грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности, содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.11 КоАП РФ.
Таким образом, мировым судьей правильно установлена вина Пономаревой И.В. в совершении вменяемого административного правонарушения.
Доводы Пономаревой И.В. о том, что допущенная ошибка не может квалифицироваться как грубое нарушение, поскольку искажение показателя бухгалтерской (финансовой) отчетности было менее 10 %, мировой судья обоснованно не принял во внимание, поскольку в данном случае критерием определения грубого нарушения требований к бухгалтерскому учету послужил факт составления бухгалтерской (финансовой) отчетности не на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета.
В соответствии с примечанием к ст.2.4 КоАП РФ, совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.
При назначении наказания мировой судья учел характер совершенного административного правонарушения, личность лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, мировым судьей и судом апелляционной инстанции не установлено. Смягчающими наказание обстоятельствами мировой судья обоснованно признал наличие у Пономаревой И.В. несовершеннолетнего ребенка, а также ее состояние здоровья.
В соответствии с разъяснением, содержащимся в п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Исходя из оценки фактических обстоятельств дела, а также характера противоправного деяния, совершенного Пономаревой И.В., оснований для признания его малозначительным и освобождения от административной ответственности на основании ст. 2.9 КоАП РФ, в том числе с учетом приведенных доводов, не имеется. Доказательств, свидетельствующих об отсутствии существенного нарушения охраняемых общественных отношений, в материалах дела нет, а Пономаревой И.В. не представлено. Оснований для прекращения производства по делу об административном правонарушении в связи с малозначительностью административного правонарушения также не имеется.
Также суд апелляционной инстанции находит несостоятельными доводы о существенном нарушении порядка проведения проверки, по результатам которой Пономарева И.В. привлечена к административной ответственности.
В соответствии с п. 3 ч. 3.1 ст. 1 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" положения указанного Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются при осуществлении контроля (надзора) в финансово-бюджетной сфере.
Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1092 утвержден Порядок осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере. Указанным постановлением не установлены требования об обязательном уведомлении проверяемого субъекта о проведении проверки. В связи с чем не уведомление ОВО по г. Инте о проведении проверки не может являться основанием для признания результатов проверки незаконными.
Кроме того, план контрольных мероприятий УФК по РК был размещен на его официальном сайте, информация о планируемой проверке ОВО по г. Инте была в указанном плане. То есть, ОВО по г. Инте знало или должно было знать о планируемой проверке. Перенос проверки на более поздний срок не нарушает права проверяемого объекта, поскольку предоставляет больше времени для подготовки к проверке.
Отсутствие в период проверки руководителя и главного бухгалтера на результаты проверки не повлияло и не могло повлиять, поскольку выявленное нарушение было совершено задолго до начала проверки, в ходе проверки данное нарушение уже не могло быть устранено. Факт констатации нарушения не связан с непредставлением в распоряжение ревизора каких-либо документов. Кроме того, в отсутствие руководителя и главного бухгалтера исполнение их обязанностей подлежало возложению на иных лиц путем издания соответствующих приказов. Присутствие при проведении ревизии, проверки должностных лиц, на которых в надлежащем порядке возложено исполнение обязанностей временно отсутствующих руководителя, главного бухгалтера следует признать надлежащим представлением интересов проверяемой организации.
На основании вышеизложенного оснований для отмены обжалуемого постановления не усматривается.
Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Постановление мирового судьи Центрального судебного участка г. Инты от 31.10.2017 по делу № 5-567/2017 о признании Пономаревой И. В. вновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.11 Кодекса об административных правонарушениях РФ, оставить без изменения, а жалобу Пономаревой И.В. - без удовлетворения.
Настоящее постановление является окончательным и вступает в законную силу со дня его вынесения.
Судья |
И.М.Румянцева |
<....> |
<....> |