Судья Фомина А.М. |
№ 33-2957/2022 10RS0004-01-2022-000503-67 2-413/2022 |
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
23 сентября 2022 г. г. Петрозаводск
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Глушенко Н.О.,
судей Душнюк Н.В., Тимошкиной Т.Н.
при секретаре П.Т.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика администрации Кондопожского муниципального района на решение Кондопожского городского суда Республики Карелия от 20 июля 2022 года по иску Д.А.И, к администрации Кондопожского муниципального района, Министерству социальной защиты Республики Карелия о предоставлении жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Душнюк Н.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Д.А.И, обратилась в суд с иском по тем основаниям, что относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Истица признана нуждающейся в предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда по (.....). 15.01.2021 она достигла совершеннолетнего возраста, до настоящего времени жилым помещением не обеспечена. Просила обязать ответчика предоставить ей благоустроенное жилое помещение общей площадью не ниже установленных социальных норм по договору найма специализированного жилого помещения на территории (.....).
К участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство социальной защиты РК.
Решением суда исковые требования удовлетворены частично, на администрацию Кондопожского муниципального района возложена обязанность по предоставлению Д.А.И, жилого помещения специализированного жилищного фонда площадью не ниже нормы предоставления, благоустроенного применительно к условиям соответствующего населенного пункта, отвечающего санитарным и техническим требованиям, по договору найма специализированного жилого помещения в границах Кондопожского городского поселения. В остальной части иска отказано.
С таким решением суда не согласен ответчик, в апелляционной жалобе представитель администрации Кондопожского муниципального района Е.А.Г. просит его отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении иска. В обоснование жалобы указывает, что Законом РК от 28.11.2005 № 921-ЗРК «О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» выполнение государственного полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшимся без попечения родителей, возложено не только на органы местного самоуправления. Своевременное исполнение указанной обязанности находится в прямой связи с выделением денежных средств из бюджета Республики Карелия, размер которых определяют органы государственной власти Республики Карелия. Предоставленная сумма субвенций на осуществление вышеуказанных полномочий недостаточна для приобретения истице жилого помещения. С учетом изложенного, администрация Кондопожского муниципального района является ненадлежащим ответчиком по делу.
В возражениях на апелляционную жалобу Д.А.И, просила решение оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика – без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы и возражений на нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, возражений относительно жалобы.
Согласно ст.ст. 7, 38 Конституции РФ государством обеспечивается поддержка семьи, материнства, отцовства и детства. В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище.
Положения ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ предусматривают, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются указанным лицам по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Закона РК от 28.11.2005 № 921-ЗРК «О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», п.п. 4, 6 Порядка предоставления благоустроенных специализированных жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного постановлением Правительства РК от 16.04.2013 № 129-П, органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов принимают решение об однократном предоставлении благоустроенных специализированных жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений указанным лицам и заключают с такими лицами договоры найма специализированного жилого помещения.
Судом установлено, что Д.А.И,, ХХ.ХХ.ХХ года рождения, является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Родители истицы лишены родительских прав в соответствии с заочным решением Кондопожского городского суда РК от ХХ.ХХ.ХХ (л.д. 21-22). Истица проживала совместно с опекуном.
С ХХ.ХХ.ХХ Д.А.И, зарегистрирована по адресу: РК, (.....) (л.д. 32). Постановлением администрации Кондопожского муниципального района от ХХ.ХХ.ХХ № установлен факт невозможности проживая истицы в указанном жилом помещении (л.д. 38). Жилых помещений в собственности Д.А.И, не имеет.
Постановлением администрации Кондопожского муниципального района от ХХ.ХХ.ХХ № Д.А.И, признана нуждающейся в предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда на территории (.....) (л.д. 8, 41).
Истица включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, имеющих право на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору социального найма в (.....), учетный номер № (л.д. 42).
Проанализировав указанные нормы права, оценив представленные доказательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об обоснованности исковых требований Д.А.И,, возложении на администрацию Кондопожского муниципального района обязанности по предоставлению истице жилого помещения специализированного жилищного фонда.
Разрешая спор, суд первой инстанции правильно установил юридически значимые обстоятельства дела, верно применил нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения. Выводы суда подробно мотивированы и основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам ст. 67 ГПК РФ.
Довод апелляционной жалобы о том, что администрация Кондопожского муниципального района является ненадлежащим ответчиком по делу, несостоятелен.
В силу указанных нормативных актов на органы местного самоуправления муниципальных районов возложена обязанность по принятию решения об однократном предоставлении жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений указанной категории лиц и заключению с такими лицами договора найма специализированного жилого помещения.
Довод жалобы ответчика о невозможности предоставления истице жилого помещения в связи с недостаточным финансированием данного полномочия из бюджета Республики Карелия судебной коллегией отклоняется.
Положения ст. 19 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 86 Бюджетного кодекса РФ, ст. 4 Закона РК от 28.11.2005 № 921-ЗРК «О государственном обеспечении и социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» регулируют правоотношения по предоставлению субвенций между уровнями бюджетной системы, возникающие между органами местного самоуправления и органами государственной власти в части данных полномочий. При этом реализация прав на жилое помещение лиц указанной категории не может быть поставлена в зависимость от взаимодействия бюджетов органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
На основании изложенного судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кондопожского городского суда Республики Карелия от 20 июля 2022 года по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика администрации Кондопожского муниципального района - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Вступившие в законную силу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в течение трех месяцев со дня их вступления в законную силу в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий
Судьи