Решение по делу № 2а-3713/2018 от 07.11.2018

Административное дело ...

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

05 декабря 2018 года г.Улан-Удэ

Судья Советского районного суда г.Улан-Удэ РБ Усольцева Л.А.,

при секретаре Герасимовой Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Нисковских Н.А. в интересах несовершеннолетнего сына Н к Комитету по образованию Администрации г.Улан-Удэ о признании незаконными действия, выразившиеся в недостаточных мерах по обеспечению ребенка местом в муниципальном дошкольном образовательном учреждении, обязании обеспечить ребенка местом в муниципальном дошкольном образовательном учреждении в группе полного дня в один из числящихся детских садов в электронной карточке ребенка как приоритетный детский сад,

У С Т А Н О В И Л :

С 06.11.2015 года сын административного истца Н, ДД.ММ.ГГГГ г.р., состоит на учете в качестве нуждающегося в получении общедоступного бесплатного дошкольного образования в образовательном учреждении, реализующем основную образовательную программу дошкольного образования городского округа Улан-Удэ.

Административный истец на свое обращение в Комитет по образованию Администрации г.Улан-Удэ по вопросу предоставления ребенку Н, ДД.ММ.ГГГГ г.р., места в муниципальном дошкольном учреждении г. Улан-Удэ получила ответ(исходящий от 22.10.2018 г. ) о том, что место в дошкольном учреждении будет предоставлено в установленном порядке согласно очереди. Списки комплектования детей в дошкольную образовательную организацию формируются в соответствии с типом и номером очереди по каждой дошкольной организации, ребенок Н, не попал в основное комплектование в мае 2018 г. в связи с номером его очереди ***. В ответе Комитета также было дано разъяснение о возможности получения дошкольного образования с помощью вариативных форм: в семье, частном образовательном учреждении, режиме кратковременного пребывания и других.

Административный истец, не согласившись с указанным решением Комитета, обратилась в суд с административным иском о признании незаконными действия, выразившиеся в недостаточных мерах по обеспечению ребенка местом в муниципальном дошкольном образовательном учреждении, обязании обеспечить ребенка местом в муниципальном дошкольном образовательном учреждении в группе полного дня в один из числящихся детских садов в электронной карточке ребенка как приоритетный детский сад.

В судебном заседании административный истец Нисковских Н.А. иск поддержала по доводам, изложенным в административном исковом заявлении, ссылалась на имеющиеся нарушения в предоставлении ребенку места в детском дошкольном учреждении в порядке очередности при ознакомлении с электронной очередью, так как номер очереди как уменьшался, так и увеличивался, в работе ЕАИС были выявлены многочисленные ошибки и сбои, с момента постановки ребенка в очередь ошибки и сбои в работе автоматизированной системы способствовали неверному распределению мест в ДОУ, действия ответчика находит нарушающими права ребенка. Ни один из выбранных ей детских дошкольных учреждений не предоставил ей возможность посещения ребенком группы кратковременного пребывания, так как их нет. Настаивает на возложении на административного ответчика обязанности по предоставлению ее сыну места в детском саду, числящийся в электронной карточке ребенка.

Представитель административного ответчика по доверенности Нимаева А.Ц. возражала против удовлетворения заявленных истцом требований, просила учесть письменные возражения с приложенными документами. В письменных возражениях представитель указывала на необоснованность заявленных административным истцом требований, ссылаясь на следующие обстоятельства: Комитет не бездействовал, принимал комплекс мер по обеспечению на территории города детей дошкольного возраста доступным дошкольным образованием в муниципальных дошкольных учреждениях, по снижению и ликвидации очередности в детские сады, по созданию возможности использовать вариативные формы дошкольного образования; причины не предоставления ребенку истца места в ДОУ не связаны с противоправными действиями (бездействием) ответчика; отсутствие свободных мест в образовательной организации является объективным основанием для отказа в приеме в муниципальную образовательную организацию; согласно утвержденного Постановлением Администрации г. Улан-Удэ от 23.04.2015 г. № 98 Порядка учета детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного образования, и комплектования муниципальных образовательных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования, комплектование проводится в общем, первоочередном и внеочередном порядке, в период с 01 по 31 мая в автоматизированном режиме с использованием ЕАИС, списки комплектования детей в дошкольную образовательную организацию формируются согласно типу и номеру очереди, по каждой дошкольной организации, в строгом соответствии с очередностью детей, поставленных на учет; в соответствии с Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - общеобразовательным программам дошкольного образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 г. № 1014, дошкольное образование может быть получено как в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, так и вне организаций - в форме семейного образования, а также без оказания услуг по присмотру и уходу;конституционное право ребенка на предоставление бесплатного дошкольного образования может быть реализовано путем оказания образовательных услуг без присмотра и ухода ( в группах кратковременного пребывания);); реализация права ребенка истца на получение дошкольного образования не должна нарушать прав других детей, имеющих право на внеочередное или первоочередное предоставление места в детском саду, кроме того, не допустимо превышение количества воспитанников в дошкольных образовательных учреждениях более установленных норм СанПиН.

Суд, выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, находит заявленные требования административного истца обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Встатье 3Конвенции о правах ребёнка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989г. ивступившей в силудля СССР 15 сентября 1990г., отмечено, что во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребёнка. Государства - участники обязуются обеспечить ребёнку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные и административные меры.

Конституция Российской Федерации, провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, устанавливает право каждого на образование и гарантирует общедоступность и бесплатность, в том числе дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждений ( статьи 7 и 43).

Встатье 5Федерального закона от 29 декабря 2012г. N273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" закреплены положения о том, что право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, а также других обстоятельств. В Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами в том числе дошкольного образования.

Организация предоставления общедоступного и бесплатного, в том числе дошкольного, образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях отнесена к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов (пункт1 части 1 статьи9указанного закона).

Исходя из положений, предусмотренных статьёй 67 этого же закона, получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев. Правила приёма на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать приём всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня. Правила приёма в государственные и муниципальные образовательные учреждения на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать также приём в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация. В приёме в государственную или муниципальную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест. В случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации родители (законные представители) ребёнка для решения его вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования.

Таким образом, в силу действующего правового регулирования муниципальные образования обязаны обеспечивать прием на обучение по основным общеобразовательным программам всех граждан, имеющих право на получение образования соответствующего уровня.

Согласнопункту 13 части 1 статьи16Федерального закона от 6 октября 2003г. N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержание детей в муниципальных образовательных организациях относятся к вопросам местного значения городского округа.

Указанные полномочия исполняются органами местного самоуправления самостоятельно за счёт средств местного бюджета (статьи9,15,86Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Орган местного самоуправления должен предвидеть соответствующую потребность в местах в дошкольных образовательных учреждениях, своевременно принимать меры к увеличению числа либо вместимости существующих образовательных учреждений и их финансированию для создания всех необходимых санитарных и иных условий по осуществлению ими образовательной деятельности.

Принимая во внимание вышеназванные положения закона об обязанности административного ответчика принять достаточные меры по наилучшему обеспечению интересов ребёнка, поскольку административным истцом были соблюдены необходимые условия для получения места в детском саду (наличие возраста ребёнка более двух месяцев, обращение административного истца 06.11.2015 г. к ответчику с заявлением о предоставлении ребенку Н, ДД.ММ.ГГГГ г.р., места в одном из ДОУ на территории г. Улан-Удэ с режимом пребывания ребенка в образовательной организации : полного дня ( 12-часового пребывания), административный ответчик был обязан обеспечить ребёнка истца местом в ином муниципальном дошкольном образовательном учреждении, а не только из числа детских садов, указанных административным истцом в заявлении от 06.11.2015 г. о постановке ребенка на соответствующий учет, предоставлении места в образовательных учреждениях : МАОУ СОШ ..., ..., ..., ..., ... с 06.11.2016 года.

Непредоставление ребёнку истца такого места в МБДОУ свидетельствует о ненадлежащем исполнении административным ответчиком полномочий, возложенных на него законом, и о нарушении конституционного права ребёнка на доступное бесплатное дошкольное образование.

Возможность получения ребенком дошкольного образования в одной из вариативных форм может быть осуществлена только при наличии согласия родителей ребенка, учитывая осуществление родительских прав исключительно в интересах детей, отсутствии норм закона, обязывавших бы родителей получение дошкольного образования для детей в вариативных формах при невозможности устроить ребенка в государственную или образовательную организацию. Поэтому отсутствуют законные основания для признания в действиях административного истца злоупотребления своими правами.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной впостановленииот 15 мая 2006г. N5-П, применительно к конституционному праву на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в системной связи с конституционным принципом равенства каждый ребёнок имеет равную с другими, не зависящую от социального происхождения, места жительства, а также иных обстоятельств, возможность развития личности, а равенство возможностей при получении образования предполагает равный доступ в существующие государственные или муниципальные образовательные учреждения.

Согласно Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» (Приложение 5) поставлена задача - достигнуть к 2016 году 100 процентов доступности дошкольного образования длядетейв возрасте от трех до семи лет.

Представленные ответчиком в возражениях сведения не подтверждают достижение на момент рассмотрения настоящего административного дела 100 процентов доступности дошкольного образования для ребенка истца, достигшего трехлетнего возраста и находящегося в очереди на получение места в муниципальном дошкольном учреждении более трех лет.

На основании предусмотренных законом ( ст. 67 Закона об образовании) полномочий органа местного самоуправления, осуществляющего управление в сфере образования, на решение вопроса о устройстве ребенка в другую общеобразовательную организацию в случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации, первично выбранной родителем этого ребенка, суд находит возможным выйти за пределы требований заявленного административного иска, возложить на административного ответчика обязанность предоставить ребенку административного истца Н, ДД.ММ.ГГГГ г.р., место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении на территории г. Улан-Удэ в группе полного дня с учетом территориальной доступности.

Необходимость органа местного самоуправления, осуществляющего управление в сфере образования, при решении вопроса о устройстве ребенка в другую общеобразовательную организацию в случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации, учитывать территориальную доступность такого учреждения (географическую доступность) следует из толкования, приведенного в п. 2.1 Постановления Конституционного суда РФ № 5-П от 15.05.2006 г. В указанном Постановлении со ссылкой на положения Конвенции о борьбе с дискриминацией в области образования (принятой Генеральной конференцией ЮНЕСКО 14 декабря 1960 года) и статью 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, доступность образования определена как равные для всех права и возможности его получения, что предполагает не только экономическую доступность (в частности, установление бесплатного начального образования), но и физическую доступность, под которой названные акты понимают безопасную физическую досягаемость образования либо посредством посещения учебного заведения, находящегося на разумном географическом удалении, либо путем получения доступа к современным технологиям. В силу п. 5 ч. 1 ст. 31 Закона РФ «Об образовании», в полномочия органа местного самоуправления в области образования входит закрепление определенной территории муниципальных районов, городских округов за конкретным муниципальным образовательным учреждением. Требование территориальной доступности образовательных учреждений обусловлено интересами охраны здоровья детей и на федеральном уровне в виде пешеходной доступности образовательных учреждений предусмотрено пунктом 2.4 СанПиН 2.4.1.2660-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22.07.2010 № 91. Таким образом, представляется необходимым указание на предоставление места ребенку административного истца в муниципальном дошкольном учреждении с учетомтерриториальной доступности, под которой понимается географическая доступность, нахождение образовательного учреждения в одном районе городского поселения.

Решение суда по настоящему административному спору подлежит исполнению в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения суда по делу, учитывая характер заявленных административным истцом требований по делу, возраст ребенка и длительность нахождения его на учете для получения общедоступного бесплатного дошкольного образования.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227, 298 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Удовлетворить административный иск Нисковских Н.А. в интересах несовершеннолетнего сына Н.

Признать незаконными действия Комитета по образованию Администрации г. Улан-Удэ, выразившиеся в необеспечении ребенка Н, ДД.ММ.ГГГГ г.р., местом в муниципальном дошкольном образовательном учреждении.

Возложить на Комитет по образованию Администрации г. Улан-Удэ обязанность предоставить ребенку Н, ДД.ММ.ГГГГ г.р., место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении на территории г. Улан-Удэ в группе полного дня с учетом территориальной доступности в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Советский районный суд г.Улан-Удэ РБ.

Судья Л.А.Усольцева

2а-3713/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Нисковских Н. А. В. И. Н. Р. С.
Информация скрыта
Нисковских Нина Александровна в интересах Нисковских Романа Сергеевича
Ответчики
МКУ "Комитет по образованию г.Улан-Удэ" ИНН 0323063752, дата регистрации 14.05.1998 г.
Комитет по образованию г. Улан-Удэ
Суд
Советский районный суд г. Улан-Удэ
Судья
Усольцева Л.А.
Дело на странице суда
sovetsky.bur.sudrf.ru
07.11.2018Регистрация административного искового заявления
07.11.2018Передача материалов судье
08.11.2018Решение вопроса о принятии к производству
08.11.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.11.2018Подготовка дела (собеседование)
21.11.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
05.12.2018Судебное заседание
10.12.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.12.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.03.2019Дело оформлено
18.03.2019Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее