Решение по делу № 2а-624/2018 от 22.11.2018

84RS0001-01-2018-000902-25

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

27 ноября 2018 года г. Дудинка                                     

Дудинский районный суд Красноярского края, в составе председательствующего судьи Васильева А.В.,

при секретаре Гонштейн С.Е.,

с участием административного истца – Батюшка В.Г.,

представителя заинтересованного лица Кондриной С.Д. – Подъяпольского С.А.,

помощника прокурора Таймырского района Авдошкина С.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-624/2018 по административному иску зарегистрированного кандидата в депутаты Дудинского городского Совета депутатов четвертого созыва по Дудинскому одномандатному избирательному округу № 3 Батюшка Василия Георгиевича к Таймырской Долгано-Ненецкой территориальной избирательной комиссии № 1 Красноярского края, исполняющей полномочия избирательной комиссии муниципального образования «Город Дудинка» и окружных избирательных комиссий по выборам депутатов Дудинского городского Совета депутатов четвертого созыва, об отмене решения от 9 ноября 2018 года № 106/578-М 201 «О регистрации Кондриной Светланы Дмитриевны кандидатом в депутаты Дудинского городского Совета депутатов четвертого созыва по Дудинскому одномандатному избирательному округу № 3,

У С Т А Н О В И Л:

    Административный истец Батюшка В.Г. обратился в Дудинский районный суд Красноярского края с административным исковым заявлением к Таймырской Долгано-Ненецкой территориальной избирательной комиссии № 1 Красноярского края, исполняющей полномочия избирательной комиссии муниципального образования «Город Дудинка» и окружных избирательных комиссий по выборам депутатов Дудинского городского Совета депутатов четвертого созыва, об отмене решения от 09 ноября 2018 года № 106/578-М 201 «О регистрации Кондриной С.Д. кандидатом в депутаты Дудинского городского Совета депутатов четвертого созыва по Дудинскому одномандатному избирательному округу № 3», указывая на то, что решением Таймырской Долгано-Ненецкой территориальной избирательной комиссии № 1 Кондрина С.Д. зарегистрирована в качестве кандидата в депутаты Дудинского городского Совета депутатов четвертого созыва по Дудинскому одномандатному избирательному округу № 3 от Таймырского Долгано-Ненецкого районного местного отделения Красноярского регионального отделения Всероссийской политической партии «Единая Россия». Согласно п. 3 ст. 3 ФЗ «О политических партиях», местные отделения политической партии создаются в случаях и порядке, предусмотренных ее уставом. Согласно п. 3 ст. 6 того же закона, региональные отделения и иные структурные подразделения политической партии используют наименование этой политической партии с указанием своей территориальной принадлежности. Согласно п. 4 ст. 9 вышеуказанного закона, структурные подразделения политических партий создаются и действуют только по территориальному признаку. Аналогичная норма прописана и в п. 14.1 устава Всероссийской политической партии «Единая Россия». Таким образом, местное отделение, являясь структурным подразделением партии, осуществляет свою деятельность в пределах территории соответствующего муниципального образования: муниципального района, городского округа либо внутригородской территории города федерального значения, входящих в состав одного субъекта РФ. Таймырское Долгано-Ненецкое районное местное отделение Красноярского регионального отделения Всероссийской политической партии «Единая Россия» создано на территории муниципального района, в состав которого входит муниципальное образование город Дудинка. Поскольку город Дудинка является самостоятельным муниципальным образованием, то выдвижение кандидатов в Дудинский городской Совет депутатов должно проводиться городским отделением политической партии. В данном случае, в городе Дудинка отсутствует местное городское отделение политической партии «Единая Россия». В соответствии с п. 3.1 ст. 25 ФЗ «О политических партиях», в случае отсутствия регионального или местного отделения политической партии уставом политической партии может быть предусмотрено, что решение о выдвижении кандидатов (списков кандидатов) в депутаты соответствующих законодательного органа государственной власти субъекта РФ, представительных органов муниципальных образований, кандидатов на иные выборные должности в органах местного самоуправления может быть принято коллегиальным постоянно действующим руководящим органом политической партии, а при проведении выборов в органы местного самоуправления - коллегиальным постоянно действующим руководящим органом политической партии или ее регионального отделения. Таким образом, выдвижение кандидатов в Дудинский городской Совет депутатов, выдвинутых районным местным отделением Красноярского регионального отделения Всероссийской политической партии «Единая Россия», неправомерно. Более того, п. 14.1.1 устава партии предусмотрено создание местных отделений, осуществляющих свою деятельность на части территории или смежной территории муниципальных образований, входящих в состав одного субъекта Российской Федерации. При этом решение о создании местного отделения принимается президиумом генерального совета партии. Согласно п. 5 ст. 15 ФЗ «О политических партиях», федеральный уполномоченный орган или его территориальный орган при установлении соответствия документов необходимых для государственной регистрации политической партии или ее регионального отделения требованиям настоящего федерального закона, принимает решение о государственной регистрации политической партии или ее регионального отделения и направляет в регистрируемый орган сведения и документы, необходимые для осуществления данным органом функций по ведению единого государственного реестра юридических лиц. На основании указанного решения принятого федеральным уполномоченным органом или его территориальным подразделением и представленных ими необходимых сведений и документов регистрирующий орган вносит в единый государственный реестр юридических лип запись о политической партии или ее регионального отделения, о чем сообщает в орган принявший решение о государственной регистрации политической партии или ее регионального от деления. Согласно п. 8 ст. 51 ГК РФ, юридическое лицо считается созданным, а данные о юридическом лице считаются включенными в единый государственный реестр юридических лиц со дня внесения соответствующей записи в этот реестр. Согласно п. 2 ст. 11 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в соответствующий государственный реестр. В соответствии с указанными нормами закона, документом о государственной регистрации юридического лица (политической партии) является свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц, выданное налоговой службой. В данном случае кандидат не предоставил требуемый законом документ о государственной регистрации политической партии. Согласно пункту 4 решения регионального политического совета Красноярского регионального отделения политической партии «Единая Россия» от 28.08.2007 г. «О создании местных отделений партии», Таймырское местное отделение Всероссийской политической партии «Единая Россия» решено реорганизовать. Пунктом 4.1 постановлено провести учредительную конференцию по созданию Таймырского местного отделения Всероссийской политической партии «Единая Россия» 21.09.2007 года. Копия данного документа заверена исполняющим обязанности секретаря Таймырского Долгано-Ненецкого районного местного отделения Красноярского регионального отделения Всероссийской политической партии «Единая Россия» В.Н. Шишовым. Между тем, согласно п. 14.9.7 устава секретарь местного политического совета (исполняющий обязанности секретаря местного политического совета) подписывает    документы местного отделения партии в пределах своей компетенции. Документы регионального отделения, согласно п. 13.8.12.8. подписывает секретарь регионального политического совета. Таким образом, документы, в том числе свидетельство министерства юстиции, заверены неуполномоченным на то лицом, поскольку указанные документы являются документами регионального отделения, и оригиналы которых находятся в региональном отделении. В документах, представленных кандидатом Кондриной С.Д., решение учредительной конференции по созданию Таймырского местного отделения Всероссийской политической партии «Единая Россия» от 21.09.2007 года отсутствует. В документах, представленных кандидатом    Кондриной С.Д. также отсутствует документ, подтверждающий полномочия секретаря Таймырского Долгано-Ненецкого районного местного отделения Красноярского регионального отделения Всероссийской политической партии «Единая Россия» В.В. Брикина, что является основанием для признания распоряжения Брикина В.В. о назначении временно исполняющим обязанности Шишова В.Н. документом, не имеющим юридическую силу. Во всех документах, заверенных временно исполняющим обязанности Шишовым В.Н., допущены исправления в названии партии. Согласно п. 24 ст. 39 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», основаниями отказа в регистрации кандидата является в числе прочих отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с указанным Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, а также наличие документов, оформленных с нарушением требований указанного Федерального закона, иного закона. На основании изложенного, административный истец просит суд признать незаконным решение Таймырской Долгано-Ненецкой территориальной избирательной комиссии № 1 о регистрации кандидата Кондриной С.Д. в депутаты Дудинского городского Совета депутатов четвертого созыва по Дудинскому одномандатному округу № 3 и обязать избирательную комиссию отменить решение о регистрации кандидата в депутаты Кондриной С.Д.

    В судебном заседании административный истец Батюшка В.Г. исковые требования поддержал в полном объеме, по основаниям, указанным выше, просил иск удовлетворить, а также указал, что Таймырское Долгано-Ненецкое районное местное отделение Красноярского регионального отделения Всероссийской политической партии «Единая Россия», в соответствии с уставом партии и требованием ст. 25 ФЗ «О политических партиях», является ненадлежащим субъектом по выдвижению кандидатов в депутаты Дудинского городского Совета депутатов четвертого созыва. Кроме того, ссылаясь на ст. 15 Федерального закона «О политических партиях», на Указ Президента Российской Федерации «О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1313 «Вопросы министерства юстиции Российской Федерации», административный истец считает, что, поскольку, министерство юстиции осуществляет функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в числе прочих сфер, в сфере регистрации некоммерческих организаций, включая политические партии, ссылки административного ответчика и заинтересованного лица на Указ Президента несостоятельны. Помимо этого, административный истец считает, что подача Кондриной С.Д. в избирательную комиссию документов, заверенных ею 19 октября 2018 года, как кандидатом в депутаты Дудинского городского Совета депутатов четвертого созыва по Дудинскому одномандатному избирательному округу № 3, в то время, как зарегистрирована она была как кандидат в депутаты только 09 ноября 2018 года, является нарушением избирательного законодательства. В этой связи Батюшка В.Г. просит суд признать незаконным решение Таймырской Долгано-Ненецкой территориальной избирательной комиссии № 1 о регистрации кандидата Кондрину С.Д. в депутаты Дудинского городского Совета депутатов четвертого созыва по Дудинскому одномандатному округу № 14 и обязать административного ответчика отменить указанное решение.

    Представитель административного ответчика - Таймырской Долгано-Ненецкой территориальной избирательной комиссии № 1 Красноярского края, в судебном заседании не участвовал, о времени и месте рассмотрения дела ответчик надлежаще уведомлен, суду представлено ходатайство о рассмотрении дела без своего представителя, а также письменный отзыв на исковое заявление, где указано, что в силу п. 2 ч. 1 ст. 11 Федерального закона № 131-ФЗ, территории всех поселений входят в состав муниципальных районов. В соответствии с ч. 1. ст. 2 Устава Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района, территория муниципального района включает в себя территории городских поселений Диксон и Дудинка, сельских поселений Караул и Хатанга. Таким образом, согласно принципу, заложенному в пункте 4 статьи 9 Федерального закона «О политических партиях», территориальная юрисдикция местного отделения партии - Таймырского Долгано-Ненецкого районного местного отделения Красноярского регионального отделения Всероссийской политической партии «Единая Россия», распространяется на всю территорию Таймырского Долгано-Ненецкого района, включая территорию городского поселения Дудинка. Указанное подтверждается сведениями, предоставленными управлением министерства юстиции РФ по Красноярскому краю, в рамках исполнения требований пункта 9 статьи 35 Федерального закона 67-ФЗ. В соответствии с 5.2 статьи 26 Закона Красноярского края «О выборах в органы местного самоуправления в Красноярском крае», при проведении выборов депутатов представительных органов муниципальных образований по одномандатным избирательным округам, вместе с документами, указанными в пункте 2 статьи 23, пунктах 5 и 5.1 статьи 24 настоящего Закона, кандидаты, выдвинутые избирательными объединениями, являющимися политическими партиями, представляют в соответствующие избирательные комиссии следующие документы: а) удостоверенную руководителем избирательного объединения копию документа о государственной регистрации избирательного объединения, выданного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений, а если избирательное объединение не является юридическим лицом, также решение о его создании; б) решение съезда политической партии (конференции или общего собрания ее регионального отделения, общего собрания иного структурного подразделения политической партии, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О политических партиях», соответствующего органа политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения), съезда (конференции, собрания) иного общественного объединения, его регионального или местного отделения о выдвижении кандидата; в) документ, подтверждающий согласование с соответствующим органом политической партии, иного общественного объединения кандидатуры, выдвигаемой в качестве кандидата, если такое согласование предусмотрено уставом политической партии, иного общественного объединения. Кандидатом для уведомления о своем выдвижении были представлены: свидетельство о государственной регистрации Красноярского регионального отделения Всероссийской политической партии «Единая Россия», а также решение регионального политического совета Красноярского регионального отделения политической партии «Единая Россия» о создании местных отделений, которым создано Таймырское местное отделение (п.4.1.1), вместе с документом о переименовании в последующем данного структурного подразделения в Таймырское Долгано-Ненецкое районное местное отделение Красноярского регионального отделения Всероссийской политической партии «Единая Россия» (Решение регионального политического совета Красноярского регионального отделения политической партии «Единая Россия»); выписка из протокола заседания местного политического совета Таймырского Долгано-Ненецкого районного местного отделения Красноярского регионального отделения Всероссийской политической партии «Единая Россия»; решение Президиума регионального политического совета Красноярского регионального отделения политической партии «Единая Россия». Все документы заверены исполняющим обязанности секретаря местного отделения В.Н. Шишовым, т.е. исполняющим обязанности руководителя местного отделения, являющегося избирательным объединением. Таким образом, Кондрина С.Д. представила все необходимые документы, касающиеся своего выдвижения избирательным объединением. В соответствии с п. 5.2 ст. 26 закона Красноярского края «О выборах в органы местного самоуправления в Красноярском крае» при проведении выборов депутатов представительных органов муниципальных образований по одномандатным избирательным округам, вместе с документами, указанными в п. 2 ст. 23, п. 5 и п. 5.1 ст. 24 настоящего закона, кандидаты, выдвинутые избирательными объединениями, являющимися политическими партиями, представляют в соответствующие избирательные комиссии помимо прочего, удостоверенную руководителем избирательного объединения копию документа о государственной регистрации избирательного объединения, выданного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений. В соответствии с указом Президента РФ от 13.10.2014 № 1313 (п.п. 1 п. 1 положения о министерстве юстиции РФ), таким федеральным округом является управление минюста России по Красноярскому краю, который предоставляет список политических партий и общественных объединений, имеющих право на участие в конкретных выборах. Таким образом, кандидат представил именно тот документ, который требует закон. Копии документов, которые требуют удостоверительной надписи, удостоверены в порядке, установленном Законом Красноярского края (п.п. «а» п.5.2 ст. 26). Поскольку выдвижение кандидатов производится местным отделением партии, то именно руководитель этого структурного подразделения, участвующего в выборах, вправе заверять копии документов в силу закона. Пункт 14.9. Устава партии, которым определены полномочия секретаря местного отделения партии, осуществляющего руководство его деятельностью (п. 14.9.1), следует трактовать в единстве с п. 14.10. Устава партии. Согласно этому пункту, в отсутствие секретаря местного отделения его обязанности исполняет лицо, уполномоченное на то секретарем местного отделения. Таким образом, В.В. Шишов исполнял обязанности руководителя местного отделения партии в соответствии с Уставом партии. Следовательно, являясь руководителем избирательного объединения, он имел право заверять копии документов в порядке п.п. «а» п. 5.2. ст. 26 Закона Красноярского края «О выборах в органы местного самоуправления в Красноярском крае» № 8-1411. На основании изложенного Таймырская Долгано-Ненецкая территориальная избирательная комиссия № 1 Красноярского края, считает требования административного иска не подлежащими удовлетворению в полном объеме.

    Заинтересованное лицо – Кондрина С.Д. в судебном заседании не участвовала, о времени и месте рассмотрения дела надлежаще уведомлена, её интересы в зале суда представлял действующий по доверенности от 23.11.2018 Подъяпольский С.А., который возражал относительно исковых требований, представив письменные пояснения относительно иска, которые приобщены к материалам дела.

    Помощник прокурора Таймырского района Авдошкин С.Н. в судебном заседании полагал, что административное исковое заявление является необоснованным, в связи с чем, удовлетворению не подлежит.

    Выслушав стороны, помощника прокурора района, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

На основании ч. 2 ст. 32 Конституции Российской Федерации, граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

    Согласно ч. 10 ст. 239 Кодекса административного судопроизводства РФ, с административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии о регистрации кандидата в суд может обратиться кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу.

В соответствии с ч. 4 ст. 240 Кодекса административного судопроизводства РФ, административное исковое заявление, касающееся решения избирательной комиссии о регистрации кандидата, может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия избирательной комиссией обжалуемого решения.

Согласно ч. 2 ст. 244 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд отказывает в удовлетворении административного иска о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации в случаях, если пропущен срок обращения в суд и отсутствует возможность его восстановления или если суд установит, что оспариваемые решение, действие (бездействие) являются законными.

Судом установлено, что решением Таймырской Долгано-Ненецкой территориальной избирательной комиссии № 1 Красноярского края от 15 октября 2018 года № 96/536-М160 на 9 декабря 2018 года назначены повторные выборы депутатов Дудинского городского Совета депутатов четвертого созыва по Дудинским одномандатным избирательным округам №№ 1, 3,4,6,9,11,12,13,14 и 15, с сокращением на одну треть при проведении выборов сроков избирательных действий, предусмотренных главой IV(выдвижение и регистрация кандидатов), за исключением предусмотренных пунктами 1.1 и 20 статьи 29 и главой V (информационное обеспечение выборов), за исключением предусмотренных пунктом 2 статьи 34 закона Красноярского края от 02.10.2003 № 8-1411 «О выборах в органы местного самоуправления в Красноярском крае».

Решением Таймырской Долгано-Ненецкой территориальной избирательной комиссии № 1 Красноярского края от 15 июня 2018 года № 51/286-М9 полномочия окружных избирательных комиссий по выборам депутатов Дудинского городского Совета депутатов четвертого созыва по избирательным округам № 1-15 возложены на избирательную комиссию муниципального образования «Город Дудинка».

Решением Таймырской Долгано-Ненецкой территориальной избирательной комиссии № 1 Красноярского края от 09 ноября 2018 года № 106/578-М 201, кандидатом в депутаты Дудинского городского Совета депутатов четвертого созыва по Дудинскому одномандатному избирательному округу № 3 зарегистрирована Кондрина С.Д., выдвинутая Таймырским Долгано-Ненецким районным местным отделением Красноярского регионального отделения Всероссийской политической партии «Единая Россия».

Также, решением Таймырской Долгано-Ненецкой территориальной избирательной комиссии № 1 Красноярского края от 13 ноября 2018 года № 109/607-М 230, кандидатом в депутаты Дудинского городского Совета депутатов четвертого созыва по Дудинскому одномандатному избирательному округу № 3 зарегистрирован Батюшка В.Г., выдвинутый Красноярским региональным (краевым) отделением политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации».

В соответствии с п. 1 ст. 32 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно либо в составе списка кандидатов в соответствии с данным федеральным законом, иным законом.

Согласно ч. 1 ст. 35 указанного выше Федерального закона, избирательные объединения вправе выдвигать кандидатов, списки кандидатов. В одномандатном избирательном округе избирательное объединение вправе выдвинуть одного кандидата.

В соответствии с ч. 2 ст. 35 Федерального закона № 67-ФЗ, выдвижение кандидатов, списков кандидатов политическими партиями осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О политических партиях». Выдвижение кандидатов иными общественными объединениями осуществляется на съездах (конференциях, собраниях) указанных общественных объединений, их региональных или местных отделений тайным голосованием, а также с соблюдением иных требований, предъявляемых федеральным законом к выдвижению кандидатов для политических партий.

На основании ч. 14.5 Федерального закона № 67-ФЗ, при проведении выборов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам в случае, если законом субъекта Российской Федерации не предусмотрено заверение списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, помимо документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, кандидаты представляют в соответствии с пунктом 5 статьи 33 настоящего Федерального закона в окружные избирательные комиссии, помимо прочих документов, нотариально удостоверенную копию документа о государственной регистрации избирательного объединения, выданного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений, а если избирательное объединение не является юридическим лицом, также решение о его создании. Законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрен иной способ удостоверения указанного документа.

В силу п. 25 ст. 2 Федерального закона № 67-ФЗ, избирательное объединение это политическая партия, имеющая в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах, а также региональное отделение или иное структурное подразделение политической партии, имеющие в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах соответствующего уровня. При проведении выборов депутатов представительных органов муниципальных образований по одномандатным и (или) многомандатным избирательным округам, глав муниципальных образований избирательным объединением является также иное общественное объединение, устав которого предусматривает участие в выборах и которое создано в форме общественной организации либо общественного движения и зарегистрировано в соответствии с законом на уровне, соответствующем уровню выборов, или на более высоком уровне, или соответствующее структурное подразделение указанного общественного объединения.

В соответствии с п. «а» ч. 5.2 ст. 26 Закона Красноярского края от 02.10.2003 № 8-1411 «О выборах в органы местного самоуправления в Красноярском крае», при проведении выборов депутатов представительных органов муниципальных образований по одномандатным и (или) многомандатным избирательным округам кандидаты, выдвинутые избирательными объединениями, обязаны представить в соответствующие избирательные комиссии, в том числе, удостоверенную руководителем избирательного объединения копию документа о государственной регистрации избирательного объединения, выданного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений, а если избирательное объединение не является юридическим лицом, также решение о его создании.

Согласно п. «б», п. «в» ч. 24 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ, несоблюдение требований к выдвижению кандидата, предусмотренных Федеральным законом «О политических партиях» (для кандидатов, выдвинутых политической партией), а также отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с данным федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, является основанием отказа в регистрации кандидата.

В силу ч. 6 ст. 76 Федерального закона № 67-ФЗ, решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата может быть отменено судом, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24-26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.

Решением местного политического совета Таймырского Долгано-Ненецкого районного местного отделения Красноярского регионального отделения Всероссийской политической партии «Единая Россия» от 01 ноября 2018 года, по согласованию с президиумом регионального политического совета Красноярского регионального отделения Всероссийской политической партии «Единая Россия», по результатам тайного голосования Кондрина С.Д. выдвинута кандидатом в депутаты Дудинского городского Совета депутатов четвертого созыва по Дудинскому одномандатному избирательному округу № 3, что подтверждается выпиской из протокола заседания местного политического совета от 1 ноября 2018 года и решением президиума регионального политического совета от 25 октября 2018 года.

Процедура выдвижения Кондриной С.Д. кандидатом в депутаты Дудинского городского Совета депутатов четвертого созыва по Дудинскому одномандатному избирательному округу № 3 избирательным объединением соблюдена.

С целью уведомления о выдвижении и регистрации кандидатом в депутаты по Дудинскому одномандатному избирательному округу № 3 на повторных выборах депутатов Дудинского городского Совета депутатов четвертого созыва, Кондрина С.Д. 04 ноября 2018 года предоставила в Таймырскую Долгано-Ненецкую территориальную избирательную комиссию № 1 Красноярского края все необходимые, в соответствии с требованиями вышеуказанных федеральных и региональных законов, документы.

На основании представленных кандидатом документов, решением Таймырской Долгано-Ненецкой территориальной избирательной комиссии № 1 Красноярского края от 09 ноября 2018 года № 106/578-М 201, Кондрина С.Д., выдвинутая Таймырским Долгано-Ненецким районным местным отделением Красноярского регионального отделения Всероссийской политической партии «Единая Россия», зарегистрирована кандидатом в депутаты Дудинского городского Совета депутатов четвертого созыва по Дудинскому одномандатному избирательному округу № 3.

При принятии решения о регистрации Кондриной С.Д. кандидатом в депутаты Дудинского городского Совета депутатов четвертого созыва, избирательной комиссией нарушений требований, предусмотренных ч.ч. 24-26 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ, иных требований, предусмотренных данным федеральным законом, иным законом, допущено не было.

Принимая во внимание, что отсутствуют нарушения процедуры выдвижения Кондриной С.Д. избирательным объединением, требования федерального законодательства и иных законов, регламентирующих выборы в органы местного самоуправления, следовательно, избирательные права административного истца не нарушены.

Доводы административного истца о том, что выдвижение кандидата в Дудинский городской Совет депутатов районным местным отделением Красноярского регионального отделения Всероссийской политической партии «Единая Россия» неправомерно, основано на неверном понимании норм материального права.

В силу ч. 2 ст. 36 Федерального закона от 11.07.2001 № 95-ФЗ «О политических партиях», политическая партия, а в случаях, предусмотренных уставом политической партии, ее региональные отделения и иные структурные подразделения вправе принимать участие в выборах.

В соответствии с ч. 1 ст. 35, п. 25 ст. 2 Федерального закона № 67-ФЗ, правом на выдвижение кандидатов обладает избирательное объединение, под которым понимается политическая партия, имеющая в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах, а также региональное отделение или иное структурное подразделение политической партии, имеющие в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах соответствующего уровня.

Согласно с ч. 3 ст. 3 Федерального закона № 95-ФЗ, структурные подразделения политической партии (местные и первичные отделения) создаются в случаях и порядке, предусмотренных ее уставом.

Согласно п. 3.1.5 Устава партии «Единая Россия», партия имеет право создавать региональные отделения и иные структурные подразделения партии, принимать решение об их реорганизации и ликвидации.

Полномочия по созданию или прекращению деятельности соответствующих местных отделений, не имеющих прав юридического лица, и первичных отделений, Уставом предоставлены региональному политическому совету – постоянно действующему коллегиальному руководящему органу регионального отделения партии (п. 13.8.1, п. 13.8.8.15).

28 августа 2007 года региональным политическим советом Красноярского регионального отделения Всероссийской политической партии «Единая Россия», в рамках предоставленных Уставом партии полномочий, было принято решение о создании Таймырского местного отделения Всероссийской политической партии «Единая Россия» в результате реорганизации путем слияния Хатангского, Усть-Енисейского, Диксонского и Дудинского местных отделений Всероссийской политической партии «Единая Россия», с последующей ликвидацией Хатангского, Усть-Енисейского, Диксонского и Дудинского местных отделений партии.

В последующем, решением регионального политического совета Красноярского регионального отделения Всероссийской политической партии «Единая Россия» от 26 декабря 2015 года, Таймырское местное отделение Всероссийской политической партии «Единая Россия» было переименовано в Таймырское Долгано-Ненецкое районное местное отделение Красноярского регионального отделения Всероссийской политической партия «Единая Россия», с указанием территории деятельности: Таймырский Долгано-Ненецкий муниципальный район Красноярского края, в состав которого входит городское поселение Дудинка.

На основании списка политических партий, региональных отделений и иных структурных подразделений политических партий, иных общественных объединений, имеющих, в соответствии с Федеральными законами № 95-ФЗ и № 67-ФЗ, право принимать участие в повторных выборах депутатов Дудинского городского Совета депутатов, назначенных на 9 декабря 2018 года, составленного в соответствии с ч. 9 ст. 35 Федерального закона № 67-ФЗ уполномоченным федеральным органом, представленного в Таймырскую избирательную комиссию и опубликованного на официальном сайте управления Минюста России по Красноярскому краю в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, Таймырское Долгано - Ненецкое районное местное отделение Красноярского регионального отделения Всероссийской политической партии «Единая Россия» имеет право принимать участие в указанных выборах, что не противоречит положениям ч. 3.1 ст. 25 Федерального закона № 95-ФЗ.

В соответствии с Уставом партии, местное отделение партии, являясь структурным подразделением партии, осуществляет свою деятельность в пределах территории соответствующего муниципального образования: муниципального района, городского округа и т.д. (пункт 14.1). Местный политический совет, являющийся постоянно действующим коллегиальным политическим руководящим органом местного отделения партии (пункт 14.7.1), в соответствии с законодательством Российской Федерации, выдвигает тайным голосованием по согласованию с региональным политическим советом либо с президиумом регионального политического совета, кандидатов в депутаты и на иные выборные должности в органах местного самоуправления (пункт 14.7.14.1).

Таким образом, Кондрина С.Д. выдвинута кандидатом в депутаты Дудинского городского Совета депутатов четвертого созыва по Дудинскому одномандатному избирательному округу № 3 избирательным объединением, имеющим право принимать участие в данных выборах.

Отсутствие в представленных Кондриной С.Д. в Таймырскую избирательную комиссию документах решения учредительной конференции Таймырского местного отделения Всероссийской политической партии «Единая Россия» от 21.09.2007, не является основанием для признания решения избирательной комиссии незаконным, поскольку полномочиями по созданию местных отделений партии конференция местного отделения партии Уставом партии «Единая Россия» не наделена.

Решения о создании и последующем переименовании местного отделения партии были приняты правомочным органом регионального отделения партии в соответствии с Уставом партии. Копии данных решений были предоставлены Кондриной С.Д. в Таймырскую избирательную комиссию.

Не состоятельны доводы административного истца о том, что выписка из протокола заседания местного политического совета Таймырского Долгано-Ненецкого районного местного отделения Красноярского регионального отделения Всероссийской политической партии «Единая Россия» подписана не уполномоченным лицом; что копии решений регионального политического совета Красноярского регионального отделения Всероссийской политической партии «Единая Россия», копия свидетельства о регистрации регионального отделения, заверены неуполномоченным лицом.

В соответствии с п. 14.9.1, п. 14.9.7 Устава партии «Единая Россия», секретарь местного отделения партии является высшим должностным лицом местного отделения партии, входит в состав местного политического совета, подписывает документы местного отделения партии следовательно, является руководителем избирательного объединения.

В период отсутствия секретаря местного отделения партии, его обязанности исполняет один из заместителей секретаря местного отделения партии или членов местного политического совета по письменному поручению секретаря местного отделения партии или по решению регионального политического совета либо президиума генерального совета партии (пункт 14.10 Устава).

В судебном заседании установлено, что распоряжением секретаря Таймырского Долгано-Ненецкого районного местного отделения Красноярского регионального отделения Всероссийской политической партии «Единая Россия» Брикина В.В. от 11 октября 2018 года, копия которого была предоставлена Кондриной С.В. в Таймырскую избирательную комиссию, Шишов В.Н., в соответствии с п. 14.10 Устава партии «Единая Россия», был назначен исполнять обязанности секретаря Таймырского Долгано-Ненецкого районного местного отделения Красноярского регионального отделения Всероссийской политической партии «Единая Россия» на время своего отсутствия в период с 15 октября 2018 года по 05 ноября 2018 года.

Выписка из протокола заседания местного политического совета Таймырского Долгано-Ненецкого районного местного отделения Красноярского регионального отделения Всероссийской политической партии «Единая Россия» была подписана Шишовым В.Н. 01 ноября 2018 года в рамках предоставленных ему полномочий, в связи с исполнением обязанностей секретаря местного отделения партии.

Учитывая, что в период с 15 октября 2018 года по 05 ноября 2018 года, Шишов В.Н., исполняя обязанности секретаря местного отделения партии, фактически являлся руководителем избирательного объединения, суд приходит к выводу о том, что в соответствии с п. «а» ч. 5.2 ст. 26 Закона Красноярского края № 8-1411, копии решений регионального политического совета Красноярского регионального отделения Всероссийской политической партии «Единая Россия», копия свидетельства о регистрации регионального отделения, предоставленные в Таймырскую избирательную комиссию Кондриной С.Д., заверены надлежащим лицом.

Поскольку выдвижение Кондриной С.Д. кандидатом в депутаты было произведено местным отделением партии, копии документов о регистрации регионального отделения и о создании местного отделения, представляемые в Таймырскую избирательную комиссию, в силу закона, подлежали заверению руководителем данного избирательного объединения, что и было фактически сделано.

Ссылка административного истца на то, что кандидатом в депутаты Кондриной С.Д. в избирательную комиссию должны были быть представлены документы о государственной регистрации политической партии (регионального отделения), выданные налоговым органом, основана на неверном понимании норм материального права.

Так, согласно ч. 2 ст. 15 Федерального закона № 95-ФЗ, решение о государственной регистрации политической партии и ее региональных отделений принимается, соответственно, федеральным уполномоченным органом и его территориальными органами. Внесение в единый государственный реестр юридических лиц сведений о создании, реорганизации и ликвидации политической партии, ее региональных отделений, а также иных предусмотренных федеральными законами сведений осуществляется уполномоченным в соответствии со ст. 2 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» федеральным органом исполнительной власти на основании принимаемого федеральным уполномоченным органом или его территориальным органом решения о соответствующей государственной регистрации.

В соответствии с положением о министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1313, минюст России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы, в том числе деятельность по регистрации некоммерческих организаций (политических партий).

Таким образом, кандидатом в соответствии с требованием закона в избирательную комиссию было предоставлено свидетельство о государственной регистрации регионального избирательного объединения, выданное управлением Минюста России по Красноярскому краю. Предоставление кандидатом копии свидетельства о регистрации партии, в данном случае не требовалось.

Копия свидетельства о внесении записи в единый государственный реестр юридических лиц сведений о юридическом лице, выданная налоговым органом, не является документом, требуемым законом.

Не предоставление кандидатом в избирательную комиссию документа, подтверждающего полномочия секретаря Таймырского Долгано-Ненецкого районного местного отделения Красноярского регионального отделения Всероссийской политической партии «Единая Россия» Брикина В.В., возложившего в соответствии с Уставом партии «Единая Россия» на заместителя секретаря Шишова В.Н. полномочия по исполнению обязанностей секретаря на период своего отсутствия, не является основанием для признания оспариваемого решения незаконным и его отмены, в связи с отсутствием обстоятельств, ставящих под сомнение полномочия руководителя избирательного объединения.

Не являются основанием для удовлетворения административного иска и доводы административного истца о том, что во всех заверенных исполняющим обязанности секретаря местного отделения партии документах допущены исправления в названии партии.

Как следует из исследованных в судебном заседании документов, исполнявшим обязанности секретаря Таймырского Долгано-Ненецкого районного местного отделения Красноярского регионального отделения Всероссийской политической партии «Единая Россия» Шишовым В.Н., при заверении копии распоряжения о поручении исполнять обязанности секретаря местного отделения партии, и копии свидетельства о государственной регистрации регионального отделения партии внесены во внутрипартийный штамп «Копия верна» рукописным текстом уточнения в наименование местного отделения партии: «Всероссийской политической». Внесение указанных уточнений не свидетельствуют о существенном нарушении законодательства об избирательных правах, влекущем отмену решения Таймырской избирательной комиссии о регистрации кандидата.

Довод административного истца о том, что подача Кондриной С.Д. в избирательную комиссию документов, заверенных ею 19 октября 2018 года, как кандидатом в депутаты Дудинского городского Совета депутатов четвертого созыва по Дудинскому одномандатному избирательному округу № 3, в то время, как зарегистрирована она была как кандидат в депутаты только 09 ноября 2018 года, является нарушением, суд не находит обоснованным.

Так, в соответствии с ч. 2 ст. 23 закона Красноярского края от 02.10.2003 № 8-1411 «О выборах в органы местного самоуправления в Красноярском крае», вместе с заявлением либо на основании пункта 5.7 статьи 26 настоящего Закона в иной срок представляются копия паспорта (отдельных страниц паспорта, определенных в соответствии с Федеральным законом) или документа, заменяющего паспорт гражданина, заверенная соответственно кандидатом или уполномоченным представителем избирательного объединения, и заверенные соответственно кандидатом или уполномоченным представителем избирательного объединения копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом. Если кандидат менял фамилию, или имя, или отчество, вместе с заявлением представляются копии соответствующих документов.

Таким образом, строго регламентированных требований к реквизитам заверительной надписи избирательное законодательство не содержит, указано лишь о необходимости заверить вышеуказанные документы кандидатом или уполномоченным представителем избирательного объединения, что Кондриной С.Д. и было выполнено.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 175, 177, 180, 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление зарегистрированного кандидата в депутаты Дудинского городского Совета депутатов четвертого созыва по Дудинскому одномандатному избирательному округу № 3 Батюшка Василия Георгиевича к Таймырской Долгано-Ненецкой территориальной избирательной комиссии № 1 Красноярского края, исполняющей полномочия избирательной комиссии муниципального образования «Город Дудинка» и окружных избирательных комиссий по выборам депутатов Дудинского городского Совета депутатов четвертого созыва о признании незаконным и отмене решения Таймырской Долгано-Ненецкой территориальной избирательной комиссии № 1 Красноярского края от 9 ноября 2018 года № 106/578-М 201 о регистрации Кондриной Светланы Дмитриевны кандидатом в депутаты Дудинского городского Совета депутатов четвертого созыва по Дудинскому одномандатному избирательному округу № 3 – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение пяти дней со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья                                  А.В. Васильев

Мотивированное решение изготовлено 28 ноября 2018 года.

2а-624/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Батюшка В.Г.
Батюшка Василий Георгиевич
Ответчики
Таймырская Долгано-Ненецкая территориальная избирательная комиссия № 1 Красноярского края
Другие
Кондрина Светлана Дмитриевна
Избирательное объединение Красноярское региональное (краевое) отделение политической партии "Коммунистическая партия РФ"
Кондрина С.Д.
Суд
Байкитский районный суд Красноярского края
Дело на странице суда
dudinsky.dud.sudrf.ru
22.11.2018[Адм.] Регистрация административного искового заявления
22.11.2018[Адм.] Передача материалов судье
22.11.2018[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
22.11.2018[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.11.2018[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.11.2018[Адм.] Судебное заседание
28.11.2018[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.11.2018[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.12.2018[Адм.] Дело передано в архив
05.12.2018[Адм.] Дело оформлено
22.11.2018Регистрация административного искового заявления
22.11.2018Передача материалов судье
22.11.2018Решение вопроса о принятии к производству
22.11.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.11.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.11.2018Судебное заседание
28.11.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.11.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.12.2018Дело оформлено
05.12.2018Дело передано в архив
27.11.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее