Решение по делу № 2а-13652/2015 от 03.07.2015

Копия

Дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

27 ноября 2015 года г. Красноярск

Советский районный суд г. Красноярска в составе:

председательствующего судьи Чудаевой О.О.,

при секретаре Смирновой Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к УФССП ФИО2 по <адрес> об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с административным иском к УФССП ФИО2 по <адрес>, просит суд признать недостоверными отчеты об оценке рыночной стоимости движимого имущества, принадлежащего истцу, составленные ООО ТПК «Старатель» от ДД.ММ.ГГГГ, – 52 от ДД.ММ.ГГГГ, – 53 от ДД.ММ.ГГГГ, признать незаконными постановления судебного пристава исполнителя МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП ФИО2 по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о принятии результатов оценки на суммы <данные изъяты> руб., <данные изъяты> руб., <данные изъяты> руб.

В обоснование заявленных требований указал, что в рамках сводного исполнительного производства – ИП, возбужденного в отношении должника ФИО1, судебный пристав-исполнитель МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП ФИО2 по <адрес> ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ. вынесла 3 (три) постановления о принятии результатов оценки. Акты об аресте имущества составлены – ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ Истец (должник) получил данные постановления 14.05.2015г., считает вынесенные судебным приставом-исполнителем постановления о принятии результатов оценки от ДД.ММ.ГГГГ. незаконными, принятыми с нарушением норм, регламентирующих порядок оценки арестованного имущества. Должник (административный истец) не согласен с результатами оценки арестованного имущества, считает, что стоимость, определенная оценщиком по каждой позиции имущества, чрезмерно занижена, ниже заявленной должником себестоимости.

В соответствии со ст. 85 ФЗ «Об исполнительном производстве» оценка имущества должника, на которое обращается взыскание, производится судебным приставом-исполнителем по рыночным ценам, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 3 ФЗ «Об Оценочной деятельности в Российской Федерации» под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства. Должник (заявитель) считает, что оценщик в нарушение ФЗ «Об Оценочной деятельности - Российской Федерации» и Федеральных стандартов оценки не произвел должной работы по оценке имущества и установлению рыночной цены арестованного имущества, и необоснованно занизил стоимость арестованного имущества.

Такой формальный и незаконный подход судебного пристава и оценщика к процедуре оценки арестованного имущества влечет за собой нарушение прав должника и взыскателей.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ производство по административному делу по административному иску ФИО1 к УФССП ФИО2 по <адрес> об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя, в части требований о признании недостоверными отчетов об оценке рыночной стоимости движимого имущества, принадлежащего административному истцу, составленные оценщиком ООО ТПК «Старатель» ФИО7 было прекращено.

Представитель административного ответчика УФССП ФИО2 по <адрес> Есин А.А., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ в судебном заседании заявленные требования не признал, суду пояснил, что в рамках исполнительного производства была произведена оценка арестованного имущества, принятие данного отчета в соответствии с законом является не правом, а обязанностью судебного пристава – исполнителя, следовательно, нарушений прав должника не допущено. Кроме того, полагал, что заявителем пропущен срок обжалования действий судебного пристава-исполнителя, в связи, с чем просил отказать в удовлетворении административного искового заявления.

Административный истец ФИО1, его представитель, заинтересованные лица - судебный пристав-исполнитель МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП ФИО2 по <адрес> ФИО5, ООО ТПК «Старатель», ПАО «Сбербанк России», ЗАО АКБ «Ланта – Банк», ПАО «ВТБ», АКБ «АК БАРС» ПАО в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела были извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили.

Судом дело рассмотрено в отсутствии не явившихся участников процесса, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела.

Заслушав сторону, исследовав письменные доказательства, оценив исследованные доказательства по правилам ст. 62 КАС РФ, суд считает административное исковое заявление ФИО1 не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с положением ст. 5 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ - ФЗ "Об исполнительном производстве", судебный пристав-исполнитель осуществляет принудительное исполнение требований исполнительных документов.

В соответствии со ст. 12 ФЗ «О судебных приставах» от ДД.ММ.ГГГГ № 118-ФЗ в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав - исполнитель принимает меры к своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.

Меры принудительного исполнения применяются судебным приставом-исполнителем после возбуждения исполнительного производства (часть 2).

Мерами принудительного исполнения, в частности является наложение ареста на имущество должника, находящееся у должника или у третьих лиц, во исполнение судебного акта об аресте имущества (пункт 5 части 3).

В соответствии с частью 1 статьи 85 Закона N 229-ФЗ оценка имущества должника, на которое обращается взыскание, производится судебным приставом-исполнителем по рыночным ценам, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 7 части 2 статьи 85 Закона N 229-ФЗ судебный пристав-исполнитель обязан в течение одного месяца со дня обнаружения имущества должника привлечь оценщика для оценки вещи, стоимость которой по предварительной оценке превышает тридцать тысяч рублей.

В соответствии с частью 1 статьи 61 Закона N 229-ФЗ в качестве специалиста (специалистов) для участия в исполнительном производстве по инициативе судебного пристава-исполнителя или по просьбе сторон исполнительного производства может быть привлечено не заинтересованное в исходе исполнительного производства лицо, обладающее специальными знаниями, о чем судебным приставом-исполнителем выносится постановление.

В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 64 Закона N 229-ФЗ привлечение специалистов для оценки имущества отнесено к исполнительным действиям.

Исходя из положений ст. 121 ФЗ "Об исполнительном производстве" объектом обжалования являются как постановления, так и действия и бездействия судебного пристава-исполнителя. При этом, по смыслу закона в суд могут быть обжалованы любые действия (бездействия) судебного пристава-исполнителя, а не только оформленные в виде постановления, возможность обжалования которых прямо предусмотрена действующим законодательством.

На основании ст. 122 ФЗ "Об исполнительном производстве", жалоба на постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) подается в течение десяти дней со дня вынесения судебным приставом-исполнителем или иным должностным лицом постановления, совершения действия, установления факта его бездействия либо отказа в отводе. Лицом, не извещенным о времени и месте совершения действий, жалоба подается в течение десяти дней со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о вынесении постановления, совершении действий (бездействии).

Судом установлено, что постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по <адрес> УФССП по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ было возбуждено исполнительное производство -ИП на основании исполнительного листа ВС от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Железнодорожным районным судом <адрес> о взыскании задолженности в сумме <данные изъяты> руб. в отношении должника ФИО1 в пользу взыскателя ПАО «Сбербанк России».

ДД.ММ.ГГГГ на основании постановления судебного пристава – исполнителя исполнительное производство – ИП в отношении ФИО1 принято к исполнению в связи с передачей из другого структурного подразделения.

ДД.ММ.ГГГГ на основании постановления судебного пристава-исполнителя МОСП УФССП по <адрес> об объединении исполнительных производств в сводное, указанному производству присвоен номер -СД. В состав сводного исполнительного производства входит семь исполнительных производств на сумму <данные изъяты>.

ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ в рамках указанного исполнительного производства судебным приставом-исполнителем ОСП по <адрес> УФССП по <адрес> были произведены опись и арест имущества должника, в актах о наложении ареста (описи имущества) описи и аресту имущества подвергнуты: одежда, обувь, аксессуары.

Судебный пристав-исполнитель ОСП по <адрес> УФССП по <адрес> вынес постановление об участии специалиста в исполнительном производстве для оценки указанного имущества, согласно которому для участия в исполнительном производстве привлечен оценщик ФИО7, с которой ООО ТПК «Старатель» заключен трудовой договор, которая является членом Некоммерческого партнерства саморегулируемой организации оценщиков, включена в реестр оценщиков.

Сторонами исполнительного производства постановление судебного пристава-исполнителя о привлечении специалиста – оценщика ООО ТПК «Старатель» ФИО7 не оспорено.

Материалами дела подтверждается, что судебным приставом-исполнителем оценщику для проведения оценки арестованного имущества было представлено арестованное имущество. Оценщиком ООО ТПК «Старатель» были изготовлены отчеты от ДД.ММ.ГГГГ об определении рыночной стоимости арестованного имущества, согласно которому стоимость имущества составила <данные изъяты> 00 коп., в соответствии с отчетом от ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты>., отчетом от ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты>.

ДД.ММ.ГГГГг. судебным приставом-исполнителем ФИО5 вынесено постановления (3 шт.) о принятии результатов оценки, которыми были приняты указанные отчеты.

Копии постановлений с приложением копий отчетов первого листа почтой ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ были направлены в адрес сторон исполнительного производства в установленные законом сроки. ДД.ММ.ГГГГ указанные документы были получены административным истцом ФИО1

Суд, оценив представленные доказательства, приходит к выводу об отсутствии в действиях судебного пристава-исполнителя нарушений ФЗ "Об исполнительном производстве", повлекших принятие незаконного постановления.

В силу п. 3 ч. 4 ст. 85 Федерального закона "Об исполнительном производстве" от дата N 229-ФЗ стоимость объекта оценки, указанная оценщиком в отчете, является обязательной для судебного пристава-исполнителя при вынесении постановления об оценке имущества, но может быть оспорена в суде сторонами исполнительного производства не позднее десяти дней со дня их извещения о произведенной оценке.

В пункте 1.2 Методических рекомендаций по организации работы по оценке арестованного имущества (утв. ФССП ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ N 01-9) указано, что рекомендации подготовлены с целью организации работы территориальных органов Федеральной службы судебных приставов, по оценке имущества, арестованного в процессе исполнительного производства (далее Рекомендации).

Оценка имущества должника - одно из исполнительных действий, предшествующих реализации арестованного имущества, которым в значительной степени определяется результативность мер принудительного исполнения (пункт 1.3 Рекомендаций).

Пунктом 3.9 Рекомендаций предусмотрено, что в течение трех дней со дня получения отчета оценщика судебный пристав-исполнитель выносит постановление об оценке вещи или имущественного права, содержащее информацию о рыночной стоимости имущества, реквизитах отчета об оценке. Стоимость объекта оценки, указанная оценщиком в отчете, является обязательной для судебного пристава-исполнителя при вынесении постановления об оценке вещи или имущественного права, но может быть оспорена в суде сторонами исполнительного производства не позднее десяти дней со дня их извещения о произведенной оценке.

При несогласии стороны исполнительного производства с проведенной оценкой вещи или имущественного права и (или) отчетом об оценке в связи с существенным занижением (завышением) стоимости арестованного имущества, нарушением методики проведения оценки и т.д., за исключением процессуальных нарушений, связанных с принятием оценки, она вправе оспорить оценку в суде с привлечением лица, оказавшего услуги по оценке вещи или имущественного права.

Анализ указанных выше положений позволяет прийти к выводу о том, что законом не установлена процедура анализа судебным приставом-исполнителем, то есть лицом, не обладающим специальными знаниями в области оценки имущества и имущественных прав, правильности и достоверности выводов оценщика о стоимости объекта оценки. Возможность непринятия судебным приставом-исполнителем отчета оценщика или назначения повторной оценки по причине несоответствия стоимости объекта оценки, определенной оценщиком, рыночной стоимости аналогичного имущества, также не регламентирована п. 4 ст. 85 ФЗ "Об исполнительном производстве". Следовательно, судебный пристав-исполнитель обязан установить стоимость имущества должника на основании представленного отчета специалиста.

В связи с изложенным, у судебного пристава-исполнителя МОСП УФССП по <адрес> ФИО5 не имелось оснований не принимать результаты оценки недвижимого имущества, определенные в указанном выше отчете оценщика.

При таких обстоятельствах, действия судебного пристава-исполнителя при вынесении постановлений о принятии результатов оценки от ДД.ММ.ГГГГ соответствуют положениям ФЗ "Об исполнительном производстве"; доказательств того, что в результате его вынесения нарушены права и интересы заявителя, не представлено.

При этом, суд учитывает, что должник как сторона исполнительного производства в соответствии с вышеуказанными положениями закона вправе оспорить в суде определенную оценщиком стоимость имущества в порядке статьи 13 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в порядке искового судопроизводства.

Между тем производство по заявленным требованиям ФИО1 об оспаривании отчетов оценки прекращено, в связи с тем, что данные требования не могут быть разрешены в порядке административного судопроизводства.

Поскольку при рассмотрении дела не установлено допущенных судебным приставом-исполнителем нарушений норм ФЗ "Об исполнительном производстве", суд считает необходимым отказать в удовлетворении заявленного требования.

Кроме того, в соответствии с п. 11 Постановление Пленума Верховного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» административное исковое заявление, заявление (далее - заявление) об оспаривании постановления, действий (бездействия) судебного пристава - исполнителя подается в суд, арбитражный суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов (часть 3 статьи 219 КАС РФ, часть 4 статьи 198 АПК РФ и статья 122 Закона об исполнительном производстве).

С настоящим заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя ФИО1 обратился в суд ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, заявителем пропущен установленный законом срок для оспаривания постановления судебного пристава-исполнителя.

При этом, в качестве уважительной причины пропуска срока административный истец указывает, что он первоначально обратился с настоящими требованиями в Центральный районный суд <адрес> в связи с тем, что считал, что МОСП по ИОИП <адрес> находится в <адрес>. Определением Центрального районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ данное заявление было возвращено ФИО1

С доводами заявителя об уважительности причин пропуска десятидневного срока, установленного для оспаривания постановления судебного пристава-исполнителя, нельзя согласиться по следующим основаниям. В оспариваемом постановлении в качестве адреса МОСП по ИОИП <адрес> указан адрес: <адрес>.

Таким образом, так как заявителю был достоверно известен адрес нахождения МОСП по ИОИП, то он мог в десятидневный срок правильно определить подсудность настоящего дела и сразу обратиться с заявлением в Советский районный суд <адрес>, при этом у него не имелось никаких оснований полагать, что МОСП по ИОИП находится в <адрес>.

Согласно ч. 1 ст. 33 ФЗ «Об исполнительном производстве» если должником является гражданин, то исполнительные действия совершаются и меры принудительного исполнения применяются судебным приставом-исполнителем по его месту жительства.

Должник ФИО1 проживает по адресу <адрес> что также относится к <адрес>.

В связи с тем, что судебный пристав-исполнитель МОСП по ИОИП осуществляет свои полномочия в отношении должника ФИО1 по месту совершения исполнительных действий, то есть на территории <адрес>, то даже при нахождении МОСП по ИОИП в другом районе <адрес> рассмотрение заявлений об оспаривании постановлений, действий судебного пристава-исполнителя относится к подсудности Советского районного суда <адрес>.

Несоблюдение заявителем установленных законом правил территориальной подсудности при оспаривании постановлений, действий судебного пристава-исполнителя не является уважительной причиной для восстановления срока на оспаривание постановления судебного пристава-исполнителя. Указанное обстоятельство свидетельствует о ненадлежащем использовании заявителем своих процессуальных прав, что тем более не может свидетельствовать об уважительности пропуска срока, в связи, с чем суд отказывает в восстановлении срока на обжалование действий судебного – пристава – исполнителя.

При таких обстоятельствах, пропуск срока на обращение в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении заявления (часть 8 статьи 219 КАС РФ).

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

    

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к УФССП России по <адрес> об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя – отказать.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Советский районный суд г. Красноярска в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

Председательствующий О.О. Чудаева

2а-13652/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
САБУРОВ И.Я.
Ответчики
Межрайонный ОСП по исполнению особых исполнительных производств
Другие
Сбербанк России ОАО
СТАРАТЕЛЬ ООО ТПК
ЛАНТА-БАНК ЗАО АКБ
Банк ВТБ ОАО
АК БАРС ОАО АКБ
ИФНС России по КК
Суд
Советский районный суд г. Красноярск
Дело на странице суда
sovet.krk.sudrf.ru
03.07.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
03.07.2015Передача материалов судье
09.07.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
09.07.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.07.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.10.2015Судебное заседание
27.11.2015(Вид производства изменен на "административное")
27.11.2015[Адм.] Судебное заседание
02.12.2015[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.12.2015[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.11.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее