Решение
именем Российской Федерации
3 декабря 2018 года с. Пестрецы
Пестречинский районный суд Республики Татарстан в составе: председательствующего судьи Алексеева И.Г.,
с участием представителя административного истца - помощника прокурора Пестречинского района РТ Хамидуллиной Г.Х.,
при секретаре Денисовой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Пестречинского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Управлению Роскомнадзора по РТ о признании информации размещенной на интернет-странице, запрещенной к свободному распространению на территории РФ,
установил:
Прокурор Пестречинского района РТ обратился в суд с административным исковым заявлением в вышеизложенной формулировке указывая на то, что прокуратурой в кабинете прокуратуры Пестречинского района РТ по адресу: <адрес>, с использованием служебного компьютера в корпусе черного цвета, подключенного к информационно - телекоммуникационной сети при помощи сетевого кабеля, проведена проверка соблюдения требований федерального законодательства о противодействии терроризму, а именно, поиск ресурсов, допускающих размещение материалов, содержащих информацию о продаже оружия. Проверка и поиск Интернет - ресурсов осуществлялась с использованием программы браузера: Mozilla firefox, который входит в стандартный пакет программных компонентов операционных систем. В адресной строке браузера был введен адрес поискового ресурса «Яндекс», при введении в отобразившемся окне поиска ключевых слов ресурсов об изготовлении взрывчатых веществ «как сделать бомбу» было установлено, что на сайтах:
https://www.youtube.com/watch?v=jvDIRWbUvU8
https://www.youtube.com/watch?v=W0W6rFdJ8Us
https://www.youtube.com/watch?v=eLI5etM2qh4
https://www.youtube.com/watch?v=mnpOMh27tzA
https://ok.ru/video/1177227007 ������������������������������������������������� Указанные сайты содержат информацию, запрещенную законодательством РФ к размещению указанным способом. Доступ к этим ресурсам был свободен для неограниченного круга пользователей.
В судебном заседание помощник прокурора Хамидуллина Г.Х. требования административного иска поддержала, при этом не согласилась с доводами, изложенными в отзыве ответчиком, указав на то, что Управление Роскомнадзора по РТ является надлежащим ответчиком по настоящему административному делу.
Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, в своем отзыве указал, что является ненадлежащим ответчиком по делу.
Выслушав объяснения заместителя прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Распространение информации в сети «Интернет» и доступ граждан к ней с помощью интернет - провайдеров, попадает в сферу регулирования Федерального закона №149-ФЗ от 27 июля 2006 года «Об информации, информационных технологиях и защите информации» (далее - Закон).
Согласно части 1 статьи 10 Закона в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.
Нормой ч. 5 ст. 15 названного закона предусмотрено, что передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности и может быть ограничена в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
Частью 6 статьи 10 указанного закона запрещено распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
В силу статьи 9 названного закона ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии с ч. 1 ст. 15.1 указанного Федерального закона в целях ограничения доступа к сайтам в сети Интернет, содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет».
Согласно ч. 2 ст. 15.1 данного Федерального закона в реестр включаются сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети Интернет, содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Основанием для включения в реестр указанных сведений является, в том числе, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В судебном заседании установлено, что прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства в соблюдения федерального законодательства о противодействии экстремистской деятельности.
Судом установлено, что прокуратурой в кабинете прокуратуры <адрес> РТ по адресу: <адрес>, с использованием служебного компьютера в корпусе черного цвета, подключенного к информационно - телекоммуникационной сети при помощи сетевого кабеля, проведена проверка соблюдения требований федерального законодательства о противодействии терроризму, а именно, поиск ресурсов, допускающих размещение материалов, содержащих информацию о продаже оружия. Проверка и поиск Интернет - ресурсов осуществлялась с использованием программы браузера: Mozilla firefox, который входит в стандартный пакет программных компонентов операционных систем. В адресной строке браузера был введен адрес поискового ресурса «Яндекс», при введении в отобразившемся окне поиска ключевых слов ресурсов об изготовлении взрывчатых веществ «как сделать бомбу» было установлено, что на сайтах:
https://www.youtube.com/watch?v=jvDIRWbUvU8
https://www.youtube.com/watch?v=W0W6rFdJ8Us
https://www.youtube.com/watch?v=eLI5etM2qh4
https://www.youtube.com/watch?v=mnpOMh27tzA
https://ok.ru/video/1177227007 размещены материалы о способах изготовления бомб. Указанные сайты содержат информацию, запрещенную законодательством РФ к размещению указанным способом. Доступ к этим ресурсам был свободен для неограниченного круга пользователей.
Данные обстоятельства подтверждается актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ и распечаткой интернет - страниц.
Разрешая заявленные исковые требования суд находит, что размещенная на вышеуказанных сайтах информация находится в свободном доступе и побуждает неопределенный круг лиц к совершению действий, направленных на изготовление бомб, за что законодательством предусмотрена уголовная ответственность. Распространение указанной информации противоречит целям и задачам действующего законодательства и подрывает основы конституционного строя в сфере федерального законодательства о противодействии терроризму.
Анализ положений п. 6 ст. 10 и п. 1 ст. 9 Закона позволяет сделать вывод о том, что информация, за распространение которой предусмотрена уголовная ответственность, является информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
В административном иске, а также в судебном заседании заместителем прокурора указывается, что вход на указанные сайты свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием данных информационных сайтов и скопировать материалы в электронном варианте может любой интернет-пользователь, ограничения на передачу, копирование и распространения отсутствуют. На сегодняшний день указанные выше сайты не закрыты, информация доступна неопределенному кругу лиц.
Таким образом, размещенные на страницах указанных сайтов материалы, направлены на неограниченный круг лиц, в обход установленных законодательством требований..
Согласно ч. 3 ст. 4 Закона РФ от 27 декабря 1991 года №2124-1 «О средствах массовой информации» запрещаются распространение информации, распространение которой запрещено федеральными законами.
Согласно ст. 9, п.п. 1 и 6 cт. 10, 15 Закона от 27 июля 2006 года №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством РФ, ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Запрещается распространение информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
В целях ограничения доступа в сети «Интернет» к указанным интернет-страницам, содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, необходимо внесение данных сайтов в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» в соответствии со ст. 15.1 Закона № 149-ФЗ.
Признание тех или иных информационных материалов, направленных на предоставление неопределенному кругу граждан информации о приобретении оружия, означает констатацию того факта, что они нарушают запреты, установленные федеральным законодательством (Уголовным кодексом РФ).
По делам о признании указанной информации размещенной в сети Интернет, запрещенной к распространению в Российской Федерации юридически значимым обстоятельством является сам факт распространения на таком сайте в сети Интернет запрещенной информации. Установление данного обстоятельства является достаточным основанием для признания информации, распространенной в сети Интернет, запрещенной.
Следовательно, системное толкование вышеприведенных норм права в совокупности с обстоятельствами гражданского дела, позволяют суду сделать вывод о необходимости признания вышеизложенной информации запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, а поэтому исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.
При этом, суд не находит оснований для перевода ответчика в категорию заинтересованных лиц, поскольку Управление Роскомнадзора по РТ является федеральным органом исполнительной власти, на которого в соответствии с п. 5.1.7. Положения о Роскомнадзоре, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16 марта 2009 года №228, возложены функции по созданию, формированию и ведению «Единого реестра доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет».
Исходя из изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227 КАС РФ, суд
решил:
Признать размещенную на интернет-страницах:
https://www.youtube.com/watch?v=jvDIRWbUvU8
https://www.youtube.com/watch?v=W0W6rFdJ8Us
https://www.youtube.com/watch?v=eLI5etM2qh4
https://www.youtube.com/watch?v=mnpOMh27tzA
информацию запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
Направить копию решения суда оператору Единого реестра доменных имен, указателей страниц сайтов информационно телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено (Роскомнадзор, Китайгородский проезд, д.7, строение 2 г. Москва, 109074) для внесения в Единый реестр.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Татарстан через районный суд в течение одного месяца со дня изготовления его в окончательной форме.
Председательствующий: