Судья: Зиновьев А.Ю. Дело № 22-2012
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Ижевск 22 ноября 2018 года
Верховный Суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Яремуса А.Б.,
при секретаре Волковой О.М.,
с участием прокурора Сергеевой С.В.,
осужденного Захарова М.В.,
его защитника - адвоката Сандалова А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела по апелляционной жалобе осужденного Захарова М.В., <данные изъяты> года рождения, на постановление Можгинского районного суда Удмуртской Республики от 23 августа 2018 года, которым удовлетворено ходатайство осужденного о приведении в соответствие с действующим законодательством приговора,
заслушав доклад судьи Яремуса А.Б., выслушав мнение сторон, суд апелляционной инстанции
УСТАНОВИЛ:
Захаров М.В. обратился в суд по месту отбывания наказания в ФКУ <данные изъяты> УФСИН России по УР с ходатайством о приведении вынесенного в отношении него приговора Глазовского районного суда Удмуртской Республики от 1 марта 2017 года в соответствие с изменениями, внесенными в Уголовный кодекс РФ Федеральным законом от 3 июля 2018 года № 186-ФЗ «О внесении изменений в статью 72 Уголовного кодекса РФ».
Постановлением суда ходатайство Захарова М.В. удовлетворено, применены положения п. «б» ч. 3.1 ст. 72 УК РФ в редакции Федерального закона от 3 июля 2018 года № 186-ФЗ, зачтено время содержания Захарова М.В. под стражей в период с <данные изъяты> года в срок лишения свободы из расчета один день за полтора дня отбывания наказания в исправительной колонии общего режима.
В апелляционной жалобе осужденный Захаров М.В., выражая свое несогласие с постановлением суда, указывает на то, что вопреки требованиям закона, судом не зачтено время содержания под стражей после вынесения приговора до вступления его в законную силу, то есть с <данные изъяты> года. Кроме того, считает нерассмотренным его требование о применении в отношении него положений ч. 6 ст. 15 УК РФ. По мнению Захарова М.В., его ходатайство рассмотрено не в полном объеме. Просит отменить решение суда, зачесть в срок отбывания наказания период с <данные изъяты>, применить положения Пленума от 15 мая 2018 года № 10.
Проверив материалы дела, выслушав мнение участников процесса, обсудив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В соответствии со ст. 10 УК РФ уголовный закон, устраняющий преступность деяния, смягчающий наказание или иным образом улучшающий положение лица, совершившего преступление, имеет обратную силу, то есть распространяется на лиц, совершивших соответствующие деяния до вступления такого закона в силу, в том числе на лиц, отбывающих наказание или отбывших наказание, но имеющих судимость.
Федеральным законом от 3 июля 2018 г. № 186-ФЗ внесены изменения в ст. 72 УК РФ.
Положения ч. 3 и ч. 3.1 ст. 72 УК РФ в редакции указанного закона, устанавливающие повышение коэффициентов кратности зачета времени содержания лица под стражей в срок отбывания наказания, сокращают срок отбытия назначенного наказания и улучшают правовое положение осужденных, к которым на этапе досудебного производства и в период судебного разбирательства по уголовному делу применялась мера пресечения в виде заключения под стражу. При таких обстоятельствах данные положения в соответствии со ст. 10 УК РФ имеют обратную силу.
В соответствии с ч. 3, п. «б» ч. 3.1 ст. 72 УК РФ в редакции Федерального закона от 3 июля 2018 г. № 186-ФЗ время содержания лица под стражей до вступления приговора суда в законную силу засчитывается в срок лишения свободы, за исключением случаев, предусмотренных ч.ч. 3.2 и 3.3 указанной нормы, из расчета один день за полтора дня отбывания наказания в исправительной колонии общего режима.
Как следует из материалов дела, приговором Глазовского районного суда Удмуртской Республики от 1 марта 2017 года, с учетом изменений, внесенных апелляционным определением судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Удмуртской Республики от 11 мая 2017 года, Захаров М.В. осужден по шести составам преступлений, предусмотренных п. «а» ч. 3 ст. 158 УК РФ и по п. «в» ч. 3 ст. 158 УК РФ, с применением ч. 3 ст. 69 УК РФ, на 3 года лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима.
Также из материалов дела следует, что с <данные изъяты> года Захаров М.В. взят под стражу. Из резолютивной части приговора Глазовского районного суда Удмуртской Республики от 1 марта 2017 года следует, что в срок отбывания наказания зачтен срок с <данные изъяты> года.
Согласно апелляционного определения Верховного Суда Удмуртской Республики от 11 мая 2017 года приговор в законную силу вступил 11 мая 2017 года.
Суд первой инстанции, удовлетворяя ходатайство осужденного Захарова М.В., применяя положения п. «б» ч. 3.1 ст. 72 УК РФ в редакции Федерального закона от 3 июля 2018 года № 186-ФЗ и зачитывая время содержания Захарова М.В. под стражей в период с <данные изъяты> года в срок лишения свободы из расчета один день за полтора дня отбывания наказания в исправительной колонии общего режима, неправильно применил закон.
В соответствии с ч. 3, п. «б» ч. 3.1 ст. 72 УК РФ в редакции Федерального закона от 3 июля 2018 г. № 186-ФЗ время содержания лица под стражей засчитывается в срок лишения свободы до вступления приговора суда в законную силу, за исключением случаев, предусмотренных ч.ч. 3.2 и 3.3 указанной нормы, из расчета один день за полтора дня отбывания наказания в исправительной колонии общего режима.
Указанных исключений по делу не усматривается.
Обжалуемое судебное решение не соответствует требованиям ч. 4 ст. 7 УПК РФ, на основании п.3 ч.1 ст. 389.15 УПК РФ подлежит изменению.
Помимо зачтенного судом первой инстанции срока содержания осужденного Захарова М.В. под стражей в период с <данные изъяты> года, то есть по день вынесения приговора, в срок отбывания наказания необходимо зачесть период с <данные изъяты> года, поскольку ст. 72 УК РФ (в редакции ФЗ от 03 июля 2018 года N 186-ФЗ) предусмотрено, что в срок лишения свободы засчитывается время содержания лица под стражей до вступления приговора суда в законную силу.
Доводы осужденного Захарова М.В. о применении в отношении него положений ч. 6 ст. 15 УК РФ удовлетворению не подлежат. Согласно постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 мая 2018 года № 10 «О практике применения судами положений ч. 6 ст. 15 УК РФ» положения ч. 6 ст. 15 УК РФ могут быть применены судом, разрешающим вопросы, связанные с исполнением приговора, если вследствие издания уголовного закона, имеющего обратную силу, наказание осужденному в соответствии с п. 13 ст. 397 УПК РФ смягчено до пределов, предусмотренных ч. 6 ст. 15 УК РФ. В связи с изложенным, а также с учетом фактических обстоятельств совершенных Захаровым М.В. преступлений и степени их общественной опасности, оснований для изменения категорий преступлений не имеется.
С учетом изложенного, апелляционная жалоба осужденного Захарова М.В. подлежит частичному удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 389.13, 389.15, 389.20, 389.28, 389.33 УПК РФ, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. – ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ 23 ░░░░░░░ 2018 ░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░. "░" ░. 3.1. ░░. 72 ░░ ░░ (░ ░░░░░░░░ ░░ ░░ 3 ░░░░ 2018 ░░░░ N 186-░░) ░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░.░.░░░░░░