№ 2-86/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«14»июня 2018 года ст-ца Нехаевская
Волгоградской области
Нехаевский районный суд Волгоградской области
в составе: судьи Киселевой О.О.,
при секретаре Кащенко Е.А.,
с участием представителя истца Аветяна С.В., действующего на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Котлярова А.П. к администрации Кругловского сельского поселения Нехаевского муниципального района Волгоградской области, акционерному обществу «Колхоз имени Ленина» о признании права собственности на изолированную часть жилого дома в порядке приобретательной давности,
УСТАНОВИЛ:
Котляров А.П. через своего представителя Аветяна С.В., действующего на основании доверенности, изначально обратился в Нехаевский районный суд Волгоградской области с исковым заявлением к администрации Кругловского сельского поселения Нехаевского муниципального района Волгоградской области, в котором просит признать право собственности в силу приобретательной давности на изолированную часть жилого дома, площадью 59,3 кв.м. с кадастровым номером 34:17:120001:895, расположена по адресу: <адрес>.
В обоснование своих требований указал, что в примерно в начале 1997 года истец совместно со своей супругой Котляровой Л.М. стали проживать в хут. <адрес>, в квартире принадлежащей колхозу имени Ленина. В конце 1998 года Котлярова Л.М. - супруга истца, обратилась в правление колхоза с заявлением о выкупе занимаемой квартиры. 23 декабря 1998 года на заседании правления колхоза им. Ленина заявление о выкупе квартиры удовлетворили, постановив продать квартиру за сумму 19296 рублей, указанную в акте оценки. 26 марта 1999 года в кассу колхоза была внесена денежная сумма в размере стоимости оказанной квартиры в сумме 19296 рублей, о чем была выдана квитанция к приходному кассовому ордеру № 169. Позднее квартира была переведена в изолированную часть жилого дома с площадью 59,3 кв.м. с кадастровым номером 34:17:120001:895, расположена по адресу: <адрес>. С 26 марта 1999 года истец владеет данной недвижимостью непрерывно и открыто как собственник, однако в недавнем времени истцу стало известно, что изолированная часть жилого дома без договора купли продажи, заключенного в установленном законом порядке в его собственность не перешло. Постановлением № 42 выданным администрацией Кругловского сельского совета Нехаевского района Волгоградской область от 31 ноября 1999 года истец получил в собственность земельный приусадебный участок, находящийся под спорным домом площадью 701 кв.м., с кадастровым номером 34:17:120001:296, зарегистрировав право собственности на данный земельный участок в Управлении Росреестра. В настоящее время у истца возникла необходимость в регистрации изолированной части жилого дома, но в регистрации права собственности в управлении Федеральной регистрационной службы по Волгоградской области, отказано. Кроме того, истцом в адрес АО «Колхоз имени Ленина» направлено предложение о заключении договора купли продажи, на которое был получено сообщение о том, что поскольку указанный объект недвижимого имущества с баланса колхоза имени Ленина снят в связи с продажей Котляровой Л.М. на балансе АО «Колхоз имени Ленина» заключить договор купли-продажи указанного недвижимого имущества не представляется возможным. Поскольку истец не может осуществить свое законное право на приобретение в собственность недвижимого имущества, он вынужден обратиться в суд за защитой своих законных прав и интересов. Истец с 1999 года добросовестно, открыто и непрерывно пользуется и владеет изолированной частью жилого дома как своей собственностью на протяжении длительного времени, у истца нет возможности зарегистрировать договор в органах государственной регистрации, и тем самым приобрести это жилое помещение в собственность. Иного жилого помещения у него в собственности не имеется.
Определением Нехаевского районного суда Волгоградской области от 04 июня 2018 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено акционерное общество «Колхоз имени Ленина».
Истец Котляров А.П. в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, доверил представлять свои интересы своему представителю Аветяну С.В. на основании доверенности.
Представитель истца Аветян С.В. в судебном заседании на удовлетворении исковых требований настаивал, подтвердил изложенные в исковом заявлении обстоятельства.
Представитель ответчика - глава администрации Кругловского сельского поселения Нехаевского муниципального района Лукъянчиков Н.П. в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, против исковых требований Котлярова А.П. не возражает.
Представитель ответчика – директор АО «Колхоз имени Ленина» Яменсков С.Г. в судебное заседание представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, не возражает против удовлетворения требований истца.
Третье лицо на стороне истца - Котлярова Л.М. в судебное заседание не явилась, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, представила ходатайство о рассмотрении дела в её отсутствие, против исковых требований Котлярова А.П. не возражает.
Третье лицо – представитель Урюпинского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области Ухлова Е.А. в судебное заседание не явилась, представила ходатайство о рассмотрении дела в её отсутствие с вынесением решения на усмотрение суда.
Выслушав представителя истца Аветяна С.В., исследовав письменные материалы дела, суд находит, что исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме, по следующим основаниям.
Согласно ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
В силу ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем признания права.
В соответствии с пунктом 3 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях и в порядке, которые предусмотрены данным кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.
Как предусмотрено пунктом 1 статьи 234 Гражданского кодекса Российской Федерации, лицо - гражданин или юридическое лицо, - не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность).
По смыслу пункта 1 статьи 234 Гражданского кодекса Российской Федерации у приобретаемого в силу приобретательной давности имущества нет надлежащего собственника либо он есть, но не проявляет к своему имуществу никакого интереса, не совершает юридически значимых действий (владение, пользование и распоряжение имуществом). Только при наличии данных условий имуществом как своим собственным может пользоваться другое лицо, имеющее основания на приобретение права собственности в порядке приобретательной давности.
В силу статьи 236 названного Кодекса гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество.
Из содержания указанных норм и акта их толкования следует, что действующее законодательство, предусматривая возможность прекращения права собственности на то или иное имущество путем совершения собственником действий, свидетельствующих о его, отказе от принадлежащего ему права собственности, допускает возможность приобретения права собственности на это же имущество иным лицом в силу приобретательной давности.
При этом к действиям, свидетельствующим об отказе собственника от права собственности, может быть отнесено, в том числе устранение собственника от владения и пользования принадлежащим ему имуществом, непринятие мер по содержанию данного имущества.
Право собственности на недвижимое и иное имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает у лица, приобретшего это имущество в силу приобретательной давности, с момента такой регистрации.
Требование, согласно которому на момент вступления во владение у давностного владельца должны были иметься основания для возникновения права собственности, противоречит смыслу статьи 234 Гражданского кодекса Российской Федерации. В таком случае право собственности должно было бы возникнуть по иному основанию.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 22 от 29 апреля 2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», давностное владение является добросовестным, если лицо, получая владение, не знало и не должно было знать об отсутствии основания возникновения у него права собственности; давностное владение признается открытым, если лицо не скрывает факта нахождения имущества в его владении. Не наступает перерыв давностного владения в том случае, если новый владелец имущества является сингулярным или универсальным правопреемником предыдущего владельца; владение имуществом как своим собственным означает владение не по договору. По этой причине статьи 234 Гражданского кодекса Российской Федерации не подлежит применению в случаях, когда владение имуществом осуществляется на основании договорных обязательств (аренды, хранения, безвозмездного пользования и т.п.).
Как указано в абзаце первом пункте 16 приведенного выше постановления Пленума, по смыслу статей 225 и 234 Гражданского кодекса Российской Федерации, право собственности в силу приобретательной давности может быть приобретено на имущество, принадлежащее на праве собственности другому лицу, а также на бесхозяйное имущество.
Согласно абзацу первому пункта 19 этого же постановления Пленума возможность обращения в суд с иском о признании права собственности в силу приобретательной давности вытекает из статей 11 и 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которым защита гражданских прав осуществляется судами путем признания права. Поэтому лицо, считающее, что стало собственником имущества в силу приобретательной давности, вправе обратиться в суд с иском о признании за ним права собственности.
Как установлено в судебном заседании, Котлярова Л.М. в конце 1998 года обратилась в правление колхоза имени Ленина с заявлением о продажи квартиры, в двухквартирном жилом доме в хут. <адрес>.
Из выписки из протокола № 7 заседания правления колхоза им. Ленина от 23 декабря 1998 года следует, что правление решило просьбу Котляровой Л.М. удовлетворить, продать квартиру за сумму 19296 рублей, указанную в акте оценки (л.д.13, 14).
Согласно копии квитанции к приходному ордеру № 169 в кассу колхоза имени Ленина Котляровой Л.М. 26 марта 1999 года внесена сумма 19296 рублей за продажу квартиры (л.д.13).
Постановлением Кругловского сельского совета Нехаевского района Волгоградской области №42 от 30.11.99 года Котлярову А.П. предоставлен земельный участок бесплатно в собственность общей площадью 701 кв.м для ведения личного подсобного хозяйства, по адресу: <адрес> (л.д.17).
Право собственности на указанный выше земельный участок зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 16 декабря 1999 года (свидетельство <данные изъяты> л.д.18, кадастровая выписка л.д. 19, выписка из ЕГРН л.д.20).
Из справки администрации Кругловского сельского поселения, Нехаевского муниципального района Волгоградской области следует, что изолированной части жилого дома принадлежащей Котлярову А.П. присвоен адрес: <адрес>, земельному участку - <адрес>.
Постановлением администрации Нехаевского муниципального района Волгоградской области № 159 от 30 марта 2016 года ? доля жилого дома, принадлежащая Котлярову А.П., признана изолированной частью жилого дома.
Из сообщения межмуниципального отдела по городу Урюпинск, Урюпинскому и Нехаевским районам об отказе в государственной регистрации права следует, что истцом для регистрации не представлены документы, подтверждающие наличие права общей долевой собственности Котлярова А.П. на ? долю жилого дома (л.д.56).
Согласно копии кадастрового паспорта помещения и выписки из похозяйственной книги № 1 за 1997-2001гг. (л.д.21-22, 23) ? часть жилого дома числится за Котляровым А.П. лицевой счет № 42, по адресу: <адрес>, 1975 года постройки, общей площадью 59,3 кв.м..
20 июня 2017 года Котляров А.П. обратился к правопреемнику колхоза имени Ленина – АО «Колхоз имени Ленина» с предложением о заключении договора купли-продажи изолированной части дома по адресу: <адрес> (л.д. 15), однако на свое предложение получил отказ, мотивированный тем, что на балансе АО «Колхоз имени Ленина» указанная изолированная часть жилого дома не числится (л.д. 16).
Указанное обстоятельство свидетельствует об отказе собственника ОА «Колхоз имени Ленина» от принадлежащего ему права собственности, на объект недвижимого имущества, созданного организацией, правопреемником которой является АО «Колхоз имени Ленина», что допускает возможность приобретения права собственности на это же имущество иным лицом в силу приобретательной давности.
Факт добросовестного владения предполагает, что истец не знал и не должен был знать о незаконности владения. Добросовестность владения подтверждается выпиской из протокола заседания правления колхоза имени Ленина от 23 декабря 1998 года, квитанцией к приходному кассовому ордеру № 169 от 26 марта 1999 года, актом оценки квартиры (л.д.13,14), то есть, подтвержден факт выделения истцу данного жилого помещения. За время личного владения спорной изолированной частью жилого дома никто из третьих лиц не истребовал имущество из владения истца, в том числе ни возможные собственники, ни их возможные правопреемники. Следовательно, основание владения изолированной частью жилого дома следует считать добросовестным. Факт открытого владения подтверждается тем, что истец не скрывал указанного факта, открыто проживал с семьёй в указанной изолированной части жилого дома, хранил в нем свое имущество, производил за свой счет ремонт, оплачивал коммунальные платежи.
Сообщениями главы администрации Кругловского сельского поселения Нехаевского муниципального района Волгоградской области и директора АО «Колхоз имени Ленина» подтверждается, что изолированная часть жилого дома, расположенная по адресу: <адрес>, на балансе администрации и акционерного общества не числится.
Согласно выписки из единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, сведения о зарегистрированных правах на жилое помещение расположенное по адресу: <адрес> отсутствуют.
В соответствии со ст.56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Из представленных истцом письменных доказательств следует, что истец в указанный им период времени - с 1998 года осуществлял открытое, добросовестное, непрерывное владение спорным имуществом.
Судом установлено, что фактически истец вселился в указанное жилое помещение, проживают в нем с момента предоставления жилого помещения колхозом имени Ленина и до настоящего времени, несёт расходы по содержанию жилья, то есть осуществляет права владения и пользования изолированной частью жилого дома, несмотря на отсутствие зарегистрированного права собственности на данное жилое помещение.
Срок владения имуществом истцом составляет, более 18 лет, то есть с 1998 года по настоящее время, следовательно, срок приобретательской давности соответствует требованиям ст.234 Гражданского кодекса Российской Федерации.
На основании ст.225 Гражданского кодекса Российской Федерации, единственным органом, который был наделен правом, в случае, если спорный объект являлся бесхозяйным в течение времени, истекшего с момента заключения договора, поставить его на учет в орган, осуществляющий государственную регистрацию, являются органы местного самоуправления.
В судебном заседании ответчиком – администрацией Кругловского сельского поселения Нехаевского муниципального района Волгоградской области не представлено доказательств наличия права собственности за иными лицами на указанный объект недвижимости, наличия спора о праве либо сведений о постановке на учет спорного жилого помещения в качестве бесхозяйного. Ответчиком – АО «Колхоз имени Ленина» не представлено доказательств намерения изъять спорное имущество из владения истца. Ответчиками не представлены доказательства оспаривания ими права истца на спорное жилое помещение.
В силу ч. 3 ст. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищные права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Конституционный суд также неоднократно указывал на то, что как сама возможность ограничений, так и характер таких ограничений должны определяться не произвольно, а в соответствии с Конституцией РФ.
В силу ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации права, свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что оснований для отказа в судебной защите прав истца и отказа в признании права собственности за истцом на спорный объект недвижимости не имеется, каких-либо иных ограничений жилищных прав истца, предусмотренных федеральным законом, судом не установлено и не представлено их ответчиком.
Проанализировав все представленные доказательства в их совокупности, в соответствии с требованиями ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает, что исковые требования Котлярова А.П. к администрации Кругловского сельского поселения Нехаевского муниципального района Волгоградской области, АО «Колхоз имени Ленина» о признании права собственности на изолированную часть жилого дома подлежит удовлетворению.
Признание права судом является основанием к государственной регистрации права в силу Закона Российской Федерации «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Котлярова А.П. к администрации Кругловского сельского поселения Нехаевского муниципального района Волгоградской области, акционерному обществу «Колхоз имени Ленина» о признании права собственности на изолированную часть жилого дома в порядке приобретательной давности, удовлетворить.
Признать за Котлярова А.П. право собственности на изолированную часть жилого дома, площадью 59,3 кв.м., с кадастровым номером 34:17:120001:895, расположенную по адресу: <адрес>.
Решение суда является основанием для внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Решение суда первой инстанции, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в апелляционном порядке, в Волгоградском областном суде через Нехаевский районный суд Волгоградской области, в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: О.О.Киселева
Решение суда в окончательной форме принято 19 июня 2018 года.
Судья: О.О.Киселева