Дело № 2А-1614/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
07 мая 2018 года г. Пермь
Мотовилихинский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Булдаковой А. В.,
при секретаре Метелкиной И.С.,
с участием представителя административного истца Дегтярниковой А.П.,
представителя административного ответчика Дарвиш Джазаерли М.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Желтышевой Галины Александровны к Департаменту земельных отношений администрации г. Перми об оспаривании решения, возложении обязанности,
У С Т А Н О В И Л:
Административный истец Желтышева Г.А. обратилась в суд с иском к Департаменту земельных отношений администрации города Перми о признании решения незаконным, возложении обязанности, указав в обоснование следующее.
Она, являясь инвалидом третьей группы бессрочно, 19.01.2016 года обратилась с заявлением к ответчику о предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду на 20 лет для индивидуального жилищного строительства. Решением от 19.02.2018 года ей было отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка, находящегося по адресу: <адрес>, согласно проекту межевания от 31.12.2013г. Причиной отказа послужило указание на то, что в представленных документах не имеется подтверждение нуждаемости заявителя, а также не приложена справка об инвалидности. Считает отказ незаконным. В оспариваемом решении указана справка МСЭ -2013 № об установлении инвалидности до 01.07.2016г., которая к заявлению не прикладывалась, работник Департамента самовольно сослался на указанную справку, что привело к незаконному принятию решения об отказе в удовлетворения заявления. Кроме того, Департаментом не учтено приложенное решение Мотовилихинского районного суда г. Перми от 20.12.2016г. по гражданскому делу №г., которым Желтышева Г.А. признана нуждающейся в жилом помещении и являющейся гражданином, имеющим право на первоочередное получение земельного участка.
Просит признать незаконным отказ Департамента земельных отношений администрации г. Перми № от 19.02.2018 года о предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м. в аренду для индивидуального жилищного строительства согласно схеме расположения земельного участка без проведения торгов, а также обязать Департамент земельных отношений администрации г. Перми повторно рассмотреть заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м., находящегося по адресу: <адрес>, согласно проекту межевания от 31.12.2013 года в аренду для индивидуального жилищного строительства согласно схеме расположения земельного участка и предоставить Желтышевой Г.А. земельный участок в аренду на 20 лет без проведения торгов в соответствии со ст. 17 Федерального Закона РФ «О социальной защите инвалидов».
Административный истец Желтышева Г.А. в судебное заседание не явилась, о дне слушания дела извещена, просила о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Представитель административного истца в судебном заседании поддержал заявленные требования по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель административного ответчика Департамента земельных отношений Администрации г. Перми в судебном заседании с заявленными требованиями не согласился, поддержал доводы письменного отзыва, из которого следует, что наличие у инвалида и семей, имеющих в своем составе инвалидов, права на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства не означает обязанность органа местного самоуправления предоставить по требованию указанных лиц любой произвольно выбранный ими земельный участок. Решение Мотовилихинского районного суда г. Перми от 20.12.2016г. по делу № не свидетельствует о нуждаемости Желтышевой Г.А. в улучшении жилищных условий на момент обращения в Департамент с заявлением в январе 2018 года. Просил в удовлетворении заявленных требований Желтышевой Г.А. отказать в полном объеме.
Представитель заинтересованного лица Администрации г. Перми в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен.
Выслушав представителя административного истца, представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, суд считает, что заявленные исковые требования удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
Материалами дела установлено следующее.
Желтышева Г.А. является инвалидом третьей группы бессрочно, что подтверждено справкой МСЭ-2014 № от 14.10.2016 года.
Установлено, что представителем Желтышевой Г.А. – ФИО5, действовавшим по доверенности, 17.01.2018 года в Департамент земельных отношений администрации г. Перми было подано заявление о предварительном согласовании предоставления без проведения торгов земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, согласно проекту межевания от 31.12.2013г. №, по основаниям, предусмотренным п.п. 14 ч. 2 ст. 39.6 ЗК РФ, ст. 17 Федерального Закона РФ «О социальной защите инвалидов».
Решением Департамента земельных отношений администрации г. Перми от 19.02.2018 года за № И-21-01-07и-1332 отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка на основании п. 2.11.6 административного регламента предоставления Департаментом муниципальной услуги «Предварительное согласование предоставления земельного участка, находящегося в муниципальной собственности». Причиной отказа послужило то обстоятельство, что с заявлением обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов, поскольку на момент подачи заявления не представлен документ, подтверждающий принадлежность Желтышевой Г.А. к категории граждан, обладающих правом на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков без проведения торгов.
Полагая данный отказ незаконным, нарушающим ее право на получение земельного участка, Желтышева Г.А. обратилась в суд с настоящим административным иском.
Согласно ч. 2 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
На основании ч. 2 ст. 227 КАС РФ суд, признав решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Таким образом, для признания ненормативного акта, решения, действия (бездействия) органа местного самоуправления незаконным необходимо наличие двух условий: 1) несоответствие закону или иному нормативному правовому акту; 2) нарушены права и свободы граждан.
Обращаясь с настоящим иском в суд, Желтышева Г.А. указывает на необоснованность в оспариваемом решении ссылки Департамента на справку об инвалидности с истекшим сроком, которая с заявлением представлена не была.
Судом установлено, что действительно в оспариваемом решении имеется указание на то обстоятельство, что с заявлением представлена справка МСЭ-2013 №, которой установлена инвалидность Желтышевой Г.А. до 01.07.2016 года.
Согласно заявлению от 17.01.2018 года, адресованному Желтышевой Г.А. в Департамент земельных отношений администрации г. Перми в перечне приложений сведения о приложении к заявлению указанной выше справки отсутствуют. О том, что справка об инвалидности, ссылка на которую имеется в оспариваемом решении, не прилагалась Желтышевой Г.А. с заявлением, свидетельствует также расписка МФЦ в получении документов. Указанные обстоятельства не были оспорены административным ответчиком в ходе рассмотрения дела.
При указанных обстоятельствах решение Департамента в указанной части не является обоснованным.
Между тем указанное обстоятельство не является основанием для признания оспариваемого решения незаконным, при наличии другого законного основания для отказа в предоставлении земельного участка.
Суд не может согласиться с позицией административного истца о том, что при принятии оспариваемого решения не было принято во внимание представленное с заявлением решение Мотовилихинского районного суда г. Перми от 20.12.2016 года.
Из оспариваемого решения видно, что вышеуказанное решение суда было принято во внимание Департаментом, указано, что решением Мотовилихинского районного суда г. Перми от 20.12.2016 года была установлена нуждаемость Желтышевой Г.А. в жилом помещении, так как она являлась гражданином, имеющими право на первоочередное получение земельного участка.
Однако на момент обращения Желтышевой Г.А. 17.01.2018г. в Департамент земельных отношений администрации г. Перми с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду последней не были представлены документы, подтверждающие нуждаемость Желтышевой Г.А. в улучшении жилищных условий.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.07.1996 года № 901 утверждены Правила предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг.
В силу п.17 данных Правил инвалиды и семьи, имеющие в своем составе инвалидов, обеспечиваются в первоочередном порядке земельными участками для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства на основании заявления и приложенной к нему копии справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной учреждением государственной службы медико-социальной экспертизы, подаваемых в установленном порядке в органы местного самоуправления.
Согласно части 3 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий осуществляется органом местного самоуправления на основании заявления гражданина, поданного в указанный орган по месту своего жительства.
Таким образом, из анализа норм Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и ЖК РФ следует, что право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства предусмотрено законодателем с целью установления дополнительных гарантий реализации инвалидами их права на жилое помещение. В связи с чем, первоочередное право на получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства поставлено в зависимость только от нуждаемости инвалида в улучшении жилищных условий.
С учетом изложенного, по делам, связанным с правами инвалидов на первоочередное обеспечение земельными участками, одним из обстоятельств, имеющих юридическое значение и подлежащих установлению, является наличие или отсутствие нуждаемости инвалида в улучшении жилищных условий.
Указанная правовая позиция содержится в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за январь - июль 2014 года, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 01 сентября 2014 года, и согласуется с позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 19 июля 2016 года N 1577-О.
Категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, перечислены в ст. ст. 51 ЖК РФ. К ним относятся граждане:
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Решением Пермской городской Думы № 103 от 30.05.2006 года утверждена учетная норма площади жилого помещения в размере 12 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного члена семьи (пункт 1 Решения).
Обращаясь 17.01.2018г. с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка Желтышевой Г.А. в подтверждении нуждаемости в улучшении жилищных условий Желтышевой Г.А. представлено лишь решение Мотовилихинского районного суда г. Перми от 20.12.2016г. по делу №, что следует из приложения к заявлению.
Вместе с тем, приложенное к заявлению решение Мотовилихинского районного суда г. Перми от 20.12.2016г. по делу №, которым установлена нуждаемость истицы в жилом помещении, не свидетельствует о нуждаемости Желтышевой Г.А. в улучшении жилищных условий на момент обращения в Департамент с заявлением в январе 2018 года, решением суда установлена нуждаемость в улучшении жилищных условий Желтышевой Г.А. на момент ее обращения в Департамент в 2016 г. При этом, с указанного времени до обращения Желтышевой Г.А. с заявлением 17.01.2018 года жилищные условия могли измениться.
Иных доказательств нуждаемости в улучшении жилищных условий на момент обращения с заявлением административным истцом не представлено, о чем подтвердила представитель истца в судебном заседании.
Кроме этого, суд не находит правовых оснований для удовлетворения заявленных административных исковых требований и по следующим основаниям.
В соответствии с ч.ч. 1, 14 ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (часть 1). Инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства (часть 14).
Пунктом 14 части 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим право на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Согласно подпункту 1 статьи 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов.
Порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов закреплен в статье 39.14 ЗК РФ, которой предусмотрено, что предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:
1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости". В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;
3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости";
4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;
5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;
6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;
7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
Вместе с тем, исходя из рассматриваемых правоотношений сторон, суд считает, что право истицы на предоставление земельного участка основано на положениях Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», а не на нормах Земельного кодекса РФ. О чем также указано самим административным истцом в административном исковом заявлении.
В этой связи обращение истицы, как инвалида, в Департамент за предварительным согласованием предоставления земельного участка, то есть обращение в рамках процедуры предоставления гражданам земельного участка, регламентированной Земельным кодексом РФ, не подлежало положительному разрешению. Положительное решение по обращению инвалида влечет предоставление земельного участка в виде готового объекта правоотношений (сформированного и поставленного органом местного самоуправления на кадастровый учет), поскольку законом на инвалида не возлагается обязанность пройти регламентированную Земельным кодексом РФ процедуру предоставления участка, установленную в ст. 39.14 ЗК РФ, включающую подготовку схемы расположения земельного участка, принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка. Иного выше приведенным Федеральным законом не установлено.
В данном случае, административный истец фактически испрашивает конкретный земельный участок, что следует из поданного 17.01.2018г. в Департамент земельных отношений администрации г. Перми заявления, тогда как названным Законом для инвалида не предусмотрено право произвольного выбора земельного участка, подлежащего предоставлению.
Следовательно, административный истец Желтышева Г.А., считая, что у нее имеются, установленные ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», основания для обращения в Департамент за предоставлением в первоочередном порядке земельного участка, фактически обратилась за предоставлением участка в рамках иного правового регулирования, под которое не подпадает под правоотношения по обеспечению инвалидов земельными участками.
В силу изложенного выше, суд считает, что оспариваемое решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка прав истицы не нарушает, поскольку не повлекло за собой нарушения тех прав, в защиту которых истица обратилась в суд.
Таким образом, заявленные административным истцом Желтышевой Г.А. исковые требования не подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявленных административных исковых требований Желтышевой Галины Александровны к Департаменту земельных отношений администрации г. Перми об оспаривании решения, возложении обязанности, - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Мотовилихинский районный суд г. Перми в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.
Судья: подпись:
Копия верна: Судья: А.В. Булдакова