Дело № 2-2186/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
09 июля 2018 года г. Новосибирска
Судья Центрального районного суда г. Новосибирска Е.А. Певина
При секретаре судебного заседания Н.А. Саливон
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Фогель О. Г., Фогель А. В. к администрации Новосибирского района Новосибирской области о предоставлении земельного участка,
у с т а н о в и л:
Фогель О.Г., Фогель А.В. обратились в суд с иском к Управлению земельных отношений администрации Новосибирского района Новосибирской области, указав в исковом заявлении, что Фогель О.Г. является многодетной мамой, имеющей четырех детей. ДД.ММ.ГГГГ истцы обратились в Управление земельных и отношений администрации Новосибирского района Новосибирской области с заявлением о предоставлении земельного участка как многодетной семье. Их семье присвоили №. За 4 года земельные участки получили 1293 семьи, в 2015 г. перед истцами оставалось 53 семьи. На сегодняшний день земельный участок истцам не предоставлен.
На основании изложенного, истцы просят обязать ответчика предоставить им земельный участок для индивидуального жилищного строительства как многодетной семье.
Определением суда по ходатайству истца ненадлежащий ответчик Управление земельных отношений администрации Новосибирского района Новосибирской области заменен на надлежащего ответчика - администрацию Новосибирского района Новосибирской области.
В судебном заседании истец Фогель А.В. заявленные исковые требования поддержал.
Истец Фогель О.Г. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.
Представитель ответчика – администрации Новосибирского района Новосибирской области Мельников С. Е., действующий на основании доверенности, исковые требования не признал, поддержал доводы, изложенные в письменных возражениях.
Согласно п. 3 ст. 167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.
Суд, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, установил следующее.
Согласно ст. 7 Конституции РФ Р. Ф. - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
В соответствии с п.п. 1 п. 1 ст. 39.1 Земельного кодекса РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование.
В силу п.п. 6 ст. 39.5 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно.
Согласно ст. 15.2 Закона Новосибирской области от 14.04.2003 г. № 108-ОЗ «Об использовании земель на территории Новосибирской области», действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений, бесплатное предоставление в собственность граждан, имеющих трех и более детей, земельных участков, расположенных в городских и сельских поселениях, за исключением городских округов, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также земельных участков из земель, государственная собственность на которые не разграничена, для индивидуального жилищного строительства, ведения садоводства, огородничества или ведения личного подсобного хозяйства, животноводства, дачного строительства, осуществляется в первоочередном порядке, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов.
Порядок бесплатного предоставления в собственность граждан, имеющих трех и более детей, земельных участков, расположенных в городских и сельских поселениях, за исключением, городских округов, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также земельных участков из земель, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливается Правительством Новосибирской области.
В целях упорядочения процесса бесплатного предоставления в собственность граждан, имеющих трех и более детей, земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также земельных участков из земель, государственная собственность на которые не разграничена, Правительство Новосибирской области приняло постановление от 22.11.2011 г. № 495-п "Об утверждении Порядка бесплатного предоставления в собственность граждан, имеющих трех и более детей, земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также земельных участков из земель, государственная собственность на которые не разграничена".
Пунктами 7, 8, 9 Порядка было установлено, что заявления о предоставлении земельных участков принимаются и регистрируются уполномоченным органом в соответствии с утвержденными правилами по делопроизводству. По итогам рассмотрения заявления и приложенных к нему документов уполномоченным органом принимается одно из следующих решений: о постановке на учет гражданина, имеющего право на бесплатное предоставление земельных участков в собственность; об отказе в постановке на учет. В направляемом заявителю письме уполномоченного органа о постановке на учет указывается учетный номер в ведущемся этим уполномоченным органом реестре учета заявлений о бесплатном предоставлении земельных участков и сообщается о возможности предоставления земельного участка.
Согласно п. 12 Порядка, предоставление земельных участков осуществляется на основании решения уполномоченного органа о бесплатном предоставлении земельного участка не позднее трех месяцев со дня их постановки на кадастровый учет. Сформированные земельные участки предоставляются заявителям в порядке очередности регистрации в реестре учета заявлений о бесплатном предоставлении земельных участков.
Судом установлено, что Фогель О.Г. и Фогель А.В. являются родителями детей Фогель Т.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Фогель Д.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Фогель В.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Фогель В.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
На основании заявления о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства от ДД.ММ.ГГГГ Фогель А.В. поставлен на учет на бесплатное предоставление в собственность земельного участка, в реестре заявлений о бесплатном предоставлении в собственность граждан, имеющих трех и более детей, земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также земельных участков из земель, государственная собственность на которые не разграничена, присвоен учетный № как гражданину, имеющему трех и более детей.
01.01.2017 г. вступил в законную силу Закон Новосибирской области от 05.12.2016 года № 112-ОЗ "Об отдельных вопросах регулирования земельных отношений на территории Новосибирской области", на основании которого, Закон № 108-ОЗ и Порядок № 495-п признаны утратившими силу (ст. 12 Закона).
Процедура предоставления земельных участков льготным категориям граждан была изменена.
Согласно п. 1 ст. 6 Закона 112-ОЗ, учет граждан в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельного участка, находящегося в государственной собственности Новосибирской области или муниципальной собственности, а также земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, в собственность бесплатно (далее - учет), осуществляется различными органами:
1) в отношении земельных участков, находящихся в государственной собственности Новосибирской области, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в случаях, установленных федеральным законодательством и (или) законами Новосибирской области, - областным исполнительным органом государственной власти Новосибирской области, уполномоченным в сфере социальной защиты населения на территории Новосибирской области (далее - областной исполнительный орган, уполномоченный в сфере социальной защиты населения);
2) в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в случаях, установленных федеральным законодательством и (или) законами Новосибирской области, - исполнительно-распорядительными органами местного самоуправления соответствующих муниципальных образований Новосибирской области.
Учет осуществляется органами учета путем ведения сводного реестра. Ведение сводного реестра осуществляется в порядке, установленном Правительством Новосибирской области. Постановка на учет осуществляется на основании представленного гражданином заявления в соответствующий орган, осуществляющий учет, либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (п. 2, 3 ст. 6 Закона 112-ОЗ).
В соответствии с пп. 1 п. 11 ст. 6 Закона 112-ОЗ, право граждан на предоставление земельного участка в собственность бесплатно сохраняется в случаях: непредоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, принятым на учет и не получившим земельный участок до достижения детьми возраста 18 лет.
Из представленного ответчиком списка граждан, включенных в сводный реестр граждан, состоящих на учете на бесплатное предоставление в собственность земельных участков, следует, что сводном реестре Фогель А.В. поставлен на учет как многодетный гражданин, нуждающийся в предоставлении земельного участка под индивидуальное жилищное строительство, номер очереди - 4622.
Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Возражая против удовлетворения заявленных истцами требований ответчик ссылается на то обстоятельство, что очередь истцов на получение земельного участка под ИЖС как многодетной семьи не наступила, что подтверждается представленным суду списком очередников.
Как установлено судом с заявлением о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства как лицо, имеющее троих и более детей, истец Фогель А.В. обратился к ответчику ДД.ММ.ГГГГ, поставлен на учет на бесплатное предоставление в собственность земельного участка за номером 1346.
Из письма администрации Новосибирского района Новосибирской области № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 9) следует, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении земельных участков для индивидуального жилищного строительства оповещены граждане, занесенные в реестр до номера 328.
Из письма администрации Новосибирского района Новосибирской области № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 10) следует, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении земельных участков для индивидуального жилищного строительства оповещены граждане, занесенные в реестр до номера 935 и подавшие заявление до ДД.ММ.ГГГГ, аналогичная информация изложена ответчиков в письме № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 5).
Из анализа представленной ответчиков в адрес истцов информации суд приходит к выводу, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ земельные участки под ИЖС были предоставлены гражданам, подавшим заявление до ДД.ММ.ГГГГ (дата подачи заявления истцами ДД.ММ.ГГГГ), при этом, впереди истцов в очереди стоит 412 человек (1346 минус 934).
Из представленного ответчиком сводного списка следует, что очередь истцов как многодетной семьи для предоставления земельного участка под ИЖС составляет 4622, при этом в данной очереди из категории граждан, имеющих трех и более детей, состоят граждане, подавшие заявление с ДД.ММ.ГГГГ с номером очереди 3347, количество семей, состоящих в очереди перед истцами составляет 1275 семей.
Ответчиком не представлено суду каких-либо пояснений, а также доказательств, подтверждающих обоснованность выявленных судом в ходе рассмотрения дела противоречий, не представлено суду доказательств, подтверждающих, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время земельные участки под ИЖС были предоставлены менее чем 412 семьям, имеющим трех и более детей, при этом, представленный суду список не содержит даты его формирования, подписи лица, ответственного за ведение данного списка, что позволяет суду признать данное письменное доказательство недопустимым доказательством по делу.
Таким образом, принимая во внимание то обстоятельство, что ответчиком не представлено суду доказательств, подтверждающих обстоятельства того, что очередь истцов для предоставления земельного участка под индивидуальное жилищное строительство на момент рассмотрения дела судом не наступила, суд находит заявленные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
Р Е Ш И Л :
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░., ░░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 30 ░░░░ 2018 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░