Дело № 3а-197/2021 09 апреля 2021 года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Архангельский областной суд в составе:
председательствующего судьи Панковой А.В.,
при секретаре Степанишиной С.Н.,
с участием прокурора Васильева С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Архангельске 09 апреля 2021 года административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «ДОМОСТРОЙ» о признании недействующими отдельных положений Правил землепользования и застройки городского округа «Котлас» Архангельской области», утвержденных постановлением министерства строительства и архитектуры Архангельской области от 25 июня 2020 года № 57-п,
установил:
Постановлением министерства строительства и архитектуры Архангельской области от 25 июня 2020 года № 57-п внесены изменения в Правила землепользования и застройки городского округа «Котлас» Архангельской области. Оспаривая раздел III «Градостроительные регламенты» Правил землепользования и застройки городского округа «Котлас» в части определения коэффициентов застройки и плотности застройки применительно к конкретным земельным участкам, административный истец указывает на то, что общество является участником правоотношений, регулируемых оспариваемым актом, поскольку основным видом деятельности является разработка строительных проектов. Установление коэффициентов застройки и плотности застройки применительно к конкретным земельным участкам противоречит Своду Правил СП 42.13330.2016 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» (далее – Свод Правил) поскольку таблицей Б.1 данных Правил нормативные показатели плотности застройки определены применительно к микрорайонам (кварталам). Установление завышенных требований нарушает права и законные интересы общества, создает угрозу их нарушения, препятствует принятию необходимого проектного решения в связи с необоснованными ограничениями. Кроме того, нормативный правовой акт содержит коррупциогенный фактор, предусмотренный п.п. «а» п. 4 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов – установление неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям, предъявляя завышенные обременительные требования, нарушает права субъектов предпринимательской деятельности в сфере градостроительства, некоммерческих организаций и граждан. Просит признать раздел III «Градостроительные регламенты» Правил землепользования и застройки городского округа «Котлас» недействующими в части пунктов 4, 5 таблиц 7, 10,13,15,19, 23, 26,29, 33, 37, 49, 53 56.
В судебном заседании представитель административного истца ФИО16 заявленные требования уточнил, просил признать недействующими пункты 5 таблиц 7, 10, 13, 15, 19, 23, 26, 29, 33, 37, 49, 53 56 раздела III «Градостроительные регламенты» Правил землепользования и застройки городского округа «Котлас». Пояснил, что общество является участником правоотношений, регулируемых оспариваемым актом. Осуществление градостроительной деятельности и проектирования подразумевает планирование, приобретение конкретных земельных участков с целью строительства объектов. Определение плотности застройки исходя из размеров земельного участка ограничивает возможность общества осуществлять планирование хозяйственной, коммерческой деятельности в целях получения выгоды. Также общество является арендатором земельного участка, на котором планируется осуществлять строительство. С учетом установленного процента плотности застройки в границах земельного участка общество не сможет осуществить строительство четырехэтажного жилого дома, которое могло быть осуществлено при расчете плотности застройки исходя из границ квартала. Полагает, что оспариваемые нормы не соответствуют положениям ст. 38 ГрК РФ, которая не предусматривает таких параметров разрешенного строительства, п. 7.6, таблице «Б» Свода Правил.
Представители административного ответчика ФИО13, ФИО14 с иском не согласились, пояснили, что коэффициент застройки и коэффициент плотности застройки федеральное законодательство относит не только к микрорайонам (кварталам), но и к земельным участкам, что следует из определения данного термина, содержащихся в приложении «Б» Свода Правил. Кроме того, ссылки представителя административного истца на данное приложение полагают несостоятельными, поскольку с учетом изменения № 1, утвержденного Приказом Минстроя России от 19 сентября 2019 года №557/пр. приложение не является обязательным к применению.
Приложение «Б» Свода Правил в соответствии с п. 32 Перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 04 июля 2020 года №985, в указанный Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил) также не включено.
Предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства в соответствии с частью 6 статьи 30 ГрК РФ указываются в градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны.
Правилами землепользования и застройки городского округа «Котлас» установлены максимальный процент застройки в границах земельного участка и максимальный процент плотности застройки в границах земельного участка в соответствии со ст. 38 ГрК РФ. В период проведения общественных обсуждений от ООО «Домострой» в адрес Комиссии предложений о внесении изменений в Правила землепользования и застройки городского округа «Котлас», а также предложений по проекту внесения изменений в Правила землепользования и застройки городского округа «Котлас» не поступало.
Заслушав пояснения представителей сторон, выслушав заключение прокурора, полагавшего заявленные требования не подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующему.
В силу ч.1 ст. 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части в суд вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Как следует из представленных документов, административный истец является арендатором земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенным по адресу: <адрес>, <данные изъяты> <адрес>; с видом разрешенного использования: малоэтажная многоквартирная жилая застройка.
В связи с изложенным, административный истец является субъектом отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, и вправе заявить настоящий иск.
В соответствии с ч. ч. 7, 8, 9 ст. 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в ч. 8 настоящей статьи, в полном объеме.
Постановлением министерства строительства и архитектуры Архангельской области от 25 июня 2020 года № 57-п внесены изменения в Правила землепользования и застройки городского округа «Котлас» Архангельской области.
Согласно п. 26 ч.1 ст. 16, ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п.п. 1, 3 ч. 3 ст. 8, ч. 1 ст. 24, ч. 1 ст. 32 ГрК РФ утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки относится к компетенции представительного органа местного самоуправления.
В силу абз. 5 подп. 1 п. 1 ст. 7.6.1 областного закона от 23 сентября 2004 года № 259-внеоч.- ОЗ «О реализации государственных полномочий Архангельской области в сфере правового регулирования организации и осуществления местного самоуправления» с 01 января 2019 года к полномочиям органов государственной власти Архангельской области в сфере градостроительной деятельности относятся полномочия органов местного самоуправления городских округов в сфере градостроительной деятельности по подготовке, согласованию, утверждению правил землепользования, застройки городских округов, в том числе изменений в утвержденные правила землепользования и застройки городских округов, подготовке, согласованию, утверждению генеральных планов городских округов, в том числе изменений в утвержденные Генеральные планы городских округов.
В соответствии с п. 1 Положения о министерстве строительства и архитектуры Архангельской области, утвержденного постановлением Правительства Архангельской области от 11 июня 2015 года № 214-пп, уполномоченным исполнительным органом государственной власти Архангельской области, осуществляющим функции в сфере градостроительной деятельности является министерство. Согласно ст. 7.6.4 вышеуказанного областного закона, подп. 5, 7 п. 11.2 Положения о министерстве подготовка, утверждение генеральных планов, правил землепользования и застройки городских округов, в том числе изменений в утвержденные правила застройки находится в компетенции министерства.
Таким образом, правила землепользования и застройки, отдельные положения которых оспариваются административным истцом, приняты уполномоченным органом с соблюдением установленной градостроительным законодательством процедуры, опубликованы в установленном законом порядке, являются действующими. Стороной истца по данным основаниям нормативные акты не оспариваются.
Разделом III «Градостроительные регламенты» Правил землепользования и застройки городского округа «Котлас» (далее - Правил землепользования и застройки) применительно к каждой территориальной зоне установлен максимальный процент плотности застройки в границах земельного участка (пункты 5 таблиц 7, 10, 13, 15, 19, 23, 26, 29, 33, 37, 49, 53 56).
Анализируя соответствие оспариваемых положений Правил землепользования и застройки действующему законодательству, суд исходит из следующего.
Отношения, связанные с территориальным планированием, градостроительным зонированием, планировкой территории, и иные связанные с ними отношения регламентированы Градостроительным кодексом Российской Федерации.
Согласно ч.ч. 1, 4 ст. 3 ГрК РФ законодательство о градостроительной деятельности состоит из названного кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Градостроительному кодексу Российской Федерации.
В соответствии с ч. 4 ст. 30 ГрК РФ на карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон.
Сведения, указываемые в градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, предусмотрены ч. 6 вышеприведенной статьи кодекса.
К данным сведениям, в том числе, относятся: виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (пункт 1); предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства (пункт 2).
В свою очередь предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства определяются в градостроительных регламентах в соответствии с ч. 1 ст. 38 названного кодекса и включают в себя: предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, в том числе их площадь; минимальные отступы от границ земельных участков в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений; предельное количество этажей или предельную высоту зданий, строений, сооружений; максимальный процент застройки в границах земельного участка, определяемый как отношение суммарной площади земельного участка, которая может быть застроена, ко всей площади земельного участка.
Наряду с указанными в п.п. 2 - 4 ч. 1 предельными параметрами разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства в градостроительном регламенте могут быть установлены иные предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства (ч. 1.2).
Указанные в ч.1 настоящей статьи размеры и параметры, их сочетания устанавливаются применительно к каждой территориальной зоне (ч.2).
Процент плотности застройки относится к параметрам разрешенного строительства и представляет собой, согласно определению, данному в приложении «Б» Свода Правил, утвержденного Приказом Минстроя России от 30 декабря 2016 года №1034/пр в редакции от 19 декабря 2019 года, отношение площади всех этажей зданий и сооружений к площади участка (квартала). Таким образом, указанный коэффициент применим по отношению к площади участка, и в силу положений ч. 1.2. ст. 38 ГрК РФ может быть определен в Правилах землепользования и застройки как предельный параметр разрешенного строительства относительно конкретного земельного участка.
Таким образом, установление в каждой территориальной зоне максимального процента плотности застройки в границах земельного участка не противоречит положениям ГрК РФ.
Согласно п. 5 таблицы 19 Градостроительного регламента Правил землепользования и застройки максимальный процент плотности застройки в границах земельного участка в зоне застройки малоэтажными жилыми домами установлен для малоэтажных и среднеэтажных жилых домов в размере 80%; для иных объектов капитального строительства – 40%.
Нормативный акт в указанной части является определенным, не вызывает неоднозначного толкования, отвечает критерию правовой определенности.
Ссылки представителя административного истца о том, что оспариваемый нормативный акт в указанной части противоречит п. 7.6, Приложению «Б» Свода Правил, суд полагает несостоятельными, поскольку данными нормами определены критерии, с учетом которых принимается плотность застройки жилых, общественно-деловых и смешанных зон и ее предельные значения для территории квартала (брутто), включая необходимые по расчету учреждения и предприятия обслуживания, гаражи, стоянки автомобилей, зеленые насаждения, площадки и другие объекты благоустройства. При этом, согласно п. 1.1 Свода Правил с учетом региональных особенностей в региональных и местных нормативах градостроительного проектирования, утвержденных в установленном порядке, допускается конкретизация и дополнение изложенных в своде требований.
Кроме того, в соответствии с изменениями, внесенными в Свод Правил приказом Минстроя России от 19 сентября 2019 года №557/пр и введенными в действие с 20 марта 2020 года, статус «обязательное» приложения «Б» исключен, и на момент принятия оспариваемого нормативного акта данный статус не действовал.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04 июля 2020 года № 985 «Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» в разделе 7 Свода Правил предусмотрены только пункты 7.1 и 7.5. С учетом указанного, п. 7.6 также не носит обязательного характера.
Доводы стороны административного истца о наличии в оспариваемом нормативном акте завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, - установление неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям, что согласно подп. «а» п. 4 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов относится к коррупциогенному фактору, суд отклоняет, поскольку п. 5 таблицы 19 Градостроительного регламента Правил землепользования и застройки не устанавливает не предусмотренных законодательством требований к заявителям.
Пункты 5 таблиц 7, 10, 13, 15, 23, 26, 29, 33, 37, 49, 53, 56 Правил землепользования и застройки, предусматривающие максимальный процент застройки в границах земельных участков, расположенных соответственно в зонах застройки индивидуальными жилыми домами, ведения личного подсобного хозяйства, застройки жилыми домами блокированной застройки, смешанной застройки индивидуальными и квартирными домами с участками, среднеэтажными жилыми домами, многоэтажными жилыми домами; в зоне делового, общественного и коммерческого назначения, зоне объектов образования и просвещения, объектов здравоохранения, зане социального назначения, коммунально-складской зоне, права административного истца не нарушают, поскольку он не является правообладателем земельных участков в указанных зонах. Как следует из пояснений представителя административного истца, в настоящее время общество является правообладателем только земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>. Выполнение проектных, строительных работ в данных зонах, на что ссылается представитель административного истца, осуществляется в пределах градостроительной документации, предоставленной обществу правообладателями земельных участков, которые в случае несогласия с содержащимися в ней параметрами вправе оспаривать их самостоятельно.
Согласно п.2 ч.2 ст. 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 - 180, 215 КАС РФ суд
решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 5 ░░░░░░ 7, 10, 13, 15, 19, 23, 26, 29, 33, 37, 49, 53 56 ░░░░░░░ III «░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░» ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 25 ░░░░ 2020 ░░░░ № 57-░ - ░░░░░░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░