Дело № 2а-120/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Южа Ивановской области 02 марта 2020 года
Палехский районный суд Ивановской области в составе:
председательствующего судьи Пятых Л.В.,
помощника прокурора Южского района Ивановской области Габалини Я.Э.,
представителя административного истца – ФКУ ИК-6 УФСИН России по Ивановской области Кутьина И.А., действующего по доверенности,
осужденного Вострикова Д.В.,
при секретаре Зверевой О.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении постоянного судебного присутствия Палехского районного суда Ивановской области в г. Южа Южского района Ивановской области (с использованием системы видеоконференц-связь) административное дело по административному исковому заявлению ФКУ ИК-6 УФСИН России по Ивановской области об установлении административного надзора в отношении осуждённого Вострикова Д. В., освобождаемого из мест лишения свободы,
У С Т А Н О В И Л:
Востриков Д.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, гражданин РФ, уроженец <адрес>, осужден 06 октября 2017 года приговором Родниковского районного суда Ивановской области по ч.2 ст.228 УК РФ к 3 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима.
Начало срока наказания: 19 июня 2017 года.
Окончание срока наказания: 18 июня 2020 года.
Администрация исправительного учреждения ФКУ ИК-6 УФСИН России по Ивановской области в лице врио начальника ИК-6 Усова В.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением об установлении в отношении осуждённого Вострикова Д.В. административного надзора на срок 3 года, с применением административных ограничений в виде обязательной явки в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания, для регистрации в установленные органом дни не менее 4 раз в месяц; запрета на выезд за пределы населенного пункта (территории муниципального района), избранного в качестве постоянного проживания без разрешения органа внутренних дел.
Заявление мотивировано тем, что Востриков Д.В. отбывает наказание за совершение тяжкого преступления. В период отбывания наказания был признан злостным нарушителем установленного порядка содержания. В исправительном учреждении в целом характеризуется отрицательно.
Представитель административного истца - исправительного учреждения ФКУ ИК-6 УФСИН России по Ивановской области Круглов И.В. в судебном заседании административные исковые требования поддержал по доводам, изложенным в административном исковом заявлении, настаивал на их удовлетворении.
Административный ответчик – осужденный Востриков Д.В., в судебном заседании просил рассмотреть вопрос о снижении срока административного надзора до 2-х лет, снижении количества явок на регистрацию до 2-3-х, и не применении ограничения в виде запрета на выезд за установленные судом пределы территории. Считает, что административные ограничения могут отразиться на его семейной жизни и трудовой деятельности.
Прокурор Габалиня Я.Э. заявление об установлении административного надзора считает обоснованным и подлежащим удовлетворению. Административное ограничение в виде запрета на выезд за пределы установленной судом территории считает излишним.
Выслушав представителя административного истца, административного ответчика, прокурора, исследовав материалы дела и личного дела осужденного, суд приходит к следующему:
согласно ст. 2 Федерального закона от 06.04.2011 N 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобождёнными из мест лишения свободы», (далее по тексту Федеральный закон от 06.04.2011 года №64-ФЗ) административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 настоящего Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
В силу ч.1 ст.3 Федерального закона от 06 апреля 2011 года № 64-ФЗ административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобождённого из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение тяжкого преступления.
Согласно п. 1 ч.3 ст.3 и ст. 5 Федерального закона от 06.04.2011 года №64-ФЗ, административный надзор в отношении лица, имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение тяжкого преступления и признававшегося злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, устанавливается на срок от одного до трёх лет, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости.
Как следует из материалов дела и личного дела осужденного, Востриков Д.В. осужден приговором Родниковского районного суда Ивановской области от 06.10.2017 года по ч. 2 ст. 228 УК РФ, т.е. за совершение умышленного преступления, отнесенного в соответствии со ст. 15 УК РФ к категории тяжких.
На основании ч.2 ст.116 УИК РФ, постановлением временно исполняющего обязанности начальника ФКУ ИК-6 УФСИН России по Ивановской области от 22 октября 2019 года был признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.
Таким образом, обращение администрации исправительного учреждения в суд с заявлением об установлении административного надзора в отношении Вострикова Д.В. является обоснованным, поскольку административный ответчик за время отбывания наказания в виде лишения свободы, назначенного за совершение тяжкого преступления, признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.
В соответствии со ст. 86 УК РФ (в действующей редакции), судимость за совершение тяжкого преступления погашается по истечении восьми лет после отбытия наказания.
Срок административного надзора исчисляется со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения (ч.3 ст. 5).
При установлении административного надзора, согласно ст. 4 ФЗ от 06 апреля 2011 года №64-ФЗ, в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться административные ограничения, приведенные в данной норме. Указанный перечень является исчерпывающим.
При этом в соответствии ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 06.04.2011 года №64-ФЗ установлены требования и условия к обязательному применению отдельных административных ограничений, таких как обязательные явки от 1 до 4 раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации; 2) запрещения поднадзорному лицу, имеющему непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, выезда за установленные судом пределы территории; 3) запрещения поднадзорному лицу, не имеющему места жительства или пребывания, выезда за установленные судом пределы территории.
Согласно представленной администрацией исправительного учреждения характеристике от 17.02.2020 года Востриков Д.В., за период отбывания наказания с 19 июня 2017 года поощрений не имел, на протяжении 2017, 2018, 2019 годов допустил 20 нарушений установленного порядка содержания, в связи с чем, подвергнут дисциплинарным взысканиям, в том числе в виде водворения в ШИЗО и ПКТ. Имея неснятые и непогашенные взыскания, с учетом положений ст.117 УИК РФ, до настоящего времени Востриков Д.В. считается нарушителем установленного порядка содержания. В исправительном учреждении не трудоустроен и желания трудиться не проявляет, поощрений не имеет, на воспитательные мероприятия реагирует слабо, должных выводов не делает, с заявлением о вступлении в какой-либо кружок не обращался, в общественной жизни отряда участие не принимает, библиотекой не пользуется, отношения поддерживает с осужденными различной направленности, в общении с представителями администрации вежлив, форму одежды соблюдает не всегда. Администрацией исправительного учреждения в целом характеризуется отрицательно.
Вместе с тем, с ноября 2019 года поведение осужденного стабилизировалось и нарушений установленного порядка отбывания наказания, он не допускал. С 28.11.2019 года по 11.12.2019 года прошел обучение и ему присвоена квалификация «подсобный рабочий 1 разряда».
Востриков Д.В. является гражданином РФ, 14.03.2019 года вступил в брак, несовершеннолетних детей не имеет, инвалидности не имеет. Имеет регистрацию по адресу: <адрес>. Возможность проживания осужденного по месту регистрации, подтверждена справкой МО МВД РФ «Родниковский» от 27.12.2019 года
При определении срока административного надзора, и административных ограничений судом учитывается характер и степень общественной опасности совершенного преступления, связанного с незаконным оборотом наркотических средств, относящегося к категории тяжких, данные характеризующие личность осуждённого, его семейное положение, а также данные, характеризующие его поведение за период отбывания наказания, которое в целом являлось крайне нестабильным и носило преимущественно отрицательную направленность, характер и периоды допущенных нарушений, срок, истекший с момента признания злостным нарушителем, последующее поведение осужденного, характеристику исправительного учреждения. Для достижения целей административного надзора, указанных в ст. 2 ФЗ от 06.04.2011 года №64-ФЗ, суд считает необходимым установить Вострикову Д.В. административный надзор на максимальный срок, предусмотренный п.1 ч.1 ст. 5 Закона «Об административном надзоре за лицами, освобождёнными из мест лишения свободы», т.е. на срок 3 года, с административными ограничениями в виде обязательной явки 3 раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации, что является соразмерным и будет отвечать целям административного надзора.
При изложенных обстоятельствах суд не находит оснований для снижения срока административного надзора и количества ежемесячных явок на регистрацию в орган внутренних дел.
Разрешая требования административного истца об установлении административного ограничения, в виде запрета на выезд за пределы населенного пункта (территории муниципального района), избранного осужденным в качестве постоянного проживания, без разрешения органа внутренних дел, суд приходит к следующему:
согласно разъяснений Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16.05.2017 года № 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», выбор вида административных ограничений не может носить произвольный характер и должен быть направлен на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений или административных правонарушений, оказание воспитательного воздействия.
Основанием для применения ограничения в виде запрета на выезд за установленные пределы территории, административным истцом указано на совершение осужденным преступления на территории <адрес> при наличии временной регистрации в <адрес>, а также на рекомендации ОВД <адрес>.
При этом из материалов дела следует, что во время совершения преступления Востриков Д.В. имел регистрацию по месту жительства на территории <адрес>, где проживал с матерью, характеризовался удовлетворительно, имел временную регистрацию и периодически посещал своего отца и братьев на территории <адрес>. Преступление совершено на территории <адрес>.
Изложенные обстоятельства не позволяют придти к выводу о связи криминальной направленности поведения осужденного с его передвижениями и выездами за пределы муниципального образования по месту жительства.
Иных обстоятельств, свидетельствующих о том, что административное ограничение в виде запрета на выезд за установленные судом пределы территории, может способствовать достижению целей административного надзора, либо является обязательными в силу закона, исследованные материалы не содержал. Не приведено таких данных и в административном исковом заявлении. Рекомендации ОВД <адрес> такими обстоятельствами не являются.
Учитывая изложенное, суд не усматривает оснований для установления Вострикову Д.В. такого административного ограничения, как запрет на выезд за установленные судом пределы территории.
Оснований для установления других ограничений, предусмотренных ст.4 ФЗ от 06.04.2011 года №64-ФЗ, судом не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 272, 179-180 КАС РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление ФКУ ИК-6 УФСИН России по Ивановской области об установлении административного надзора в отношении осужденного Вострикова Д. В. удовлетворить.
Установить в отношении освобождаемого из мест лишения свободы Вострикова Д. В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, гражданина РФ, уроженца <адрес>, административный надзор на срок 3 года.
Установить Вострикову Д. В. административные ограничения:
- обязательная явка 3 (три) раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации, в дни, установленные данным органом.
Требования о применении иных административных ограничений оставить без удовлетворения.
Разъяснить Вострикову Д.В., что он должен явиться для постановки на учёт в орган внутренних дел в течение 3 рабочих дней со дня прибытия к избранному им месту жительства или пребывания, после освобождения из мест лишения свободы.
Срок административного надзора исчисляется со дня постановки на учёт в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Палехский районный суд в течение десяти дней со дня вынесения.
Председательствующий подпись Пятых Л.В.
Решение вынесено в окончательной форме 02 марта 2020 года.