Дело № 2-529/2017
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
15 сентября 2017 года город Снежинск
Снежинский городской суд Челябинской области в составе:
председательствующего – судьи Чуфарова Г.В.,
при секретаре Рукавишниковой Д.Р.,
с участием:
помощника прокурора закрытого административно - территориального образования город Снежинск Челябинской области Александровой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по предъявленному в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации иску прокурора закрытого административно - территориального образования город Снежинск Челябинской области, в интересах неопределенного круга лиц, к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад общеразвивающего вида №5» о возложении обязанности по заключению договора на утилизацию либо сбор отработанных у образовательного учреждения ртутных (люминесцентных) ламп со специализированной организацией, имеющей лицензию на обращение с отходами такого класса опасности,
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор закрытого административно - территориального образования город Снежинск Челябинской области (далее по тексту - прокурор ЗАТО г. Снежинск) обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц, в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в котором просит обязать ответчика Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №5» (далее по тексту МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №5») в течение месяца со дня вступления решения в законную силу заключить договор на утилизацию либо сбор отработанных у образовательного учреждения ртутных (люминесцентных) ламп со специализированной организацией, имеющей лицензию на обращение с отходами такого класса опасности.
В обоснование заявленных требований прокурор ЗАТО г. Снежинск, указал, что в ходе проведенной прокуратурой ЗАТО г. Снежинска проверки образовательного учреждения, выявлено нарушение требований законодательства Российской Федерации, установлен факт отсутствия у ответчика договора на утилизацию указанных опасных отходов со специализированной организацией, имеющей лицензию на обращение с отходами такого класса опасности. Сбор, хранение и утилизация ртутных (люминесцентных) ламп производится образовательным учреждением самостоятельно. По этим причинам прокурор ЗАТО г. Снежинск просит заявленные им исковые требования удовлетворить (л.д. 3-7).
В судебном заседании помощник прокурора ЗАТО г. Снежинск Александрова А.А. просила суд исковое заявление удовлетворить в полном объеме.
Представители ответчика МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №5» и третьего лица Муниципального казённого учреждения «Управление образования Администрации города Снежинска», будучи надлежащим образом извещенными о дате, времени и месте рассмотрения настоящего гражданского дела (л.д. 40,41), в судебное заседание не явились, представив в суд заявления с просьбой о рассмотрении дела без их участия (л.д. 16,18), не возражали против удовлетворения исковых требований.
Суд считает возможным рассмотреть данное гражданское дело без участия представителей ответчика и третьего лица.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд полагает, что иск прокурора ЗАТО г. Снежинск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 42 Конституции РФ, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
В соответствии со ст. ст. 23, 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002, ст. 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999, юридические лица в процессе своей деятельности не должны оказывать негативное воздействие на окружающую среду.
Согласно ст. ст. 1, 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998, территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
К отходам производства и потребления относятся остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
Основы законодательства Российской Федерации «Об охране здоровья граждан» от 22.07.1993 устанавливают, что охрана здоровья граждан – это совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемиологического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека.
Отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды, здоровья населения и среды обитания, должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами.
Согласно Федеральному классификационному каталогу отходов, утвержденному приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 02.12.2002, Федеральный классификационный каталог отходов представляет собой перечень образующихся в Российской Федерации отходов, систематизированных по совокупности приоритетных признаков: происхождение, агрегатному и физическому состоянию, опасным свойства, степени вредного воздействия на окружающую среду. Все виды отходов в соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов относятся к отходам определенного класса опасности.
Отработанные ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки при этом отнесены к первому классу опасности для окружающей природной среды с очень высокой степенью вредного воздействия на окружающую среду.
Правила обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации №681 от 03.09.2010 определяют потребителей ртутьсодержащих ламп как юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, не имеющих лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов I – IV класса опасности, а также физических лиц, эксплуатирующих осветительные устройства и электрические лампы с ртутным заполнением.
Не допускается самостоятельное обезвреживание, использование, транспортирование и размещение отработанных ртутьсодержащих ламп потребителями отработанных ртутьсодержащих ламп, а также их накопление.
Сбор у потребителей, размещение отработанных ртутьсодержащих ламп в целях их обезвреживания, последующей переработки и использования переработанной продукции осуществляют специализированные организации.
В соответствии со ст. ст. 8, 11, 28 и 55 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.
Во всех видах организаций должны выполняться требования санитарного законодательства. За нарушение санитарного законодательства устанавливается дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством.
Согласно ст. 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012, к компетенции образовательной организации относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.
Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации; а также несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке, в частности, за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Установлено, что МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №5» является юридическим лицом, созданным для осуществления образовательной деятельности. В учреждении в рабочие дни находится неопределенный круг сотрудников учреждения и несовершеннолетних воспитанников учреждения.
В процессе своей деятельности образовательное учреждение использует для освещения помещений ртутные (люминесцентные) лампы.
Между тем, на момент проверки установлено, что между МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №5» и ООО «РЭП» 30.12.2016 заключен контракт на техническое обслуживание инженерного оборудования и сетей №/ДУ (л.д. 8).
В соответствии с п. 1.2 указанного контракта ООО «РЭП» взяло на себя обязательства, в том числе, по размещению для утилизации ртутьсодержащих ламп.
При этом в соответствии с п. 9, 10, 13 Правил №681 сбор отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей отработанных ртутьсодержащих ламп, а также размещение отработанных ртутьсодержащих ламп в целях их обезвреживания, последующей переработки и использования переработанной продукции осуществляется специализированной организацией.
С учетом изложенного, ООО «РЭП» не может выполнять работы по сбору, транспортированию, размещению для утилизации ртутьсодержащих ламп, так как не является специализированной организацией имеющей лицензию на осуществление указанного вида деятельности.
Кроме того, постановлением мирового судьи судебного участка №1 г. Снежинска Челябинской области от 18.05.2017 директор ООО «РЭП» Колчин Н.В. привлечен к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ – осуществление предпринимательской деятельности без специализированного разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна) (л.д. 9-12). Постановление вступило в законную силу 06.06.2017.
Таким образом, на момент проверки договор на утилизацию указанных опасных отходов со специализированной организацией, имеющей лицензию на обращение с отходами такого класса опасности, образовательным учреждением не заключен. Сбор, хранение и утилизация ртутных (люминесцентных) ламп производится образовательным учреждением самостоятельно.
Использование ртутных (люминесцентных) ламп образовательным учреждением при отсутствии договора на утилизацию указанных опасных отходов со специализированной организацией, имеющей лицензию на обращение с отходами такого класса опасности, не обеспечивает исполнение образовательным учреждением требований природоохранного законодательства; может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан; создает опасные условия пребывания в образовательном учреждении для неопределенного круга лиц, в том числе, несовершеннолетних.
Кроме того, отсутствие такого договора в образовательном учреждении может привести к необратимым нарушениям экологической системы Снежинского городского округа, связанным с попаданием токсичных отходов, образующихся при эксплуатации люминесцентных ламп, в окружающую среду.
Принимая во внимание, что осуществление деятельности образовательного учреждения в отсутствие договора на утилизацию отработанных в образовательном учреждении ртутных (люминесцентных) ламп со специализированной организацией, имеющей лицензию на обращение с отходами такого класса опасности, не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области экологической безопасности, может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, создает опасные условия для неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, нарушает их права и законные интересы, суд, руководствуясь приведенными выше нормами считает, что требования прокурора являются законными и обоснованными.
Поскольку по сроку исполнения обязанности по заключению договора на утилизацию отработанных в образовательном учреждении ртутных (люминесцентных) ламп со специализированной организацией, а именно в течение месяца со дня вступления решения в законную силу, то суд полагает возможным установить указанный срок для исполнения решения суда.
Таким образом, иск прокурора ЗАТО г. Снежинск подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 194 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Исковое заявление прокурора закрытого административно - территориального образования город Снежинск Челябинской области, предъявленное в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в интересах неопределенного круга лиц, к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад общеразвивающего вида №5» о возложении обязанности по заключению договора на утилизацию либо сбор отработанных у образовательного учреждения ртутных (люминесцентных) ламп со специализированной организацией, имеющей лицензию на обращение с отходами такого класса опасности, удовлетворить.
Обязать Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №5», в течение месяца со дня вступления решения в законную силу заключить договор на утилизацию либо сбор отработанных у образовательного учреждения ртутных (люминесцентных) ламп со специализированной организацией, имеющей лицензию на обращение с отходами такого класса опасности.
Решение может быть обжаловано в течение месяца в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Снежинский городской суд Челябинской области.
Председательствующий Г.В. Чуфаров