УИД 21RS0№
№ 2-2321/2021
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 октября 2021 г. г. Чебоксары
Калининский районный суд г. Чебоксары под председательством судьи Захаровой О.С., при секретаре судебного заседания Семёновой Е., с участием представителя истца – старшего помощника прокурора Калининского района г.Чебоксары Андреевой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора Калининского района г. Чебоксары в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Ананьевой З.Е. об обязании создать условия инвалидам и гражданам других маломобильных групп населения для беспрепятственного доступа к объекту социальной инфраструктуры,
у с т а н о в и л:
Заместитель прокурора Калининского района г. Чебоксары обратился в суд с иском с учетом уточнения в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Ананьевой З.Е. об обязании создать условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объекту социальной инфраструктуры в течение трех месяцев с момента вступления решения в законную силу.
Требования мотивированы тем, что часть нежилого помещения общей площадью 34,1 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, принадлежащего Ананьевой З.Е., передана в аренду индивидуальному предпринимателю Ананьеву Д.В. во временное владение и пользование в качестве магазина «Оптика». В нарушение требований действующего законодательства вход в здание магазина «Оптика» не оборудован для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения для пользования общественным зданием и получении социально-бытовых услуг.
В судебном заседании представитель истца – старший помощник прокурора Калининского района г. Чебоксары Андреева Н.В. уточненные исковые требования поддержала по изложенным в иске основаниям, вновь приведя их суду, выразила согласие на рассмотрение дела в порядке заочного производства.
Ответчик Ананьева З.Е. в судебное заседание не явилась, о времени и месте слушания дела извещалась по правилам ст. 113 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее – ГПК РФ), извещения на 19 августа, 4 и 19 октября 2021 г., направленные по указанному в иске и адресной справке адресу, вернулись в суд с отметкой почтовой службы по истечении срока хранения корреспонденции. В соответствии со ст. 117 ГПК РФ адресат, отказавшийся принять судебную повестку или иное судебное извещение, считается извещенным о времени и месте судебного разбирательства.
Третье лицо ИП Ананьев Д.В. также в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, – Калининской РО Чувашской Республиканской общественной организации Всероссийского общества инвалидов (далее – КалининскаяРО ЧРОООО ВОИ), ООО «Новоюжный Калининского района», извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечили, причины неявки суду не сообщены.
В соответствии со ст. ст. 167, 234 ГПК РФ с согласия представителя истца суд рассмотрел дело в отсутствие ответчика в порядке заочного производства.
Заслушав объяснения представителя истца, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации.
Судом установлено, что нежилое помещение общей площадью 34,1 кв.м, расположенное на 1 этаже жилого дома по адресу: <адрес>, пом. 1, принадлежит на праве собственности ответчику Ананьевой З.Е., что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.32-35).
Часть нежилого помещения за № площадью 5 кв.м передана собственником Ананьевой З.Е. во временное владение и пользование индивидуальному предпринимателю Ананьеву Д.В. на основании заключенного между ними договора безвозмездного пользования нежилым помещением (аренды) от ДД.ММ.ГГГГ на срок с 1 января по ДД.ММ.ГГГГ (л.д.29-30). Арендованное Ананьевым Д.В. нежилое помещение используется в качестве магазина «Оптика» (л.д. 7).
В силу характера оказываемых услуг населению магазин «Оптика» является объектом социальной инфраструктуры и настоящее исковое заявление направлено в защиту нравственности, прав и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, т.к. в результате бездействия ответчиком создания условий инвалидам и гражданам других маломобильных групп населения для беспрепятственного доступа в магазина «Оптика» могут быть нарушены права граждан с ограниченными возможностями на равные со всеми гражданами возможностями в пользовании объектами инфраструктуры и получении социально-бытовых услуг.
Из материалов дела следует, что вход в нежилое помещение, где располагается магазин «Оптика», не оборудован для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения, что подтверждается представленными суду актами от 20 июня и ДД.ММ.ГГГГ, составленными старшим помощником прокурора Андреевой Н.В. и председателем Калининского РО ЧРОООО ВОИ ФИО5, а также фотографиями, и не оспорено ответчиком (л.д. 5,6,42).
В силу ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью.
Согласно п. 1 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №181-ФЗ) федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам.Установив законом полномочия, права и обязанности разных субъектов по осуществлению мер социальной защиты инвалидов, включая меры их социальной поддержки и социального обслуживания, законодатель отнес к таким мерам обязанность ряда субъектов, в том числе органов местного самоуправления, по созданию условий инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.
Закрепляющее обязанность положение ч. 1 ст. 15 Федерального закона №181-ФЗносит общий характер и не содержит указания на конкретные способы ее исполнения уполномоченными субъектами, в том числе органами местного самоуправления, равно как и не разграничивает ответственность за ее осуществление между указанными субъектами. Это положение не ограничивает самостоятельность органов местного самоуправления в выборе средств осуществления данной обязанности, поскольку непосредственно не предусматривает объем расходов местных бюджетов на мероприятия по созданию условий инвалидам для доступа к объектам социальной инфраструктуры и сроки решения поставленной задачи. Конкретизация данного положения, в частности, в законодательстве о местном самоуправлении, градостроительной деятельности, техническом регулировании, определяет деятельность органов местного самоуправления и иных управомоченных субъектов в указанной сфере.
Одним из средств конкретизации оспариваемого положения ч. 1 ст. 15 Федерального закона №181-ФЗ является нормативное закрепление требования доступности зданий и сооружений – объектов социальной инфраструктуры для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения, в том числе заключающееся в оборудовании в указанных зданиях и сооружениях пандусов. Необходимость установления такого требования вытекает из Градостроительного кодекса РФ (ст.ст. 2, 24 и 48) и Федерального закона от 30.12.2009 №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», вступающего в силу в полном объеме с 01.07.2010 (ст.ст. 3, 8, 12, 15, 30). Конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения указаны в строительных нормах и правилах (например, СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения»).
В соответствии с п.4.1.14 Свода Правил СП 59.13330.2016 лестницы должны дублироваться пандусами или подъемными устройствами. Наружные лестниц и пандусы должны быть оборудованы поручнями. Длина марша пандуса не должна превышать 9,0 м, а уклон не круче 1:20 (5%). Ширина между поручнями пандуса должна быть в пределах 0,9-1,0 м. Пандус с расчетной длиной 36,0 м и более или высотой более 3,0 м следует заменять подъемными устройствами.
Пунктом 5.2.15 Свода Правил СП 59.13330.2016 установлено, что вдоль обеих сторон всех пандусов и открытых лестниц, а также у всех перепадов высот горизонтальных поверхностей более 0,45необходимо устанавливать ограждения с поручнями. Поручни следует располагать на высоте 0,9 м (допускается от 0,875 до 0,92 м), у пандусов – дополнительно и на высоте 0,7м. Поручень перил с внутренней стороны лестницы должен быть непрерывным по всей ее высоте. Расстояние между поручнями пандуса принимать в пределах 0,9 до 1) м. Завершающие горизонтальные части поручня должны быть длиннее марша лестницы или наклонной части пандуса на 0,3 м (допускается от 0,27 до 0,33 м) и иметь не травмирующее завершение.
Сводом правил СП 59.13330.2016 предусмотрены и иные, помимо установки пандусов, виды обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам социальной инфраструктуры.
Таким образом, поскольку ответчиком, как собственником нежилого помещения, нарушены требования Федерального закона №181-ФЗ, требования прокурора о возложении на Ананьеву З.Е. обязанность установить кнопку вызова для инвалидов при входе в указанное выше нежилое помещение со следующими параметрами: расположение на высоте 0,85 м; расстояние до ближайших выступов не менее 0,4 м; подъезд к кнопке вызова должен быть свободным; место установки кнопки должно свободно просматриваться с окон организации, панель кнопки должна быть стилизована значком «Инвалид», подлежат удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.
Суд считает возможным определить по требованию истца срок 3 месяца для установления кнопки вызова для инвалидов при входе в нежилое помещение, исчисляемый со дня вступления решения в законную силу.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Таким образом, с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 6000 руб.
Руководствуясь ст. ст. 194-199, 234-237 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования заместителя прокурора Калининского района г.Чебоксары Чувашской Республики удовлетворить.
Возложить на Ананьеву З.Е. обязанность в 3-хмесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу создать условия инвалидам и гражданам других маломобильных групп населения для беспрепятственного доступа в нежилое помещение №, расположенного по адресу: <адрес>, магазин «Оптика», в соответствии со Сводом правил СП 59.13330.2016 путем установки при входе в помещение кнопки вызова для инвалидов на высоте 0,85 м; расстояние до ближайших выступов не менее 0,4 м; подъезд к кнопке вызова должен быть свободным; место установки кнопки должно свободно просматриваться с окон организации, панель кнопки должна быть стилизована значком «Инвалид».
Взыскать с Ананьевой Зои Ефимовны государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 300 (триста) руб.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики через Калининский районный суд г.Чебоксары в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Мотивированное решение составлено 19 октября 2021 г.
Судья О.С. Захарова
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты> О.С. Захарова