РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Екатеринбург 07 мая 2024 года
Орджоникидзевский районный суд г. Екатеринбурга в составе:
председательствующего Делягиной С.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Баранниковой Ю.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации города Екатеринбурга в лице МБУ «Городской комитет по приватизации и высвобождению земельных участков под застройку» к Бритовой И. Д., Г.С.Р. в лице законного представителя Гиляевой Т. В. об изъятии жилого помещения для муниципальных нужд путем выкупа, прекращении права собственности на жилое помещение, возложении обязанности принять причитающееся возмещение за изымаемое жилое помещение, признании права муниципальной собственности, признании утратившими право пользования жилым помещением, выселении,
УСТАНОВИЛ:
Администрация г. Екатеринбурга обратилась с иском к Бритовой И.Д., Г.С.Р. в лице законного представителя Гиляевой Т.В. об изъятии для муниципальных нужд путем выкупа жилого помещения, прекращении права собственности на жилое помещение, возложении обязанности принять причитающееся возмещение за изымаемое жилое помещение, о признании права муниципальной собственности, признании утратившими право пользования жилым помещением, выселении.
В обоснование иска указано, что ответчики Гиляева И.Д. и Г.С.Р., < дд.мм.гггг > г.р., являются долевыми сособственниками (по 1/2 доли у каждого) квартиры < № > площадью 20,7 кв.м с кадастровым номером < № > (далее – КН :883), расположенной в доме < адрес > (далее – спорное имущество, изымаемое имущество), право собственности зарегистрировано 31.05.2018. Многоквартирный дом по указанному адресу расположен на земельном участке площадью 1 880 кв.м с кадастровым номером < № >, находящемся в общей долевой собственности собственников расположенных в нем помещений. На основании Постановления Администрации г. Екатеринбурга от 12.02.2021 < № > жилой дом по < адрес > был признан аварийным и подлежащим сносу, а жилые помещения, расположенные в указанном доме, - непригодными для проживания. Собственникам жилых помещений, включая собственников квартиры < № > – Бритовой И.Д. и Г.С.Р., были направлены требования о сносе аварийного дома в срок до 15.05.2021. Поскольку снос либо реконструкция дома в установленные для этого срока произведены не были, Постановлением Администрации г.Екатеринбурга от 10.08.2021 < № > принято решение об изъятии для муниципальных нужд земельного участка под многоквартирным домом и жилых помещений в нем; согласно приложению к указанному постановлению, изъятию, в том числе, подлежит комната < № > площадью 20,7 кв.м с кадастровым номером < № >; указанное постановление направлено в ФГБУ «Федеральная кадастровая палата по УрФО» и получено 17.08.2021. Учитывая, что соглашение об изъятии и определении выкупной стоимости изымаемого имущества заключено не было, Администрация г.Екатеринбурга просит в судебном порядке: изъять у Бритовой И.Д. и Г.С.Р. для муниципальных нужд путем выкупа квартиру < № > площадью 20,7 кв.м с КН :883 с выплатой им в качестве возмещения денежной суммы в общем размере 1608 700 руб. (по 804377,50 руб. каждому), включая убытки; возложить на ответчиков обязанность принять причитающиеся им возмещение и предоставить банковские реквизиты для перечисления денежных средств; прекратить право собственности ответчиков на изымаемое жилое помещение с одновременным признанием на него права собственности за муниципальным образованием «г. Екатеринбург»; признать ответчиков утратившим право пользования квартирой и выселить из спорного жилого помещения. Размер возмещения за изъятие определен на основании отчета < № > об оценке объекта оценки от 29.08.2023, подготовленного ООО «ЗСК-Центр».
В судебном заседании при рассмотрении дела по существу представитель истца Русаков А.В. исковые требования поддержал в полном объеме. Указал, что оснований полагать нарушенной процедуру изъятия не имеется, в Постановлении Администрации г.Екатеринбурга от 10.08.2021 < № > была допущена описка (опечатка) в виде указания в качестве наименования жилого помещения ответчиков «комната» вместо «квартира»; данное обстоятельство препятствием для изъятия жилого помещения ответчиков явиться не может. Процедура внесения изменений в постановление является длительной.
Представитель ответчиков Федорова С.Н. против удовлетворения иска возражала, указав, что процедура изъятия жилого помещения была нарушена, поскольку решение об изъятии квартиры ответчиков Администрацией г.Екатеринбурга формально не принималось, в постановлении от 10.08.2021 < № > указано об изъятии комнаты с КН :883. Представленный истцом отчет об оценке также не может использоваться в качестве надлежащего доказательства размера выкупной стоимости, поскольку специалистом-оценщиком производилась оценка не однокомнатной квартиры, а комнаты, о чем прямо указано в отчете, что не могло не отразиться на размере возмещения за изымаемое помещение. Обратила внимание, что кадастровая стоимость квартиры выше, чем предлагаемая стороной истца компенсация за ее изъятие.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились.
Помощник прокурора Колосков Б.А. в своем заключении полагал исковые требования подлежащими удовлетворению.
Заслушав явившихся лиц, исследовав письменные материалы дела, заслушав заключение помощника прокурора, суд приходит к следующему.
По общему правилу, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Если лицо является собственником жилого помещения, находящегося в многоквартирном доме, признанном аварийным и непригодным для проживания, то разрешение вопроса о выплате возмещения за жилое помещение в виде выкупной цены возможно только с одновременным разрешением вопроса о судьбе данного жилого помещения и земельного участка, на котором расположено жилое помещение, то есть при решении вопроса об изъятии жилого помещения и земельного участка.
В соответствии с частью 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном ч. ч. 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.
Возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения (частью 6 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» разъяснил, что соблюдение предусмотренной частями 2-4 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации процедуры, предшествующей изъятию жилого помещения у собственника, является обязательным, а потому подлежит проверке как обстоятельство, имеющее значение по делу. Данная процедура включает в себя: принятие уполномоченным органом решения об изъятии жилого помещения (часть 2 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации), государственную регистрацию этого решения в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество сделок с ним (часть 3 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации) (пункт 20).
Из содержания статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации и постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» следует, что у собственника, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, жилое помещение может быть либо изъято путем выкупа, либо по соглашению с собственником ему может быть предоставлено другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену при условии соблюдения предварительной процедуры как по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции, так и последующему принятию органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, и каждого жилого помещения, находящегося в таком доме, если собственники жилых помещений в этом доме не выполнили требование о его сносе или реконструкции. Изъятие помещения, является производным требованием, возникающим только при условии принятия уполномоченным органом решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд. В отсутствие решения органа местного самоуправления об изъятии земельного участка для муниципальных нужд у него отсутствует право на изъятие путем выкупа жилых помещений, расположенных на данном участке.
Исходя из системного толкования части 3 статьи 35 Конституции Российской Федерации, части 3 статьи 1, статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, разъяснений, данных Верховным Судом Российской Федерации в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» при разрешении вопроса о принудительном изъятии для государственных или муниципальных нужд принадлежащего собственнику имущества (жилого помещения, земельного участка) подлежит установлению соблюдение компетентным на это органом совокупности следующих существенных обстоятельств: принималось ли компетентным органом решение об изъятии земельного участка и жилого помещения; было ли обусловлено принятие решения об изъятии земельного участка государственными или муниципальными нуждами; является ли невозможным использование данного земельного участка в целях, для которых он изымается, без прекращения права собственности на соответствующее жилое помещение; соблюдена ли предусмотренная частями 2-4 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации процедура, предшествующая изъятию жилого помещения.
Сроки, размер возмещения и другие условия, на которых осуществляется изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд, определяются соглашением об изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости для государственных или муниципальных нужд (далее - соглашение об изъятии). В случае принудительного изъятия такие условия определяются судом.
В силу статьи 281 Гражданского кодекса Российской Федерации за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд, его правообладателю предоставляется возмещение.
При определении размера возмещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в него включаются рыночная стоимость земельного участка, право собственности на который подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельный участок, подлежащих прекращению, и убытки, причиненные изъятием такого земельного участка, в том числе упущенная выгода, и определяемые в соответствии с федеральным законодательством.
В случае, если одновременно с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется изъятие расположенных на таком земельном участке и принадлежащих правообладателю данного земельного участка объектов недвижимого имущества, в возмещение за изымаемое имущество включается рыночная стоимость объектов недвижимого имущества, право собственности на которые подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на объекты недвижимого имущества, подлежащих прекращению.
Принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд допускается при условии предварительного и равноценного возмещения.
Согласно статье 282 Гражданского кодекса Российской Федерации, если правообладатель изымаемого земельного участка не заключил соглашение об изъятии, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него земельного участка, допускается принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
Принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется по решению суда. Иск о принудительном изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть предъявлен в суд в течение срока действия решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд. При этом указанный иск не может быть подан ранее чем до истечения девяноста дней со дня получения правообладателем такого земельного участка проекта соглашения об изъятии.
В соответствии со статьей 56.2 Земельного кодекса Российской Федерации изъятие земельных участков для муниципальных нужд осуществляется на основании решений органов местного самоуправления.
Согласно статье 56.8 Земельного кодекса Российской Федерации размер возмещения за земельные участки, изымаемые для государственных или муниципальных нужд (далее также - размер возмещения), рыночная стоимость земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и передаваемых в частную собственность взамен изымаемых земельных участков, рыночная стоимость прав, на которых предоставляются земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, взамен изымаемых земельных участков, определяются в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
При определении размера возмещения в него включаются рыночная стоимость земельных участков, право частной собственности на которые подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельные участки, подлежащих прекращению, убытки, причиненные изъятием земельных участков, включая убытки, возникающие в связи с невозможностью исполнения правообладателями таких земельных участков обязательств перед третьими лицами, в том числе основанных на заключенных с такими лицами договорах, и упущенная выгода, которые определяются в соответствии с федеральным законодательством.
В случае, если одновременно с изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется изъятие расположенных на таких земельных участках и принадлежащих правообладателям таких земельных участков объектов недвижимого имущества, в размер возмещения включается рыночная стоимость этих объектов недвижимого имущества, право частной собственности на которые подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на эти объекты недвижимого имущества, подлежащих прекращению.
Проект соглашения об изъятии недвижимости, подписанный уполномоченным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии, а также организацией, подавшей ходатайство об изъятии, на основании которого было принято такое решение, направляется для подписания лицу, у которого изымаются земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества (пункт 2).
В случае, если по истечении девяноста дней со дня получения правообладателем изымаемой недвижимости проекта соглашения об изъятии недвижимости правообладателем изымаемой недвижимости не представлено подписанное соглашение об изъятии недвижимости, уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии, либо организация, на основании ходатайства которой принято решение об изъятии, имеют право обратиться в суд с иском о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимости (пункт 10).
Возмещение за изымаемые земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации или в случае, если решение об изъятии принято на основании ходатайства об изъятии, поданного организацией, указанной в пунктах 1 и 2 статьи 56.4 настоящего Кодекса, за счет средств указанной организации (пункт 13).
Права на изымаемые земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества прекращаются с момента государственной регистрации прекращения данных прав, если законодательством Российской Федерации не установлено иное (пункт 3).
С момента прекращения права частной собственности на изымаемые земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества на них возникает право собственности муниципального образования в случае, если такой земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества изъяты для муниципальных нужд (пункт 4).
Как установлено судом и следует из материалов дела, многоквартирный дом < адрес > расположен на земельном участке площадью 1 880 кв.м с кадастровым номером < № >.
На основании Постановления Администрации г. Екатеринбурга от 12.02.2021 < № > указанный дом признан аварийным и подлежащим сносу, а жилые помещения, расположенные в указанном доме, - непригодными для проживания.
Ответчики Гиляева И.Д. и Г.С.Р., < дд.мм.гггг > г.р., являются долевыми сособственниками (по 1/2 доли у каждого) квартиры < № > площадью 20,7 кв.м с кадастровым номером < № > (далее – КН :883), расположенной в доме < № > (далее – спорное имущество, изымаемое имущество), право собственности зарегистрировано 31.05.2018.
Факт того, что жилое помещение площадью 20,7 кв.м с кадастровым номером < № > представляет собой квартиру, подтверждается выпиской из ЕГРН, представленной в материалы дела, а также поступившими материалами регистрационного дела, из которых следует, что названное жилое помещение участвует в гражданском обороте именно в качестве квартиры.
В связи с признанием дома аварийным, собственникам помещений, расположенных в нем, были направлены требования о сносе аварийного дома в срок до 15.05.2021; названное требование Бритовой И.Д. было получено 31.03.2021 (от осуществления самостоятельного сноса отказалась – л.д. 18), а Г.С.Р. направлено почтой, однако последним не получено, возвращено с отметкой об истечении срока хранения (л.д. 20).
Поскольку снос либо реконструкция дома в установленные для этого срока произведены не были, с заявлением на получение разрешения на строительство, реконструкцию или снос указанного аварийного дома собственники жилых помещений не обращались, Постановлением Администрации г. Екатеринбурга от 10.08.2021 < № > принято решение об изъятии для муниципальных нужд земельного участка под многоквартирным домом и жилых помещений в нем; согласно приложению к указанному постановлению, изъятию, в числе прочих комнат, подлежит комната < № > площадью 20,7 кв.м с кадастровым номером < № > (л.д. 15).
Указанное постановление направлено в ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Управления Росреестра по УрФО» и получена последним 17.08.2021.
Как пояснил представитель истца Администрации г. Екатеринбурга, какие-либо изменения в Постановление Администрации г. Екатеринбурга от 10.08.2021 < № > до настоящего времени не вносились, жилое помещение, принадлежащее ответчикам, действительно было ошибочно указано как комната.
11.10.2023 ответчиками Гиляевой Т.В. и Г.С.Р. лично получены проекты соглашений об изъятии земельного участка и жилого помещения, в тексте которых в качестве объекта, подлежащего изъятию, указана комната площадью 20,7 кв.м с кадастровым номером < № > (л.д. 23-24), размер возмещения определен на основании отчета об оценке < № > от 29.08.2023, выполненном ООО «ЗСК-Центр».
Как прямо следует из указанного отчета об оценке, который был приложен к исковому заявлению, объектом оценки являлась комната, а не квартира (л.д. 27); при определении размера выкупной стоимости в качестве объектов-аналогов использовались только комнаты (аналоги №№ 1-5 – л.д. 45), в результате чего стоимость объекта оценки на дату оценки 10.07.2023 была определена в размере 1608755 руб., включая размер убытков.
При таких обстоятельствах, учитывая, что Постановление Администрации г.Екатеринбурга от 10.08.2021 < № > «Об изъятии для муниципальных нужд земельного участка под многоквартирным домом по адресу: < адрес > жилых помещений в нем» формально не содержит указания на то, что изъятию в числе прочих объектов подлежит квартира < № > в многоквартирном доме < адрес >, при этом проект соглашения, предусматривающий изъятие квартиры ответчиков, в адрес последних не направлялся (направлялось соглашение об изъятии комнаты), а стоимость объекта надлежащим образом в соответствии с видом жилого помещения и его характеристиками стороной истца не определена и на согласование ответчика не представлена, суд приходит к выводу, что с учетом установленных в рамках настоящего дела обстоятельств оснований для удовлетворения исковых требований не имеется ввиду несоблюдения Администрацией г. Екатеринбурга процедуры изъятия жилого помещения для муниципальных нужд.
На основании изложенного, и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
исковые требования Администрации города Екатеринбурга в лице МБУ «Городской комитет по приватизации и высвобождению земельных участков под застройку» к Бритовой И. Д., Г.С.Р. в лице законного представителя Гиляевой Т. В. об изъятии жилого помещения для муниципальных нужд путем выкупа, прекращении права собственности на жилое помещение, возложении обязанности принять причитающееся возмещение за изымаемое жилое помещение, признании права муниципальной собственности, признании утратившими право пользования жилым помещением, выселении ? оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд с подачей апелляционной жалобы через Орджоникидзевский районный суд г. Екатеринбурга в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.
Мотивированное решение суда будет изготовлено в течение пяти дней.
Председательствующий С.В. Делягина
Решение суда в мотивированном виде изготовлено 16.05.2024.
Председательствующий: С.В. Делягина