Санкт-Петербург 11 марта 2020 года
Дело № 12-2/2020
УИД 78RS0015-01-2019-001848-06
РЕШЕНИЕ
Судья Невского районного суда Санкт-Петербурга Лыкова Светлана Александровна,
рассмотрев в помещении № 417 Невского районного суда Санкт-Петербурга по адресу: Санкт-Петербург, ул. Ольги Берггольц, д. 12,
дело об административном правонарушении, возбужденное по ч.1 ст.5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица:
- Константиновой С. В., генерального директора ООО «АТК КОНСАЛТ», ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающей по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>.
По жалобе на постановление № от 11.02.2019 главного государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Санкт-Петербурге Шамхалова Ш.,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением № от 11.02.2019 главного государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Санкт-Петербурге Шамхалова Ш., генеральный директор Константинова С.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 3 000 руб.
Данным постановлением вина Константиновой С.В. установлена в том, что работник организации Савенко С.Д. не проинформирован в полном объеме об условиях и охране труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения здоровья и полагающихся ему компенсациях и средствах индивидуальной защиты путем ознакомления с результатами специальной оценки условий труда.
Константиновой С.В. подана жалоба, в которой она просит постановление №4 от 11.02.2019 отменить.
В обоснование жалобы заявитель указал на то, что ООО «АТК КОНСАЛТ» зарегистрировано 27.02.2018, рабочие места введены в штатное расписание с 02.07.2018. Рабочие места были созданы на срок исполнения обязательств по договору № № от 02.07.2018 с ООО «Группа Компаний АТК21». Исполнение обязательств по указанному договору завершено 31.12.2018. В настоящее время, согласно штатной расстановке, в ООО «АТК КОНСАЛТ» числится одна штатная единица – генеральный директор, выполняющий свои обязанности дистанционно.
В судебное заседание Константинова С.В. не явилась, о рассмотрении дела извещалась надлежащим образом, ходатайств, в том числе об отложении судебного разбирательства не заявила, дело рассмотрено в ее отсутствие.
Суд, исследовав материалы дела, доводы жалобы, приходит к следующему:
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В соответствии со ст.24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ст.26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по делу об административном правонарушении выяснению подлежат в том числе: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность;
В соответствии с положениями ст.26.2, 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должностное лицо, судья устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица в его совершении, на основании доказательств, оценка которых производится на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленной силы.
В ходе подготовки настоящего дела к рассмотрению из Государственной инспекции по труду в Санкт-Петербурга судом трижды (12.03.2019, 29.08.2019 и 10.01.2020) были затребованы материалы дела об административном правонарушении, по итогам которого было вынесено постановление № от 11.02.2019, однако данные материалы дела либо заверенные надлежащим образом копии, административным органом не представлены, в связи, с чем суд рассматривает настоящую жалобу по представленным заявителем доказательствам.
В силу ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда.
Согласно ч. 2 ст. 10 Федерального закона от от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", основанием для проведения внеплановой проверки является:
1) истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами;
2) поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:
а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
в) нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены);
3) приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
Как указано в постановлении и протоколе внеплановая документарная проверка ООО «АТК КОНСАЛТ» была проведена на основании распоряжения заместителя руководителя Государственной инспекции труда в городе Санкт-Петербурге – заместителя главного государственного инспектора труда в городе Санкт-Петербурге (по охране труда) Беляева И.В. № от 15.01.2019.
Однако данный документ представлен суду не был, следовательно, проверить законность основания проведения данной внеплановой документарной проверки не представляется возможным.
Частью 1 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи.
Описывая событие по административному правонарушению, предусмотренному ч. 1 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в протоколе № об административном правонарушении от 11.02.2019 должностное лицо указало, что при проведении внеплановой документарной проверки соблюдения требований трудового законодательства в ООО «АТК КОНСАЛТ», располагающегося по адресу: <адрес>, установлено, что работник организации Саенко С.Д. не информирован в полном объёме об условиях и охране труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения здоровья и полагающихся ему компенсациях и средствах индивидуальной защиты путём ознакомления с картой специальной оценки условий труда, в нарушение ст. 212 Федерального закона от 30.12.2001 г. № 197-ФЗ "Трудовой кодекс Российской Федерации", п.5 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».
Аналогичная фабула обвинения содержится и в постановлении о привлечении заявителя к административной ответственности от 11.02.2019.
Вменяя заявителю указанные нарушения, административный орган не в полной мере учёл, что согласно п. 9 Приложения к Приказу Минздравсоцразвития РФ от 01.06.2009 г. N 290н "Об утверждении Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты" работодатель обязан обеспечить информирование работников о полагающихся им средств индивидуальной защиты. При проведении вводного инструктажа работник должен быть ознакомлен с настоящими правилами, а также с соответствующими его профессии и должности типовыми нормами выдачи средств индивидуальной защиты. При этом указанными правилами не конкретизировано, каким образом сотрудник должен быть ознакомлен с настоящими правилами.
Суд находит, что в предмет доказывания входит: установление трудовых отношений между работником и работодателем.
Так заявителем указано что ООО «АТК КОНСАЛТ» зарегистрировано 27.02.2018. Рабочие места введены в штатное расписание с 02.07.2018 и были созданы на срок исполнения обязательств по договору № С11/18 от 02.07.2018 с ООО «Группа Компаний АТК21», которые завершены 31.12.2018. В настоящее время, согласно штатной расстановке, в ООО «АТК КОНСАЛТ» числится одна штатная единица – генеральный директор, выполняющий свои обязанности дистанционно, однако данные обстоятельства не были учтены административным органом при рассмотрении дела об административном правонарушении.
Данные доводы Константиновой С.В. со стороны Государственной инспекции труда опровергнуты не были. Сведения и документы, подтверждающие, что Саенко С.Д. является работником ООО «АТК КОНСАЛТ» лицом вынесшим постановление не запрашивались, в материалах дела отсутствуют и суду не представлены.
При этом лицом вынесшим постановление вышеуказанным обстоятельства в ходе рассмотрения дела не проверены, т.е. обстоятельства, на основании которых было вынесено постановление, не могут быть признаны доказанными.
Таким образом, обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении, предусмотренные ст. 26.1 КоАП РФ не установлены. При отсутствии в материалах дела иных доказательств, вина Константиновой С.В., по мнению суда, не доказана.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что постановление главного государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Санкт-Петербурге Шамхалова Ш. № от 11.02.2019 подлежит отмене, а производство по делу прекращению.
Руководствуясь ст.30.1-30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
Р Е Ш И Л:
Постановление № от 11.02.2019 главного государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Санкт-Петербурге Шамхалова Ш. о привлечении должностного лица – генерального директора ООО «АТК КОНСАЛТ» Константиновой С. В. по ч.1 ст.5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отменить, производство по делу прекратить – недоказанность обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Решение может быть обжаловано в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии в Санкт-Петербургский городской суд через Невский районный суд Санкт-Петербурга.
Судья: