Решение по делу № 33-155/2024 (33-13094/2023;) от 17.10.2023

Судья Пудовкина Е.А. Дело №33-13094/2023 2.073

Дело № 2-711/2023                  УИД 24RS0033-01-2022-003698-41

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

КРАСНОЯСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

17 января 2024 года Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:

председательствующего Прилуцкой Л.А.,

судей Баимовой И.А., Охременко О.В.

при ведении протокола помощником судьи Блиновой М.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Баимовой И.А.

гражданское дело по исковому заявлению Фоминых Татьяны Петровны к Отделению Фонда Пенсионного и Социального страхования Российской Федерации по Красноярскому краю, Краевому государственному казенному специализированному учреждению «Центр оценки качества образования» о возложении обязанности,

по апелляционной жалобе представителя ответчика ОСФР по Красноярскому краю Оводовой А.Ю.

на решение Лесосибирского городского суда Красноярского края от 08 июня 2023 года, которым постановлено:

«исковые требования Фоминых Татьяны Петровны к Отделению Фонда Пенсионного и Социального страхования Российской Федерации по Красноярскому краю, Краевому государственному казенному специализированному учреждению «Центр оценки качества образования» о возложении обязанности - удовлетворить.

Обязать Краевое государственное казенное специализированное учреждение «Центр оценки качества образования» предоставить в Отделение Фонда Пенсионного и Социального страхования Российской Федерации по Красноярскому краю форму СЗВ-М с типом «отменяющая» за август 2022 года в отношении Фоминых Татьяны Петровны.

Обязать Отделение Фонда Пенсионного и Социального страхования Российской Федерации по Красноярскому краю проиндексировать страховую пенсию по старости Фоминых Татьяне Петровне с 01 августа 2022 года, произвести перерасчет страховой пенсии по старости Фоминых Татьяне Петровне с 01 августа 2022 года, произвести доплату с учетом индексации к страховой пенсии по старости Фоминых Татьяне Петровне с 01 августа 2022 года.

Взыскать с Краевого государственного казенного специализированного учреждения «Центр оценки качества образования» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 рублей».

Заслушав докладчика, судебная коллегия,

У С Т А Н О В И Л А:

Фоминых Т.П. обратилась в суд с уточненным иском к ответчикам, просила обязать КГКСУ «ЦОКО» предоставить в ОСФР по Красноярскому краю форму СЗВ-М с типом «отменяющая» за август 2022 года в отношении Фоминых Т.П.; обязать ОСФР по Красноярскому краю проиндексировать страховую пенсию по старости Фоминых Т.П. с 01 августа 2022 года, произвести перерасчет страховой пенсии по старости Фоминых Т.П. с 01 августа 2022 года, произвести доплату с учетом индексации к страховой пенсии по старости Фоминых Т.П. с 01 августа 2022 года.

Требования мотивированы тем, что Фоминых Т.П. является получателем страховой пенсии по старости с 06 сентября 2010 года, размер ее пенсии на 01 января 2023 года составляет 17546,38 руб. В период с 04 сентября 1985 года по 31 июля 2022 года она состояла в трудовых отношениях с Муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением «Средняя общеобразовательная школа № 9» (далее - МБОУ «СОШ № 9») в должности учитель биологии. Согласно приказу МБОУ «СОШ № 9» от 13 июля 2022 года она была уволена на основании п. 3 ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса РФ (по собственному желанию). 21 ноября 2022 года Фоминых Т.П. обратилась в Клиентскую службу в г. Лесосибирске Отделения Пенсионного фонда с заявлением о перерасчете пенсии на основании того, что в период с 31 июля 2022 года по 01 сентября 2022 года она не была трудоустроена, однако в перерасчете пенсии Фоминых Т.П. было отказано с указанием на то, что по имеющимся в распоряжении территориального органа пенсионного фонда сведениям, истец осуществляла трудовую деятельность в августе 2022 года в КГКСУ «ЦОКО», таким образом, у заявителя отсутствует перерыв в работе.

С данным решением истец не согласна, так как в трудовой книжке датой окончания трудовой деятельности в МБОУ «СОШ № 9» является 31 июля 2022 года, при этом трудовую деятельность она возобновила с 01 сентября 2022 года, трудоустроившись в МБОУ «СОШ № 9», в связи с чем период отсутствия у нее какой-либо трудовой деятельности составляет более чем один полный месяц. Согласно справке КГКСУ «ЦОКО» она привлекалась для организации и проведения государственной итоговой аттестации в качестве организатора в пункте приема проведения экзамена с 19 мая 2022 года по 09 июля 2022 года без заключения трудового договора и договора гражданско-правового характера. На основании личного заявления и представленных документов, приказом КГКСУ «ЦОКО» от 10 августа 2022 года была назначена выплата компенсации за участие в организации и проведении государственной итоговой аттестации в размере 5 909,20 руб., а КГКСУ ЦОКО подана отчетность по формам СЗВ-М и СЗВ-СТАЖ в августе 2022 года.

Судом постановлено вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе представитель ответчика ОСФР по Красноярскому краю Оводова А.Ю. просит решение суда отменить, ссылаясь на неверное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильное применение норм материального права. Указывает, что у истца отсутствует право на проведение индексации пенсии с 01 августа 2022 года в порядке ч. 3 ст. 26.1 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», поскольку она фактически работала в рамках договора гражданско-правового характера в КГКСУ «ЦОКО», то есть выполняла иную деятельность, что подтверждено представленной указанным страхователем отчетностью по форме СЗВ-М (Сведения о факте работы застрахованного лица). Кроме того, указывает, что решение невозможно к исполнению в части обязания проведения индексации, ввиду того, что индексация пенсий находится в прямой зависимости от сдачи сведений страхователя (форма СЗВ-М). При сложившихся обстоятельствах истец, являлась работающим пенсионером, и права на индексацию страховой пенсии и фиксированного размера к ней не имеет, а наличие записи об увольнении в трудовой книжке является подтверждением отсутствия факта работы (оказания услуг) у другого работодателя, поскольку работа (услуга) оказанная в рамках гражданско-правового характера не вносится в трудовую книжку.

В поступивших возражениях истец Фоминых Т.П. просит оставить решение без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Признав возможным рассматривать дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, не явившихся в судебное заседание, извещенных о месте, дате и времени его проведения надлежащим образом, проверив материалы дела и решение суда первой инстанции в соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав представителя ответчика, поддержавшую доводы апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Определение порядка индексации пенсий как одного из способов повышения их размеров является прерогативой законодателя, который вправе, как неоднократно отмечалось в решениях Конституционного Суда Российской Федерации, изменить установленное им в данной сфере регулирование, учитывая финансово-экономические возможности государства на соответствующем этапе его развития и соблюдая при этом конституционные принципы справедливости, равенства, соразмерности, а также стабильности и гарантированности прав граждан.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон N 400-ФЗ).

Согласно частям 1, 2 статьи 18 Федерального закона N 400-ФЗ размер страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении страховой пенсии, установлении и о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.

Перерасчет размера страховой пенсии производится в случае:

1) увеличения величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды до 1 января 2015 года;

2) увеличения суммы коэффициентов, определяемых за каждый календарный год иных засчитываемых в страховой стаж периодов, указанных в части 12 статьи 15 настоящего Федерального закона, имевших место после 1 января 2015 года до даты назначения страховой пенсии;

3) увеличения по данным индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования величины индивидуального пенсионного коэффициента, определяемой в порядке, предусмотренном частью 18 статьи 15 настоящего Федерального закона, исходя из суммы страховых взносов на страховую пенсию, не учтенных при определении величины индивидуального пенсионного коэффициента для исчисления размера страховой пенсии по старости или страховой пенсии по инвалидности, при их назначении, переводе с одного вида страховой пенсии на страховую пенсию по старости или страховую пенсию по инвалидности, предыдущем перерасчете, предусмотренном настоящим пунктом, а также при назначении страховой пенсии по случаю потери кормильца. Такой перерасчет производится без заявления пенсионера (за исключением лиц, имеющих право на установление доли страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 19 и 20 указанного Федерального закона) с 1 августа каждого года, а в случае перерасчета размера страховой пенсии по случаю потери кормильца - с 1 августа года, следующего за годом, в котором была назначена указанная страховая пенсия.

В соответствии с частью 1 статьи 26.1 Федерального закона N 400-ФЗ пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее - Федерального закона N 167-ФЗ), суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 настоящего Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеющих место в период осуществления работы и (или) иной деятельности.

Согласно части 3 статьи 26.1 указанного Федерального закона пенсионерам, прекратившим осуществление работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом N 167-ФЗ, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 настоящего Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности, за период начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем прекращения работы и (или) иной деятельности.

В силу части 4 данной статьи, уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом N 167-ФЗ, в целях реализации положений частей 1 - 3 настоящей статьи производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

В силу частей 6, 7 статьи 26.1 Федерального закона N 400-ФЗ, решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 настоящей статьи, выносится в месяце, следующем за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены сведения, представленные страхователем в соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01 апреля 1996 года №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее – Федеральный закон № 27-ФЗ). Суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенные в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 настоящей статьи, выплачиваются с месяца, следующего за месяцем, в котором было вынесено решение, предусмотренное частью 6 настоящей статьи.

Частью 8 статьи 26.1 Федерального закона N 400-ФЗ предусмотрено, что в случае возобновления работы и (или) иной деятельности пенсионерами после осуществления индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации страховая пенсия, фиксированная выплата к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) выплачиваются в сумме, причитавшейся на день, предшествующий дню возобновления работы и (или) иной деятельности.

Согласно части 9 статьи 26.1 Федерального закона N 400-ФЗ (в ред. Федерального закона от 14 июля 2022 года N 237-ФЗ), при выявлении обстоятельств, влекущих увеличение сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате, в связи с непредставлением страхователем в установленный срок либо представлением им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 5 и 6 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ, решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) пересматривается органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в том числе за прошлое время, с учетом положения части 7 настоящей статьи.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Фоминых Т.П. с 06 сентября 2010 года назначена страховая пенсия по старости в соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ, что подтверждается справкой о выплатах за период от 15 декабря 2022 года.

В период с 04 сентября 1985 года по 31 июля 2022 года Фоминых Т.П. состояла в трудовых отношениях с МБОУ «СОШ № 9» в должности учитель биологии, приказом МБОУ «СОШ № 9» от 13 июля 2022 она была уволена по собственному желанию 31 июля 2022 года. Однако, в связи с прекращением трудовой деятельности, начиная с 01 августа 2022 года, пенсионным органом пересчет пенсии не произведен.

На основании приказа от 01 сентября 2022 года Фоминых Т.П. принята на работу в МБОУ «СОШ № 9» на должность учителя биологии с 01 сентября 2022 года.

Кроме того, Фоминых Т.П. привлекалась по решению Министерства образования Красноярского края в соответствии с приказом от 05 мая 2022 года для организации и проведения ГИА в качестве организатора в аудитории в пункте проведения экзамена с 19 мая 2022 года по 09 июля 2022 года. При этом истец принимала участие в организации и проведении ОГЭ без заключения трудового или гражданско-правового договоров с КГКСУ «ЦОКО».

На основании заявления Фоминых Т.П. от 31 мая 2022 года, КГКСУ «ЦОКО» 10 августа 2022 года издан приказ , согласно которому было постановлено работникам, привлеченным к проведению ОГЭ в г. Лесосибирске, в том числе Фоминых Т.П., выплатить компенсацию, выплату которой произвели в августе 2022 года в соответствии с постановлением Правительства Красноярского края от 07.08.2018 № 452-п из средств краевого бюджета, выделенных на проведение государственной итоговой аттестации.

Судом также установлено, что Постановлением Правительства Красноярского края от 07.08.2018 № 452-п «Об установлении размера и Порядка выплаты компенсации за работу по подготовке и проведению государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования педагогическим работникам, а также иным лицам, участвующим в ее проведении, за счет средств краевого бюджета, выделяемых на проведение указанной государственной итоговой аттестации» определен порядок выплаты компенсации, в соответствии с п. 3 которого, для получения компенсации работник или представитель работника представляет в КГКСУ «Центр оценки качества образования» или в КГБУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» заявление о выплате компенсации по форме согласно приложению к Порядку.

КГКСУ «ЦОКО» осуществляет проверку соблюдения работниками условий выплаты компенсации, установленных ст. 20 Закона Красноярского края от 26.06.2014 № 6-2519 «Об образовании в Красноярском крае», и расчет размера компенсации.

Согласно п. 13 Порядка при расчете размера компенсации КГКСУ «ЦОКО» учитывает:

а) фактически отработанное работниками время (количество часов) на основании ведомостей (табелей) учета рабочего времени, представленных в КГКСУ «ЦОКО»;

б) количество проверенных, перепроверенных педагогическими работниками экзаменационных работ с развернутыми ответами на основании ведомостей (табелей) учета количества проверенных, перепроверенных экзаменационных работ с развернутыми ответами, представленных председателями, заместителями председателей предметных комиссий Красноярского края лично не позднее одного рабочего дня, следующего за днем завершения проверки, перепроверки экзаменационных работ с развернутыми ответами;

в) фактически отработанное в региональном центре обработки информации (далее - РЦОИ) членами государственной экзаменационной комиссии для проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, уполномоченными представителями государственной экзаменационной комиссии Красноярского края для проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования время на основании ведомостей (табелей) учета рабочего времени, представляемых в КГКСУ «ЦОКО» руководителем РЦОИ лично не реже одного раза в неделю.

Выплата работнику компенсации осуществляется КГКСУ «ЦОКО» за счет средств краевого бюджета, предусмотренных на его финансовое обеспечение в соответствии с бюджетной сметой, в пределах средств, выделенных на проведение ГИА (п. 17).

В этой связи, суд пришел к выводу, что КГКСУ «ЦОКО» не является работодателем Фоминых Т.П., в том правовом смысле, которое закреплено в нормах Трудового кодекса РФ, вместе с тем, в целях обязательного пенсионного страхования, КГКСУ «ЦОКО» осуществляет передачу сведений о выплаченных суммах компенсации лицам, участвующим в проведении государственной итоговой аттестации, так как данные суммы в соответствии с положениями ст.420 НК РФ подлежат обложению страховыми взносами.

Согласно сведениям пенсионного фонда, КГКСУ «ЦОКО» представило отчетность по форме СЗВ-М и СЗВ-стаж об осуществлении истцом трудовой деятельности в августе 2022 года.

21 ноября 2022 года Фоминых Т.П. обратилась в Пенсионный фонд с заявлением о пересчете размера пенсии, по результатам рассмотрения которого 30 ноября 2022 года ОПФР по Красноярскому краю истцу отказано в перерасчете пенсии в соответствии со ст. 18 Федерального закона N 400-ФЗ в связи с отсутствием оснований, с указанием на то, что пенсионерам, прекратившим осуществление работы и (или) иной деятельности выплата пенсии в новых суммах производится не сразу после увольнения, а по истечении времени, необходимого ПФР для совершения процедурных действий и ее отражению по обработке полученной от работодателя информации, отражения в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также, поскольку страхователи отчитывались за пенсионера в июле, августе и сентябре 2022 года, у заявителя отсутствует перерыв в работе в связи с чем, оснований для перерасчета не имеется.

Разрешая спор, принимая во внимание, что получение Фоминых Т.П. в августе 2022 года компенсации за участие в организации и проведении государственной итоговой аттестации в качестве организатора в пункте проведения экзамена в период с 19 мая 2022 года по 09 июля 2022 года не свидетельствует об осуществлении истцом трудовой деятельности в августе 2022 года, при этом, учитывая предоставленные пенсионному органу, на который возложен контроль за представлением страхователем неполных и (или) недостоверных сведений, необходимых полномочий по обнаружению как недостоверных, так и ошибочных сведений и (или) несоответствия между представленными сведениями и сведениями, имеющимися у Фонда, в том числе полученных от налоговых органов, так и по принятию необходимых мер для осуществления корректировке (отражению достоверных сведений) индивидуального (персонифицированного) учета в системе пенсионного страхования, а также, что ответчиком КГКСУ «ЦОКО» не оспаривалась недостоверность сведений о трудовой деятельности истца в августе 2022 года, суд первой инстанции пришел к выводу о наличие у истца права на перерасчет страховой пенсии с 01 августа 2022 года, ввиду прекращения осуществления трудовой деятельности, в связи с чем, возложил на ОСФР по Красноярскому краю обязанность проиндексировать страховую пенсию по старости Фоминых Т.П. с 01 августа 2022 года, произвести перерасчет страховой пенсии по старости истцу с 01 августа 2022 года и доплату с учетом индексации к страховой пенсии по старости Фоминых Т.П. с 01 августа 2022 года.

Кроме того, принимая во внимание, что в ходе рассмотрения спора достоверно установлено, что КГКСУ «ЦОКО» представлены некорректные сведения в пенсионный орган, свидетельствующие о работе истца в августе 2022 года, что не оспаривалось КГКСУ «ЦОКО», возложил на КГКСУ «ЦОКО» обязанность предоставить в ОСФР по Красноярскому краю форму СЗВ-М с типом «отменяющая» за август 2022 года в отношении Фоминых Т.П.

Судебная коллегия выводы суда первой инстанции не может признать верными, поскольку они постановлены при неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, и неправильном применении норм материального права.

Так, страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе организации, индивидуальные предприниматели, физические лица (подпункт 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона N 167-ФЗ).

В абзаце 2 части 1 статьи 7 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ содержится перечень лиц, являющихся застрахованными, в том числе осуществляющих деятельность по оказанию услуг.

Органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования, является Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации (статья 5 Федерального закона N 27-ФЗ).

Из положений статьи 6 Федерального закона N 27-ФЗ (понятие и содержание ИЛС), статьи 8.1, пункта 2.2 статьи 11, пункта 2.4 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ, пункта 25 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.04.2020 №211н, пункта 100 Правил выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии, утвержденных Приказом Минтруда России от 05.08.2021 №545, следует, что в случае осуществления пенсионером трудовой деятельности назначенная страховая пенсия с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии выплачивается без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности. Соответствующий перерасчет пенсии с учетом индексации (увеличения) и корректировки производится в связи с увольнением пенсионера с 1-ого числа, следующего за месяцем прекращения работы и (или) иной деятельности. Сведения об осуществлении (прекращении) пенсионером работы и (или) иной деятельности пенсионный орган ежемесячно получает о работодателей в сроки и по форме, предусмотренные Федеральным законом N 27-ФЗ, на основании которых выносит решение о выплате пенсии, определенной в порядке, предусмотренном частями 1-3 данной статьи, в месяце, следующем за месяцем получения указанных сведений от работодателей (часть 6 статьи 26.1 Федерального закона №400-ФЗ). Выплата пенсии в новом размере производится начиная с месяца, следующего за месяцем вынесения решения о перерасчете пенсии (часть 7 статьи 26.1 Федерального закона №400-ФЗ).

Частью 9 статьи 47 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрено, что педагогическим работникам образовательных организаций, участвующим по решению уполномоченных органов исполнительной власти в проведении ГИА в рабочее время и освобожденным от основной работы на период проведения указанной государственной итоговой аттестации, предоставляются гарантии и компенсации, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права. Педагогическим работникам, участвующим в проведении ГИА, выплачивается компенсация за работу по подготовке и проведению ГИА. Размер выплаты такой компенсации устанавливается субъектом Российской Федерации за счет бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации, выделяемых на проведение ГИА.

Гарантии и компенсации работникам, привлекаемым к исполнению государственных или общественных обязанностей, предусмотрены статьей 170 ТК РФ.

Согласно пункта 1 Порядка выплаты компенсации за работу по подготовке и проведению ГИА по образовательным программам основного общего и среднего общего образования педагогическим работникам, а также иным лицам, участвующим в ее проведении, за счет средств краевого бюджета, выделяемых на проведение указанной государственной итоговой аттестации, установленного постановлением Правительства Красноярского края от 07.08.2018 №452-п (далее - Порядок), Порядок выплаты компенсации за работу по подготовке и проведению ГИА устанавливает механизм выплаты компенсации за работу по подготовке и проведению ГИА педагогическим работникам, а также иным лицам, участвующим по решению уполномоченного Правительством Красноярского края органа исполнительной власти Красноярского края в сфере образования (далее – Министерство образования Красноярского края) в ее проведении, за счет средств краевого бюджета, выделяемых на проведение ГИА, который предусматривает выплату компенсации на основании приказа Министерства образования Красноярского края (п. 2 Порядка); заявление в КГКСУ «ЦОКО» или КГБУ «МФЦ» и документы, указанные в п. 3 Порядка, для получения компенсации за участие в проведении ГИА: в досрочный и дополнительные периоды – в течение 25 дней со дня завершения каждого из них, в основной период – в течение 45 дней со дня его завершения (п.5 Порядка); КГКСУ ЦОКО осуществляет выплату работникам компенсации за участие в проведении ГИА: в досрочный период – в срок до 5 августа, в основной период – в срок до 5 декабря, в дополнительный период – в срок до 25 декабря (п. 19 Порядка).

Как разъяснил Минфин России в письме от 10.10.2019 №03-15-07/77728, выплата денежной компенсации педагогу является оплатой за выполнение им работ (оказание услуги) по подготовке и проведению ГИА, а не возмещением затрат.

Так образом, факт выполнения педагогами работ по подготовке и проведению ГИА соответствует признакам договора подряда либо договора возмездного оказания услуг, предусмотренным статьями 702 и 778 ГК РФ, которые могут быть заключены, в том числе, и в устной форме с учетом положений статей 432 и 434 ГК РФ.

По смыслу приведенных выше нормативных положений выплата индексации (увеличения) к страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии поставлена в зависимость от осуществления пенсионером работы и (или) иной деятельности, подлежащей обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом N 167-ФЗ, поскольку право на получение индексации имеет только неработающий пенсионер.

Из материалов дела следует, что периодом осуществления функций по подготовке и проведению ГИА лицами, привлекаемыми к ГИА, являются май, июнь и июль 2022 года. При этом, Фоминых Т.П. на основании приказа Министерства образования Красноярского края от 05.05.2022 привлекалась для организации и проведения ГИА в качестве организатора ППЭ м 2905 в пункте проведения экзамена с 19.05.2022 по 09.07.2022, в связи с чем истцу приказом КГКСУ «ЦОКО» от 10.08.2022 назначена выплата компенсации за участие в организации и проведении ГИА 9 в форме ОГЭ с 23.05.2022 по 22.06.2022 в размере 5 909,20 руб.

Страхователем КГКСУ «ЦОКО» были переданы по электронным каналам связи в пенсионный орган сведения по форме СЗВ-М «исхд» о лицах, в том числе в отношении Фоминых Т.П., за отчетный период 8 (август) 2022 г. в сентябре 2022 года и уплачены страховые взносы в Пенсионный Фонд Российской Федерации, что подтверждается, в том числе, представленными в суд апелляционной инстанции доказательствами: сведениями о застрахованных лицах по форме СЗВ-М и СЗВ-стаж (ОДВ-1); выпиской из индивидуального лицевого счета Фоминых Т.П. по состоянию на 22.11.2023.

Согласно выписке из индивидуального лицевого счета сведения о работе истца в МБОУ «СОШ № 9» переданы пенсионный орган с указанием периода работы – по 31.07.2022, с 01.09.2022 по 31.12.2022, за период с 01.08.2022 по 31.08.2022 сведения о работе истца переданы КГКСУ «ЦОКО».

При таких обстоятельствах, периодом осуществления истцом иной деятельности, с учетом приведенных выше положений закона, а также выплаты истцу приказом КГКСУ «ЦОКО» от 10.08.2022 компенсации за участие в организации и проведении ГИА за период с 23.05.2022 года по 22.06.2022 в размере 5 909,20 руб., является период с мая по август 2002 года включительно, в связи с чем, период с 01.08.2022 по 31.08.2022, за который сведения о работе истца переданы КГКСУ «ЦОКО», не подлежит корректировке, поскольку он подлежит включению в страховой стаж истца в соответствии с положениями пункта 2 статьи 3, части 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях».

При указанных обстоятельствах, решение суда подлежит отмене, с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований ФоминыхТ.П. к ОСФР, КГКСУ «ЦОКО» о возложении обязанностей.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Лесосибирского городского суда Красноярского края от 08 июня 2023 года отменить.

Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Фоминых Татьяны Петровны к Отделению Фонда Пенсионного и Социального страхования Российской Федерации по Красноярскому краю, Краевому государственному казенному специализированному учреждению «Центр оценки качества образования» о возложении обязанности, отказать.

Председательствующий: Л.А. Прилуцкая

Судьи: И.А. Баимова

О.В. Охременко

Апелляционное определение изготовлено 22 января 2024 года.

33-155/2024 (33-13094/2023;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Фоминых Татьна Петровна
Ответчики
Клиентская лужба по правам отдела в г. Лесосибирске
ОПФР по Красноярскому краю
Другие
Дорофеев Андрей Витальевич
КГКСУ ЦОКО Красноярск
Администрация г. Лесосибирска в лице Отдела образования администрации г. Лесосибирска
МБОУ СОШ № 9
Суд
Красноярский краевой суд
Судья
Баимова Ирина Антанасовна
Дело на странице суда
kraevoy.krk.sudrf.ru
25.10.2023Судебное заседание
22.11.2023Судебное заседание
11.12.2023Судебное заседание
17.01.2024Судебное заседание
23.01.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.01.2024Передано в экспедицию
17.01.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее