Решение по делу № 2-4753/2024 от 16.08.2024

УИД № 57RS0023-01-2024-006398-20

Дело № 2-4753/2024

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 октября 2024 года

г. Орел

Советский районный суд г. Орла в составе:

председательствующего судьи Сергиенко Н.Н.,

при секретаре судебного заседания Сырцевой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению прокурора Советского района г. Орла в интересах неопределенного круга лиц к казенному образовательному учреждению Орловской области «Орловская общеобразовательная школа-интернат для глухих, слабослышащих и позднооглохших обучающихся» о понуждении к совершению действий

установил:

прокурор Советского района г. Орла в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к казенному образовательному учреждению Орловской области (далее КОУ ОО) «Орловская общеобразовательная школа-интернат для глухих, слабослышащих и позднооглохших обучающихся», Департаменту образования Орловской области о понуждении к совершению действий.

В обоснование требований указано, что прокуратурой в ходе проведения проверки соблюдения требований законодательства, направленного на противодействие терроризму в образовательных учреждениях, соблюдения санитарно-эпидемиологических норм и правил при организации условий отдыха и оздоровления детей, их воспитания и обучения, расположенных в Советском районе г. Орла, а именно: в КОУ ОО «Орловская общеобразовательная школа-интернат для глухих, слабослышащих и позднооглохших обучающихся» в действиях должностных лиц образовательных учреждений выявлены нарушения требований федерального законодательства.

За Учреждением на праве оперативного управления закреплено нежилое здание, расположенное по адресу: <...>, 1946 года постройки.

При этом КОУ ОО «Орловская общеобразовательная школа-интернат для глухих, слабослышащих и позднооглохших обучающихся» эксплуатационный контроль здания должным образом не осуществляет, порядок проведения плановых осмотров эксплуатируемых зданий не разработан, при весенних и осенних осмотрах здания в нарушение требований раздела 3 Положения, утвержденного Приказом Госкомархитектуры от 23.11.1988 № 312, современные средства технической диагностики не используются, несмотря на истечение нормативных сроков эксплуатации комплексное обследование технического состояния зданий (сооружений) не проведено, что не обеспечивает безопасные условия обучения, воспитания обучающихсяся.

На основании изложенного, прокурор просил суд:

1. обязать Департамент образования Орловской области финансировать обследование здания КОУ ОО «Орловская общеобразовательная школа-интернат для глухих, слабослышащих и позднооглохших обучающихся» расположенного по адресу: <...>, 1946 года постройки с использованием современных средств технической диагностики в соответствии с ГОСТ 31937-2024 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния» в течении одного года с момента вступления решения суда в законную силу.

2. Обязать КОУ ОО «Орловская общеобразовательная школа-интернат для глухих, слабослышащих и позднооглохших обучающихся» провести обследование технического состояния нежилого здания, расположенного по адресу: <...>, 1946 года постройки с использованием современных средств технической диагностики в соответствии с ГОСТ 31937-2024 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния» в течении одного года с момента вступления решения суда в законную силу.

В ходе рассмотрения дела прокурор уточнил требования, окончательно просил суд обязать КОУ ОО «Орловская общеобразовательная школа-интернат для глухих, слабослышащих и позднооглохших обучающихся» провести обследование технического состояния нежилого здания, расположенного по адресу: <...>, 1946 года постройки с использованием современных средств технической диагностики в соответствии с ГОСТ 31937-2024 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния» в течении одного года с момента вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании старший помощник прокурора Советского района г.Орла Амелина Е.М. поддержала уточненные исковые требования по основаниям и доводам, указанным в исковом заявлении.

Представитель ответчика КОУ ОО «Орловская общеобразовательная школа-интернат для глухих, слабослышащих и позднооглохших обучающихся» Юшина В.И. не возражала против удовлетворения рассматриваемых исковых требований при выделении соответствующего финансирования.

Представитель третьего лица Департамента образования Орловской области Ермаков А.В. возражал против удовлетворения исковых требований, полагал, что не имеется оснований для проведения обследования здания.

Иные участники процесса в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

В соответствии со статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (часть 1).

Согласно статьям 2, 38, 41 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина является обязанностью государства. Каждый имеет право на жизнь и охрану здоровья.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 28.12.2010 № 390-ФЗ «О безопасности» основными принципами обеспечения безопасности является, в том числе приоритет предупредительных мер в целях обеспечения безопасности.

В силу ст. 28, ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный Закон № 273-ФЗ) образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе: создавать, безопасные условия обучения, воспитания обучающихсяся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихсяся, работников образовательной организации.

Так, согласно п.п. 2, 15 ч. 3 статьи 28 Федерального закона № 273-ФЗ к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихсяся и работников образовательной организации.

В соответствии с ч. 9 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» имущество бюджетного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Статьей 296 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжается этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

Согласно ч. 1 ст. 36 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения.

Статьей 36 Федерального закона № 384-ФЗ закреплено, что параметры и другие характеристики строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения в процессе эксплуатации здания или сооружения должны соответствовать требованиям проектной документации. Указанное соответствие должно поддерживаться посредством технического обслуживания и подтверждаться в ходе периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, проводимых в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с ч. 6, ч. 7 ст. 55.24, ст. 55.25 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях обеспечения безопасности зданий, сооружений в процессе их эксплуатации должны обеспечиваться техническое обслуживание зданий, сооружений, эксплуатационный контроль, текущий ремонт зданий, сооружений. Эксплуатационный контроль за техническим состоянием зданий, сооружений проводится в период эксплуатации таких зданий, сооружений путем осуществления периодических осмотров, контрольных проверок и (или) мониторинга состояния оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения в целях оценки состояния конструктивных и других характеристик надежности и безопасности зданий, сооружений, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения и соответствия указанных характеристик требованиям технических регламентов, проектной документации. В случае если иное не предусмотрено федеральным законом лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, является собственник здания, сооружения или лицо, которое владеет зданием, сооружением на ином законном основании (на праве аренды, хозяйственного ведения, оперативного управления и другое) в случае, если соответствующим договором, решением органа государственной власти или органа местного самоуправления установлена ответственность такого лица за эксплуатацию здания, сооружения, либо привлекаемое собственником или таким лицом в целях обеспечения безопасной эксплуатации здания, сооружения на основании договора физическое или юридическое лицо.

Периодичность, состав подлежащих выполнению работ по техническому обслуживанию, по поддержанию надлежащего технического состояния зданий, сооружений (включая необходимые наблюдения, осмотры) должны определяться в соответствии с проектной документацией, результатами контроля за техническим состоянием зданий, сооружений, индивидуально для каждого здания, сооружения исходя из условий их строительства, реконструкции, капитального ремонта и эксплуатации.

Если иное не предусмотрено федеральным законом лицо, ответственное за эксплуатацию здания, сооружения, обязано вести журнал эксплуатации здания, сооружения, в который вносятся сведения о датах и результатах проведенных осмотров, контрольных проверок и (или) мониторинга оснований здания, сооружения, строительных конструкций, сетей инженерно-технического обеспечения и систем инженерно-технического обеспечения, их элементов, о выполненных работах по техническому обслуживанию здания, сооружения, о проведении текущего ремонта здания, сооружения, о датах и содержании выданных уполномоченными органами исполнительной власти предписаний об устранении выявленных в процессе эксплуатации здания, сооружения нарушений, сведения об устранении этих нарушений.

Приказом Госкомархитектуры от 23.11.1988 № 312 утверждено Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения (далее по тексту Положение). Данное положение является обязательным для всех организаций, учреждений и предприятий, осуществляющих реконструкцию, капитальный и текущий ремонт, техническое обслуживание зданий.

В соответствии с разделом 3 вышеуказанного Положения контроль за техническим состоянием зданий и объектов следует осуществлять путем проведения систематических плановых и неплановых осмотров с использованием современных средств технической диагностики.

Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 10.04.2024 № 433-ст введен в действие ГОСТ 31937-2024 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния».

Настоящий стандарт является нормативной основой для контроля технического состояния зданий (сооружений), их систем инженерно-технического обеспечения и осуществления проектных работ по реконструкции, капитальному ремонту и демонтажу зданий и сооружений.

Настоящий стандарт устанавливает требования к работам и их составу по получению информации, необходимой для оценки технического состояния зданий (сооружений) и систем инженерно-технического обеспечения.

В соответствии с п. 4.3 ГОСТ 31937-2024 обследование, а при необходимости и мониторинг технического состояния зданий (сооружений), проводят также по истечении расчетных сроков службы или сроков безаварийной эксплуатации, установленных в отчете (заключении) по результатам предыдущего обследования, для разработки проекта реконструкции и капитального ремонта, при обнаружении дефектов, повреждений и деформаций в процессе эксплуатации здания (сооружения), которые могут повлиять на безопасность объекта, по результатам последствий пожаров, стихийных бедствий, аварий, связанных с угрозой разрушения здания (сооружения) или его отдельных строительных конструкций, в том числе разрушение которых может повлечь прогрессирующее обрушение, при попадании здания (сооружения) в зону влияния нового строительства, реконструкции или природно-техногенных воздействий, по инициативе собственника объекта, для принятия решения о возможности дальнейшей эксплуатации или сносе (демонтаже) здания (сооружения) или его части, для разработки проекта по сносу (демонтажу) здания (сооружения) или его части, при изменении назначения здания (сооружения), по предписанию органов, уполномоченных на ведение государственного строительного надзора.

Согласно п. 4.4 ГОСТ 31937-2024 обследование и мониторинг технического состояния зданий (сооружений) проводят в соответствии с техническим заданием и, при необходимости, в соответствии с предварительно разработанной на его основе программой работ, в которой определяют состав и объем работ. Программу работ согласовывают с заказчиком.

В соответствии с п. 5.1.3 - 5.1.4 ГОСТ 31937-204 цель комплексного обследования технического состояния здания (сооружения) заключается в определении технического состояния здания (сооружения) и его элементов, получении количественной оценки фактических показателей качества грунтов основания, строительных конструкций и систем инженерного обеспечения с учетом изменений, происходящих во времени, для установления возможности его дальнейшей эксплуатации или, при необходимости, состава и объема работ по капитальному ремонту или реконструкции. При обследовании технического состояния здания (сооружения) получаемая информация должна быть достаточной для принятия обоснованного решения о возможности его дальнейшей эксплуатации.

Согласно п. 5.1.9 ГОСТ 31937-2024 предварительное (визуальное) обследование проводят в целях предварительной оценки технического состояния строительных конструкций, систем инженерно- технического обеспечения, инженерного оборудования, средств связи по внешним признакам, определения необходимости в проведении детального (инструментального) обследования и уточнения программы работ. При этом проводят сплошное визуальное обследование строительных конструкций здания, систем инженерно-технического обеспечения, инженерного оборудования, средств связи (в зависимости от типа обследования технического состояния) и выявление дефектов (повреждений) по внешним признакам с необходимыми измерениями и их фиксацией. При предварительном (визуальном) обследовании выполняют проверку характерных деформаций несущих и ограждающих конструкций (прогибы, крены, неравномерные осадки и пр.). Для фиксации дефектов (повреждений) и предварительного определения общих деформаций конструкций допускается применение фотограмметрических методов обработки с построением ортофотопланов, в том числе на основании фотографий объекта, полученных аэрофотосъемкой, а также технологии лазерного сканирования.

В соответствии с п. 5.1.11 ГОСТ 31937-2024 если при визуальном обследовании обнаружены дефекты (повреждения), снижающие прочность, устойчивость и жесткость несущих конструкций здания (сооружения), свидетельствующие об ограниченно-работоспособном техническом состоянии конструкций, то, при необходимости оценки несущей способности конструкций здания (сооружения) для дальнейшего проектирования, оценки влияния на него нового строительства и т.д., проводят детальное (инструментальное) обследование.

Согласно п. 73 Устава КОУ ОО «Орловская общеобразовательная школа- интернат для глухих, слабослышащих и позднооглохших обучающихся» имущество Учреждения находится в государственной собственности Орловской области и закреплено за Учреждением на праве оперативного управления. Полномочия собственника в отношении закрепленного за Учреждением государственного имущества осуществляет Орловская область.

В соответствии с п. 75 при осуществлении права оперативного управления имуществом Учреждение обязано эффективно использовать, переданное имущество, обеспечивать сохранность и использование имущества строго по целевому назначению не допускать ухудшения технического состояния имущества, помимо его ухудшения, связанного с нормативным износом в процессе эксплуатации.

Из материалов дела следует, что проведенной прокуратурой Советского района г. Орла 29.07.2024 установлено, что двухэтажное здание образовательного учреждения КОУ ОО «Орловская общеобразовательная школа-интернат для глухих, слабослышащих и позднооглохших обучающихся» имеет:

- отхождения защитного слоя (штукатурки) на отдельных участках перекрытия внутренних стен здания, а также наличие трещин на данных строительных конструкциях;

- в помещении спортивного зала потолок имеет следы протекания (залитая);

- по всему периметру здания учреждения имеются многочисленные трещины, отслоение штукатурного слоя, разрушение фасада учреждения, отхождение кладки кирпича на фасаде здания, козырька крыши.

Кроме того, по всему зданию учреждения имеются следы замазывания трещин, сколов на стенах, фасаде, облицовках окон, имеются следы залития на внешней стене, вследствие чего образование плесени.

Указанные недостатки отражены в акте осмотра от 27.07.2024, а также подтверждаются фотоматериалом.

В соответствии с утвержденным КОУ ОО «Орловская общеобразовательная школа-интернат для глухих, слабослышащих и позднооглохших обучающихся» 30.08.2023 Положением о порядке осмотров зданий, находящихся на балансе КОУ ОО «Орловская общеобразовательная школа-интернат для глухих, слабослышащих и позднооглохших обучающихся» установлены сроки проведения плановых осмотров –весенний и осенний осмотры.

Приказом № 177/3-Д от 30.08.2023 определен состав комиссии по осмотру зданий и сооружений.

Суду представлены акта общего осмотра здания от 31.10.2022,17.10.2023, 29.03.2024, согласно которого осмотрено здание, выявлены дефекты, определен перечень работ и сроки исполнения.

Вместе с тем в состав комиссии входили директор, заместитель директора, слесарь-электрик, слесарь-сантехник, водитель, т.е. лица, не обладающие специальными познания в области проведения обследования технического состояния здания.

В судебном заседании представитель ответчика не отрицал, что обследование здания не проводились.

Установить степень критичности образовавшихся повреждений, трещин, отслоения штукатурного слоя, разрушения кладки кирпича, фасада без привлечения специализированных организаций, специальных средств для принятия решения о возможности дальнейшего эксплуатации здания или проведения капитального ремонта здания невозможно.

Выявленные в образовательном учреждении вышеуказанные нарушения негативным образом влияют на состояние законности в данной сфере, нарушают права несовершеннолетних и их законных представителей, педагогов и иных лиц, находящихся в образовательном учреждении и на его территории, на безопасность их жизни и здоровья.

Непроведение должного контроля за состоянием здания образовательного учреждения путем привлечения специализированной организации с использованием современных средств технической диагностики может повлечь несвоевременное выявление нарушений в состоянии конструктивных и других характеристик надежности и безопасности здания, что создает угрозу его обветшания и утраты, а также предпосылки возникновения чрезвычайных ситуаций, нарушения прав на безопасные условия содержания детей, причинения вреда их жизни и здоровью, что, в свою очередь, нарушает гарантированные Конституцией Российской Федерации и иными нормативными актами права обучающихся на безопасные, соответствующие предъявляемым требованиям условия обучения.

Неистечение сроков эффективной эксплуатации здания и отсутствие реальной необходимости в техническом обследовании, ссылки на то, что учреждение регулярно проводит визуальные осмотры здания, а также в части применения ГОСТ 31937-2011 на добровольной основе, не освобождает образовательное учреждение от обязанности по соблюдению требований технических регламентов о безопасности здания и проведения в установленном законом порядке обследований технического состояния здания с использованием современных средств технической диагностики.

На основании изложенного, суд находит заявленные исковые требования законными и обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковое заявление прокурора Советского района г. Орла в интересах неопределенного круга лиц к казенному образовательному учреждению Орловской области «Орловская общеобразовательная школа-интернат для глухих, слабослышащих и позднооглохших обучающихся» о понуждении к совершению действий - удовлетворить.

Обязать казенное образовательное учреждение Орловской области «Орловская общеобразовательная школа-интернат для глухих, слабослышащих и позднооглохших обучающихся» (ИНН5753050553, ОГРН1095753002498) провести обследование технического состояния нежилого здания, расположенного по адресу: <...>, 1946 года постройки с использованием современных средств технической диагностики в соответствии с ГОСТ 31937-2024 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния» в течении одного года с момента вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд через Советский районный суд г. Орла в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 12.11.2024.

Судья

Н.Н. Сергиенко

УИД № 57RS0023-01-2024-006398-20

Дело № 2-4753/2024

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 октября 2024 года

г. Орел

Советский районный суд г. Орла в составе:

председательствующего судьи Сергиенко Н.Н.,

при секретаре судебного заседания Сырцевой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению прокурора Советского района г. Орла в интересах неопределенного круга лиц к казенному образовательному учреждению Орловской области «Орловская общеобразовательная школа-интернат для глухих, слабослышащих и позднооглохших обучающихся» о понуждении к совершению действий

установил:

прокурор Советского района г. Орла в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к казенному образовательному учреждению Орловской области (далее КОУ ОО) «Орловская общеобразовательная школа-интернат для глухих, слабослышащих и позднооглохших обучающихся», Департаменту образования Орловской области о понуждении к совершению действий.

В обоснование требований указано, что прокуратурой в ходе проведения проверки соблюдения требований законодательства, направленного на противодействие терроризму в образовательных учреждениях, соблюдения санитарно-эпидемиологических норм и правил при организации условий отдыха и оздоровления детей, их воспитания и обучения, расположенных в Советском районе г. Орла, а именно: в КОУ ОО «Орловская общеобразовательная школа-интернат для глухих, слабослышащих и позднооглохших обучающихся» в действиях должностных лиц образовательных учреждений выявлены нарушения требований федерального законодательства.

За Учреждением на праве оперативного управления закреплено нежилое здание, расположенное по адресу: <...>, 1946 года постройки.

При этом КОУ ОО «Орловская общеобразовательная школа-интернат для глухих, слабослышащих и позднооглохших обучающихся» эксплуатационный контроль здания должным образом не осуществляет, порядок проведения плановых осмотров эксплуатируемых зданий не разработан, при весенних и осенних осмотрах здания в нарушение требований раздела 3 Положения, утвержденного Приказом Госкомархитектуры от 23.11.1988 № 312, современные средства технической диагностики не используются, несмотря на истечение нормативных сроков эксплуатации комплексное обследование технического состояния зданий (сооружений) не проведено, что не обеспечивает безопасные условия обучения, воспитания обучающихсяся.

На основании изложенного, прокурор просил суд:

1. обязать Департамент образования Орловской области финансировать обследование здания КОУ ОО «Орловская общеобразовательная школа-интернат для глухих, слабослышащих и позднооглохших обучающихся» расположенного по адресу: <...>, 1946 года постройки с использованием современных средств технической диагностики в соответствии с ГОСТ 31937-2024 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния» в течении одного года с момента вступления решения суда в законную силу.

2. Обязать КОУ ОО «Орловская общеобразовательная школа-интернат для глухих, слабослышащих и позднооглохших обучающихся» провести обследование технического состояния нежилого здания, расположенного по адресу: <...>, 1946 года постройки с использованием современных средств технической диагностики в соответствии с ГОСТ 31937-2024 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния» в течении одного года с момента вступления решения суда в законную силу.

В ходе рассмотрения дела прокурор уточнил требования, окончательно просил суд обязать КОУ ОО «Орловская общеобразовательная школа-интернат для глухих, слабослышащих и позднооглохших обучающихся» провести обследование технического состояния нежилого здания, расположенного по адресу: <...>, 1946 года постройки с использованием современных средств технической диагностики в соответствии с ГОСТ 31937-2024 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния» в течении одного года с момента вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании старший помощник прокурора Советского района г.Орла Амелина Е.М. поддержала уточненные исковые требования по основаниям и доводам, указанным в исковом заявлении.

Представитель ответчика КОУ ОО «Орловская общеобразовательная школа-интернат для глухих, слабослышащих и позднооглохших обучающихся» Юшина В.И. не возражала против удовлетворения рассматриваемых исковых требований при выделении соответствующего финансирования.

Представитель третьего лица Департамента образования Орловской области Ермаков А.В. возражал против удовлетворения исковых требований, полагал, что не имеется оснований для проведения обследования здания.

Иные участники процесса в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

В соответствии со статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (часть 1).

Согласно статьям 2, 38, 41 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина является обязанностью государства. Каждый имеет право на жизнь и охрану здоровья.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 28.12.2010 № 390-ФЗ «О безопасности» основными принципами обеспечения безопасности является, в том числе приоритет предупредительных мер в целях обеспечения безопасности.

В силу ст. 28, ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный Закон № 273-ФЗ) образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе: создавать, безопасные условия обучения, воспитания обучающихсяся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихсяся, работников образовательной организации.

Так, согласно п.п. 2, 15 ч. 3 статьи 28 Федерального закона № 273-ФЗ к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихсяся и работников образовательной организации.

В соответствии с ч. 9 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» имущество бюджетного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Статьей 296 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжается этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

Согласно ч. 1 ст. 36 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения.

Статьей 36 Федерального закона № 384-ФЗ закреплено, что параметры и другие характеристики строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения в процессе эксплуатации здания или сооружения должны соответствовать требованиям проектной документации. Указанное соответствие должно поддерживаться посредством технического обслуживания и подтверждаться в ходе периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, проводимых в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с ч. 6, ч. 7 ст. 55.24, ст. 55.25 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях обеспечения безопасности зданий, сооружений в процессе их эксплуатации должны обеспечиваться техническое обслуживание зданий, сооружений, эксплуатационный контроль, текущий ремонт зданий, сооружений. Эксплуатационный контроль за техническим состоянием зданий, сооружений проводится в период эксплуатации таких зданий, сооружений путем осуществления периодических осмотров, контрольных проверок и (или) мониторинга состояния оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения в целях оценки состояния конструктивных и других характеристик надежности и безопасности зданий, сооружений, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения и соответствия указанных характеристик требованиям технических регламентов, проектной документации. В случае если иное не предусмотрено федеральным законом лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, является собственник здания, сооружения или лицо, которое владеет зданием, сооружением на ином законном основании (на праве аренды, хозяйственного ведения, оперативного управления и другое) в случае, если соответствующим договором, решением органа государственной власти или органа местного самоуправления установлена ответственность такого лица за эксплуатацию здания, сооружения, либо привлекаемое собственником или таким лицом в целях обеспечения безопасной эксплуатации здания, сооружения на основании договора физическое или юридическое лицо.

Периодичность, состав подлежащих выполнению работ по техническому обслуживанию, по поддержанию надлежащего технического состояния зданий, сооружений (включая необходимые наблюдения, осмотры) должны определяться в соответствии с проектной документацией, результатами контроля за техническим состоянием зданий, сооружений, индивидуально для каждого здания, сооружения исходя из условий их строительства, реконструкции, капитального ремонта и эксплуатации.

Если иное не предусмотрено федеральным законом лицо, ответственное за эксплуатацию здания, сооружения, обязано вести журнал эксплуатации здания, сооружения, в который вносятся сведения о датах и результатах проведенных осмотров, контрольных проверок и (или) мониторинга оснований здания, сооружения, строительных конструкций, сетей инженерно-технического обеспечения и систем инженерно-технического обеспечения, их элементов, о выполненных работах по техническому обслуживанию здания, сооружения, о проведении текущего ремонта здания, сооружения, о датах и содержании выданных уполномоченными органами исполнительной власти предписаний об устранении выявленных в процессе эксплуатации здания, сооружения нарушений, сведения об устранении этих нарушений.

Приказом Госкомархитектуры от 23.11.1988 № 312 утверждено Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения (далее по тексту Положение). Данное положение является обязательным для всех организаций, учреждений и предприятий, осуществляющих реконструкцию, капитальный и текущий ремонт, техническое обслуживание зданий.

В соответствии с разделом 3 вышеуказанного Положения контроль за техническим состоянием зданий и объектов следует осуществлять путем проведения систематических плановых и неплановых осмотров с использованием современных средств технической диагностики.

Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 10.04.2024 № 433-ст введен в действие ГОСТ 31937-2024 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния».

Настоящий стандарт является нормативной основой для контроля технического состояния зданий (сооружений), их систем инженерно-технического обеспечения и осуществления проектных работ по реконструкции, капитальному ремонту и демонтажу зданий и сооружений.

Настоящий стандарт устанавливает требования к работам и их составу по получению информации, необходимой для оценки технического состояния зданий (сооружений) и систем инженерно-технического обеспечения.

В соответствии с п. 4.3 ГОСТ 31937-2024 обследование, а при необходимости и мониторинг технического состояния зданий (сооружений), проводят также по истечении расчетных сроков службы или сроков безаварийной эксплуатации, установленных в отчете (заключении) по результатам предыдущего обследования, для разработки проекта реконструкции и капитального ремонта, при обнаружении дефектов, повреждений и деформаций в процессе эксплуатации здания (сооружения), которые могут повлиять на безопасность объекта, по результатам последствий пожаров, стихийных бедствий, аварий, связанных с угрозой разрушения здания (сооружения) или его отдельных строительных конструкций, в том числе разрушение которых может повлечь прогрессирующее обрушение, при попадании здания (сооружения) в зону влияния нового строительства, реконструкции или природно-техногенных воздействий, по инициативе собственника объекта, для принятия решения о возможности дальнейшей эксплуатации или сносе (демонтаже) здания (сооружения) или его части, для разработки проекта по сносу (демонтажу) здания (сооружения) или его части, при изменении назначения здания (сооружения), по предписанию органов, уполномоченных на ведение государственного строительного надзора.

Согласно п. 4.4 ГОСТ 31937-2024 обследование и мониторинг технического состояния зданий (сооружений) проводят в соответствии с техническим заданием и, при необходимости, в соответствии с предварительно разработанной на его основе программой работ, в которой определяют состав и объем работ. Программу работ согласовывают с заказчиком.

В соответствии с п. 5.1.3 - 5.1.4 ГОСТ 31937-204 цель комплексного обследования технического состояния здания (сооружения) заключается в определении технического состояния здания (сооружения) и его элементов, получении количественной оценки фактических показателей качества грунтов основания, строительных конструкций и систем инженерного обеспечения с учетом изменений, происходящих во времени, для установления возможности его дальнейшей эксплуатации или, при необходимости, состава и объема работ по капитальному ремонту или реконструкции. При обследовании технического состояния здания (сооружения) получаемая информация должна быть достаточной для принятия обоснованного решения о возможности его дальнейшей эксплуатации.

Согласно п. 5.1.9 ГОСТ 31937-2024 предварительное (визуальное) обследование проводят в целях предварительной оценки технического состояния строительных конструкций, систем инженерно- технического обеспечения, инженерного оборудования, средств связи по внешним признакам, определения необходимости в проведении детального (инструментального) обследования и уточнения программы работ. При этом проводят сплошное визуальное обследование строительных конструкций здания, систем инженерно-технического обеспечения, инженерного оборудования, средств связи (в зависимости от типа обследования технического состояния) и выявление дефектов (повреждений) по внешним признакам с необходимыми измерениями и их фиксацией. При предварительном (визуальном) обследовании выполняют проверку характерных деформаций несущих и ограждающих конструкций (прогибы, крены, неравномерные осадки и пр.). Для фиксации дефектов (повреждений) и предварительного определения общих деформаций конструкций допускается применение фотограмметрических методов обработки с построением ортофотопланов, в том числе на основании фотографий объекта, полученных аэрофотосъемкой, а также технологии лазерного сканирования.

В соответствии с п. 5.1.11 ГОСТ 31937-2024 если при визуальном обследовании обнаружены дефекты (повреждения), снижающие прочность, устойчивость и жесткость несущих конструкций здания (сооружения), свидетельствующие об ограниченно-работоспособном техническом состоянии конструкций, то, при необходимости оценки несущей способности конструкций здания (сооружения) для дальнейшего проектирования, оценки влияния на него нового строительства и т.д., проводят детальное (инструментальное) обследование.

Согласно п. 73 Устава КОУ ОО «Орловская общеобразовательная школа- интернат для глухих, слабослышащих и позднооглохших обучающихся» имущество Учреждения находится в государственной собственности Орловской области и закреплено за Учреждением на праве оперативного управления. Полномочия собственника в отношении закрепленного за Учреждением государственного имущества осуществляет Орловская область.

В соответствии с п. 75 при осуществлении права оперативного управления имуществом Учреждение обязано эффективно использовать, переданное имущество, обеспечивать сохранность и использование имущества строго по целевому назначению не допускать ухудшения технического состояния имущества, помимо его ухудшения, связанного с нормативным износом в процессе эксплуатации.

Из материалов дела следует, что проведенной прокуратурой Советского района г. Орла 29.07.2024 установлено, что двухэтажное здание образовательного учреждения КОУ ОО «Орловская общеобразовательная школа-интернат для глухих, слабослышащих и позднооглохших обучающихся» имеет:

- отхождения защитного слоя (штукатурки) на отдельных участках перекрытия внутренних стен здания, а также наличие трещин на данных строительных конструкциях;

- в помещении спортивного зала потолок имеет следы протекания (залитая);

- по всему периметру здания учреждения имеются многочисленные трещины, отслоение штукатурного слоя, разрушение фасада учреждения, отхождение кладки кирпича на фасаде здания, козырька крыши.

Кроме того, по всему зданию учреждения имеются следы замазывания трещин, сколов на стенах, фасаде, облицовках окон, имеются следы залития на внешней стене, вследствие чего образование плесени.

Указанные недостатки отражены в акте осмотра от 27.07.2024, а также подтверждаются фотоматериалом.

В соответствии с утвержденным КОУ ОО «Орловская общеобразовательная школа-интернат для глухих, слабослышащих и позднооглохших обучающихся» 30.08.2023 Положением о порядке осмотров зданий, находящихся на балансе КОУ ОО «Орловская общеобразовательная школа-интернат для глухих, слабослышащих и позднооглохших обучающихся» установлены сроки проведения плановых осмотров –весенний и осенний осмотры.

Приказом № 177/3-Д от 30.08.2023 определен состав комиссии по осмотру зданий и сооружений.

Суду представлены акта общего осмотра здания от 31.10.2022,17.10.2023, 29.03.2024, согласно которого осмотрено здание, выявлены дефекты, определен перечень работ и сроки исполнения.

Вместе с тем в состав комиссии входили директор, заместитель директора, слесарь-электрик, слесарь-сантехник, водитель, т.е. лица, не обладающие специальными познания в области проведения обследования технического состояния здания.

В судебном заседании представитель ответчика не отрицал, что обследование здания не проводились.

Установить степень критичности образовавшихся повреждений, трещин, отслоения штукатурного слоя, разрушения кладки кирпича, фасада без привлечения специализированных организаций, специальных средств для принятия решения о возможности дальнейшего эксплуатации здания или проведения капитального ремонта здания невозможно.

Выявленные в образовательном учреждении вышеуказанные нарушения негативным образом влияют на состояние законности в данной сфере, нарушают права несовершеннолетних и их законных представителей, педагогов и иных лиц, находящихся в образовательном учреждении и на его территории, на безопасность их жизни и здоровья.

Непроведение должного контроля за состоянием здания образовательного учреждения путем привлечения специализированной организации с использованием современных средств технической диагностики может повлечь несвоевременное выявление нарушений в состоянии конструктивных и других характеристик надежности и безопасности здания, что создает угрозу его обветшания и утраты, а также предпосылки возникновения чрезвычайных ситуаций, нарушения прав на безопасные условия содержания детей, причинения вреда их жизни и здоровью, что, в свою очередь, нарушает гарантированные Конституцией Российской Федерации и иными нормативными актами права обучающихся на безопасные, соответствующие предъявляемым требованиям условия обучения.

Неистечение сроков эффективной эксплуатации здания и отсутствие реальной необходимости в техническом обследовании, ссылки на то, что учреждение регулярно проводит визуальные осмотры здания, а также в части применения ГОСТ 31937-2011 на добровольной основе, не освобождает образовательное учреждение от обязанности по соблюдению требований технических регламентов о безопасности здания и проведения в установленном законом порядке обследований технического состояния здания с использованием современных средств технической диагностики.

На основании изложенного, суд находит заявленные исковые требования законными и обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковое заявление прокурора Советского района г. Орла в интересах неопределенного круга лиц к казенному образовательному учреждению Орловской области «Орловская общеобразовательная школа-интернат для глухих, слабослышащих и позднооглохших обучающихся» о понуждении к совершению действий - удовлетворить.

Обязать казенное образовательное учреждение Орловской области «Орловская общеобразовательная школа-интернат для глухих, слабослышащих и позднооглохших обучающихся» (ИНН5753050553, ОГРН1095753002498) провести обследование технического состояния нежилого здания, расположенного по адресу: <...>, 1946 года постройки с использованием современных средств технической диагностики в соответствии с ГОСТ 31937-2024 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния» в течении одного года с момента вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд через Советский районный суд г. Орла в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 12.11.2024.

Судья

Н.Н. Сергиенко

2-4753/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Советского района г. Орла
Ответчики
КОУ ОО "Орловская общеобразовательная школа-интернат для глухих, слабослышащих и позднооглохших обучающих"
Другие
Департамент финансов Орловской области
Департамент образования Орловской области
Суд
Советский районный суд г. Орел
Дело на сайте суда
sovetsky.orl.sudrf.ru
16.08.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
16.08.2024Передача материалов судье
22.08.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
22.08.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.09.2024Подготовка дела (собеседование)
16.09.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.10.2024Судебное заседание
12.11.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.11.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.11.2024Дело оформлено
28.10.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее