Дело № 2-306/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
27.01.2016 года город Симферополь
Киевский районный суд г. Симферополя Республики Крым в составе председательствующего судьи Тихопой А.А., при секретаре судебного заседания Снитко О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ташкиновой Т.Н. в своих интересах и в интересах своей несовершеннолетней дочери Ташкиновой К.Ю. к Администрации г. Симферополя Республики Крым, 3-е лицо – Муниципальное унитарное предприятие муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым "Авангард", о признании права собственности на жилье в порядке приватизации,
у с т а н о в и л:
Ташкиновой Т.Н. обратилась в суд с иском в своих интересах и в интересах своей несовершеннолетней дочери, чьи интересы представляет по закону, в котором просит признать за ними право общей долевой собственности на квартиру № по <адрес>.
Исковые требования мотивированы тем, что дом, в котором они проживают, имел статус общежития. После передачи его в муниципальную собственность, этот статус утрачен, и они имеют право на приватизацию, занимаемой ими квартиры. По вопросу приватизации квартиры она обращалась в Администрацию г. Симферополя, где ей в этом отказали.
В судебном заседании истица и её представитель заявленные исковые требования поддержали, настаивали на его удовлетворении по мотивам, изложенным в иске.
Представитель ответчика с иском не согласился, ссылаясь на отсутствие прав у истцов на приватизацию.
Представитель 3-го лица, будучи надлежащим образом уведомленным, в судебное заседание не явился, причины неявки суду не сообщил. Неявка представителя 3-го лица без указания о том причин, не является препятствием к рассмотрению дела.
Выслушав стороны, изучив материалы и исследовав обстоятельства дела, суд считает иск таким, что не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что в соответствии со справкой о регистрации от ДД.ММ.ГГГГ Ташкиновой Т.Н. со своей дочерью Ташкиновой К.Ю. занимает помещение квартиры № по ул<адрес>, где постоянно зарегистрирована с ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно выписки из Протокола № от ДД.ММ.ГГГГ Крымского Агротехнологического университета, указанная квартира состоит из одной комнаты в общежитии, общей площадью <данные изъяты> кв.м., жилой площадью <данные изъяты> кв.м. Как пояснила истица, технический паспорт на квартиру в стадии оформления.
Указанное общежитие включено в перечень общежитий, подлежащих передаче из государственной собственности Республики Крым в муниципальную собственность городского округа Симферополя Распоряжением Совета Министров Республики Крым № 326-р от 14.04.2015 г.
Решением № от ДД.ММ.ГГГГ Симферопольского городского совета дано согласие на прием указанного общежития в собственность муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым.
Согласно письму Академии биоресурсов и природопользования КФУ им. В.И. Вернадского от ДД.ММ.ГГГГ, во исполнение Постановления Государственного Совета Республики Крым от 20.03.2015 года № 551-1/15, с целью обеспечения реализации прав граждан проживающих в общежитиях, общежитие по <адрес> передано из государственной собственности Республики Крым в муниципальную собственность.
В соответствии со ст. 4 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (в редакции с учетом Федерального закона № 84-ФЗ от 11.06.2008 года), не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
Вместе с тем, согласно Обзору законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2006 года, следует, что жилые помещения в общежитиях, расположенные в жилых домах, ранее принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, которые были предоставлены гражданам и переданы в муниципальный жилищный фонд, могут быть приобретены гражданами в порядке приватизации в собственность при условии, если это жилое помещение является изолированным.
Выдержка из указанного обзора приведена судом в спектре изменившейся редакции ст. 4 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года N 1541-1 относительно отсылочной даты 01.03.2005 г.
Указанный вывод в Обзоре был сделан на основании следующего.
Так, статьей 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (в редакции от 20 мая 2002 г.) предусмотрено право граждан, занимающих жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных указанным Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Исходя из ст. 4 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" жилые помещения в общежитиях не подлежат приватизации.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям, использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
Из указанной статьи следует, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.
При этом отсутствие договора социального найма, а также решения органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не препятствует осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления указанных документов.
Следовательно, граждане, которые занимают указанные жилые помещения, вправе приобрести их в собственность, руководствуясь ст. 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации".
Следует учитывать, что приватизации подлежит только изолированное жилое помещение (квартира или комната), поскольку по смыслу ч. 2 ст. 62 ЖК РФ неизолированное жилое помещение не может быть самостоятельным предметом договора социального найма.
С учетом вышеизложенного, судом установлено, что общежитие по адресу: <адрес> утратило статус общежития, и находящиеся в нем помещения, в случае их соответствия указанным требованиям, могут быть приватизированы занимаемыми ими лицами.
Вместе с тем, судом установлено, что решением Симферопольского городского совета № от ДД.ММ.ГГГГ Администрация города Симферополя Республики Крым определена органом, уполномоченным от имени муниципального образования городской округ Симферополь осуществлять право на передачу жилых помещений в собственность, а также принят Порядок передачи жилых помещений в собственность граждан (приватизации) и приема жилых помещений из собственности граждан (деприватизация) в муниципальном образовании городской округ Симферополь Республики Крым (Порядок).
Согласно п. 2 этого Порядка, граждане при подаче заявления на приватизацию предоставляют справки о подтверждении неиспользованного права на приватизацию жилых помещений.
Главой 3 Порядка определен порядок оформления передачи жилых помещений в собственность граждан, в котором приведен перечень необходимых для этого к предоставлению документов.
В судебном заседании истица суду пояснила, что таких справок и документов не собирала, в Администрацию г. Симферополя не предоставляла.
По смыслу ответа, полученного Ташкиновой Т.Н. из Администрации <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, следует, что ей дали ответ на её "обращение относительно возможности приватизации жилого помещения № в общежитии № по <адрес> в <адрес>". В этом ответе указано, что она не может приватизировать указанное помещение.
Таким образом, суд приходит к убеждению о том, что Ташкиновой Т.Н. не обращалась в Администрацию <адрес> с заявлением на приватизацию занимаемого ею помещения в порядке, определенным для этого собственником – муниципальным образованием.
Об этом свидетельствует содержание ответа Администрации г. Симферополя на обращение истицы, а не на её заявление на приватизацию, а также личные пояснения истицы о том, что указанного в Порядке перечня необходимой документации и соответствующего заявления она в Администрацию г. Симферополя не подавала.
При таких обстоятельствах, в обход установленного порядка приватизации суд считает невозможным признание за истцами права собственности в порядке приватизации, поскольку ими не совершено всех зависящих от них и необходимых для этого действий, в частности, не подтверждено их право как субъектов приватизации, не идентифицировано помещение, как объект, подлежащий приватизации.
Таким образом, суд считает, что ответ Администрации г. Симферополя от ДД.ММ.ГГГГ на обращение Ташкиновой Т.Н. свидетельствует не об отказе в приватизации, а о не признании за истицей права на приватизацию спорного помещения в рамках информационного обращения. С иском о признании права на приватизацию истица не обращалась.
В силу ст. 98 ГПК РФ, судебные расходы, понесенные истицей возмещению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-196 ГПК РФ, суд, -
р е ш и л :
В удовлетворении исковых требований Ташкиновой Т.Н., заявленных в своих интересах и в интересах несовершеннолетней Ташкиновой К.Ю. к Администрации города Симферополя Республики Крым о признании права собственности на жилье в порядке приватизации, - отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Крым через Киевский районный суд г. Симферополя в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение суда принято в окончательной форме 28.01.2016 года.
Судья: А.А. Тихопой