УИД: 31RS0023-01-2021-000165-18
Дело № 2-186/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 апреля 2021 года п.Чернянка
Чернянский районный суд Белгородской области в составе
председательствующего судьи Кухаревой Н.Д.,
при секретарях Докукиной И.А., Рязанцевой Т.А.,
с участием истца Бабанина В.В.,
в отсутствие ответчиков Бабанина Н.В., Евдокимовой К.В., Захаровой О.В., Артамоновой Н.В., представителя 3/го лица администрации Огибнянского сельского поселения, о времени и месте судебного разбирательства уведомленных своевременно и надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бабанина Виктора Васильевича к Бабанину Николаю Васильевичу, Евдокимовой Клавдии Васильевне, Захаровой Ольге Васильевне, Артамоновой Наталье Васильевне о признании права собственности на жилой дом,
установил:
Бабанин В.В. является собственником 1/5 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>. Собственными силами на указанном земельном участке Бабанин В.В. без получения соответствующих разрешений осуществил строительство жилого дома, общей площадью 63,8 кв м.
Дело инициировано иском Бабанина Виктора Васильевича, который просит признать за ним, Бабаниным Виктором Васильевичем, право собственности на жилой дом общей площадью 63,8 кв м, расположенный по адресу: <адрес>.
В судебном заседании Бабанин В.В. исковые требования поддержал в полном объеме, пояснил, что право общей долевой собственности на земельный участок перешло к нему и ответчикам после смерти отца Бабанина В.Ф. На указанном земельном участке ранее располагался жилой дом, на месте которого он и возвел новый дом.
Ответчики Бабанин Н.В., Евдокимова К.В., Захарова О.В., Артамонова Н.В. в судебное заседание не явились, возражений против иска не предоставили.
Исследовав в судебном заседании обстоятельства по представленным доказательствам, суд признает исковые требования Бабанина В.В. подлежащими частичному удовлетворению.
Судом установлено, что Бабанин В.В. на основании свидетельства о праве на наследство по закону (л.д.43) является собственником1/5 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства. Общая площадь земельного участка 5000 кв. м. (л.д.32).
В соответствии с Правилами землепользования и застройки Огибнянского сельского поселения, утвержденными Распоряжением управления архитектуры и градостроительства Белгородской области № 231 от 03.09.2020 данный земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства и на нем допускается возведение жилого дома (л.д.108).
Остальные сособственники Бабанин Н.В., Евдокимова К.В., Захарова О.В., Артамонова Н.В. являются родными братом и сестрами истца, которые также стали собственниками земельного участка на основании свидетельств о праве на наследство по закону.(л.д.39-42,48)
Наследодателем является Б.В.Ф. (отец истца и ответчиков), умерший 28.08.1993 года.
Справками администрации Огибнянского сельского поселения подтверждается, что Б.В.Ф., умерший 28.06.1993 года, имел жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, находящийся на земельном участке, принадлежащем Б.В.Ф. на праве собственности. (л.д.73,74).
То, обстоятельство, что спорный жилой дом был построен Бабаниным В.В. своими силами и за свой счет, подтверждается справкой администрации Огибнянского сельского поселения (л.д.5).
Из технического паспорта следует, что объект недвижимости по адресу: <адрес>, является жилым домом, общей площадью 63,8 кв м, жилой площадью 43,1 кв м, год постройки 2008, назначение жилое, фактическое использование - по назначению (л.д.6-13). Данные обстоятельства подтверждаются и техническим планом объекта недвижимости (л.д.14-31).
Согласно экспертному заключению, техническое состояние жилого дома оценивается как работоспособное. При строительстве не допущены существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил, жилой дом не создает угрозу жизни и здоровью граждан. Возведенный дом не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан. Фактическое техническое состояние несущих конструкций является работоспособным, здание может далее эксплуатироваться по назначению (л.д. 76-107)
Данное техническое заключение выдано ООО «Эксперт», работы по обследованию выполнены специалистами, действующими на основании допуска к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (свидетельство № 0274.05-2012-3128087850-П-166).
В соответствии с пунктом 1 статьи 218 Гражданского кодекса РФ право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
В соответствии со ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Согласно пункту 31 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 10/22 от 29 апреля 2010 года "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" признание права собственности на самовольную постройку является основанием возникновения права собственности по решению суда. В этой связи при рассмотрении иска о признании права собственности на самовольную постройку применению подлежат положения пункта 3 статьи 222 ГК РФ в той редакции, которая действовала на момент принятия решения суда.
Пунктом 3 статьи 222 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что право собственности на самовольную постройку может быть признано судом за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий: если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта; если на день обращения в суд постройка соответствует установленным требованиям; если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
В подпункте 2 пункта 1 статьи 40 Земельного кодекса РФ закреплено, что собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Согласно разъяснениям, изложенным в пунктах 25 - 31 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 10/22 от 29.04.2010, право собственности на самовольную постройку может быть признано судом за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка.
Рассматривая иски о признании права собственности на самовольную постройку, суд устанавливает, допущены ли при ее возведении существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил, создает ли такая постройка угрозу жизни и здоровью граждан.
Отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку. В то же время суду необходимо установить, предпринимало ли лицо, создавшее самовольную постройку, надлежащие меры к ее легализации, в частности к получению разрешения на строительство и/или акта ввода объекта в эксплуатацию, а также правомерно ли отказал уполномоченный орган в выдаче такого разрешения или акта ввода объекта в эксплуатацию.
Если иное не установлено законом, иск о признании права собственности на самовольную постройку подлежит удовлетворению при установлении судом того, что единственными признаками самовольной постройки являются отсутствие разрешения на строительство и/или отсутствие акта ввода объекта в эксплуатацию, к получению которых лицо, создавшее самовольную постройку, предпринимало меры. В этом случае суд должен также установить, не нарушает ли сохранение самовольной постройки права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает ли угрозу жизни и здоровью граждан.
Таким образом, закон устанавливает возможность признания права на самовольную постройку за собственником земельного участка, в случае если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Порядок осуществления строительства, а также реконструкции индивидуальных жилых домов, регулируется Градостроительным кодексом Российской Федерации.
Исходя из статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции до внесения изменений ФЗ от 03.08.2018 г.) строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство. По общему правилу разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка.
Судом установлено, что истцом предпринимались меры к ее легализации, в частности к получению акта ввода объекта в эксплуатацию, однако ввиду отсутствия разрешительной документации на строительство, в выдаче акта ввода ему было отказано.
Очевидных признаков явного и намеренно недобросовестного поведения истца судом не установлено.
Обстоятельств, свидетельствующих о нарушении истцом прав третьих лиц на владение и пользование принадлежащим им земельным участком и домом, судом не установлено. Доказательств того, что истцом допущено при возведении спорной пристройки нарушение градостроительных и строительных норм и правил представлено не было.
Конституционный Суд Российской Федерации в определениях от 29 января 2015 г. N 101-О и от 27 сентября 2016 г. N 1748-О указал, что часть 3 статьи 222 Гражданского кодекса направлена на защиту прав граждан, а также на обеспечение баланса публичных и частных интересов и тем самым на реализацию статей 17 (часть 3) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 4 Федерального закона от 7 июля 2003 г. N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве", приусадебный земельный участок используется для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов.
Следовательно, совокупность условий, при которых законодателем допускается введение в оборот жилого дома, обладающего признаками самовольного строительства, имеется.
Исходя из установленных обстоятельств, того, что истец является собственником только 1/5 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, суд считает признать за Бабаниным В.В. право собственности на 1/5 долю в праве на жилой дом общей площадью 63,8 кв м, расположенный по адресу: <адрес>.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
решил:
Иск Бабанина Виктора Васильевича удовлетворить частично.
Признать за Бабаниным Виктором Васильевичем право собственности на 1/5 долю в праве собственности на жилой дом общей площадью 63,8 кв м, расположенный по адресу: <адрес>.
В удовлетворении остальной части требований отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Белгородского областного суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Чернянский районный суд.
Судья Н.Д. Кухарева
.
.