Решение по делу № 2-480/2021 (2-3141/2020;) от 03.12.2020

К делу №2-480/ 2021

УИД 23RS0029-01-2020-006902-43

Р Е Ш Е Н И Е

    ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

п. Лазаревское г. Сочи « 11 »    января     2021 года

Лазаревский районный суд г. Сочи Краснодарского края в составе:

судьи                                    С.П. Богдановича,
при секретаре                                    А.К. Миносян,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Иванчиковой Вероники Валерьевны к Администрации г. Сочи и Департаменту имущественных отношений Администрации г. Сочи об оспаривании решения органа местного самоуправления, признании наличия реестровой ошибки и ее исправлении, третье лицо: Управление Росреестра по Краснодарскому краю,

У С Т А Н О В И Л:

Иванчикова В.В. обратилась в суд с иском к Администрации г. Сочи (далее по тексту – Администрация), в котором просит:

-     признать незаконным изложенное в письменном сообщении Департамента архитектуры и градостроительства Администрации (далее по тексту – Департамент архитектуры) решение по вопросу предварительного согласования предоставления земельного участка по адресу: <адрес>;

-     признать реестровой ошибкой сведения о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером номер;

-     признать отсутствующим право собственности муниципального образования г. Сочи в отношении земельного участка с кадастровым номером номер;

-     обязать органы государственной регистрации и органы государственного кадастрового учета по заявлению Иванчиковой В.В. (или ее представителя по доверенности) аннулировать в ЕГРН сведения о государственном кадастровом учете земельного участка с кадастровым номером номер, а также погасить регистрационную запись о праве собственности муниципального образования г. Сочи в отношении земельного участка кадастровым номером номер;

-     считать утвержденной и согласованной Администрацией схему расположения образуемого земельного участка площадью 890 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: магазин, сформированного из земель неразграниченной собственности, расположенного в границах кадастрового квартала 23:49:0123007 по адресу: <адрес>, подготовленную кадастровым инженером Гетало С.С.;

-     обязать органы государственного кадастрового учета по заявлению Иванчиковой В.В. (или ее представителя по доверенности) осуществить государственный кадастровый учет земельного участка площадью 890 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: магазин, сформированного из земель неразграниченной собственности, расположенного в границах кадастрового квартала номер по адресу: <адрес>, согласно подготовленной кадастровым инженером Гетало С.С. схеме расположения без предоставления дополнительной документации в координатах характерных точек границ образуемого земельного участка в системе координат МСК-23: т<данные изъяты>

-     признать право собственности муниципального образования город-курорт Сочи на образуемый земельный участок площадью 890 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: магазин, сформированного из земель неразграниченной собственности, расположенного в границах кадастрового квартала номер по адресу: <адрес> в координатах характерных точек границ образуемого земельного участка в системе координат МСК-23: т<данные изъяты>;

-     обязать органы государственной регистрации прав по заявлению Иванчиковой В.В. (или ее представителя по доверенности) осуществить государственную регистрацию права собственности муниципального образования г.Сочи в отношении земельного участка площадью 890 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: магазин, сформированного из земель неразграниченной собственности, расположенного в границах кадастрового квартала номер по адресу: <адрес>, согласно подготовленной кадастровым инженером Гетало С.С. схеме расположения без предоставления дополнительной документации в координатах характерных точек границ образуемого земельного участка в системе координат МСК-23: <данные изъяты>

-     обязать Администрацию в лице Департамента имущественных отношений Администрации (далее по тексту – Департамент) после осуществления государственного кадастрового учета в отношении земельного участка и регистрации права собственности муниципального образования город-курорт Сочи в отношении него заключить с Иванчиковой В.В. договор купли-продажи образованного земельного участка площадью 890 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: магазин, сформированного из земель неразграниченной собственности, расположенного в границах кадастрового квартала номер по адресу: <адрес> в координатах характерных точек границ образуемого земельного участка в системе координат МСК-23: <данные изъяты> определив выкупную стоимость земельного участка равной 12% от кадастровой стоимости такого земельного участка.

В обоснование своих требований истец указала, что ей по праву собственности принадлежат функционально взаимосвязанные объекты капитального строительства, расположенные по <адрес> г. Сочи, с кадастровыми номерами номер. Земельный участок, необходимый для эксплуатации этих объектов недвижимости, до настоящего времени не сформирован и в пользование Иванчиковой В.В. не предоставлен, что нарушает принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов. При этом объекты частично находятся на земельном участке неразграниченной собственности в границах кадастрового квартала номер, а частично – на земельном участке с кадастровым номером номер, являющемся собственностью муниципального образования город-курорт Сочи. Реализуя закрепленное законом исключительное право на приобретение в собственность или в аренду занятого постройками земельного участка, истец подготовила схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории и обратилась в орган местного самоуправления с заявлением о предварительном согласовании предоставления ей испрашиваемого земельного участка, в чем ей было отказано письменным сообщением Департамента архитектуры без номера и даты, с которым Иванчикова В.В. не согласна. Поскольку одним из оснований для принятия оспариваемого решения явилось указание на наложение границ формируемого земельного участка на кадастровые границы земельного участка с кадастровым номером номер, истец полагает о наличии реестровой ошибки при постановке такового на кадастровый учет, подлежащей устранению путем аннулирования сведений об этом участке в ЕГРН и в государственном кадастре недвижимости.

Исковое заявление Иванчиковой В.В. содержит несколько связанных между собой требований, из которых одни подлежат рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства, другие – в порядке административного судопроизводства.

При этом разделение этих требований суд полагает невозможным ввиду их неразрывной связи, в связи с чем на основании ч. 1 ст. 33.1 ГПК РФ дело подлежит рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства.

Определением судьи Лазаревского районного суда г. Сочи от 22.12.2020 года к участию в деле в качестве соответчика привлечен Департамент.

Истец Иванчикова В.В. в судебное заседание не явилась. О времени и месте рассмотрения дела была уведомлена надлежащим образом. Просила рассмотреть дело без ее участия.

Представитель ответчиков Администрации и Департамента по доверенностям Тешева Ф.Р. в судебное заседание не явилась. О времени и месте рассмотрения дела была уведомлена надлежащим образом. О причинах неявки суду не сообщила.

Представитель третьего лица Управления Росреестра по Краснодарскому краю в судебное заседание не явился. О времени и месте рассмотрения дела с учетом положений ч. 2 ст. 113 ГПК РФ был уведомлен надлежащим образом. О причинах неявки суду не сообщил.

В связи с изложенным и руководствуясь ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.

Изучив материалы дела, суд находит требования иска обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Статьей 55 ГПК РФ предусмотрено, что доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.

В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов.

В соответствии с ч. 2 ст. 195 ГПК РФ суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.

Судом установлено, что Иванчиковой В.В. по праву собственности принадлежат нежилое здание с кадастровым номером номер площадью 26,9 кв.м и нежилое здание с кадастровым номером номер площадью 155 кв.м, расположенные по <адрес> г. Сочи (выписки из ЕГРН от 13.07.2020 года №99/2020/337833753 и от 13.08.2020 года б/н).

Подпунктом 5 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ установлен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов.

Согласно пункту 1 статьи 39.3 ЗК РФ продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

В силу пункта 2 той же статьи ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.

На основании пункта 1 статьи 39.20 ЗК РФ исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

Пунктом 5 этой же статьи ЗК РФ предусмотрено, что для приобретения права собственности на земельный участок все собственники здания, сооружения или помещений в них совместно обращаются в уполномоченный орган.

Положениями статьи 39.14 ЗК РФ установлено, что предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:

1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;

2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости". В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;

3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости»;

4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;

5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;

6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;

7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.

Административным истцом обеспечена подготовка кадастровым инженером ООО «Центр кадастра и инвентаризации» Гетало С.С. схемы расположения образуемого земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: <адрес> (далее по тексту – Схема), которой предусматривается образование земельного участка площадью 890 кв.м в кадастровом квартале номер, находящегося в территориальной зоне «РК» - лечебно-оздоровительных учреждений.

Далее Иванчикова В.В. обратилась в орган местного самоуправления по вопросу предварительного согласования предоставления земельного участка площадью 890 кв.м в <адрес>, в чем ей отказано письменным сообщением Департамента архитектуры без номера и даты, которое истец оспаривает.

В обоснование данного решения указано на:

-    несоответствие Схемы ее форме, требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с п. 16.1 ст. 11.10 ЗК РФ, а именно: неверно указано наименование органа местного самоуправления, принявшего решение об утверждении Схемы и наименование документа об утверждении Схемы;

-     частичное расположение объекта недвижимости с кадастровым номером номер в границах земельного участка с кадастровым номером 23:49:0123007:65, что свидетельствует о предоставлении Схемы с целью перераспределения земель и земельного участка, находящихся в муниципальной собственности, между собой не для случаев, указанных в п. 13 Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Предварительное согласование предоставления земельного участка» (далее по тексту – Муниципальная услуга), утвержденного постановлением Администрации от 07.05.2015 года №1499 (далее по тексту – Административный регламент);

-    расположение земельного участка в территориальной зоне «РК1» - зона лечебно-оздоровительных учреждений, где запрещено ведение хозяйственной деятельности, а вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером номер (для реконструкции здания трансформаторной подстанции) не предусмотрен для данной территориальной зоны Правилами землепользования и застройки на территории муниципального образования город-курорт Сочи, утвержденными решением Городского Собрания Сочи от 29.12.2009 года №202 (далее по тексту – Правила).

    Таким образом, основаниями для отказа предоставления Иванчиковой В.В. муниципальной услуги Департаментом архитектуры указаны подп. «1а» п. 32 и подп. «2т» п. 32, а также п. 30 Административного регламента.

    В соответствии с подп. «1а» п. 32 Административного регламента Департамент архитектуры принимает решение об отказе в предоставлении Муниципальной услуги, если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 ЗК РФ, а именно: несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 27.11.2014 года №762 «Об утверждении требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе».

    При этом приказом Росреестра от 27.03.2017 года №П/0152 «Об организации работ по размещению на официальном сайте Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» XML-схемы, используемой для формирования XML-документа - схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа» установлено, что наименование вида документа в схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории указывается уполномоченным органом. В случае утверждения схемы расположения земельного участка решением уполномоченного органа указывается наименование вида документа об утверждении схемы расположения земельного участка (приказ, постановление, решение и тому подобное). В случае утверждения схемы соглашением между уполномоченными органами указывается наименование вида документа об утверждении схемы расположения земельного участка (соглашение) Номер документа указывается уполномоченным органом. В случае отсутствия номера документа указываются слова «без номера» (п. 3 Таблица 1).

    Согласно п. 2.6 того же приказа от 27.03.2017 года №П/0152 уполномоченный орган – это исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками.

    Таким образом, Департаментом в обоснование оспариваемого административным истцом отказа в оказании Муниципальной услуги необоснованно указано на несоответствие Схемы ее форме, формату и требованиям к ее подготовке, которые установлены приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 27.11.2014 года №762, так как сведения о наименовании документа об утверждении схемы, его номере и органе, принявшем такое решение, указываются именно органом местного самоуправления при утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

    Вывод Департамента архитектуры о том, что Схема выполнена с целью перераспределения земель и земельного участка, находящихся в муниципальной собственности, является мнением субъективным, не основанным на каких-либо объективных данных, так как материалами дела подтверждена кадастровая ошибка, допущенная при формировании испрашиваемого земельного участка, в результате которой строения, для эксплуатации которых этот участок предназначен, оказались за его границами.

    Судом установлено, что принадлежащие Иванчиковой В.В. нежилые здания с кадастровыми номерами номер расположены на земельном участке с кадастровым номером номер, являющемся собственностью муниципального образования город-курорт Сочи, и на свободных муниципальных землях.

    Этот земельный участок относится к категории земель: земли населенных пунктов, имеет разрешенное использование: для размещения подстанций, имеет площадь 278 кв.м, расположен по адресу: <адрес>, в территориальной зоне «РК1», в первой зоне горно-санитарной охраны курорта.

    Правилами установлены основные (разрешенные и условно разрешенные) и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков в зависимости от территориальных зон, в которых эти участки расположены (таблица 9).

    При этом в территориальных зонах «РК/РК1» вид разрешенного использования земельного участка «магазин» (код 4.4) относится к разрешенным. Доводы оспариваемого решения об обратном противоречат Правилам.

    Ссылка Департамента архитектуры на то, что, находясь в первой зоне горно-санитарной охраны курорта, земельный участок является ограниченным в обороте, противоречат нормам действующего законодательства.

    Так, согласно п. 1 ст. 27 ЗК РФ оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.

Содержание ограничений оборота земельных участков устанавливается настоящим Кодексом, федеральными законами (п. 3 ст. 27 ЗК РФ).

    В силу п. 5 той же статьи ЗК РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности следующие земельные участки:

1) в пределах особо охраняемых природных территорий, не указанные в пункте 4 настоящей статьи, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и законодательством Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях;

2) из состава земель лесного фонда;

3) в пределах которых расположены водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности;

4) занятые особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия, музеями-заповедниками;

5) предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд и не указанные в пункте 4 настоящей статьи;

6) не указанные в пункте 4 настоящей статьи в границах закрытых административно-территориальных образований;

7) предназначенные для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации (далее также – размещение) объектов морского транспорта, внутреннего водного транспорта, воздушного транспорта, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, а также автомобильных дорог федерального значения, регионального значения, межмуниципального значения или местного значения;

9) занятые объектами космической инфраструктуры;

10) расположенные под объектами гидротехнических сооружений;

11) предоставленные для производства ядовитых веществ, наркотических средств;

12) загрязненные опасными отходами, радиоактивными веществами, подвергшиеся биогенному загрязнению, иные подвергшиеся деградации земли;

13) расположенные в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд;

14) в первом и втором поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

    Ранее в состав земель особо охраняемых природных территорий входили земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов.

В связи с принятием Федерального закона от 28.12.2013 года №406-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» земельные участки, расположенные в границах зон санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов, исключены из перечня категорий особо охраняемых природных территорий, установленного статьей 2 Федерального закона от 14.03.1995 года №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» и п. 2 ст. 94 ЗК РФ.

С момента вступления в силу Федерального закона от 28.12.2013 года №406-ФЗ (30.12.2013 года) земельные участки, расположенные в границах зон санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов, не являются ограниченными в обороте в соответствии со статьей 27 ЗК РФ.

    Таким образом, административный истец имеет исключительное право на испрашиваемый земельный участок, поскольку является собственником расположенных на нем объектов недвижимости – нежилых зданий.

Данный земельный участок не может быть предметом аукциона и Иванчикова В.В. вправе выкупить его без проведения торгов.

Исключительный характер права лица на земельный участок означает, что никто, кроме собственника здания, строения, сооружения, не имеет права на приватизацию (приобретение в аренду) участка, занятого этим зданием, строением, сооружением (п. 5 постановления Пленума ВАС РФ от 24.03.2005 года №11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства»).

Пунктом 2 ст. 15 ЗК РФ установлено, что граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность, который для правообладателя объектов недвижимости с кадастровыми номерами номер был необоснованно ограничен органом местного самоуправления.

Как отметил Конституционный Суд РФ в Постановлении от 05.02.2007 года №2-П, не только Конвенция о защите прав человека и основных свобод, но и решения ЕСПЧ – в той части, в какой ими исходя из общепризнанных принципов и норм международного права дается толкование содержания закрепленных в Конвенции прав и свобод, - являются составной частью российской правовой системы, а потому должны учитываться федеральным законодателем при регулировании общественных отношений и правоприменительными органами при применении соответствующих норм права.

Статья 13 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (заключена в г. Риме 04.11.1950) указывает, что каждый, чьи права и свободы, признанные в Конвенции, нарушены, имеет право на эффективное средство правовой защиты в государственном органе, даже если это нарушение было совершено лицами, действовавшими в официальном качестве.

При этом продажа земельного участка собственнику расположенного на нем объекта недвижимости должна быть осуществлена за плату (ст. 39.4 ЗК РФ), которая устанавливается в соответствии с Порядком определения цены земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования город-курорт Сочи, продаваемых собственникам зданий, сооружений, находящихся на этих земельных участках, а также определения размера платы за увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате их перераспределения с земельными участками, находящимися в собственности муниципального образования город-курорт Сочи, утвержденным решением Городского Собрания Сочи от 30.01.2020 года №11.

Следовательно доводы оспариваемого письменного сообщения Департамента архитектуры следует признать необоснованными, нарушающими права и охраняемые законом интересы Иванчиковой В.В., подлежащие восстановлению в судебном порядке путем удовлетворения заявленных ею требований.

В то же время судом установлено, что кадастровые границы земельного участка с кадастровым номером 23:49:0123007:65, собственником которого является муниципальное образование город-курорт Сочи, пересекают границы принадлежащего Иванчиковой В.В. по праву собственности нежилого здания с кадастровым номером 23:49:0123007:1287, о чем в том числе указано в письменном сообщении Департамента архитектуры.

В соответствии с ч. 10 ст. 22 Федерального закона от 13.07.2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее по тексту – Закон №218-ФЗ) при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка

В силу п. 3 ст. 61 Закона №218-ФЗ воспроизведенная в ЕГРН ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом, подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки.

Описание местоположения границ земельного участка и его площадь относятся к уникальным характеристикам объекта недвижимости, позволяющим определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи.

Таким образом, в связи с невозможностью государственного кадастрового учета формируемого земельного участка ввиду нахождения части принадлежащего истцу объекта на уже сформированном земельном участке с кадастровым номером номер, границы которого не были согласованы с Иванчиковой В.В. при их установлении, зарегистрированное право собственности муниципального образования город-курорт Сочи на этот земельный участок нарушает права истца.

Из разъяснений, содержащихся в абз. 4 п. 52 постановления Пленума Верховного Суда РФ №10, Пленума ВАС РФ №22 от 29.04.2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», следует, что в случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения, оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.

Иск об отсутствии права имеет узкую сферу применения и не может заменять собой виндикационный, негаторный или иные иски, поскольку допустим только при невозможности защиты нарушенного права иными средствами.

Таким образом, выбор способа защиты вещного права, квалификация спорного отношения судом и разрешение вещно-правового конфликта зависит от того, в чьем фактическом владении находится спорное имущество.

Иск о признании права собственности отсутствующим может быть предъявлен владеющим собственником к лицу, не владеющему спорным имуществом, но право которого на это же имущество незаконно зарегистрировано в ЕГРН.

В этой связи выбор способа нарушенного права должен соответствовать характеру нарушенного права, способ защиты права, избранный истцом, должен в результате применения восстанавливать это нарушенное право

При избрании способа защиты путем признания права отсутствующим запись в ЕГРН должна нарушать права истца, то есть истец должен обладать аналогичным с ответчиком правом в отношении объекта имущественных прав, поскольку в противном случае признание права ответчика отсутствующим не восстановит нарушенные права истца.

Данная правовая позиция нашла свое отражение в определениях Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 25.12.2018 года №5-КГ18-262, от 22.05.2018 года №38-КГ18-8 и прочих.

В соответствии с п. 3.4 постановления Конституционного Суда РФ от 21.01.2010 года №1-П в российской судебной системе толкование закона высшими судебными органами по общему правилу, исходя из правомочий вышестоящих судебных инстанций по отмене и изменению судебных актов, является обязательным для нижестоящих судов на будущее время.

Таким образом, зарегистрированное за муниципальным образованием город-курорт Сочи право собственности на земельный участок с кадастровым номером номер нарушает права и законные интересы Иванчиковой В.В., выражающиеся в невозможности сформировать земельный участок под принадлежащими ей объектами, поскольку часть такового уже сформирована и право зарегистрировано. При этом право истца не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения, поскольку ЗК РФ предусмотрен специальный порядок продажи муниципальных земельных участков собственникам расположенных на них зданий, в связи с чем единственно возможным способом защиты нарушенного права Иванчиковой В.В. является признание отсутствующим зарегистрированного права на земельный участок с кадастровым номером номер и снятие такового с кадастрового учета с последующей регистрацией права собственности муниципального образования город-курорт Сочи на сформированный на основании утвержденной Схемы земельный участок, а также продажей такового истцу, являющемуся правообладателем находящихся на участке объектов недвижимости.

Пунктом 3 части 3 статьи 14 Закона №218-ФЗ предусмотрено, что государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно в связи с прекращением существования объекта недвижимости, права на который зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости.

По смыслу подпункта 7 пункта 4 статьи 8 и пункта 7 статьи 40 Закона №218-ФЗ основанием для снятия с государственного кадастрового учета и одновременного внесения в публичный реестр записи о прекращении прав на земельный участок является прекращение существование такого земельного участка.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Требования иска Иванчиковой Вероники Валерьевны к Администрации г. Сочи и Департаменту имущественных отношений Администрации г. Сочи об оспаривании решения органа местного самоуправления, признании наличия реестровой ошибки и ее исправлении – удовлетворить.

Признать незаконным изложенное в письменном сообщении Департамента архитектуры и градостроительства Администрации решение без номера и без даты по вопросу предварительного согласования предоставления Иванчиковой Веронике Валерьевне земельного участка по адресу: <адрес>.

Признать реестровой ошибкой сведения о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером 23:49:0123007:65.

Признать отсутствующим зарегистрированное право собственности муниципального образования г. Сочи в отношении земельного участка с кадастровым номером номер.

Обязать органы государственной регистрации и органы государственного кадастрового учета по заявлению Иванчиковой Вероники Валерьевны (или ее представителя по доверенности) аннулировать в ЕГРН сведения о государственном кадастровом учете земельного участка с кадастровым номером номер, а также погасить регистрационную запись о праве собственности муниципального образования г. Сочи в отношении земельного участка кадастровым номером номер

Считать утвержденной и согласованной Администрацией г. Сочи схему расположения образуемого земельного участка площадью 890 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: магазин, сформированного из земель неразграниченной собственности, расположенного в границах кадастрового квартала номер по адресу: <адрес>, подготовленную кадастровым инженером Гетало С.С.

Обязать органы государственного кадастрового учета по заявлению Иванчиковой Вероники Валерьевны (или ее представителя по доверенности) осуществить государственный кадастровый учет земельного участка площадью 890 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: магазин, сформированного из земель неразграниченной собственности, расположенного в границах кадастрового квартала номер по адресу: <адрес>, г. Сочи, <адрес>, согласно подготовленной кадастровым инженером Гетало С.С. схеме расположения без предоставления дополнительной документации в координатах характерных точек границ образуемого земельного участка в системе координат МСК-23: <данные изъяты>

Признать право собственности муниципального образования город-курорт Сочи на образуемый земельный участок площадью 890 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: магазин, сформированного из земель неразграниченной собственности, расположенного в границах кадастрового квартала номер по адресу: <адрес> в координатах характерных точек границ образуемого земельного участка в системе координат МСК-23: <данные изъяты>

Обязать органы государственной регистрации прав по заявлению Иванчиковой Вероники Валерьевны (или ее представителя по доверенности) осуществить государственную регистрацию права собственности муниципального образования г. Сочи в отношении земельного участка площадью 890 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: магазин, сформированного из земель неразграниченной собственности, расположенного в границах кадастрового квартала номер по адресу: <адрес>, согласно подготовленной кадастровым инженером Гетало С.С. схеме расположения без предоставления дополнительной документации в координатах характерных точек границ образуемого земельного участка в системе координат МСК-23: <данные изъяты>

Обязать Администрацию г. Сочи в лице Департамента имущественных отношений Администрации г. Сочи после осуществления государственного кадастрового учета в отношении земельного участка и регистрации права собственности муниципального образования город-курорт Сочи в отношении него заключить с Иванчиковой Вероникой Валерьевной договор купли-продажи образованного земельного участка площадью 890 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: магазин, сформированного из земель неразграниченной собственности, расположенного в границах кадастрового квартала номер по адресу: <адрес> в координатах характерных точек границ образуемого земельного участка в системе координат МСК-23: <данные изъяты> определив выкупную стоимость земельного участка равной 12% от кадастровой стоимости такого земельного участка.

Мотивированное решение суда составлено 11 января 2021 года.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Краснодарский краевой суд через Лазаревский районный суд г. Сочи в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья                                            С.П. Богданович

Копия верна:

Судья

Лазаревского районного суда г. Сочи                        С.П. Богданович

2-480/2021 (2-3141/2020;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Иванчикова Вероника Валерьевна
Ответчики
Департамент имущественных отношений администрации г. сочи
Администрация г. сочи
Другие
Тешева Фатима Руслановна
Управление Росреестра по Краснодарскому краю
Суд
Лазаревский районный суд г. Сочи
Судья
Богданович Сергей Павлович
Дело на сайте суда
sochi-lazarevsky.krd.sudrf.ru
03.12.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
03.12.2020Передача материалов судье
07.12.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
07.12.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.12.2020Подготовка дела (собеседование)
22.12.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.01.2021Судебное заседание
11.01.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.03.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.03.2021Дело оформлено
07.03.2023Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
09.03.2023Изучение поступившего ходатайства/заявления
14.03.2023Судебное заседание
24.03.2023Судебное заседание
25.05.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
11.01.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее