Решение по делу № 2-232/2020 от 27.03.2020

УИД: 36RS0026-01-2019-000052-41                                       Дело № 2-232/2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Острогожск                                                                      03 сентября 2020 года

Острогожский районный суд Воронежской области в составе:

председательствующего судьи Вострокнутовой Н.В.,

при секретаре                            Якименко И.И.,

с участием истцов Кудриной Нины Кирилловны, Малюженко Валентины Дмитриевны,

представителя ответчика Администрации городского поселения – город Острогожск Острогожского муниципального района Воронежской области Сидельниковой Анны Сергеевны,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Кудриной Нины Кирилловны, Гончаровой Юлии Ивановны, Малюженко Валентины Дмитриевны, Бондаревой Любовь Анатольевны, Бочарникова Андрея Владимировича, Пащенко Галины Николаевны, Дурманова Максима Петровича, Анохиной Тамары Константиновны, Незовибатько Марии Яковлевны, Котляренко Светланы Александровны к Кирпикиной Елене Васильевне, Помогаловой Ольге Ивановне, Кукура Татьяне Антоновне, Кукура Виктора Николаевича, Башкатову Ирину Александровну, Пономаревой Ольге Николаевне, Круглову Татьяну Васильевну, Щербакова Владимира Ивановича, Шевченко Алле Ивановне, Еременко Константину Александровичу, Пирогова Александра Алексеевича, Лыновой Ларисе Николаевне, Сенчищеву Вячеславу Ивановичу Администрации городского поселения – город Острогожск Острогожского муниципального района Воронежской области, Закрытому акционерному обществу НПП «Геосервис», Острогожскому консервному заводу, Территориальному Управлению Росимущества в Воронежской области о признании результатов межевания недействительными,

УСТАНОВИЛ:

Кудрина Н. К., Гончарова Ю. И., Малюженко В. Д., Бондарева Л. А., Бочарников А. В., Пащенко Г. Н., Дурманов М. П., Анохина Т. К., Незовибатько М. Я., Котляренко С. А. обратились в Острогожский районный суд с исковым заявлением к Администрации городского поселения – город Острогожск Острогожского муниципального района Воронежской области, Закрытому акционерному обществу НПП «Геосервис» о признании результатов межевания земельного участка под многоквартирным домом по <адрес> недействительными. В обоснование своих требований истцы указывают, что они являются собственниками земельного участка с кадастровым номером под многоквартирным домом по <адрес>. В силу ч.5 ст. 16 ФЗ от 29.12.2001 №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» со дня проведения государственного кадастрового учета земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом иные входящие состав такого дома объекты недвижимого имущества, такой земельный участок переходит бесплатно в общую долевую собственность помещений в многоквартирном доме. Обязанность по проведению межевания, по постановке на кадастровый учет земельных участков из числа земель, государственная собственность на которые не ограничена, а так же под многоквартирными домами на территории соответствующего муниципального образования возложенна на органы местного самоуправления. На основании заключенного администрацией городского поселения – город Острогожск Острогожского муниципального района Воронежской области по результатам торгов муниципального контракта с ЗАО НПП «Геосервис» на проведение межевания земельного участка под многоквартирным домом по <адрес> ЗАО НПП «Геосервис» проведены соответствующие кадастровые работы, составлен межевой план от 08.11.2010. Однако, полагают, что при установлении границ земельного участка с кадастровым номером ЗАО НПП «Геосервис» допущены нарушения закона, которые нарушают права собственников земельного участка и влекут недействительность проведенных работ и результатов межевания, так как они не были извещены о проведении указанных межевых работ и не присутствовали при проведении межевых работ и не подписывали Акт межевания. Кроме того, кадастровые инженеры на место проведения кадастровых работ при подготовке межевого плана вообще не выезжали. В связи с чем, считают, что проведенное межевание нарушает их права и законные интересы, поскольку повлекло за собой смещение границ земельного участка, наложение границ земельного участка на имеющиеся на нем здания и строения (гаражи). Просят признать недействительным и отменить изготовленный ЗАО НПП «Геосервис» межевой план от 16.11.2010 земельного участка с кадастровым номером под многоквартирным домом по <адрес>. Обязать администрацию городского поселения – город Острогожск Острогожского муниципального района Воронежской области организовать проведение межевания указанного земельного участка в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации.

25.05.2020 определением Острогожского райсуда Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области привлечен в качестве соответчика.

    17.08.2020 определением Острогожского райсуда Острогожский консервный завод привлечен в качестве соответчика.

25.08.2020 определением Острогожского райсуда жители многоквартирного <адрес> Кирпикина Е.В., Помогалова О. И., Кукура Т. А., Кукура В.Н., Башкатова И.А., Пономарева О. Н., Круглова Т. В., Щербаков В. И., Шевченко А. И., Еременко Константина Александровича, Пирогова Александра Алексеевича, Лынова Л. Н., Сенчищев В. И., привлечены в качестве соответчиков.

    В судебном заседании истцы Кудрина Н. К., Малюженко В. Д. исковые требования поддержали в полном объеме и просили их удовлетворить, по основаниям изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика администрации городского поселения – город Острогожск Острогожского муниципального района Воронежской области Сидельникова А.С., не возражала в удовлетворении исковых требований, поскольку смещение границ земельного участка, повлекло за собой наложение границ земельного участка на имеющиеся на нем здания и строения (гаражи)

Истцы Гончарова Ю. И., Бондарева Л. А., Бочарников А. В., Пащенко Г. Н., Дурманов М. П., Анохина Т. К., Незовибатько М. Я., Котляренко С. А., представитель ответчика ЗАО НПП «Геосервис», представитель ответчика Острогожского консервного завода, представитель ответчика Территориального Управления Росимущества в Воронежской области, ответчики Кирпикина Е.В., Помогалова О. И., Кукура Т. А., Кукура В.Н., Башкатова И.А., Пономарева О. Н., Круглова Т. В., Щербаков В. И., Шевченко А. И., Еременко К. А., Пирогов А. А., Лынов Л. Н., Сенчищев В.И., будучи извещенными надлежащим образом, в судебное заседание не явились, причины неявки суду неизвестны.

    При таких обстоятельствах, с учетом мнения лиц участвующих в деле, в соответствии со ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истцов Гончаровой Ю. И., Бондаревой Л. А., Бочарникова А. В., Пащенко Г. Н., Дурманова М. П., Анохиной Т. К., Незовибатько М. Я., Котляренко С. А., представителя ответчика ЗАО НПП «Геосервис», представителя ответчика Острогожского консервного завода, представитель ответчика Территориального Управления Росимущества в Воронежской области, ответчиков Кирпикиной Е.В., Помогаловой О. И., Кукура Т. А., Кукура В.Н., Башкатовой И.А., Пономаревой О. Н., Кругловой Т. В., Щербакова В. И., Шевченко А. И., Еременко К. А., Пирогова А. А., Лынова Л. Н., Сенчищева В. И.

Выслушав истцов Кудрину Н. К., Малюженко В. Д., представителя ответчика администрации городского поселения – город Острогожск Острогожского муниципального района Воронежской области Сидельникову А.С., изучив материалы дела, суд находит исковое заявление подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ст. 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации (в ред. от 27.12.2009) (далее – ЗК РФ) земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.

Согласно положениям п. 3, п. 6 ст. 11.9 ЗК РФ границы земельных участков не должны пересекать границы муниципальных образований и (или) границы населенных пунктов. Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

В соответствии со статьей 68 Земельного кодекса Российской Федерации землеустройство включает в себя также мероприятия по образованию новых и упорядочению существующих объектов землеустройства и установлению их границ на местности (территориальное землеустройство). Документы, подготовленные в результате проведения землеустройства, используются при ведении государственного земельного кадастра и мониторинга земель.

В ст. 3, ст. 17 Федерального закона от 18.06.2001 N 78-ФЗ (ред. от 23.07.2008) "О землеустройстве" закреплено, что землеустройство проводится в обязательном порядке в случаях изменения границ объектов землеустройства.

Порядок установления на местности границ объектов землеустройства определяется Правительством Российской Федерации.

В соответствии с нормами п. 2, п. 3, п. 11 Правил установления на местности границ объектов землеустройства, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 20.08.2009 N 688 установление на местности границ объектов землеустройства осуществляется на основании сведений государственного кадастра недвижимости о соответствующих объектах землеустройства.

Установление на местности границ объекта землеустройства (вынос границ на местность) выполняется по координатам характерных точек таких границ (точек изменения описания границ объекта землеустройства и деления их на части), сведения о которых содержатся в государственном кадастре недвижимости.

Документы и материалы, полученные при выполнении работ по установлению на местности границ объекта землеустройства, включаются в землеустроительное дело.

Пунктом 4 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности» в редакции от 27.12.2009 г., действовавшей в период производства работ по межеванию земельного участка ответчика, определено, что кадастровой деятельностью является выполнение управомоченным лицом (далее - кадастровый инженер) в отношении недвижимого имущества в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом, работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления кадастрового учета сведения о таком недвижимом имуществе (далее - кадастровые работы).

Согласно п.7, п.9 ст. 38; п.1 ст. 39 указанного Федерального закона местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. Местоположение отдельных частей границ земельного участка также может устанавливаться в порядке, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, посредством указания на природные объекты и (или) объекты искусственного происхождения, в том числе линейные объекты, если сведения о таких объектах содержатся в государственном кадастре недвижимости и местоположение указанных отдельных частей границ земельного участка совпадает с местоположением внешних границ таких объектов. Требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.

При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

Местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию (далее - согласование местоположения границ) с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи (далее - заинтересованные лица), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости.

В п. 1.1 Инструкции по межеванию земель, утвержденной Комитетом РФ по земельным ресурсам и землеустройству 08.04.1996, закреплено, что межевание земель представляет собой комплекс работ по установлению, восстановлению и закреплению на местности границ земельного участка, определению его местоположения и площади.

Согласно разделу 2 указанной Инструкции межевание земель в числе иного включает в себя: подготовительные работы по сбору и изучению правоустанавливающих, геодезических, картографических и других исходных документов; полевое обследование и оценку состояния пунктов государственной геодезической сети (ГГС) и опорной межевой сети (ОМС) - опорных межевых знаков (ОМЗ); полевое обследование границ размежевываемого земельного участка с оценкой состояния межевых знаков; составление технического проекта (задания) межевания земель; уведомление собственников, владельцев и пользователей размежевываемых земельных участков о производстве межевых работ; согласование и закрепление на местности межевыми знаками границ земельного участка с собственниками, владельцами и пользователями размежевываемых земельных участков; определение площади земельного участка; составление чертежа границ земельного участка; контроль и приемку результатов межевания земель производителем работ; формирование межевого дела; сдачу материалов в архив.

Согласно частям 1 и 4 статьи 69 Земельного кодекса Российской Федерации землеустройство проводится по инициативе уполномоченных исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев или по решению суда. При проведении землеустройства обеспечивается учет законных интересов лиц, права которых могут быть затронуты при его проведении, путем извещения их в письменной форме землеустроителями не позднее чем за семь календарных дней до начала работ.

В соответствии с частью 9 статьи 38 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", в редакции, действовавшей до 1 января 2017 г. (далее - Закон о кадастре), при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в данной части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

В силу части 3 статьи 38 Закона о кадастре, если в соответствии со статьей 39 настоящего Закона местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию, межевой план должен содержать сведения о проведении такого согласования.

Согласно частям 1 и 2 статьи 40 Закона о кадастре результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана.

Местоположение границ земельного участка считается согласованным при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей, за исключением предусмотренного частью 3 статьи 40 Закона о кадастре случая. Реквизиты документов, удостоверяющих личность таких заинтересованных лиц или их представителей, с указанием реквизитов документов, подтверждающих полномочия представителей заинтересованных лиц, указываются в акте согласования местоположения границ.

Определение границ объекта землеустройства на местности и их согласование согласно пункту 14.1 Методических рекомендаций по проведению межевания объектов землеустройства, утвержденных Федеральной службой земельного кадастра России 17 февраля 2003 г., проводится в присутствии лиц, права которых могут быть затронуты при проведении межевания, или уполномоченных ими лиц (представителей) при наличии надлежащим образом оформленных доверенностей.

Частью 3 статьи 39 Закона о кадастре предусмотрено, что согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве:

1) собственности (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставлены гражданам в пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование либо юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями либо казенными предприятиями, в постоянное (бессрочное) пользование);

2) пожизненного наследуемого владения;

3) постоянного (бессрочного) пользования (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки предоставлены государственным или муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, органам государственной власти или органам местного самоуправления в постоянное (бессрочное) пользование);

4) аренды (если такие смежные земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности и соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет).

В силу положений п.п. 3 п.1; п.п. 4 п.2 ст. 60 ЗК РФ нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях, предусмотренных федеральными законами. Действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Материалами дела установлено, что истцы Кудрина Н. К., Гончарова Ю. И., Малюженко В. Д., Бондарева Л. А., Бочарников А. В., Пащенко Г. Н., Дурманов М. П., Анохина Т. К., Незовибатько М. Я., Котляренко С. А., в соответствии с выпиской из ЕГРН №КУВИ-001/2019-12562127 от 07.06.2019 являются правообладателями земельного участка с кадастровым номером под многоквартирным домом по <адрес>, так как являются собственниками помещений многоквартирного дома (Т.1 л.д.24-29).

Согласно выписки ЕГРН №КУВИ-002/2020-721391 от 15.05.2020 правообладателями земельного участка с кадастровым номером под многоквартирным домом по <адрес> являются ответчики Кирпикина Е.В., Помогалова О. И., Кукура Т. А., Кукура В.Н., Башкатова И.А., Пономарева О. Н., Круглова Т. В., Щербаков В. И., Шевченко А. И., Еременко К. А., Пирогов А. А., Лынов Л. Н., Сенчищев В.И., как собственники помещений многоквартирного дома (Т.1 л.д.157-164).

В соответствии с планом границ земельного участка от 10.06.2010 площадь земельного участка с кадастровым номером под многоквартирным домом по <адрес> составляет 1851 кв.м. (Т.1 л.д.37).

В соответствии с планом границ земельного участка от 03.10.2003 площадь земельного участка с кадастровым номером под многоквартирным домом по <адрес> составляет 1738 кв.м. (Т.1 л.д.232).

На основании заключенного администрацией городского поселения – город Острогожск Острогожского муниципального района Воронежской области по результатам торгов муниципального контракта с ЗАО НПП «Геосервис» на проведение межевания земельного участка под многоквартирным домом по <адрес> ЗАО НПП «Геосервис» проведены соответствующие кадастровые работы, составлен межевой план от 08.11.2010 (Т.1 л.д. 8-12).

Согласно, плана от 10.06.2010 составленного инженером-геодезистом ФИО33 определены границы земельного участка, расположенного под многоквартирным домом по <адрес> с кадастровым номером , с нарушением норм федерального законодательства, поскольку проведение межевания земельного участка повлекло за собой смещение границ земельного участка, наложение границ земельного участка на имеющиеся на нем здания и строения (гаражи) (Т.1 л.37).

Определением Острогожского районного суда от 09.06.2020 назначена судебная землеустроительная экспертиза, производство которой поручено экспертам Общества с ограниченной ответственностью Экспертное учреждение «Воронежский центр экспертиз» (л.д. Т.2. 3-36).

На основании заключения эксперта ООО Экспертное учреждение «Воронежский центр экспертиз», установлено, что фактические границы исследуемых земельных участков, расположенных по адресам: <адрес>, кадастровый номер и <адрес>, кадастровый номер имеют взаимное наложение смежной границы:

- земельного участка по <адрес> кадастровый номер на земельный участок по <адрес> кадастровый номер , от 0,0 м до 0,7 м на общей протяженности 20,37 м., общей площадью 9,31 кв.м.;

- земельного участка по <адрес> кадастровый номер на земельный участок по <адрес> кадастровый номер , от 0,47 м. до 0,81 м. на общей протяженности 20,23 м., общей площадью 13,28 кв.м.

По результатам проведенного анализа результатов графических построений и наложений установлено, что фактические границы исследуемых земельных участков, расположенных по адресам: <адрес>, кадастровый номер и <адрес>, кадастровый номер имеют взаимное наложение смежной границы:

- земельного участка по <адрес> кадастровый номер на земельный участок по <адрес> кадастровый номер , от 0,78 м. до 1,98 м. общей протяженности 39,61 м., общей площадью 46,7 кв.м. (Т.2 л.д.60).

Данные обстоятельства, по мнению суда, свидетельствует о нарушениях вышеприведенных норм земельного законодательства допущенных инженером-геодезистом ФИО29, при определении границ земельного участка, расположенного под многоквартирным домом по <адрес> с кадастровым номером при производстве кадастровых работ в связи с проведением межевания указанного земельного участка.

При таких обстоятельствах, учитывая, что, исходя из вышеприведенных правовых норм, межевание объектов землеустройства представляет собой комплекс работ по установлению на местности границ земельных участков с закреплением таких границ межевыми знаками и определению их координат, включающий: подготовительные работы; составление технического проекта; уведомление лиц, права которых могут быть затронуты при проведении межевания; определение границ объекта землеустройства на местности, их согласование и закрепление межевыми знаками; определение координат межевых знаков; определение площади объекта землеустройства и др., суд считает, что требования истцов о признании недействительными результатов межевания земельного участка с кадастровым номером под многоквартирным домом по <адрес> подлежат удовлетворению.

Суд, рассматривая требования истцов об обязании администрации городского поселения – город Острогожск Острогожского муниципального района Воронежской области организовать проведение межевания указанного земельного участка в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации, приходит к следующему, поскольку обязать муниципальное образование организовать проведение межевания земельного участка возможно только при проведении комплексных работ, а проведение межевания под одним многоквартирным домом не относится к комплексным работам, в связи с чем суд считает необходимым в удовлетворении заявленных требований отказать.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Кудриной Нины Кирилловны, Гончаровой Юлии Ивановны, Малюженко Валентины Дмитриевны, Бондаревой Любовь Анатольевны, Бочарникова Андрея Владимировича, Пащенко Галины Николаевны, Дурманова Максима Петровича, Анохиной Тамары Константиновны, Незовибатько Марии Яковлевны, Котляренко Светланы Александровны к Кирпикиной Елене Васильевне, Помогаловой Ольге Ивановне, Кукура Татьяне Антоновне, Кукура Виктора Николаевича, Башкатову Ирину Александровну, Пономаревой Ольге Николаевне, Круглову Татьяну Васильевну, Щербакова Владимира Ивановича, Шевченко Алле Ивановне, Еременко Константину Александровичу, Пирогова Александра Алексеевича, Лыновой Ларисе Николаевне, Сенчищеву Вячеславу Ивановичу Администрации городского поселения – город Острогожск Острогожского муниципального района Воронежской области, Закрытому акционерному обществу НПП «Геосервис» Острогожскому консервному заводу, Территориальному Управлению Росимущества в Воронежской области о признании результатов межевания недействительными, удовлетворить частично.

Признать недействительными результаты межевания и отменить изготовленный ЗАО НПП «Геосервис» межевой план №19-1/10-1268 от 16.11.2010 земельного участка с кадастровым номером под многоквартирным домом по <адрес>.

Исключить из Единого государственного реестра недвижимости сведения об описании местоположения границ земельного участка с кадастровым номером под многоквартирным домом по <адрес>.

В остальной части исковых требований Кудриной Нины Кирилловны, Гончаровой Юлии Ивановны, Малюженко Валентины Дмитриевны, Бондаревой Любовь Анатольевны, Бочарникова Андрея Владимировича, Пащенко Галины Николаевны, Дурманова Максима Петровича, Анохиной Тамары Константиновны, Незовибатько Марии Яковлевны, Котляренко Светланы Александровны, отказать.

На данное решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд в месячный срок с момента изготовления решения в окончательной форме, через районный суд.

Судья                                                                                         Н.В. Вострокнутова

Мотивированное решение изготовлено 11.09.2020

УИД: 36RS0026-01-2019-000052-41                                       Дело № 2-232/2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Острогожск                                                                      03 сентября 2020 года

Острогожский районный суд Воронежской области в составе:

председательствующего судьи Вострокнутовой Н.В.,

при секретаре                            Якименко И.И.,

с участием истцов Кудриной Нины Кирилловны, Малюженко Валентины Дмитриевны,

представителя ответчика Администрации городского поселения – город Острогожск Острогожского муниципального района Воронежской области Сидельниковой Анны Сергеевны,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Кудриной Нины Кирилловны, Гончаровой Юлии Ивановны, Малюженко Валентины Дмитриевны, Бондаревой Любовь Анатольевны, Бочарникова Андрея Владимировича, Пащенко Галины Николаевны, Дурманова Максима Петровича, Анохиной Тамары Константиновны, Незовибатько Марии Яковлевны, Котляренко Светланы Александровны к Кирпикиной Елене Васильевне, Помогаловой Ольге Ивановне, Кукура Татьяне Антоновне, Кукура Виктора Николаевича, Башкатову Ирину Александровну, Пономаревой Ольге Николаевне, Круглову Татьяну Васильевну, Щербакова Владимира Ивановича, Шевченко Алле Ивановне, Еременко Константину Александровичу, Пирогова Александра Алексеевича, Лыновой Ларисе Николаевне, Сенчищеву Вячеславу Ивановичу Администрации городского поселения – город Острогожск Острогожского муниципального района Воронежской области, Закрытому акционерному обществу НПП «Геосервис», Острогожскому консервному заводу, Территориальному Управлению Росимущества в Воронежской области о признании результатов межевания недействительными,

УСТАНОВИЛ:

Кудрина Н. К., Гончарова Ю. И., Малюженко В. Д., Бондарева Л. А., Бочарников А. В., Пащенко Г. Н., Дурманов М. П., Анохина Т. К., Незовибатько М. Я., Котляренко С. А. обратились в Острогожский районный суд с исковым заявлением к Администрации городского поселения – город Острогожск Острогожского муниципального района Воронежской области, Закрытому акционерному обществу НПП «Геосервис» о признании результатов межевания земельного участка под многоквартирным домом по <адрес> недействительными. В обоснование своих требований истцы указывают, что они являются собственниками земельного участка с кадастровым номером под многоквартирным домом по <адрес>. В силу ч.5 ст. 16 ФЗ от 29.12.2001 №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» со дня проведения государственного кадастрового учета земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом иные входящие состав такого дома объекты недвижимого имущества, такой земельный участок переходит бесплатно в общую долевую собственность помещений в многоквартирном доме. Обязанность по проведению межевания, по постановке на кадастровый учет земельных участков из числа земель, государственная собственность на которые не ограничена, а так же под многоквартирными домами на территории соответствующего муниципального образования возложенна на органы местного самоуправления. На основании заключенного администрацией городского поселения – город Острогожск Острогожского муниципального района Воронежской области по результатам торгов муниципального контракта с ЗАО НПП «Геосервис» на проведение межевания земельного участка под многоквартирным домом по <адрес> ЗАО НПП «Геосервис» проведены соответствующие кадастровые работы, составлен межевой план от 08.11.2010. Однако, полагают, что при установлении границ земельного участка с кадастровым номером ЗАО НПП «Геосервис» допущены нарушения закона, которые нарушают права собственников земельного участка и влекут недействительность проведенных работ и результатов межевания, так как они не были извещены о проведении указанных межевых работ и не присутствовали при проведении межевых работ и не подписывали Акт межевания. Кроме того, кадастровые инженеры на место проведения кадастровых работ при подготовке межевого плана вообще не выезжали. В связи с чем, считают, что проведенное межевание нарушает их права и законные интересы, поскольку повлекло за собой смещение границ земельного участка, наложение границ земельного участка на имеющиеся на нем здания и строения (гаражи). Просят признать недействительным и отменить изготовленный ЗАО НПП «Геосервис» межевой план от 16.11.2010 земельного участка с кадастровым номером под многоквартирным домом по <адрес>. Обязать администрацию городского поселения – город Острогожск Острогожского муниципального района Воронежской области организовать проведение межевания указанного земельного участка в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации.

25.05.2020 определением Острогожского райсуда Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области привлечен в качестве соответчика.

    17.08.2020 определением Острогожского райсуда Острогожский консервный завод привлечен в качестве соответчика.

25.08.2020 определением Острогожского райсуда жители многоквартирного <адрес> Кирпикина Е.В., Помогалова О. И., Кукура Т. А., Кукура В.Н., Башкатова И.А., Пономарева О. Н., Круглова Т. В., Щербаков В. И., Шевченко А. И., Еременко Константина Александровича, Пирогова Александра Алексеевича, Лынова Л. Н., Сенчищев В. И., привлечены в качестве соответчиков.

    В судебном заседании истцы Кудрина Н. К., Малюженко В. Д. исковые требования поддержали в полном объеме и просили их удовлетворить, по основаниям изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика администрации городского поселения – город Острогожск Острогожского муниципального района Воронежской области Сидельникова А.С., не возражала в удовлетворении исковых требований, поскольку смещение границ земельного участка, повлекло за собой наложение границ земельного участка на имеющиеся на нем здания и строения (гаражи)

Истцы Гончарова Ю. И., Бондарева Л. А., Бочарников А. В., Пащенко Г. Н., Дурманов М. П., Анохина Т. К., Незовибатько М. Я., Котляренко С. А., представитель ответчика ЗАО НПП «Геосервис», представитель ответчика Острогожского консервного завода, представитель ответчика Территориального Управления Росимущества в Воронежской области, ответчики Кирпикина Е.В., Помогалова О. И., Кукура Т. А., Кукура В.Н., Башкатова И.А., Пономарева О. Н., Круглова Т. В., Щербаков В. И., Шевченко А. И., Еременко К. А., Пирогов А. А., Лынов Л. Н., Сенчищев В.И., будучи извещенными надлежащим образом, в судебное заседание не явились, причины неявки суду неизвестны.

    При таких обстоятельствах, с учетом мнения лиц участвующих в деле, в соответствии со ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истцов Гончаровой Ю. И., Бондаревой Л. А., Бочарникова А. В., Пащенко Г. Н., Дурманова М. П., Анохиной Т. К., Незовибатько М. Я., Котляренко С. А., представителя ответчика ЗАО НПП «Геосервис», представителя ответчика Острогожского консервного завода, представитель ответчика Территориального Управления Росимущества в Воронежской области, ответчиков Кирпикиной Е.В., Помогаловой О. И., Кукура Т. А., Кукура В.Н., Башкатовой И.А., Пономаревой О. Н., Кругловой Т. В., Щербакова В. И., Шевченко А. И., Еременко К. А., Пирогова А. А., Лынова Л. Н., Сенчищева В. И.

Выслушав истцов Кудрину Н. К., Малюженко В. Д., представителя ответчика администрации городского поселения – город Острогожск Острогожского муниципального района Воронежской области Сидельникову А.С., изучив материалы дела, суд находит исковое заявление подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ст. 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации (в ред. от 27.12.2009) (далее – ЗК РФ) земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.

Согласно положениям п. 3, п. 6 ст. 11.9 ЗК РФ границы земельных участков не должны пересекать границы муниципальных образований и (или) границы населенных пунктов. Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

В соответствии со статьей 68 Земельного кодекса Российской Федерации землеустройство включает в себя также мероприятия по образованию новых и упорядочению существующих объектов землеустройства и установлению их границ на местности (территориальное землеустройство). Документы, подготовленные в результате проведения землеустройства, используются при ведении государственного земельного кадастра и мониторинга земель.

В ст. 3, ст. 17 Федерального закона от 18.06.2001 N 78-ФЗ (ред. от 23.07.2008) "О землеустройстве" закреплено, что землеустройство проводится в обязательном порядке в случаях изменения границ объектов землеустройства.

Порядок установления на местности границ объектов землеустройства определяется Правительством Российской Федерации.

В соответствии с нормами п. 2, п. 3, п. 11 Правил установления на местности границ объектов землеустройства, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 20.08.2009 N 688 установление на местности границ объектов землеустройства осуществляется на основании сведений государственного кадастра недвижимости о соответствующих объектах землеустройства.

Установление на местности границ объекта землеустройства (вынос границ на местность) выполняется по координатам характерных точек таких границ (точек изменения описания границ объекта землеустройства и деления их на части), сведения о которых содержатся в государственном кадастре недвижимости.

Документы и материалы, полученные при выполнении работ по установлению на местности границ объекта землеустройства, включаются в землеустроительное дело.

Пунктом 4 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности» в редакции от 27.12.2009 г., действовавшей в период производства работ по межеванию земельного участка ответчика, определено, что кадастровой деятельностью является выполнение управомоченным лицом (далее - кадастровый инженер) в отношении недвижимого имущества в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом, работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления кадастрового учета сведения о таком недвижимом имуществе (далее - кадастровые работы).

Согласно п.7, п.9 ст. 38; п.1 ст. 39 указанного Федерального закона местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. Местоположение отдельных частей границ земельного участка также может устанавливаться в порядке, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, посредством указания на природные объекты и (или) объекты искусственного происхождения, в том числе линейные объекты, если сведения о таких объектах содержатся в государственном кадастре недвижимости и местоположение указанных отдельных частей границ земельного участка совпадает с местоположением внешних границ таких объектов. Требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.

При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

Местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию (далее - согласование местоположения границ) с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи (далее - заинтересованные лица), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости.

В п. 1.1 Инструкции по межеванию земель, утвержденной Комитетом РФ по земельным ресурсам и землеустройству 08.04.1996, закреплено, что межевание земель представляет собой комплекс работ по установлению, восстановлению и закреплению на местности границ земельного участка, определению его местоположения и площади.

Согласно разделу 2 указанной Инструкции межевание земель в числе иного включает в себя: подготовительные работы по сбору и изучению правоустанавливающих, геодезических, картографических и других исходных документов; полевое обследование и оценку состояния пунктов государственной геодезической сети (ГГС) и опорной межевой сети (ОМС) - опорных межевых знаков (ОМЗ); полевое обследование границ размежевываемого земельного участка с оценкой состояния межевых знаков; составление технического проекта (задания) межевания земель; уведомление собственников, владельцев и пользователей размежевываемых земельных участков о производстве межевых работ; согласование и закрепление на местности межевыми знаками границ земельного участка с собственниками, владельцами и пользователями размежевываемых земельных участков; определение площади земельного участка; составление чертежа границ земельного участка; контроль и приемку результатов межевания земель производителем работ; формирование межевого дела; сдачу материалов в архив.

Согласно частям 1 и 4 статьи 69 Земельного кодекса Российской Федерации землеустройство проводится по инициативе уполномоченных исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев или по решению суда. При проведении землеустройства обеспечивается учет законных интересов лиц, права которых могут быть затронуты при его проведении, путем извещения их в письменной форме землеустроителями не позднее чем за семь календарных дней до начала работ.

В соответствии с частью 9 статьи 38 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", в редакции, действовавшей до 1 января 2017 г. (далее - Закон о кадастре), при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в данной части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

В силу части 3 статьи 38 Закона о кадастре, если в соответствии со статьей 39 настоящего Закона местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию, межевой план должен содержать сведения о проведении такого согласования.

Согласно частям 1 и 2 статьи 40 Закона о кадастре результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана.

Местоположение границ земельного участка считается согласованным при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей, за исключением предусмотренного частью 3 статьи 40 Закона о кадастре случая. Реквизиты документов, удостоверяющих личность таких заинтересованных лиц или их представителей, с указанием реквизитов документов, подтверждающих полномочия представителей заинтересованных лиц, указываются в акте согласования местоположения границ.

Определение границ объекта землеустройства на местности и их согласование согласно пункту 14.1 Методических рекомендаций по проведению межевания объектов землеустройства, утвержденных Федеральной службой земельного кадастра России 17 февраля 2003 г., проводится в присутствии лиц, права которых могут быть затронуты при проведении межевания, или уполномоченных ими лиц (представителей) при наличии надлежащим образом оформленных доверенностей.

Частью 3 статьи 39 Закона о кадастре предусмотрено, что согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве:

1) собственности (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставлены гражданам в пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование либо юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями либо казенными предприятиями, в постоянное (бессрочное) пользование);

2) пожизненного наследуемого владения;

3) постоянного (бессрочного) пользования (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки предоставлены государственным или муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, органам государственной власти или органам местного самоуправления в постоянное (бессрочное) пользование);

4) аренды (если такие смежные земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности и соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет).

В силу положений п.п. 3 п.1; п.п. 4 п.2 ст. 60 ЗК РФ нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях, предусмотренных федеральными законами. Действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Материалами дела установлено, что истцы Кудрина Н. К., Гончарова Ю. И., Малюженко В. Д., Бондарева Л. А., Бочарников А. В., Пащенко Г. Н., Дурманов М. П., Анохина Т. К., Незовибатько М. Я., Котляренко С. А., в соответствии с выпиской из ЕГРН №КУВИ-001/2019-12562127 от 07.06.2019 являются правообладателями земельного участка с кадастровым номером под многоквартирным домом по <адрес>, так как являются собственниками помещений многоквартирного дома (Т.1 л.д.24-29).

Согласно выписки ЕГРН №КУВИ-002/2020-721391 от 15.05.2020 правообладателями земельного участка с кадастровым номером под многоквартирным домом по <адрес> являются ответчики Кирпикина Е.В., Помогалова О. И., Кукура Т. А., Кукура В.Н., Башкатова И.А., Пономарева О. Н., Круглова Т. В., Щербаков В. И., Шевченко А. И., Еременко К. А., Пирогов А. А., Лынов Л. Н., Сенчищев В.И., как собственники помещений многоквартирного дома (Т.1 л.д.157-164).

В соответствии с планом границ земельного участка от 10.06.2010 площадь земельного участка с кадастровым номером под многоквартирным домом по <адрес> составляет 1851 кв.м. (Т.1 л.д.37).

В соответствии с планом границ земельного участка от 03.10.2003 площадь земельного участка с кадастровым номером под многоквартирным домом по <адрес> составляет 1738 кв.м. (Т.1 л.д.232).

На основании заключенного администрацией городского поселения – город Острогожск Острогожского муниципального района Воронежской области по результатам торгов муниципального контракта с ЗАО НПП «Геосервис» на проведение межевания земельного участка под многоквартирным домом по <адрес> ЗАО НПП «Геосервис» проведены соответствующие кадастровые работы, составлен межевой план от 08.11.2010 (Т.1 л.д. 8-12).

Согласно, плана от 10.06.2010 составленного инженером-геодезистом ФИО33 определены границы земельного участка, расположенного под многоквартирным домом по <адрес> с кадастровым номером , с нарушением норм федерального законодательства, поскольку проведение межевания земельного участка повлекло за собой смещение границ земельного участка, наложение границ земельного участка на имеющиеся на нем здания и строения (гаражи) (Т.1 л.37).

Определением Острогожского районного суда от 09.06.2020 назначена судебная землеустроительная экспертиза, производство которой поручено экспертам Общества с ограниченной ответственностью Экспертное учреждение «Воронежский центр экспертиз» (л.д. Т.2. 3-36).

На основании заключения эксперта ООО Экспертное учреждение «Воронежский центр экспертиз», установлено, что фактические границы исследуемых земельных участков, расположенных по адресам: <адрес>, кадастровый номер и <адрес>, кадастровый номер имеют взаимное наложение смежной границы:

- земельного участка по <адрес> кадастровый номер на земельный участок по <адрес> кадастровый номер , от 0,0 м до 0,7 м на общей протяженности 20,37 м., общей площадью 9,31 кв.м.;

- земельного участка по <адрес> кадастровый номер на земельный участок по <адрес> кадастровый номер , от 0,47 м. до 0,81 м. на общей протяженности 20,23 м., общей площадью 13,28 кв.м.

По результатам проведенного анализа результатов графических построений и наложений установлено, что фактические границы исследуемых земельных участков, расположенных по адресам: <адрес>, кадастровый номер и <адрес>, кадастровый номер имеют взаимное наложение смежной границы:

- земельного участка по <адрес> кадастровый номер на земельный участок по <адрес> кадастровый номер , от 0,78 м. до 1,98 м. общей протяженности 39,61 м., общей площадью 46,7 кв.м. (Т.2 л.д.60).

Данные обстоятельства, по мнению суда, свидетельствует о нарушениях вышеприведенных норм земельного законодательства допущенных инженером-геодезистом ФИО29, при определении границ земельного участка, расположенного под многоквартирным домом по <адрес> с кадастровым номером при производстве кадастровых работ в связи с проведением межевания указанного земельного участка.

При таких обстоятельствах, учитывая, что, исходя из вышеприведенных правовых норм, межевание объектов землеустройства представляет собой комплекс работ по установлению на местности границ земельных участков с закреплением таких границ межевыми знаками и определению их координат, включающий: подготовительные работы; составление технического проекта; уведомление лиц, права которых могут быть затронуты при проведении межевания; определение границ объекта землеустройства на местности, их согласование и закрепление межевыми знаками; определение координат межевых знаков; определение площади объекта землеустройства и др., суд считает, что требования истцов о признании недействительными результатов межевания земельного участка с кадастровым номером под многоквартирным домом по <адрес> подлежат удовлетворению.

Суд, рассматривая требования истцов об обязании администрации городского поселения – город Острогожск Острогожского муниципального района Воронежской области организовать проведение межевания указанного земельного участка в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации, приходит к следующему, поскольку обязать муниципальное образование организовать проведение межевания земельного участка возможно только при проведении комплексных работ, а проведение межевания под одним многоквартирным домом не относится к комплексным работам, в связи с чем суд считает необходимым в удовлетворении заявленных требований отказать.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Кудриной Нины Кирилловны, Гончаровой Юлии Ивановны, Малюженко Валентины Дмитриевны, Бондаревой Любовь Анатольевны, Бочарникова Андрея Владимировича, Пащенко Галины Николаевны, Дурманова Максима Петровича, Анохиной Тамары Константиновны, Незовибатько Марии Яковлевны, Котляренко Светланы Александровны к Кирпикиной Елене Васильевне, Помогаловой Ольге Ивановне, Кукура Татьяне Антоновне, Кукура Виктора Николаевича, Башкатову Ирину Александровну, Пономаревой Ольге Николаевне, Круглову Татьяну Васильевну, Щербакова Владимира Ивановича, Шевченко Алле Ивановне, Еременко Константину Александровичу, Пирогова Александра Алексеевича, Лыновой Ларисе Николаевне, Сенчищеву Вячеславу Ивановичу Администрации городского поселения – город Острогожск Острогожского муниципального района Воронежской области, Закрытому акционерному обществу НПП «Геосервис» Острогожскому консервному заводу, Территориальному Управлению Росимущества в Воронежской области о признании результатов межевания недействительными, удовлетворить частично.

Признать недействительными результаты межевания и отменить изготовленный ЗАО НПП «Геосервис» межевой план №19-1/10-1268 от 16.11.2010 земельного участка с кадастровым номером под многоквартирным домом по <адрес>.

Исключить из Единого государственного реестра недвижимости сведения об описании местоположения границ земельного участка с кадастровым номером под многоквартирным домом по <адрес>.

В остальной части исковых требований Кудриной Нины Кирилловны, Гончаровой Юлии Ивановны, Малюженко Валентины Дмитриевны, Бондаревой Любовь Анатольевны, Бочарникова Андрея Владимировича, Пащенко Галины Николаевны, Дурманова Максима Петровича, Анохиной Тамары Константиновны, Незовибатько Марии Яковлевны, Котляренко Светланы Александровны, отказать.

На данное решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд в месячный срок с момента изготовления решения в окончательной форме, через районный суд.

Судья                                                                                         Н.В. Вострокнутова

Мотивированное решение изготовлено 11.09.2020

1версия для печати

2-232/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Котляренко Светлана Александровна
Гончарова Юлия Ивановна
Пащенко Галина Николаевна
Бондарева Любовь Анатольевна
Анохина Тамара Константиновна
Бочарников Андрей Владиимрович
Незовибатько Мария Яковлевна
Дурманов Максим Петрович
Малюженко Валентина Дмитриевна
Кудрина Нина Кирилловна
Ответчики
ЗАО НПП "Геосервис"
Территориальное Управление Росимущество в Воронежской области
Круглова Татьяна Васильевна
Пономарева Ольга Николаевна
Помогалова Ольга Ивановна
Башкатова Ирина Александровна
Еременко константин Александрович
Администрация городского поселения - город Острогожск
Пирогов Александр Алексеевич
Сенчищев Вячеслав Иванович
Кукура Виктор Николаевич
Кирпикина Елена Васильевна
Шевченко Алла Ивановна
Щербаков Владимир Иванович
Кукура Татьяна Антоновна
Острогожский консервный завод
Суд
Острогожский районный суд Воронежской области
Судья
Вострокнутова Наталья Викторовна
Дело на странице суда
otstrogozhsky.vrn.sudrf.ru
03.09.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее