УИД № 59RS0017-01-2022-000335-15
Дело № 5-43/2022
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Губаха 04 апреля 2022 года
Судья Губахинского городского суда Пермского края Брызгалов В.Д., с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении Комаровой С.В., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица – директора муниципального автономного образовательного учреждения «средняя общеобразовательная школа № 15» Комаровой С.В., проживающей и зарегистрированной по адресу: <адрес>
У С Т А Н О В И Л:
ДД.ММ.ГГГГ ведущим специалистом – экспертом Восточного территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю, составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ в отношении должностного лица – директора МАОУ «СОШ № 15» Комаровой С.В., осуществляющей должностные обязанности по адресу: <адрес> согласно которому Комаровой С.В. при исполнении своих должностных обязанностей не обеспечены в условиях введения в Пермском крае режима повышенной готовности ввиду угрозы распространения новой коронавирусной инфекции (COVID - 2019) выполнение противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий в целях предупреждения распространения возбудителя COVID – 2019, обеспечения прерывания механизма передачи инфекционного агента прекращения развития эпидемического процесса, а именно:
- на момент проведения обследования ДД.ММ.ГГГГ с ________________ часов ________________ минут до ________________ часов ________________ минут допущено смешивание классов, а именно ДД.ММ.ГГГГ в кабинете № проведен конкурс учащихся 5 классов, с одновременным привлечением учащихся из разных 5 классов, что не соответствует п. 3.2 СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации работы образовательной организации и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID - 2019);
- на момент проведения обследования ДД.ММ.ГГГГ в ________________ часов ________________ минуты – ________________ часов ________________ минут установлено, что не проводится проветривание рекреации второго этажа, которое должно проводиться в соответствии с графиком проветривания помещений с ________________ часов ________________ минут до ________________ часов ________________ минут, также на окнах отсутствуют ручки, что не соответствует требованиям п. п. 2.3, 3.2 СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации работы образовательной организации и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID - 2019),
Кроме того, МАОУ «СОШ № 15» выдано предписание должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный контроль (надзор), о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно п. 5 которого необходимо обеспечить соблюдение в организациях воздушного теплового режима, режима проветривания и обеззараживания воздуха, проведения текущей уборки помещений с использованием дезинфицирующих средств по вирусному режиму с обязательной дезинфекцией контактных поверхностей (мебели, оборудования, инвентаря и т.п. – фактически не обеспечено проветривание рекреации второго этажа, согласно п. 11. необходимо обеспечить закрепление за каждым классом отдельного кабинета, проведение занятий в актовом и спортивных залах, библиотеке только для одного класса и п. 14 необходимо обеспечить соблюдение запретов на проведение массовых мероприятий между различными классами/группами – фактически ДД.ММ.ГГГГ в кабинете № проведен конкурс для учащихся 5 классов, с одновременным привлечением учащихся из разных 5 классов, согласно п. 21 необходимо обеспечить неукоснительное исполнение СП 3.1/2.4.3598-20 – фактически не исполнены требования п. 2.3, п. 3.2 СП 3.1/2.4.3598-20, в связи с чем директором МАОУ «СОШ № 15» Комаровой С.В. не исполнены пункты предписания п. п. 5, 11, 14, 21 должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный контроль (надзор) о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий № от ДД.ММ.ГГГГ.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Комарова С.В. обстоятельства вмененного нарушения не отрицала, показала, что допущенные нарушения устранены, при осуществлении деятельности образовательным учреждением более не допускаются. Вину признает, в содеянном раскаивается.
Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении в судебное заседание не явилось, извещено.
Исследовав материалы дела об административном правонарушении, выслушав доводы должностного лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, прихожу к следующему.
Административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий установлена ст. 6.3 КоАП РФ.
Частью 2 ст. 6.3 КоАП РФ предусмотрено, что те же действия (бездействие), совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий - влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объектом правонарушения по ст. 6.3 КоАП РФ являются общественные отношения в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности (абз. 2 ст. 1 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).
Объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 КоАП РФ, составляют в том числе противоправные действия, которые выражаются в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, а также бездействие, состоящее в невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
Субъектами правонарушения по ст. 6.3 КоАП РФ выступает лицо, на которое возложена обязанность по соблюдению санитарно-эпидемиологических норм: гражданин, должностное лицо, индивидуальный предприниматель, юридическое лицо.
С субъективной стороны правонарушение по ст. 6.3 КоАП РФ может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности.
В соответствии со статьей 10 Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
Согласно абз. 2 ст. 11 указанного Федерального закона индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
В силу п. 1 ст. 29 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемиологические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.
В соответствии с п. 3 ст. 29 Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 50 настоящего Федерального закона.
Распоряжением председателя Правительства Пермского края от 14.03.2020 № 5-рпп, с 00:00 часов 15 марта 2020 года на территории Пермского края введен режим функционирования «Повышенная готовность».
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.01.2020 № 66 коронавирусная инфекция (2019-nCoV) внесена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
В силу п. 3.2 СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации работы образовательной организации и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID - 2019)» установлены дополнительные санитарно-эпидемиологические требования, направленные на предупреждение распространения COVID-19: проветривание рекреаций и коридоров помещений общеобразовательных организаций должно проводиться во время уроков, а учебных кабинетов - во время перемен; в силу п. 2.3 указанных СП в организации должны проводиться противоэпидемические мероприятия, включающие регулярное обеззараживание воздуха с использованием оборудования по обеззараживанию воздуха и проветривание помещений в соответствии с графиком учебного, тренировочного, иных организационных процессов и режима работы организаций.
В соответствии с трудовым договором № от ДД.ММ.ГГГГ на руководителя учреждения Комарову С.В. возложены обязанности по соблюдению законодательства Российской Федерации, а также по организации административно-хозяйственной деятельности учреждения.
В силу статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Частью 2 статьи 54 Конституции Российской Федерации установлено, что никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.
В соответствии с частью 1 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.
Согласно части 2 статьи 1.7 названного Кодекса закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
Закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.
Таким образом, учитывая, что постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 21.03.2022 № 9, на момент рассмотрения настоящего дела об административном правонарушении, санитарные требования о том, что в общеобразовательных организациях за каждым классом должен быть закреплен отдельный учебный кабинет, в котором дети обучаются по всем предметам, за исключением занятий, требующих специального оборудования (в том числе физическая культура, изобразительное искусство, трудовое обучение, технология, физика, химия), а также в общеобразовательной организацией должна осуществляться работа по специально разработанному расписанию (графику) уроков, перемен, составленному с целью минимизации контактов обучающихся (в том числе сокращения их количества во время проведения термометрии, приема пищи в столовой), утратили силу, выводы должностного лица административного органа, изложенные в протоколе об административном правонарушении о нарушении должностным лицом Комаровой С.В. требований п. 3.2 СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации работы образовательной организации и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID - 2019) в части смешивания классов в образовательном учреждении, а также неисполнения требований предписания в указанной части, подлежат исключению из вмененного события административного правонарушения.
В судебном заседании установлено и из материалов дела следует, что Комаровой С.В., осуществляющей должностные обязанности директора МАОУ «СОШ № 15» по адресу: <адрес> не обеспечены в условиях введения в Пермском крае режима повышенной готовности ввиду угрозы распространения новой коронавирусной инфекции (COVID - 2019) выполнение противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий в целях предупреждения распространения возбудителя COVID – 2019, обеспечения прерывания механизма передачи инфекционного агента, прекращения развития эпидемического процесса, выраженные в том, что ДД.ММ.ГГГГ в ________________ часов ________________ минуты – ________________ часов ________________ минут не проводилось проветривание рекреации второго этажа, которое должно проводиться в соответствии с графиком проветривания помещений с ________________ часов ________________ минут до ________________ часов ________________ минут, чем нарушены требования, установленные п. п. 2.3, 3.2 СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации работы образовательной организации и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID - 2019), в ходе проверки установлено, что на окнах отсутствовали ручки.
Кроме того, МАОУ «СОШ № 15» выдано предписание должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный контроль (надзор), о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно п. 5 которого необходимо обеспечить соблюдение в организациях воздушного теплового режима, режима проветривания и обеззараживания воздуха, проведения текущей уборки помещений с использованием дезинфицирующих средств по вирусному режиму с обязательной дезинфекцией контактных поверхностей (мебели, оборудования, инвентаря и т.п., которое не исполнено в части, не обеспечено проветривание рекреации второго этажа, в связи с чем директором МАОУ «СОШ №» Комаровой С.В. не исполнен пункт предписания п. 5 должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный контроль (надзор) о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий № от ДД.ММ.ГГГГ.
Виновность должностного лица Комаровой С.В. и установленные обстоятельства подтверждаются следующими доказательствами: протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ; предписанием должностного лица № от ДД.ММ.ГГГГ; предписанием должностного лица № от ДД.ММ.ГГГГ; актом санитарно-эпидемиологического расследования № от ДД.ММ.ГГГГ и фототаблицей к нему; трудовым договором № от ДД.ММ.ГГГГ, дополнительным соглашением к нему от ДД.ММ.ГГГГ; распоряжением № от ДД.ММ.ГГГГ; приказом директора МАОУ «СОШ № 15» Комаровой С.В. № от ДД.ММ.ГГГГ об организации работы учреждения в соответствии с требования СП 3.1/2.4.3598-20; информациями о регистрации положительных тестов на Covid-19 у учащихся МАОУ «СОШ № 15» и иными материалами дела.
Таким образом, своими действиями (бездействиями) должностное лицо Комарова С.В. совершила административное правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ.
Частью 1 ст. 1.5 КоАП РФ установлено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Исходя из изложенного, в отсутствие доказательств принятия должностным лицом – директором МАОУ «СОШ № 15» Комаровой С.В. всех зависящих, необходимых, достаточных и исчерпывающих мер по соблюдению требований действующего законодательства, а также доказательств объективной невозможности исполнения действующего законодательства при осуществлении своих должностных обязанностей, вывод административного органа о наличии в действиях Комаровой С.В, состава вменяемого административного правонарушения по ч. 2 ст. 6.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях является верным.
Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, составляющий 1 год с момента обнаружения административного правонарушения, не пропущен ни на момент составления протокола, ни на момент рассмотрения настоящего дела.
Обстоятельствами смягчающими административную ответственность признаю раскаяние лица, совершившего административное правонарушение, добровольное принятие лицом мер для устранения выявленных нарушений. Отягчающих административную ответственность обстоятельств не установлено.
Учитывая количество несовершеннолетних лиц, из числа учащихся МАОУ «СОШ № 15», у которых выявлены положительные результаты тестов на Covid-19, оснований для признания деяния должностного лица Комаровой С.В. малозначительным, не усматривается.
С учетом пункта 2.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела 11 данного Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для должностных лиц - не менее пятидесяти тысяч рублей.
Согласно пункту 2.3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с частью 2.2 данной статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для граждан или должностных лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела 11 данного Кодекса.
При назначении административного наказания учитывается характер совершенного административного правонарушения, личность, а также имущественное положение лица, привлекаемого к административной ответственности, исполнение должностных обязанностей в муниципальном учреждении образования, наличие смягчающих и отсутствие отягчающих административную ответственность обстоятельств.
В связи с установленными обстоятельствами, полагаю возможным применить при назначении административного наказания должностному лицу – директору МАОУ «СОШ № 15» Комаровой С.В. положения частей 2.2 и 2.3 статьи 4.1 КоАП РФ и с учетом изложенного назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере 25 000 рублей.
Руководствуясь статьями 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
П О С Т А Н О В И Л:
признать должностное лицо – директора муниципального автономного образовательного учреждения «средняя общеобразовательная школа № 15» Комарову С.В., виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере 25 000 рублей.
Сумма административного штрафа подлежит перечислению: ________________
________________
________________
Платежный документ, подтверждающий уплату штрафа, представляется в суд.
В соответствии со статьей 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня отсрочки или рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии со ст. 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, неуплата административного штрафа в указанный срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере неуплаченного административного штрафа.
Настоящее постановление может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Губахинский городской суд в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.
Судья В.Д. Брызгалов