Дело №
УИД 91RS0013-01-2021-001903-42
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
24 ноября 2021 года п. Кировское
Кировский районный суд Республики Крым в составе:
председательствующего - судьи Дегтярева И.А.,
при секретаре – Джамбас Э.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Босиковой Ирины Самуиловны к администрации Журавского сельского поселения Кировского района Республики Крым, Министерству имущественных и земельных отношений Республики Крым о признании права собственности, третьи лица – администрация Кировского района Республики Крым, Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым,
УСТАНОВИЛ:
Босикова И.С. обратилась в суд с требованиями о признании за ней права собственности на земельный участок площадью 20000кв.м. с кадастровым номером 90:04:050701:1539, расположенный вне границ населенных пунктов Журавского сельского совета Кировского района Республики Крым.
Иск мотивирован тем, что Распоряжением Кировской РГА от 15.04.2011 №147-р, истцу Босиковой И.С. дано разрешение на изготовление проекта землеустройства по отводу в собственность земельного участка площадью не более 2,0000га из земель государственной собственности, расположенных вне границ населенных пунктов Журавского сельского совета Кировского района, для ведения личного крестьянского хозяйства. В 2012 году истец изготовила проект землеустройства по отводу земельного участка площадью 2,000га. В 2020 году земельный участок был поставлен на кадастровый учет с номером 90:04:050701:1539, площадью 20000кв.м.
Истец в 2020 году обратилась в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность вблизи с. Видное за границами села, для ведения личного подсобного хозяйства на полевых участках на основании Распоряжения от 15.04.2011, но ей было отказано по причине неверного указания цели использования земельного участка и истечения срока действия распоряжения от 15.04.2011.
Истец отмечает, что согласно ответа Госкомитета по охране культурного наследия от 17.04.2020, объекты культурного наследия в границах земельного участка отсутствуют.
Как полагает истец, в силу Закона Республики Крым от 31.07.2021 №38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым», ей перешло право собственности на спорный земельный участок, а поскольку Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым, не предоставляет ей земельный участок, то защита права собственности подлежит в судебном порядке.
Истец и её представитель в судебное заседание не явились, в письменном ходатайстве просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Ответчик - Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым, просили рассмотреть дело в их отсутствие, в своих письменных возражениях просили отказать в удовлетворении иска, указав, что предоставление земельных участков из государственной собственности относится к компетенции Министерства, истец же своевременно не выполнила свои обязанности по изготовлению технической документации.
Ответчик - администрация Журавского сельского поселения Кировского района Республики Крым, просили рассмотреть дело в их отсутствие, письменных пояснений не предоставили.
Третьи лица извещены должным образом, об уважительных причинах не сообщили.
На основании ч.ч.3,4 ст.167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся сторон.
Исследовав материала дела, суд приходит к выводу, об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований, исходя из следующего.
Частью 1.1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 №6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города Федерального значения Севастополя» (в редакции на момент возникновения спорных правоотношений) установлено, что до 1 января 2023 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных и земельных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, отношений в области градостроительной деятельности (с учетом особенностей, предусмотренных частью 1.4 настоящей статьи) могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Особенности регулирования земельных и имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории республики Крым установлены Законом Республики Крым от 31 июля 2014 года №38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» (в редакции на момент возникновения спорных правоотношений, далее – Закон Республики Крым №38-ЗРК).
Согласно части 1 статьи 13 Закона Республики Крым №38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» Завершение оформления права на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, осуществляется на основании неисполненных решений органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о даче разрешения на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка, технической документации по землеустройству относительно установления (восстановления) границ земельного участка в натуре (на местности), принятых с 14 октября 2008 года по 21 марта 2014 года (далее - решение о разрешении на разработку документации), в соответствии с которыми не утверждена документация по землеустройству.
Порядок предоставления земельных участков в соответствии с положениями настоящей статьи определяется Советом министров Республики Крым (часть 5 статьи 13 Закона).
Во исполнение указанной нормы, постановлением Совета министров Республики Крым от 2 сентября 2014 года №313 утверждён Порядок переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым (далее - Порядок).
Указанный Порядок устанавливает правила предоставления земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым или муниципальной собственности, физическим и юридическим лицам в порядке переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года №6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя», на основании документов, указанных в статьях 3 и 13 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года №38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым».
Пункт 4 Порядка содержит положения аналогичные положениям части 1 статьи 13 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года №38-ЗРК.
Законодатель, предоставляя право гражданам завершить оформление прав на земельные участки, указал на то, что такое право должно возникнуть до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года №6-ФКЗ.
При этом, на момент вступления в силу указанного Федерального конституционного закона, право, которое было предоставлено гражданину на основании решения органа местного самоуправления о даче разрешения на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка, не должно быть утрачено.
В соответствии со статьями 39.1, 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления, в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование. Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9-11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).
Материалами дела установлено, что 15.04.2011 Распоряжением Кировской РГА от 15.04.2011 №147-р, истцу Босиковой И.С. дано разрешение на изготовление проекта землеустройства по отводу в собственность земельного участка площадью не более 2,0000га из земель государственной собственности, расположенных вне границ населенных пунктов Журавского сельского совета <адрес>, для ведения личного крестьянского хозяйства.
Пунктом 2 распоряжения на ФИО1 возложена обязанность в течение одного года заключить договор с землеустроительной организацией на разработку проекта землеустройства, предоставив ксерокопию его в райгосадминистрацию для утверждения.
В пункте 3 распоряжения указано о недопустимости нарушения гражданами пункта 2 распоряжения, поскольку это влечет за собой признание его утратившим.
29.04.2020 истец обратилась в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность вблизи с. Видное за границами села, для ведения личного подсобного хозяйства на полевых участках на основании Распоряжения от 15.04.2011, но ей 13.05.2020 было отказано по причине неверного указания цели использования земельного участка и истечения срока действия распоряжения от 15.04.2011.
Согласно ответа Госкомитета по охране культурного наследия от 17.04.2020, объекты культурного наследия в границах земельного участка отсутствуют.
Согласно выписки из ЕГРН, земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет с номером 90:04:050701:1539, площадью 20000кв.м., как временный сроком до 01.03.2022, земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – ведение личного подсобного хозяйства, прав не зарегистрировано.
Истцом предоставлена копия титульного листа проекта землеустройства по отводу земельного участка для ведения личного крестьянского хозяйства, при этом в силу ст.71 ГПК РФ указанное доказательство не принимается судом, в качестве доказательства по делу, поскольку оно не заверено и не является полным, не содержит данных связанных с истцом и подтверждающим доводы истца о составлении ею проекта отвода.
Выбор способа защиты права принадлежит истцу.
Право на завершение оформления права на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21.03.2014 №6-ФКЗ, предоставлено на основании неисполненных решений органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о даче разрешения на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка, технической документации по землеустройству относительно установления (восстановления) границ земельного участка в натуре (на местности), принятых с 14 октября 2008 года по 21 марта 2014 года, в соответствии с которыми не утверждена документация по землеустройству.
Как усматривается из материалов дела пунктом 2 оспариваемого распоряжения определена обязанность граждан, согласно списку-приложению, в течение одного года заключить договор с землеустроительной организацией на разработку проекта землеустройства по отводу в собственность и установлению границ земельных участков в натуре (на местности), предоставив его ксерокопию в районную государственную Администрацию для утверждения.
Доказательства совершения действий, направленных на исполнение распоряжения Кировской РГА от 15.04.2011, истцом не представлено.
Исходя из указанного, суд приходит к выводу о том, что истец не исполнила требования пунктов 2 и 3 распоряжения, в связи с чем указанное распоряжение утратило свою силу по истечение одного года, то есть 16.04.2012.
Таким образом, на момент вступления в законную силу Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года №6-ФКЗ у истца уже отсутствовало право на оформление в собственность земельного участка на основании распоряжения.
Подпунктом 4 пункта 6 Порядка №313 определено, что заявление о предоставлении земельного участка должно содержать, в том числе, основание предоставления земельного участка из числа оснований, предусмотренных статьями 3 или 14 Закона Республики Крым №38-ЗРК.
Частью 1 пункта 6 статьи 13 Закона Республики Крым №38-ЗРК предусмотрены основания для отказа в предоставлении земельного участка в том числе, при наличии оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.
Статьей 39.16 земельного кодекса Российской федерации к основаниям для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов отнесено множество обстоятельств. Уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении такого земельного участка без проведения торгов при наличии хотя бы одного из предусмотренных оснований, в том числе, когда с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов (часть 1).
Доказательств признания незаконными п.2 распоряжения от 15.04.2011 и действий Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым, материалы дела не содержат и это не является доводами по иску.
Кроме того, истцом в силу ст.56 ГПК РФ не предоставлено доказательств, что именно земельный участок с кадастровым номером 90:04:050701:1539, площадью 20000кв.м., является тем же участком в отношении которого ей было дано право на разработку проекта землеустройства.
При таких обстоятельствах, оснований для признания за истцом права собственности на спорный земельный участок, при заявленных исковых требованиях, не имеется.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд,
решил:
исковые требования Босиковой Ирины Самуиловны, оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд РК через Кировский районный суд Республики Крым в течение месяца со дня составления решения суда в окончательной форме.
Решение составлено в окончательной форме 26.11.2021.
Председательствующий И.А. Дегтярев