Дело № 2а-2071/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
20.01.2022 года с. Вольно-Надеждинское
Надеждинский районный суд Приморского края в составе:
председательствующего судьи Хрещатой С.Б.,
при секретаре Бондаренко О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Надеждинского района Приморского края к администрации Тавричанского сельского поселения Надеждинского муниципального района Приморского края о возложении обязанностей,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец прокурор Надеждинского района Приморского края обратился в суд с административным исковым заявлением в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к административному ответчику администрации Тавричанского сельского поселения Надеждинского муниципального района Приморского края с требованиями о признании бездействия администрации Тавричанского сельского поселения Надеждинского муниципального района Приморского края незаконным.
Обязать администрацию Тавричанского сельского поселения Надеждинского муниципального района в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить нарушения требований законодательства о защите населенных пунктов от природных пожаров, в частности:
- произвести покос травы на территории общего пользования (земельных участков, принадлежащих администрации Тавричанского сельского поселения, а также собственность на которые не разграничена) в пределах территорий населенных пунктов <адрес>;
- обеспечить надлежащее оповещение населения при пожаре на всей территории населенных пунктов <адрес>;
- на естественных водных источниках в <адрес> и <адрес>, а также установить указатели с цифровым обозначением расстояния до указанных источников;
- создать (обновить) вокруг минерализованные полосы вокруг населенных пунктов <адрес>, не менее 10 метров шириной;
- оснастить территории общего пользования населенных пунктов <адрес> первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем (пожарными щитами) в полной мере в соответствии с установленными законом требованиями к первичным средствам тушения пожаров и противопожарного инвентаря.
В иске указал, что прокуратурой Надеждинского района, в рамках исполнения поручения прокуратуры Приморского края об активизации надзора за исполнением законодательства в сфере охраны лесов и населенных пунктов от природных пожаров проведена проверка, по результатам которой установлено, что территории общего пользования населенных пунктов <адрес> не оснащены первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем в полной мере, в каждом населенном пункте по 1 пожарному щиту (нарушение ст. 19 ФЗ № 69, ч. 1 ст. 6 ФЗ № 123, п. 410 ППР РФ).
В <адрес> не созданы (не обновляются) до начала пожароопасного периода вокруг населенных пунктов противопожарные минерализованные полосы (нарушение п. 63 ППР РФ).
В <адрес> установлено, что не производиться регулярная уборка мусора и покос травы в границах населенного пункта (нарушение п. 67 ППР РФ).
В населенных пунктах <адрес> направление движения к источникам противопожарного водоснабжения не обозначены указателями со светоотражающей поверхностью либо световыми указателями (нарушение п. 48 ППР РФ).
Звуковое оповещение, имеющееся в <адрес> не обеспечивают оповещение населения на всей территории населенных пунктов (нарушение п. 7 ст. 63 ФЗ № 123).
Таким образом, администрация Тавричанского сельского поселения указанные требования законодательства о пожарной безопасности должным образом не исполняются, что приводит к нарушению прав граждан на безопасность, а также может повлечь причинение вреда жизни и здоровья граждан, а также вред их имуществу.
В судебном заседании исполняющий обязанности прокурора Быков И.С. на доводах административного искового заявления настоял, просил удовлетворить административное исковое заявление по доводам, изложенным в иске.
В судебном заседании представитель Тавричанского сельского поселения Надеждинского муниципального района Приморского края Столяров А.И. возражал против заявленных требований прокурора, просил в иске отказать. Представил письменные возражения на иск, из которых следует, что ответчиком был осуществлен покос травы, о чем заключен муниципальный контракт, который исполнен. Произведена также уборка мусора. Обеспечено оповещение населения при пожаре на всей территории населенных пунктов, приобретены соответствующие системы оповещения, о чем заключен договор поставки от ДД.ММ.ГГГГ по приобретению товара. Ранее были установлены системы оповещения, но при проверке сотрудниками МЧС сделано замечание, что они не достаточно громкие. Данных о том, что системы отсутствуют, не имеется, а понятие надлежащие, является относительным. Данные мероприятия выполнены полностью по предписанию. Также на естественных источниках <адрес> и <адрес> закуплены и установлены указатели с цифровыми обозначениями расстояния до указанных источников. Поселением в противопожарных целях закуплены цистерны, подлежащие использованию вместо естественных источников. Создание минерализованных полос вокруг населенных пунктов поселения не представляется возможным, поскольку территория вокруг не принадлежит поселению, а принадлежит частным лицам, находится в собственности у граждан и организаций и в пределах поселения и за пределами, населенные пункты фактически границ не имеют, территории срослись, часть территории ограничена морем.
Также, территория общего пользования трех населенных пунктов оснащалась первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем, щитами, но устанавливать на открытой местности их нецелесообразно в силу имеющихся хищений.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу что требования прокурора подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Федеральный закон от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, регулирует в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями, юридическими лицами, должностными лицами, гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности (абз. 4); нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности (абз. 5);
Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
В силу ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся: создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре; принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы.
Статьей 1 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» установлено, что настоящий Федеральный закон принимается в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, производственным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения. Технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании», не действуют в части, содержащей требования пожарной безопасности к указанной продукции, отличные от требований, установленных настоящим Федеральным законом.
Пунктом 1 части 2 стать 1 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» положения настоящего Федерального закона об обеспечении пожарной безопасности объектов защиты обязательны для исполнения при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, техническом перевооружении, изменении функционального назначения, техническом обслуживании, эксплуатации и утилизации объектов защиты.
Частью 1 статьи 6 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» предусмотрено, что пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий:
1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом;
2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и нормативными документами по пожарной безопасности.
Согласно ст. 63 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» первичные меры пожарной безопасности включают в себя:
1) реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования;
2) разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности;
3) разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности;
4) разработку плана привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования и контроль за его выполнением;
5) установление особого противопожарного режима на территории муниципального образования, а также дополнительных требований пожарной безопасности на время его действия;
6) обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара;
7) обеспечение связи и оповещения населения о пожаре;
8) организацию обучения населения мерам пожарной безопасности и пропаганду в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний;
9) социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами.
В силу ст. 68 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» на территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного противопожарного водоснабжения (часть 1).
К источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся (часть 2):
1) наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами;
2) водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации;
3) противопожарные резервуары.
Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479 утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации (далее – ППР РФ).
Пунктом 48 ППР РФ предусмотрено, что направление движения к источникам противопожарного водоснабжения обозначается указателями со светоотражающей поверхностью либо световыми указателями, подключенными к сети электроснабжения и включенными в ночное время или постоянно, с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения.
Пунктом 60 ППР РФ установлено, что руководитель организации обеспечивает объект защиты первичными средствами пожаротушения (огнетушителями) по нормам согласно разделу XIX настоящих Правил и приложениям № 1 и 2, а также обеспечивает соблюдение сроков их перезарядки, освидетельствования и своевременной замены, указанных в паспорте огнетушителя. Учет наличия, периодичности осмотра и сроков перезарядки огнетушителей ведется в журнале эксплуатации систем противопожарной защиты.
Пунктом 63 ППР РФ установлено, что в целях исключения возможного перехода природных пожаров на территории населенных пунктов создаются (обновляются) до начала пожароопасного периода вокруг населенных пунктов противопожарные минерализованные полосы шириной не менее 10 метров.
Пунктом 67 ППР РФ установлено, что правообладатели земельных участков (собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков), расположенных в границах населенных пунктов и на территориях общего пользования вне границ населенных пунктов, и правообладатели территорий ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд (далее - территории садоводства или огородничества) обязаны производить своевременную уборку мусора, сухой растительности и покос травы. Границы уборки указанных территорий определяются границами земельного участка на основании кадастрового или межевого плана.
Пунктом 410 ППР РФ установлено, что производственные и (или) складские здания предприятий (организаций), не оборудованные внутренним противопожарным водопроводом или автоматическими установками пожаротушения (за исключением зданий, оборудовать которые установками пожаротушения и внутренним противопожарным водопроводом не требуется), помещения и площадки предприятий (организаций) по первичной переработке сельскохозяйственных культур, помещения различного назначения, в которых проводятся огневые работы, а также территории предприятий (организаций), не имеющих источников наружного противопожарного водоснабжения, или наружные технологические установки предприятий (организаций), удаленные на расстояние более 100 метров от источников наружного противопожарного водоснабжения, должны оборудоваться пожарными щитами.
Необходимое количество пожарных щитов и их тип определяются в зависимости от категории помещений, зданий (сооружений) и наружных технологических установок по взрывопожарной и пожарной опасности. Нормы оснащения зданий, сооружений, строений и территорий пожарными щитами приводятся согласно приложению №.
Пожарные щиты комплектуются немеханизированным пожарным инструментом и инвентарем. Нормы комплектации пожарных щитов немеханизированным инструментом и инвентарем приводятся согласно приложению №.
Так, требования прокурора согласуются с действующим законодательством в части возложения на ответчика обязанности произвести покос травы на территории общего пользования (земельных участков, принадлежащих администрации Тавричанского сельского поселения, а также собственность на которые не разграничена) в пределах территорий населенных пунктов <адрес>; оснастить территории общего пользования населенных пунктов <адрес> первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем (пожарными щитами) в полной мере в соответствии с установленными законом требованиями к первичным средствам тушения пожаров и противопожарного инвентаря, поскольку на момент проверки сотрудниками МЧС отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Надеждинскому муниципальному району в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ данные нарушения были установлены и ответчиком доказательств устранения нарушений, указанных в предписаниях от ДД.ММ.ГГГГ №, №, №.
Вместе с тем, требования прокурора о возложении обязанности обеспечить надлежащее оповещение населения при пожаре на всей территории населенных пунктов <адрес>; на естественных водных источниках в <адрес> и <адрес>, а также установить указатели с цифровым обозначением расстояния до указанных источников; и создать (обновить) вокруг минерализованные полосы вокруг населенных пунктов <адрес>, не менее 10 метров шириной не подлежал удовлетворению.
Согласно представленным ответчиком доказательствам, оповещение населения при пожаре на всей территории населенных пунктов обеспечено. Согласно заключенному договору поставки от ДД.ММ.ГГГГ по приобретению товара, ответчиком приобретены соответствующие системы оповещения. Согласно договору поставки от ДД.ММ.ГГГГ, ответчиком приобретены усилители. Копия договоров представлена в суд.
При этом, у ответчика системы оповещения имелись, но не надлежащие. Данные мероприятия выполнены полностью по предписаниям от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно договору поставки противопожарного оборудования от ДД.ММ.ГГГГ, ответчик приобрел знак пожарный водоисточник с пленкой световозвращающей 3 штуки, знак пожарный гидрант с пленкой световозвращающей 22 штуки.
Таким образом, доводы ответчика нашли свое подтверждение о выполнении противопожарных требований в данной части. На естественных источниках <адрес> и <адрес> закуплены и установлены указатели с цифровыми обозначениями расстояния до указанных источников.
Вместе с тем, иск прокурора не содержит конкретного указания на наименования водных источников и их точный перечень.
При этом, сельское поселение в противопожарных целях закупило три цистерны по количеству населенных пунктов, подлежащие использованию вместо естественных источников, о чем представлены контракты от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ. также заключен муниципальный контракт на выполнение работ по обустройству наружного противопожарного источника водоснабжения от ДД.ММ.ГГГГ и муниципальный контракт на оказание услуг по содержанию, заполнению противопожарных искусственных водоемов водой от ДД.ММ.ГГГГ.
При таких обстоятельствах, суд не усматривает бездействия ответчика по вышеуказанным требованиям прокурора в иске.
Также не имеется основания для удовлетворения требований прокурора о создании минерализованных полос вокруг населенных пунктов поселения, поскольку доказательств возможности исполнить указанные требования, не представлено. Согласно публичной кадастровой карте, что является общедоступными данными, не представляется возможным конкретно ограничить территорию каждого из трех населенных пунктов поселения, поскольку территория вокруг находится в собственности у граждан и организаций и в пределах поселения и за пределами. Населенные пункты фактически границ не имеют, часть территории ограничена морем.
В данной части требования прокурора не конкретизированы, по данным требованиям решение не может быть исполнено, поскольку затрагиваются и нарушаются интересы неопределенного круга лиц.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление прокурора Надеждинского района Приморского края к администрации Тавричанского сельского поселения Надеждинского муниципального района Приморского края о возложении обязанностей, удовлетворить частично.
Возложить обязанность на администрацию Тавричанского сельского поселения Надеждинского муниципального района Приморского края в срок до ДД.ММ.ГГГГ: произвести покос травы в границе населенных пунктов <адрес>; оснастить территории общего пользования населенных пунктов <адрес> первичными средствами тушения пожаров и противопожарного инвентаря.
В остальной части иска, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд через Надеждинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: С.Б. Хрещатая