Дело №12-110/18
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
г.Волжск 30 августа 2018 года
Судья Волжского городского суда Республики Марий Эл Тукманова Л.И., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Краснова В. В. на постановление по делу об административном правонарушении №12/000027 от 24 июля 2018 года, вынесенное заместителем руководителя Управления Россельхознадзора Сочиным А.В., которым заместитель генерального директора по лесоснабжению и переработке древесного сырья АО «Марийский целлюлозно-бумажный комбинат» Краснов В. В., 3 <данные изъяты>, зарегистрированный и проживающий по адресу: <данные изъяты>, ранее к административной ответственности не привлекался, привлечен к административной ответственности по ст.10.3.КоАП РФ и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 700 рублей.
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением по делу об административном правонарушении №12/000027 от 24 июля 2018 года вынесенным заместителем руководителя Управления Россельхознадзора Сочиным А.В., Краснов В.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст.10.3КоАП РФ, назначено административное наказание в виде штрафа в размере 700 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, Краснов В.В., обратился с жалобой, указав, что данное постановление является незаконным и необоснованным, так как при проведении проверки АО «МЦБК» представило акты систематических карантинных обследований от 10 января 2018г., 06 февраля 2018г., 06 марта 2018г., 03 апреля 2018г., 04 мая 2018г., 05 июня 2018г., 04 июля 2018г. Согласно актам в цехе «Лесная биржа» проводились ежемесячные фитосанитарные карантинные обследования территории складов общей площадью 3Га, в том числе участок лесопиления для производства древесных упаковочных материалов. В результате проведенных обследований указанных карантинных объектов или признаков, указывающих на их наличие не выявлено.
Не согласен с выводами о том, что состав административного правонарушения, предусмотренного ст.10.3 КоАП РФ, образуют его действия, выразившиеся в неизвещении своевременно органа государственного надзора о поступлении подкарантинной продукции от поставщика ООО «Кокшайский лесохозяйственник». Поскольку АО «МЦБК» принимало баланс хвойный не из подкарантинной зоны, обязанности уведомлять орган государственного надзора не возникло.
Краснов В.В. просит суд постановление по делу об административном правонарушении №12/000027 от 24 июля 2018 года, вынесенное заместителем руководителя Управления Россельхознадзора Сочиным А.В., о привлечении Краснова В.В. к административной ответственности по ст.10.3 КоАП РФ отменить.
В судебном заседании Краснов В.В. и его представитель Шенфельд Л.Д. жалобу и ее доводы поддержали.
Представитель Управления Россельхознадзора по Нижегородской области и Республике Марий Эл Бочкова Е.П. в судебном заседании суду пояснила, что административный материал составлен в соответствии с законом. Пояснила, что при проверки представителями АО «МЦБК» были предъявлены акты систематического карантинного фитосанитарного обследования, но в них имелась ссылка на Федеральный закон «О карантине растений» от 15.07.2000г. №99-ФЗ, который на момент составления таких актов утратил силу. АО «МЦБК» в любом случае обязаны извещать федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в области карантина растений, о доставке подкарантинной продукции, подкарантинных объектов.
Выслушав участников судебного заседания, изучив в полном объеме материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.
В соответствии со ст. 30.3. КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Сроки подачи жалобы на постановление по делу об административном правонарушении заявителем Красновым В.В. соблюдены.
В соответствии со ст.1.5.КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Статья 10.3 КоАП РФ предусматривает, что нарушение правил производства, заготовки, перевозки, хранения, переработки, использования и реализации подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза), - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двухсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от пятисот до одной тысячи рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятисот до одной тысячи рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно ч.ч.1, 2 ст.26.2.КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями свидетелей, иными документами.
На основании приказа №860-00Д от 21 июня 2018г. Управления Россельхознадзора по Нижегородской области и Республике Марий Эл была проведена проверка в отношении АО «Марийский целлюлозно-бумажный комбинат», по результатам которой был составлен Акт проверки №860 от 6 августа 2018г.
Постановлением по делу об административном правонарушении №12/000027 от 24 июля 2018 года вынесенным заместителем руководителя Управления Россельхознадзора Сочиным А.В., Краснов В.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст.10.3КоАП РФ, назначено административное наказание в виде штрафа в размере 700 рублей.
В силу положений п. 2 ст. 28.2 КоАП РФ протокол об административном правонарушении должен содержать дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
Из протокола об административном правонарушении №12/00024 от 19 июля 2018 года следует, что 18 июля 2018г. в 15ч.30 мин. при проведении плановой выездной проверки АО «МЦБК» установлено, что в АО «МЦБК» выявлено отсутствие документов, подтверждающих проведение систематических карантинных фитосанитарных обследований подкарантинных объектов: лесная биржа общей площадью 3га; участок лесопиления для производства древесных упаковочных материалов площадью 0,02га. АО «МЦБК» не известило своевременно орган государственного надзора – Управление Россельхознадзора по Нижегородской области и Республике Марий Эл о поступлении подкарантинной продукции: баланса хвойного в объеме 119,9 куб.м поступившей по товарно-транспортным накладным №128 от 01.06.2018г., №1 от 01.06.2018г., №129 от 02.06.2018г., №130 от 03.06.2018г., №131 от 05.06.2018г., №137 от 06.07.2018г., №1 от 07.06.2018г. от поставщика ООО «Кокшайский Лесохозяйственник», РМЭ г.Йошкар-Ола, ул.Васильева, д.4, корп.В, офис 23, по договору поставки №1419 от 20.12.2017г. Административную ответственность несет заместитель генерального директора по лесоснабжению и переработке древесного сырья АО «Марийский целлюлозно-бумажный комбинат» Краснов В.В. Нарушены ст.16, ст.32 Федерального закона от 21 июля 2014г. №206-ФЗ «О карантине растений», Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 30.11.2016г. №159 «Об утверждении Единых правил и норм обеспечения карантина растений на таможенной территории Евразийского экономического союза», приказ Минсельхоза России от 22.04.2009г. №160 "Об утверждении Правил проведения карантинных фитосанитарных обследований".
24 июля 2018г. в отношении заместителя генерального директора по лесоснабжению и переработке древесного сырья АО «Марийский целлюлозно-бумажный комбинат» Краснова В.В. вынесено постановление по делу об административном правонарушении №12/000027, из которого следует, что в АО «МЦБК» отсутствуют документы, подтверждающие проведение систематических карантинных фитосанитарных обследований подкарантинных объектов: лесная биржа общей площадью 3га; участок лесопиления для производства древесных упаковочных материалов площадью 0,02га. АО «МЦБК» не известило своевременно орган государственного надзора – Управление Россельхознадзора по Нижегородской области и Республике Марий Эл о поступлении подкарантинной продукции: баланса хвойного в объеме 119,9 куб.м поступившей по товарно-транспортным накладным №128 от 01.06.2018г., №1 от 01.06.2018г., №129 от 02.06.2018г., №130 от 03.06.2018г., №131 от 05.06.2018г., №137 от 06.07.2018г., №1 от 07.06.2018г. от поставщика ООО «Кокшайский Лесохозяйственник», РМЭ г.Йошкар-Ола, ул.Васильева, д.4, корп.В, офис 23, по договору поставки №1419 от 20.12.2017г. Данные факты свидетельствуют о нарушении ст.16, ст.32 Федерального закона от 21.07.2014г. №206-ФЗ «О карантине растений», приказа Минсельхоза от 22.04.2009г. №160 «Об утверждении правил проведения карантинных фитосанитарных обследований».
В соответствии со ст.16 Федерального закона от 21.07.2014г. №206-ФЗ "О карантине растений" использование подкарантинных объектов при производстве (в том числе переработке), хранении, перевозке, реализации, уничтожении подкарантинной продукции допускается при условии осуществления федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области карантина растений, государственного карантинного фитосанитарного контроля (надзора), в том числе организации проведения карантинного фитосанитарного обеззараживания.
2. Требованиями об осуществлении государственного карантинного фитосанитарного контроля (надзора) за подкарантинными объектами должны устанавливаться методики, способы проведения карантинного фитосанитарного обследования и в зависимости от биологических особенностей карантинного объекта периодичность проведения данного обследования. При этом определяются периоды осуществления данного обследования с учетом факторов сезонного характера, влияющих на распространение по территории Российской Федерации карантинных объектов.
3. Требованиями к карантинному фитосанитарному обеззараживанию подкарантинных объектов, используемых при производстве (в том числе переработке), хранении, перевозке, реализации, уничтожении подкарантинной продукции, должны определяться методы и способы карантинного фитосанитарного обеззараживания в целях предупреждения распространения по территории Российской Федерации карантинных объектов, а также его периодичность.
4. При выявлении заражения и (или) засорения подкарантинной продукции, подкарантинного объекта карантинными объектами федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области карантина растений, принимаются следующие карантинные фитосанитарные меры:
1) установление карантинного фитосанитарного состояния подкарантинной продукции, производство (в том числе переработка), хранение или перевозка которой осуществлялись с использованием подкарантинного объекта;
2) временное прекращение использования подкарантинного объекта при производстве (в том числе переработке), хранении, перевозке, реализации, уничтожении любой подкарантинной продукции или подкарантинной продукции определенного вида, за исключением объектов, на которых используются технологии, обеспечивающие лишение карантинных объектов жизнеспособности, и которые включены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области карантина растений, в реестр подкарантинных объектов, на которых используются технологии, обеспечивающие лишение карантинных объектов жизнеспособности. Порядок ведения этого реестра утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области карантина растений;
3) карантинное фитосанитарное обеззараживание. Подкарантинная продукция, размещенная и (или) хранящаяся на подкарантинном объекте, подлежит по выбору собственника карантинному фитосанитарному обеззараживанию, переработке способами, обеспечивающими лишение карантинных объектов жизнеспособности, или уничтожению.
5. Затраты на осуществление карантинных фитосанитарных мер несут граждане, юридические лица, которые имеют в собственности, во владении, в пользовании, в аренде (в том числе лизинге) подкарантинные объекты.
Понятие подкарантинной продукции раскрыто в ст.2 Федерального закона от 21 июля 2014 года №206-ФЗ "О карантине растений", согласно которой таковой являются растения, растительная продукция, тара, упаковка, в том числе упаковочные материалы, грузы, почва, организмы или материалы, которые могут быть носителями карантинных объектов и (или) способствовать их распространению и в отношении которых необходимо принятие карантинных фитосанитарных мер.
Установлено, что на АО «Марийский ЦБК» поступил баланс хвойный в объеме 119,9 куб.м по товарно-транспортным накладным №128 от 01.06.2018г., №1 от 01.06.2018г., №129 от 02.06.2018г., №130 от 03.06.2018г., №131 от 05.06.2018г., №137 от 07.06.2018г., №1 от 07.06.2018г. от поставщика ООО «Кокшайский Лесохозяйственник», РМЭ г.Йошкар-Ола, ул.Васильева, д.4, корп.В, офис 23, по договору поставки №1419 от 20.12.2017г.
Административный материал не содержит сведений о том, что на территории ООО «Кокшайский Лесохозяйственник» установлена карантинная фитосанитарная зона и фитосанитарный режим в связи с выявлением карантинных вредителей.
Согласно письма № от 2 августа 2018г. ООО «Кокшайский Лесохозяйственник» является арендатором лесных участков Кокшайского лесничества Республики Марий Эл.
Из письма от 2 августа 2018г. №0158 Кокшайского лесничества – филиала ГКУ РМЭ «Югмежупрлес» следует, что на территории Кокшайского лесничества карантинных фитосанитарных зон не выявлено.
Согласно п.2 ч.1 ст.32 Федерального закона от 21 июля 2014 года №206-ФЗ "О карантине растений" граждане, юридические лица, которые имеют в собственности, во владении, в пользовании, в аренде подкарантинные объекты или осуществляют производство (в том числе переработку), ввоз в Российскую Федерацию, вывоз из Российской Федерации, хранение, перевозку и реализацию подкарантинной продукции, обязаны: извещать немедленно федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в области карантина растений, о доставке подкарантинной продукции, подкарантинных объектов, в том числе в электронной форме, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области карантина растений.
В п.2 «Порядка немедленного извещения Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору о доставке подкарантинной продукции, подкарантинных объектов, в том числе в электронной форме» (утв.Приказом Минсельхоза России от 10 августа 2017г. №390) указано, что настоящий Порядок распространяется на подкарантинную продукцию, подкарантинные объекты, ввезенные в Российскую Федерацию или вывезенные из карантинной фитосанитарной зоны, при условии, что ранее извещение о доставке таких подкарантинной продукции, подкарантинных объектов не осуществлялось в соответствии с рекомендуемым образцом извещения, приведенном в приложении к настоящему Порядку.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ст.10.3 КоАП РФ характеризуется действием или бездействием, состоящим в нарушении правил обращения подкарантинной продукции, грузов и материалов.
Анализ протокола об административном правонарушении от №12/00024 от 19 июля 2018 года и постановления по делу об административном правонарушении от 24 июля 2018г. №12/000027 позволяет сделать вывод о том, что они не содержат указание за какой период не были предоставлены документы, подтверждающие проведение систематических карантинных фитосанитарных обследований подкарантинных объектов и какое действие или бездействие заместителя генерального директора Краснова В.В. свидетельствует о нарушении требований закона, то есть не раскрыто само событие административного правонарушения.
Состав административного правонарушения, предусмотренного ст.10.3 КоАП РФ образует нарушение правил производства, заготовки, перевозки, хранения, переработки, использования и реализации подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза).
Кроме того, в судебном заседании было установлено, что в ходе проверки Красновым В.В. были предъявлены акты систематических карантинных обследований от 10 января 2018г., 06 февраля 2018г., 06 марта 2018г., 03 апреля 2018г., 04 мая 2018г., 05 июня 2018г., 04 июля 2018г., в которых имелась ссылка на Федеральный закон «О карантине растений» от 15.07.2000г. №99-ФЗ, который на момент составления таких актов утратил силу.
Однако данное обстоятельство не было отражено ни в протоколе об административном правонарушении и в постановлении, оценка указанным актам проверяющим органа не дана.
В судебном заседании Краснов В.В. пояснил, что в актах ошибочно указан закон утративший силу, а именно Федеральный закон «О карантине растений» от 15.07.2000г. №99-ФЗ.
Так в приказе №18 от 19.01.2018г. АО «Марийский ЦБК» указано, что в соответствии со ст.32 Федерального закона от 21 июля 2014г. №206-ФЗ «О карантине растений» и пунктов 2-4 Правил проведения карантинных фитосанитарных обследований, утвержденных приказом Минсельхоза РФ от 22 апреля 2009 года №160 создана комиссия по проведению проверок соблюдения карантинных фитосанитарных требований. Председателем комиссии является заместитель генерального директора по лесоснабжению и переработке древесного сырья Краснов В.В. В весенне - летний период (май – август) обследования проводить один раз в месяц. Результаты обследования оформлять актами.
В связи с этим постановление должностного лица нельзя признать законным, обоснованным и мотивированным.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Таким образом, жалоба Краснова В.В. подлежит удовлетворению.На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Постановление по делу об административном правонарушении №12/000027 от 24 июля 2018 года, вынесенное заместителем руководителя Управления Россельхознадзора Сочиным А.В., которым заместитель генерального директора по лесоснабжению и переработке древесного сырья АО «Марийский целлюлозно-бумажный комбинат» Краснов В. В., привлечен к административной ответственности по ст.10.3.КоАП РФ и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 700 рублей, - отменить.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.10.3 КоАП РФ в отношении заместителя генерального директора по лесоснабжению и переработке древесного сырья АО «Марийский целлюлозно-бумажный комбинат» Краснова В. В. прекратить по основаниям, предусмотренным п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, то за отсутствием состава административного правонарушения.
Решение может быть обжаловано или опротестовано в Верховный Суд Республики Марий Эл в течение 10 суток со дня получения его копии.
Судья: Л.И.Тукманова