Решение по делу № 3а-184/2020 от 16.10.2020

УИД № 69ОS0000-03-2020-000164-05

Дело № 3а-184/2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

07 декабря 2020 года город Тверь

Тверской областной суд в составе:

председательствующего судьи Пержуковой Л.В.

при секретаре судебного заседания Османовой Т.Л.,

с участием административного истца Кирилловой С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Кирилловой С.В. об оспаривании кадастровой стоимости земельного участка,

установил:

Кириллова С.В. обратилась в суд с административным иском об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, равной рыночной стоимости.

Заявленные требования мотивированы тем, что кадастровая стоимость указанного земельного участка превышает его рыночную стоимость, что нарушает права административного истца как налогоплательщика земельного налога.

В судебном заседании административный истец Кириллова С.В. заявленные требования поддержала.

Представители административных ответчиков - Управления Росреестра по Тверской области, Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области, ФГБУ ФКП Росреестра, заинтересованного лица Администрации Бурашевского сельского поселения Калининского района Тверской области, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.

Представитель Администрации Бурашевского сельского поселения Калининского района Тверской области ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, указав, что решение по делу оставляет на усмотрение суда.

Министерством имущественных и земельных отношений Тверской области представлены письменные возражения относительно заявленных требований.

Выслушав объяснения административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что административному истцу на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, относящийся к категории земель населенных пунктов с видом разрешенного
использования – для ведения личного подсобного хозяйства.

По данным ЕГРН Кириллова С.В. является собственником указанного земельного участка с ДД.ММ.ГГГГ.

Являясь правообладателем земельного участка, обязанным в силу статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации уплачивать земельный налог, административный истец вправе оспаривать их кадастровую стоимость, поскольку данная стоимость применяется для целей налогообложения.

В соответствии с абзацем 4 статьи 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

В силу статьи 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в редакции, действовавшей на дату определения кадастровой стоимости спорного земельного участка, при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.

Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в этом случае является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей.

Согласно выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ кадастровая стоимость земельного участка определена по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> руб.

В подтверждение рыночной стоимости земельного участка административным истцом представлен отчет об оценке от ДД.ММ.ГГГГ , составленный оценщиком ФИО1, согласно которому рыночная стоимость данного земельного участка по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составила <данные изъяты> руб.

Оценив представленный отчет об оценке в соответствии с положениями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд полагает, что он соответствует требованиям действующего законодательства.

Оценка произведена в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», федеральными стандартами оценки, на основе собранной оценщиком информации, удовлетворяющей требованиям достаточности, достоверности и существенности.

Отчет содержит необходимую информацию, идентифицирующую объекты оценки, их количественные и качественные характеристики, анализ рынка земельных участков, предназначенных для ИЖС/ЛПХ, к сегменту которых относится объект оценки, представлена информация о факторах, имеющих наибольшее влияние на рыночную стоимость земельного участка.

В отчете имеются ссылки на источники информации, используемой при проведении оценки, позволяющие делать выводы об авторстве соответствующей информации и дате ее подготовки, в отчете приведены сведения из объявлений, размещенных в сети Интернет.

Применение оценщиком при определении рыночной стоимости земельного участка корректировок в рамках сравнительного подхода в отчете обосновано, мотивы отказа от использования затратного и доходного подходов оценщиком приведены.

Представленные Министерством имущественных и земельных отношений Тверской области письменные возражения относительно отчета об оценке мотивированы доводами об отсутствии обоснования применения одних предложений и неприменения других при выборе трех объектов-аналогов из 10 аналогичных объявлений; об учете наличия водных объектов при проведении оценки; о неподтвержденности вывода об овражистом рельефе земельного участка; о применении отрицательной корректировки на ограничения использования величиной -44,1% со ссылкой на собственное исследование при наличии иных исследований, определивших диапазон данной корректировки в иных значениях; отказе от внесения корректировки на условия рынка (дату) к стоимости аналога № 2 при том, что с момента предложения названного аналога до даты оценки прошло 8 месяцев, а в обоснование вывода оценщика о том, что за последние 6 месяцев цены не претерпели значительных изменений, но в течение ДД.ММ.ГГГГ наблюдалось их снижение, не приведено информации либо исследования, подтверждающих сделанный вывод.

Между тем, данные возражения не опровергают сведения, используемые при производстве оценки, а также выводы, содержащиеся в отчете об оценке, достоверность которых оценщик ФИО1., допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля, полностью подтвердила.

Так, в соответствии с подпунктом «в» пункта 22 ФСО № 7 оценщик на странице 36 отчета описал объем доступных рыночных данных об объектах-аналогах, а на страницах 37, 42 обосновал правила их отбора для проведения расчетов.

В судебном заседании ФИО1 также пояснила, что при отборе аналогов из объема имеющихся в распоряжении оценщика предложений она руководствовалась критерием их сопоставимости с оцениваемым земельным участком по ценообразующим факторам. Таким образом, из расчета были исключены объекты с максимальной ценой предложения и минимальной ценой.

Отсутствие корректировки на дату предложения о продаже объектов-аналогов мотивировано на страницах 48 отчета и с учетом данных свидетелем в судебном заседании показаний обусловлено, тем, что срок экспозиции земельных участков на рынке составляет не менее 6 месяцев, а может достигать и 18 месяцев. Цены на рынке земельных участков за 6 месяцев, предшествовавших дате оценки, не претерпели значительных изменений, поэтому корректировка цен объектов-аналогов не потребовалась. Цена предложения аналогов на дату оценки не изменилась, что было установлено оценщиком посредством устного опроса продавцов или их представителей с использованием контактных данных, указанных в источнике информации. Таким образом, информация, приведенная в отчете об оценке, существенным образом влияющая на стоимость объекта оценки, подтверждена.

Корректировка на ограничения в использовании и её величина, определенная с применением метода экспертных оценок, обоснованы оценщиком на страницах 51-53 отчета об оценке, где приведено описание выбранного оценщиком метода, позволяющее пользователю отчета об оценке понять логику процесса определения стоимости и соответствие выбранного оценщиком метода объекту недвижимости, принципам оценки, определяемому виду стоимости и предполагаемому использованию результатов оценки, указаны данные об экспертах-оценщиках г.Твери, которые предоставили необходимые для расчета корректировки сведения.

Неиспользование источников, на которые ссылается Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области, не опровергает правомерности применения оценщиком метода экспертных оценок, поскольку в соответствии с п. 25 ФСО № 7 оценщик вправе самостоятельно определять метод (методы) оценки недвижимости в рамках каждого из выбранных подходов, основываясь на принципах существенности, обоснованности, однозначности, проверяемости и достаточности.

Кроме того, как показала свидетель ФИО1 в судебном заседании, один из приведенных Министерством источников не содержит указаний на регионы для его применения, а второй подготовлен на основании информации по продаже земельных участков в 11 субъектах Российской Федерации с различными рельефами местности, поэтому при его применении реальное влияние рельефа конкретной местности не получит должного отражения.

Доказательств того, что величина корректировки на ограничения в использовании экспертом определена неверно и должна быть рассчитана иным образом, лицами, участвующими в деле, не представлено.

Сообщенные заявителем сведения об имевшихся на дату оценки ограничениях в использовании объекта оценки: пограничном с лесом местоположении, неровном (овражистом) рельефе (с повышенным уклоном местности и значительными перепадами высот), овраге (канаве), препятствующем заезду на земельный участок, наличии зарослей кустарников на части участка, отсутствии качественных подъездных путей, в совокупности влекущих как сокращение используемой площади, так и необходимость финансовых затрат для приведения участка в пригодное для использования состояние, были проверены оценщиком при осмотре объекта оценки и отражены в отчете.

Как показал свидетель в судебном заседании, указанные в объявлениях сведения о расположении объектов-аналогов в близости от озера были проверены оценщиком при осмотре объекта оценки и не нашли подтверждения (имеется пожарный водоем – пруд), что отражено на странице 49 отчета об оценке.

Основания ставить под сомнение показания свидетеля, обладающего специальными знаниями и квалификацией в области оценочной деятельности, предупрежденного об уголовной ответственности в соответствии со статьей 307 Уголовного кодекса Российской Федерации, у суда отсутствуют.

Доказательств, опровергающих изложенные в отчете выводы и содержащих сведения об иной рыночной стоимости земельного участка, суду не представлено. Ходатайства о проведении по делу судебной экспертизы для установления рыночной стоимости участвующие в деле лица не заявили.

При таких обстоятельствах, кадастровую стоимость земельных участков следует установить в размере, определенном в представленном административным истцом отчете об оценке.

Руководствуясь статьями 175, 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административные исковые требования Кирилловой С.В. удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, равной рыночной стоимости, определенной по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> руб.

Датой подачи заявления считать дату обращения в суд – ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение одного месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Председательствующий Л.В. Пержукова

Мотивированное решение составлено 08.12.2020.

Председательствующий Л.В. Пержукова

3а-184/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Кириллова Светлана Викторовна
Ответчики
ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии"
Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии
Другие
Администрация муниципального образования "Бурашевское сельское поселение" Калининского района Тверской области
Суд
Тверской областной суд
Судья
Пержукова Людмила Валентиновна
Дело на странице суда
oblsud.twr.sudrf.ru
16.10.2020Регистрация административного искового заявления
16.10.2020Передача материалов судье
20.10.2020Решение вопроса о принятии к производству
09.11.2020Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
09.11.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.11.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
01.12.2020Судебное заседание
07.12.2020Судебное заседание
08.12.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.12.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.12.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее