Дело №12-2/2020 (12-193/2019)
Р Е Ш Е Н И Е
г.Заволжск Ивановской области 17 января 2020 года
Судья Кинешемского городского суда Ивановской области Быкова О.А., с участием Петрова Д.Ю. и его представителя Смирнова А.Е., представителей Службы государственного финансового контроля Ивановской области Коробейниковой О.В. и Поляковой Ж.О., действующих на основании доверенностей,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу главы администрации Заволжского муниципального района Ивановской области Петрова Дениса Юрьевича на постановление начальника Службы государственного финансового контроля Ивановской области №№ от 04 октября 2019 года о назначении Петрову Д.Ю. административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением начальника Службы государственного финансового контроля Ивановской области №№ от 04 октября 2019 года должностное лицо - глава администрации Заволжского муниципального района Ивановской области Петров Д.Ю. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты>.
Не согласившись с вынесенным постановлением, глава администрации Заволжского муниципального района Ивановской области Петров Д.Ю. обратился с жалобой, в которой просил обжалуемое постановление отменить, а производство по делу прекратить, ввиду отсутствия события административного правонарушения.
В судебных заседаниях Петров Д.Ю. и его представитель Смирнов А.Е. доводы жалобы поддержали в полном объеме, просили об отмене обжалуемого постановления.
Представители Службы государственного финансового контроля Ивановской области по доверенностиКоробейникова О.В.и Полякова Ж.О. в судебном заседании возражали против удовлетворения жалобы по доводам, изложенным в письменных возражениях.
Заслушав пояснения явившихся лиц, изучив доводы жалобы и материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с диспозицией ст.15.14 КоАП РФ административным правонарушением признается нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы РФ, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.
Объективную сторону указанного административного правонарушения составляет неправильное использование получателем указанных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, в том числе, оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям и условиям, определенным договором (соглашением), которые отражаются в принятом законе о бюджете, сводной бюджетной росписи, которая составляется финансовым органом соответственно Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования и утверждается руководителем этого органа.
Субъектом данного правонарушения могут быть как должностные лица организаций - получателей бюджетных средств, так и сами организации - получатели.
На основании распоряжения начальника Службы государственного финансового контроля Ивановской области от 29.03.2019 №312 «О назначении выездной проверки» Службой государственного финансового контроля Ивановской области (далее Служба) в администрации Заволжского муниципального района Ивановской области проведена проверка соблюдения целей, порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов, полученных из областного бюджета, а также достижения показателей результативности использования указанных средств, соответствующих целевым показателям и индикаторам, предусмотренным государственными программами.
В ходе проведенной проверки установлено, что в рамках подпрограммы «Развитие газификации Ивановской области» государственной программы Ивановской области «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Ивановской области» в 2018 - 2020 годах», утвержденного постановлением Правительства Ивановской области от 06.03.2018 №53-п (далее Постановление №53-п), в 2018 году бюджету Заволжского муниципального района предусмотрена субсидия бюджетам муниципальных образований Ивановской области на разработку (корректировку) проектной документации и газификацию населенных пунктов, объектов социальной инфраструктуры Ивановской области на корректировку проектной документации на строительство распределительных газопроводов <адрес> в сумме <данные изъяты>.
В соответствии с Постановлением № 53-п (в редакции от 21.12.2018) название инвестиционного проекта (графа 2) «корректировка проектной документации на строительство распределительных газопроводов <адрес> изменено на «корректировка проектной документации «Строительство распределительных газопроводов <адрес> сумма субсидии изменена на <данные изъяты> (пункт 10).
30 марта 2018 года между Департаментом строительства и архитектуры Ивановской области (далее Департамент) и Администрацией Заволжского муниципального района Ивановской области (далее Администрация) заключено соглашение №37 (в редакции дополнительных соглашений от №) (далее - Соглашение от №) на 2018 год на сумму <данные изъяты> «О предоставлении субсидий из областного бюджета бюджету Заволжского муниципального района Ивановской области на реализацию мероприятий подпрограммы «Развитие газификации Ивановской области» государственной программы Ивановской области «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Ивановской области».
Согласно условий данного Соглашения, его предметом является предоставление Департаментом в 2018 году субсидии из областного бюджета бюджету Заволжского муниципального района Ивановской области на софинансирование расходных обязательств получателя субсидии, возникающих в связи с реализацией инвестиционного проекта «Корректировка проектной документации «Строительство распределительных газопроводов <адрес> газификация и включенного в муниципальную программу Заволжского муниципального района «Обеспечение качественным жильем и услугами жилищно-коммунального хозяйства населения Заволжского муниципального района», утвержденную постановлением администрации Заволжского муниципального района Ивановской области от 05.11.2013 № 1106-п «Об утверждении муниципальной программы Заволжского муниципального района «Обеспечение качественным жильем и услугами жилищно-коммунального хозяйства населения Заволжского муниципального района» (п.1.1); общий объем бюджетных ассигнований, предусмотренных на реализацию инвестиционного проекта, составляет в 2018 году <данные изъяты> (п.2.1); размер субсидии, предоставляемой из областного бюджета бюджету Заволжского муниципального района Ивановской области по настоящему соглашению составляет в 2018 году <данные изъяты> (п.2.2); перечисление субсидии осуществляется в размере 95% от объема выполненных работ в течение 7 дней с момента предоставления, в том числе при предоставлении заверенной в установленном порядке копии положительного заключения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий (если проведение такой экспертизы обязательно в предусмотренных законодательством случаях), а также заключения о достоверности определения сметной стоимости строительства объекта капитального строительства (абз.5 п.3.4); перечисление субсидии для окончательной оплаты за выполненные работы по разработке (корректировке) проектной документации осуществляется при наличии положительного заключения государственной экспертизы на проектную документацию и заключения о достоверности определения сметной стоимости инвестиционного проекта (п.3.5); получатель субсидии обязуется обеспечить достижение в срок до декабря 2018 года следующего показателя результативности использования субсидии: разработка (корректировка) проектной документации - 1 единица (п.4.2.4); обеспечить возврат в доход областного бюджета остатка неиспользованной субсидии в порядке, предусмотренном бюджетным законодательством Российской Федерации (п.4.2.7); получатель субсидии обязуется обеспечивать результативность и целевое использование субсидии (п.4.2.10); обеспечить соблюдение графика выполнения мероприятии по реализации инвестиционного проекта (по разработке (корректировке) проектной документации, оформленного в соответствии с приложением 4 к настоящему соглашению (п.4.2.13); в случае нецелевого использования субсидии и (или) нарушение получателем субсидии условий ее предоставления к нему применяются бюджетные меры принуждения в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации (п.5.1).
Исходя из условий Соглашения, в 2018 году за счет средств субсидии на корректировку ПСД, полученной из областного бюджета в объеме <данные изъяты>, Администрация в срок до 31 декабря 2018 приняла на себя обязательство по корректировке проектной документации «Строительство распределительных газопроводов <адрес>, обеспечив наличие положительного заключения государственной экспертизы проектной документации, а также заключения о достоверности определения сметной стоимости строительства объекта капитального строительства.
27 августа 2018 года между Администрацией и ООО «Техногазпроект» заключен контракт №Б/Н на выполнение работ по корректировке проектной документации «Строительство распределительных газопроводов <адрес>, согласно которому подрядчик (ООО «Техногазпроект») принимает на себя обязательство выполнить работы по корректировке проектной документации «Строительство распределительных газопроводов <адрес>, в соответствии с Техническим заданием (Приложение № 1), являющимся неотъемлемой частью настоящего контракта, а заказчик (Администрация) обязуется принять работы и оплатить их в соответствии с условиями настоящего контракта (п.1.1).
Исходя из условий контракта от 27 августа 2018 года приемка и оплата работ должна осуществляться после выполнения всех работ, предусмотренных в Техническом задании (Приложение № 1), в полном объеме, включая получение подрядчиком положительного заключения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий объекта капитального строительства, положительного заключения о проверке достоверности определения сметной стоимости строительства объекта капитального строительства. Этапов выполнения работ условиями контракта не предусмотрено.
Между тем, в ходе проведенной проверки установлено, что 18 декабря 2018 года Администрацией Заволжского муниципального района Ивановской области приняты работы по корректировке проектной документации «Строительство распределительных газопроводов <адрес> на основании акта от 18 декабря 2018 года №17 на сумму <данные изъяты>, в отсутствие положительного заключения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий объекта капитального строительства, положительного заключения о проверке достоверности определения сметной стоимости строительства объекта капитального строительства (которые фактически были получены подрядчиком 05 и 09 апреля 2019 года соответственно).
При этом, в нарушение условий Соглашения от 30 марта 2018 года №37, оплата работ по контракту от 27 августа 2018 года на основании акта от 18 декабря 2018 года №17 произведена Администрацией в сумме <данные изъяты>, в том числе за счет средств областного бюджета заявкой на кассовый расход от № в сумме <данные изъяты> (платежное поручение от 27 декабря 2018 года №419184), за счет средств местного бюджета заявкой на кассовый расход от № в сумме <данные изъяты> (платежное поручение от 19 декабря 2018 года № 326813).
Заявка на кассовый расход от № на сумму <данные изъяты> подписана с применением средств электронной подписи главой Заволжского муниципального района Петровым Д.Ю.
Вопреки доводам жалобы, действия Главы Заволжского муниципального района Ивановской областиПетрова Д.Ю.правильно квалифицированы начальником Службы государственного финансового контроля Ивановской области по ст. 15.14 КоАП РФ, так как им допущено нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств, полученных из областного бюджета, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Согласно ст.6, 158, 162 БК РФ администрация Заволжского муниципального района Ивановской области являясь участником бюджетного процесса, осуществляет бюджетные полномочия главного распорядителя и получателя бюджетных средств, в том числе принимает и исполняет бюджетные обязательства от имени публично-правового образования — Ивановской области.
В силу п.п.1 п.1 ст.158, абз.4 ст.162 БК РФ к бюджетным полномочиям главного распорядителя и получателя бюджетных средств относится обеспечение результативности, адресности и целевого характера использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств.
Пунктом 3 ст. 139 БК РФ установлено, что цели и условия предоставления и расходования субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации устанавливаются законами субъекта Российской Федерации и нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями БК РФ.
В силу п.1 ст.306.4 Бюджетного кодекса РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Закрепленный в ст.38 Бюджетного кодекса РФ принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
На основании п.3 ч.1 ст.162 Бюджетного кодекса РФ участник бюджетного процесса обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
Таким образом, в нарушение ст.38, п.3 ст.139, п.п.1 п.1 ст.158, абз.4 ст.162, ст.306.4 БК РФ, подписав заявку на кассовый расход от № Глава Заволжского муниципального районаПетров Д.Ю.допустил направление средств в сумме <данные изъяты>, предоставленных из областного бюджета бюджету Заволжского муниципального района Ивановской области в виде субсидии на корректировку проектной документации на строительство распределительных газопроводов <адрес>, на оплату невыполненных работ по муниципальному контракту от 27 августа 2018 года №Б/Н, то есть на цели, не соответствующие целям, определенным Законом Ивановской области от 11.12.2017 № 96-03 «Об областном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов», пунктом 1.1 Порядка №460-п, пунктом 10 Постановления №53-п, пунктом 1.1 Соглашения от 30 марта 2018 года №37, являющимися правовыми основаниями предоставления указанных средств.
Вина Главы Заволжского муниципального районаИвановской области Петрова Д.Ю.в совершении административного правонарушения подтверждается исследованными доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 17 сентября 2019 года №03-12-155/2019; Законом Ивановской области от 11.12.2017 № 96-03 «Об областном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов»; постановлением Правительства Ивановской области от 06.03.2018 №53-п; постановлением Правительства Ивановской области от 06.12.2017 №460-п, постановлением Правительства Ивановской области от 23.03.2016 №65-п; выпиской из акта внеплановой проверки соблюдения целей, порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов, полученных из областного бюджета (выборочно), а также достижения показателей результативности использования указанных средств, соответствующих целевым показателям и индикаторам, предусмотренным государственными программами, в администрации Заволжского муниципального района Ивановской области от 17.05.2019; копиями соглашения от 30.03.2018 №37, заключенного между Департаментом строительства и архитектуры Ивановской области и Администрацией Заволжского муниципального района Ивановской о предоставлении субсидии из областного бюджета бюджету Заволжского муниципального района Ивановской области на реализацию мероприятий подпрограммы «Разитие газификации Ивановской области» государственной программы Ивановской области «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Ивановской области», дополнительных соглашений к нему от №; копиями уведомлений по расчетам между бюджетами: № копиями контракта от 27.08.2018 № б/н корректировка проектной документации «Строительство распределительных газопроводов <адрес> дополнительного соглашения к нему от 25.12.2018 №1; копиями акта от 18.12.2018 №17 на сумму <данные изъяты>, счета на оплату от 18.12.2018 №27 на сумму <данные изъяты>; копиями акта приема-передачи проектной сметной документации; накладной по объекту, полученных Администрацией Заволжского муниципального района 19.12.2018; копиями заявки на кассовый расход от № в сумме <данные изъяты>, платежного поручения от №, заявки на кассовый расход от № в сумме <данные изъяты>, платежного поручения от 19.12.2018 № 326813; копией акта сдачи-приемки оказанных услуг от 30.04.2019; копиями положительного заключения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий объекта капитального строительства «Корректировка проектной документации «Строительство распределительных газопроводов <адрес> от №, выданого АГУ «Ивгосэкспертиза» 05.04.2019; положительного заключения о проверке достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства по объекту «Корректировка проектной документации «Строительство распределительных газопроводов <адрес> от №, выданого АГУ «Ивгосэкспертиза» 09.04.2019; копией Устава муниципального образования «Заволжский муниципальный район Ивановской области», утвержденного решением Заволжского районного Совета от 24.12.2010 № 34; копий Положения об администрации Заволжского муниципального района Ивановской области, утвержденного решением Совета Заволжского муниципального района от №; копией решения Совета Заволжского муниципального района Ивановской области от 31.08.2017 № 32 «Об избрании Главы Заволжского муниципального района Ивановской области», получившими оценку с точки зрения их относимости, допустимости и достоверности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, подписав заявки на кассовый расход от 19 и 27 декабря 2018 года, Глава Заволжского муниципального районасанкционировал оплату работ, не выполненных фактически.
Должностное лицо правильно пришло к выводу о наличии в действиях Главы Заволжского муниципального района Ивановской области состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ.
Довод Петрова Д.Ю. и его защитника Смирнова А.Е. о недопущении нецелевого использования бюджетных средств основан на неверной оценке доказательств и не может служить основанием к отмене постановления должностного лица.
Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении, установленный Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях должностным лицом соблюден. В ходе рассмотрения дела должностным лицом в соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены все обстоятельства дела, подлежащие доказыванию.
Устранение выявленных нарушений, подтвержденных копией акта сдачи-приемки оказанных услуг от 30.04.2019; копиями положительного заключения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий объекта капитального строительства; положительного заключения о проверке достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, после их совершения, не свидетельствует об отсутствии события административного правонарушения.
Каких-либо противоречий или неустранимых сомнений, влияющих на правильность выводов о доказанности вины Петрова Д.Ю. в совершении описанного выше административного правонарушения, материалы дела не содержат.
Согласно ч.1 ст. 2.4 КоАП РФ административное ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Уставом муниципального образования «Заволжский муниципальный район» определено, что Глава района является высшим должностным лицом муниципального района, наделяется настоящим Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения муниципального района и возглавляет администрацию муниципального района (п.1,2 ст.285).
Решением Совета Заволжского муниципального района Ивановской области от 31.08.2017 года, Петров Д.Ю.избран Главой Заволжского муниципального района на срок два с половиной года, но не более срока полномочий Совета Заволжского муниципального района шестого созыва.
Таким образом, согласно положений статьи 37 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Устава Заволжского муниципального района Ивановской области, Петров Д.Ю.осуществляет организационно-распорядительные функции и руководит администрацией Заволжского муниципального района, наделен полномочиями по принятию решений, имеющих юридическое значение, и влекущих определенные юридические последствия, то есть является должностным лицом согласно примечанию к статье 2.4 КоАП РФ.
С учетом изложенного, суд считает необходимым внести уточнение в резолютивную часть постановления по делу об административном правонарушении, указав: «Признать Главу Заволжского муниципального района Ивановской областиПетрова Д.Ю. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статей 15.14 КоАП РФ».
Главе Заволжского муниципального района Ивановской областиПетрову Д.Ю.назначено наказание в виде штрафа в размере <данные изъяты> в минимальном размере с учетом требований ст.ст.3.1, 3.5, 4.1, 4.2, 4.3 КоАП РФ и санкции ст.15.14 КоАП РФ.
Постановление о назначении административного наказания вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч.1 ст.4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Существенных нарушений процессуальных требований, влекущих отмену вынесенного постановления, при производстве по делу не допущено.
Приведенные стороной защиты доводы жалобы не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемого постановления должностного лица, и не нашли своего объективного подтверждения в ходе судебного разбирательства, основаны на субъективном толковании закона, направлены на переоценку исследованных должностным лицом доказательств.
Несогласие с оценкой, данной собранным по делу доказательствам, равно как и несогласие с оспариваемым актом, не является основанием к отмене постановления, вынесенного с соблюдением требований КоАП РФ.
Оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным не имеется.
Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Уточнить резолютивную часть постановления по делу об административном правонарушении от 04 октября 2019 года, указав: «Признать Главу Заволжского муниципального района Ивановской области Петрова Дениса Юрьевича виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статей 15.14 КоАП РФ», в остальной части постановление по делу об административном правонарушении оставить без изменения, жалобу Главы Заволжского муниципального района Ивановской областиПетрова Д.Ю. – без удовлетворения.
Настоящее решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Кинешемский городской суд Ивановской области в течение 10 дней со дня вручения или получения копии решения.
Судья О.А.Быкова